Практическое занятиеСтр 1 из 16Следующая ⇒
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
М.М. Попович ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Учебно-методическое пособие Вологда – 2015 Попович М.М. Гражданское право. Особенная часть: Учебно-методическое пособие для специальности 031001 – Правоохранительная деятельность. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 97 с.
Рецензенты: Ю.А. Кожина – старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Академии права и управления ФСИН России, кандидат юридических наук. Ю.Н. Спиридонова – заместитель начальника кафедры УПКиОРД ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России 5 сентября 2014 г протокол № 1
Учебно-методическое пособие адресовано курсантам, изучающим гражданское право и обучающимся по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность. В пособии содержатся рекомендации по организации аудиторной и внеаудиторной формы самостоятельной работы обучающихся. В процессе освоения дисциплины используются активные и интерактивные формы и методы проведения занятий: работа в малых группах, учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций, решение задач, составление документов, выполнение творческих заданий и т.д.
©ВИПЭ ФСИН России, 2015 ВВЕДЕНИЕ Настоящее учебно-методическое пособие для курсантов юридического факультета института разработано в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность. Цель изучения курса «Гражданское право» состоит в том, чтобы сформировать у курсантов систему знаний в области гражданско-правового регулирования общественных отношений; раскрыть их роль в решении задач экономического развития общества в современных условиях; определить направления использования полученных знаний на практике, в том числе в деятельности уголовно-исполнительной системы; показать значение обеспечения законности в имущественных и личных неимущественных отношениях в деле защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК): – способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); б) профессиональных (ПК): – способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-6); – способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7); – способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8); – способностью обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать источники гражданского права; - понятия и основные теоретические положения науки гражданского права; - содержание прав граждан и организаций, порядок их реализации и защиты; - порядок разрешения правовых споров; - актуальные проблемы правового регулирования; - правовые позиции высших судебных органов по гражданско-правовым вопросам. - уметь выявлять и анализировать проблемы правового регулирования гражданских правоотношений; - толковать нормы гражданского права; - анализировать локальные акты; - обобщать судебную практику и правовые обычаи; - правильно оценивать правовые ситуации, являющиеся объектами профессиональной деятельности, и принимать оптимальные решения; - давать обоснованные юридические заключения и консультации по гражданско-правовым вопросам; - правильно составлять и оформлять договоры, претензии, акты и иные юридические документы; - осуществлять аналитическую работу и эффективно применять на практике действующее законодательство; - владеть навыками работы с гражданским законодательством, судебной практикой, локальными актами и правовыми обычаями; - навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов. - навыками ведения дискуссии по спорным вопросам, выбора аргументов и отстаивания своей позиции; - навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального права - основами ораторского искусства. В соответствии с рабочей учебной программой по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность гражданское право изучается в 3-6 семестрах обучения, общее количество часов – 432, из них 216 ч. аудиторных и 216 ч. самостоятельной работы. Особенная часть дисциплины изучается в 5-6 семестрах в объеме 90 ч. аудиторной работы и 108 ч. самостоятельной работы. Формами контроля являются зачет в 5 семестре и экзамен в 6 семестре. Учебно-методическое пособие «Гражданское право. Особенная часть» состоит из введения, методических рекомендаций по организации самостоятельной работы и заданий В разделе «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы» дается общая характеристика форм внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине. Все темы учебной дисциплины объединены по разделам. Каждый раздел включает название темы, список вопросов для подготовки, задания для внеаудиторной самостоятельной работы и задания для семинарских и практических занятий. По каждому разделу подготовлен список рекомендуемой литературы и тестовое задание для контроля знаний. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Базовый учебник: 1. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Пресс, 2010. 1008 с. Основная литература: 1. Российское гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальное право. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: СТАТУТ, 2010. 958 с. 2. Пиляева В.В. Гражданское право: Учебник: части Общая и Особенная. М.: КНОРУС, 2011. 998 с. Интернет ресурсы: http://www.gov.ru/ – сервер государственных органов http://www.vsrf.ru/ – Верховный Суд Российской Федерации http://government.ru/ – Правительство Российской Федерации http://pravo.gov.ru/ – официальный интернет-портал правовой информации http://law.edu.ru/parthner/information.asp – федеральный образовательный портал «Юридическая Россия»
