ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Главной целью поликультурного воспитания представляется преимущественно снятие противоречий, существующих между нормами и системами воспитания и обуче- ния, приемлемыми этническими меньшинствами, с одной стороны, и доминирующими нациями – с другой. Кроме того, предусматривается взаимная адаптация этнических сообществ, отказ доминирующего этнического большинства от культурного диктата. Поликультурное воспитание стремится к осуществлению нескольких задач: 1) развитие идеалов плюрализма, уважение и сохранение культурного многообразия; 2) установление и соблюдение равенства, поддержка равных прав на образование и воспитание; 3) помощь в определении путей сотрудничества и консолидации, формиро- вание личности в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [1]. Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен [2]. Актуальной является и проблема гарантии прав на образование для национальных меньшинств, мно- гие из которых не уступают доминирующему этносу по уровню развития культуры и обра- зованности, но нуждаются в сохранении своих культурных ценностей. Современные исследователи поликультурного образования и воспитания пришли к выводу, что содержание поликультурного процесса строится, главным образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы поня- тий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения [3]. Поликультурное воспитание предназначено для создания психологически комфортно- го и плодотворного взаимообогащения малой и ведущей культур, в результате чего про- исходит самоопределение и развитие личности. Оно непременно учитывает культурные, воспитательные и образовательные потребности этнических меньшинств, таким образом сохраняя интересы культурного многообразия в условиях уважения к национальным культурам и при этом отдавая главную роль культуре ведущего этноса. В процессе поли- культурного воспитания происходит обоюдное обогащение и укрепление добрососедских отношений между большими и малыми этносами без ограничения прав последних, тем самым реализуя идеалы демократического гражданского сообщества. Насущной проблемой на сегодня является и вопрос организации поликультурного воспитания. Целесообразное параллельное изучение тех или иных учебных дисциплин – один из главных способов такой организации. Сторонники поликультурализма считают, что присутствие поликультурного компонента в учебном процессе делает возможным ре- шить двойную задачу: активизировать интерес детей к новым познаниям, в то же время представить им различные взгляды на окружающий мир. Основным в данном случае является как двуязычное, так и многоязычное обучение, включающее в себя родной язык, язык ведущего этноса, иностранные языки. Исходя из этого, главная роль предоставляется культурологической направленности образования. В этом отношении исследователи [4] верно полагают, что овладение иностранными языками служит не только полноценной и продуктивной коммуникации, но и предоставля- ет возможность составить понятие о различных способах мышления, поведения, чувствования. Поликультурное воспитание охватывает широкий спектр учебных дисциплин. Кроме языков, при его осуществлении осваивается многодисциплинарный комплекс гуманитар- ного, эстетического, естественно-научного циклов. В связи с этим ученые считают, что поликультурализм должен глубоко проникать в учебную программу. Например, представ- ляется резонным преподавать историю, литературу, обществоведение, давая только беспристрастные, объективные оценки прошлых достижений человечества, что позволя- ет избежать какого-то одного подхода к их изучению. Такой путь не допускает перекосов в сторону как европоцентризма, так и других неполноценных на сегодняшний день систем. Полезным также будет включение в курс литературы шедевров различных мировых ци- вилизаций. Основанное на принципах компаративистики такое изучение литературы – с акцентом на прекраснейшие образцы мировой литературы – позволяет объяснить мно- гогранное содержание и разнообразие нюансов природы человека. Преподавание отече- ственной и мировой истории должно демонстрировать взаимоотношения народов и куль- тур, значимость культурных взаимосвязей с окружающим миром при возникновении и развитии величайших цивилизаций. Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непре- рывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заве- дений, но и культурно-просветительных центров семьи, церкви, общественных объедине- ний, средств массовой информации [5]. Решая проблемы демократизации воспитательного процесса, необходимо также учитывать то обстоятельство, что преобладающее число государств не являются одно- родными ни в культурном, ни в этническом отношении. Действительно, фактически все современные крупнейшие страны принадлежат к поликультурным и полиэтническим со- обществам. Вследствие массовой иммиграции их населяют как давние национальные меньшинства, так и недавно сформировавшиеся новые малые этнические группы. Исходя их этого, потребность поликультурного воспитания и образования в качестве ведущего социального принципа детерминирована необходимостью толерантного сосуществования больших и малых этносов. Процессы межкультурного взаимодействия не исключают наравне с эволюцией общенациональной культуры обновление, обогащение через воспитание и образование как ведущей, так и малых культур. Похожие тенденции подразумевают соединение путем воспитания и сохранения культурных и этнических ценностей всех участников межкуль- турного и межэтнического диалога, формирование единого культурного пространства, в рамках которого каждый субъект получает социальный и этнический статус, идентифици- рует причастность к тем или иным субкультурам. Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993–1994 учеб- ном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, ар- мянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корей- ское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чечен- ское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополни- тельно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры [6]. На Юге России, в Ростовской области, где проблема миграции как нигде актуальна, группой ученых под руководством Е.В. Бондаревской были разработаны интегративные курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подго- товка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликуль- турном образовании», «Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить совершенствование подготовки социальных педагогов, учителей, студентов к организа- ции и осуществлению педагогической поддержки учащихся в поликультурном образова- тельном пространстве. Идея введения на педагогических отделениях вузов подобных спецкурсов и спецсеминаров представляется очень удачной идеей, так как это позволяет подготовить более компетентных педагогов, которые не растеряются, столкнувшись с ча- стотной проблемой обучения детей некоренных национальностей. Данные спецкурсы и спецсеминары уже внедрились в практику ряда вузов России и Приднестровья [7]. Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокуль- турных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоя- щих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом [8]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|