Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ



Главной целью поликультурного воспитания представляется преимущественно

снятие противоречий, существующих между нормами и системами воспитания и обуче-

ния, приемлемыми этническими меньшинствами, с одной стороны, и доминирующими

нациями – с другой. Кроме того, предусматривается взаимная адаптация этнических

сообществ, отказ доминирующего этнического большинства от культурного диктата.

Поликультурное воспитание стремится к осуществлению нескольких задач:

1) развитие идеалов плюрализма, уважение и сохранение культурного многообразия;

2) установление и соблюдение равенства, поддержка равных прав на образование и

воспитание; 3) помощь в определении путей сотрудничества и консолидации, формиро-

вание личности в духе общенациональных политических, экономических, духовных

ценностей [1].

Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании

уважения к иным культурам толерантность лишь начало приобщения к иным культурам.

За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность.

Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур

такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен [2]. Актуальной

является и проблема гарантии прав на образование для национальных меньшинств, мно-

гие из которых не уступают доминирующему этносу по уровню развития культуры и обра-

зованности, но нуждаются в сохранении своих культурных ценностей.

Современные исследователи поликультурного образования и воспитания пришли к

выводу, что содержание поликультурного процесса строится, главным образом, вокруг

четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы поня-

тий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к

диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения

[3]. Поликультурное воспитание предназначено для создания психологически комфортно-

го и плодотворного взаимообогащения малой и ведущей культур, в результате чего про-

исходит самоопределение и развитие личности. Оно непременно учитывает культурные,

воспитательные и образовательные потребности этнических меньшинств, таким образом

сохраняя интересы культурного многообразия в условиях уважения к национальным

культурам и при этом отдавая главную роль культуре ведущего этноса. В процессе поли-

культурного воспитания происходит обоюдное обогащение и укрепление добрососедских

отношений между большими и малыми этносами без ограничения прав последних, тем

самым реализуя идеалы демократического гражданского сообщества.

Насущной проблемой на сегодня является и вопрос организации поликультурного

воспитания. Целесообразное параллельное изучение тех или иных учебных дисциплин –

один из главных способов такой организации. Сторонники поликультурализма считают,

что присутствие поликультурного компонента в учебном процессе делает возможным ре-

шить двойную задачу: активизировать интерес детей к новым познаниям, в то же время

представить им различные взгляды на окружающий мир.

Основным в данном случае является как двуязычное, так и многоязычное обучение,

включающее в себя родной язык, язык ведущего этноса, иностранные языки. Исходя из

этого, главная роль предоставляется культурологической направленности образования.

В этом отношении исследователи [4] верно полагают, что овладение иностранными

языками служит не только полноценной и продуктивной коммуникации, но и предоставля-

ет возможность составить понятие о различных способах мышления, поведения,

чувствования.

Поликультурное воспитание охватывает широкий спектр учебных дисциплин. Кроме

языков, при его осуществлении осваивается многодисциплинарный комплекс гуманитар-

ного, эстетического, естественно-научного циклов. В связи с этим ученые считают, что

поликультурализм должен глубоко проникать в учебную программу. Например, представ-

ляется резонным преподавать историю, литературу, обществоведение, давая только

беспристрастные, объективные оценки прошлых достижений человечества, что позволя-

ет избежать какого-то одного подхода к их изучению. Такой путь не допускает перекосов в

сторону как европоцентризма, так и других неполноценных на сегодняшний день систем.

Полезным также будет включение в курс литературы шедевров различных мировых ци-

вилизаций. Основанное на принципах компаративистики такое изучение литературы –

с акцентом на прекраснейшие образцы мировой литературы – позволяет объяснить мно-

гогранное содержание и разнообразие нюансов природы человека. Преподавание отече-

ственной и мировой истории должно демонстрировать взаимоотношения народов и куль-

тур, значимость культурных взаимосвязей с окружающим миром при возникновении и

развитии величайших цивилизаций.

Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непре-

рывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заве-

дений, но и культурно-просветительных центров семьи, церкви, общественных объедине-

ний, средств массовой информации [5].

Решая проблемы демократизации воспитательного процесса, необходимо также

учитывать то обстоятельство, что преобладающее число государств не являются одно-

родными ни в культурном, ни в этническом отношении. Действительно, фактически все

современные крупнейшие страны принадлежат к поликультурным и полиэтническим со-

обществам. Вследствие массовой иммиграции их населяют как давние национальные

меньшинства, так и недавно сформировавшиеся новые малые этнические группы. Исходя

их этого, потребность поликультурного воспитания и образования в качестве ведущего

социального принципа детерминирована необходимостью толерантного сосуществования

больших и малых этносов.

Процессы межкультурного взаимодействия не исключают наравне с эволюцией

общенациональной культуры обновление, обогащение через воспитание и образование

как ведущей, так и малых культур. Похожие тенденции подразумевают соединение путем

воспитания и сохранения культурных и этнических ценностей всех участников межкуль-

турного и межэтнического диалога, формирование единого культурного пространства, в

рамках которого каждый субъект получает социальный и этнический статус, идентифици-

рует причастность к тем или иным субкультурам.

Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в

московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650).

В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993–1994 учеб-

ном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, ар-

мянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корей-

ское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чечен-

ское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополни-

тельно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и

уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев,

праздников. Преподают все это носители языка и культуры [6].

На Юге России, в Ростовской области, где проблема миграции как нигде актуальна,

группой ученых под руководством Е.В. Бондаревской были разработаны интегративные

курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подго-

товка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликуль-

турном образовании», «Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить

совершенствование подготовки социальных педагогов, учителей, студентов к организа-

ции и осуществлению педагогической поддержки учащихся в поликультурном образова-

тельном пространстве. Идея введения на педагогических отделениях вузов подобных

спецкурсов и спецсеминаров представляется очень удачной идеей, так как это позволяет

подготовить более компетентных педагогов, которые не растеряются, столкнувшись с ча-

стотной проблемой обучения детей некоренных национальностей. Данные спецкурсы и

спецсеминары уже внедрились в практику ряда вузов России и Приднестровья [7].

Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокуль-

турных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоя-

щих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием

демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом [8].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.