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Самостоятельная работа курсантов – обязательная составная часть учебного процесса, предусматриваемая законодательством, федеральными образовательными стандартами, директивами Министерства образования Российской Федерации, учебными планами и программами по всем специальностям и дисциплинам. Кроме того, самостоятельная работа курсантов представляет особое значение для формирования профессионально важных качеств будущих юристов: умения планировать свою деятельность, прогнозировать её результат, оценивать свою работу с точки зрения профессиональной позиции, анализировать совершенные ошибки, корректировать свою деятельность. Самостоятельная работа способствует развитию научного, системного, логичного, прогностического, творческого мышления курсантов; формирует положительную мотивацию Самообразование повышает активность каждого обучающегося. Оно проявляется в организации работы, переработке нового материала, закреплении знаний, их применении, умении превратить усвоенные знания в свои личные убеждения, пользоваться ими в повседневной деятельности. Курсант должен осознать, что развитие его интеллектуальных Выделяют следующие формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная – проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе занятия можно получить консультацию. Внеаудиторная – планируемая работа, проводимая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Конкретные формы внеаудиторной самостоятельной могут быть различными, в зависимости от цели, характера, темы дисциплины, продолжительности, определенной учебным планом: – подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям; – реферирование статей, отдельных разделов монографий; – изучение и конспектирование нормативно-правовых актов; – подготовка правовых документов; – изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; – написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; – участие в составлении тестов; – выполнение исследовательских и творческих заданий; – написание курсовых и дипломных работ; – создание наглядных проектов по изучаемым темам. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:1. Готовность к самостоятельному труду.2. Мотив к получению знаний. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовкак дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.3. Наличие и доступность учебно-методического материала.4. Регулярный контроль качества выполненной самостоятельной работы.5. Консультационная помощь.Чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Работа с текстом лекции Слушание и записывание лекций является одной из решающих форм самообразования,с которой связана и работа с литературой, и составление планов, тезисов, конспектов, и приучение к использованию современной техники хранения информации, и подготовка к зачету, экзамену, написанию докладов, рефератов, курсовых работ. Именно активное слушание лекций создает предварительные условия для вовлечения в самостоятельные исследования.Слушание лекций – сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим «умением слушать», во-вторых, стремлением воспринимать материал (осмысленно, а не механически), нужное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.Рекомендации по работе над текстами лекции сводятся к конкретным советам, с первого взгляда кажущимся до примитивности простыми. 1. На обороте обложки тетради записывается фамилия, имя, отчество преподавателя, его ученая степень и ученое звание, кафедра и номер кабинета. 2. Рекомендуется завести тетрадь не менее 48 листов. 3. Начинается запись с ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература). Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т. д.4. Запись лекций ведется в произвольной форме. Это может быть стиль учебной программы (назывные предложения). Рекомендуется важнейшие мысли подчеркивать цветными фломастерами или применять боковые «фонарики» для выделения подтем. 5. При записи лекции на листе тетради следует оставлять широкие поля для фиксирования основных проблемных вопросов темы. Нет необходимости в стенографировании лекции. Как правило, основные положения, определения, выводы, постулаты преподаватель диктует под запись. 6. На первых лекциях стоит поупражняться в использовании полей: зафиксировать вопросы, вызывающие интерес; варианты ответов на них, сомнения, проблемы, спорные положения.7. Рекомендуется выработать собственную систему сокращений для удобства фиксации лекции. Даже отлично записанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ней (глубокое осмысление содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.Алгоритм работы над лекцией предполагает ответы на такие вопросы:– над какими понятиями следует поработать;– какие обобщения выявить (обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам);– какой учебный материал и как систематизировать;– какие общие закономерности и принципы удалось выявить;– какими материалами следует дополнить текст;– как и по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов лекций.
Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям При подготовке к текущей лекции, для лучшего понимания нового материала, курсанту важно повторить, перечитать конспект предыдущей. К сожалению, это делают лишь немногие обучающиеся, у которых сформировались навыки самоорганизации. Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается Наибольшую трудность для курсантов представляет чтение монографий и научных статей. В отличие от учебных пособий они не адаптированы для обучающихся. Сталкиваясь 1. Сосредоточься, нацелься на запоминание. 2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала. 3. Удели особое внимание структуре материала, порядку его изложения. 4. Найди смысловые опорные пункты, составь план. 5. Произнеси несколько раз новые слова. 6. Проговори вслух формулировки выводов. Для лучшего запоминания прочитанного материала рекомендуется составить краткий конспект или резюме прочитанного, которые при необходимости могут стать основой для ответа по конкретному вопросу. Конспектирование должно носить неформальный характер. Главными задачами подготовки к семинарскому и практическому занятию являются: – повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы; – расширение и углубление знаний по теме занятия. Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, выполнения практического задания. Длительность подготовки курсанта к семинару должна примерно соответствовать длительности самого семинара, т.е. составлять два академических часа (или в отдельных случаях чуть больше). Подготовка включает не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративного материала по определенным вопросам, изучение судебной практики, решение юридических задач. Ответы на вопросы семинарского занятия предполагают продуктивное мышление, При выставлении оценки за работу на семинаре учитывается следующее: – степень понимания рассматриваемых вопросов в объеме программы; – использование в выступлениях обязательной и дополнительной литературы; – умение аргументировано обосновывать высказываемые положения; – умения доходчиво и логически стройно излагать материал, вызвать интерес к выступлению со стороны других курсантов; – наличие в выступлениях связи с ведомственным законодательством; – наличие в выступлении связи с будущей профессией. При выставлении оценок учитывается не только качество выступления по заранее избранному вопросу, но и личная активность на семинаре, знание других вопросов, участие
Написание аннотации, реферата, эссе Написание аннотации, реферата, эссе Написание аннотации, реферата, эссе довольно частое задание при подготовке к семинару, практическому занятию. Предполагается, что конспектирование способствует анализу первоисточника. Для того чтобы конспектирование выполняло познавательную функцию, курсант должен овладеть умениями: – отбора существенной информации, отделения ее от второстепенной; – лексической и синтаксической переработки текста; – схематизации и структурирования прочитанного материала; – резюмировать про резюме по прочитанному материалу. В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвоению знаний.
Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Она представляет собой предельно сжатую описательную характеристику первоисточника. В ней в обобщенном виде раскрывается тематика публикации без полного раскрытия ее содержания. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном источнике информации. Аннотации по содержанию и целевому назначению могут быть справочными и рекомендательными. Справочные аннотации раскрывают тематику документов и сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают критической оценки. Рекомендательные аннотации содержат оценку документа с точки зрения его пригодности для определенной категории лиц. В аннотации указывают лишь существенные признаки содержания документа, те, которые позволяют выявить его научное и практическое значение и новизну, отличить его При составлении аннотации не следует пересказывать содержание документов (выводы, рекомендации, фактический материал). Нужно свести к минимуму использование сложных оборотов, употребление личных и указательных местоимений. Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Состав аннотации: 1. Вводная часть – библиографическое описание. 2. Основная часть – перечень основных, затронутых в публикации проблем. 3. Заключительная часть – краткая характеристика и оценка, назначение аннотируемой работы. Например: «В данной статье (указание автора, названия статьи и источника опубликования) рассмотрена проблема толкования злоупотребления правом как одной из форм юридически значимого и социально негативного поведения. Проанализированы две крайние точки зрения на проблему злоупотребления правом. Автор приходит к выводу, что отсутствие единой точки зрения по данному вопросу отрицательно сказывается на правоприменительной деятельности. На основе проведенного исследования автор считает, что проблему можно решить только в результате взаимодействия институтов законодательной, исполнительной, судебной властей и представителей юридической науки». Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье: В данной статье рассматривается проблема... Обосновывается идея о том, что... В статье затрагивается тема... Дается сравнение... Статья посвящена комплексному исследованию... Целью статьи является анализ изучения... В статье раскрываются проблемы... Особое внимание уделено... В статье анализируется... Автор приходит к выводу, что... Основное внимание в работе автор акцентирует на... Выделяются и описываются характерные особенности... В статье выяснены особенности... На основе изучения… установлено... Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Автором предложены... Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке... В заключение раскрывается... Обобщается практический опыт... В статье исследуются характерные признаки... Обосновывается мысль о том, что... В статье проанализированы концепции... В статье приведен анализ взглядов исследователей... Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о... В статье излагаются взгляды на... В статье дан анализ научных изысканий...
Реферат (от лат. refero – «сообщаю») представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов)? литературы по теме с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта Этапы подготовки реферата: Выбор темы осуществляется по перечню, указанному в методических рекомендациях или определяется студентом самостоятельно, исходя из своих возможностей, используя помощь преподавателя. Подготовка к написанию реферата предполагает знакомство и изучение литературы Составление плана реферата, систематизация изученного ранее материала. При написании реферата необходимо использовать не менее 10–15 источников. Общий объем реферата составляет 10–15 листов. Введение содержит четкую постановку проблемы, определение актуальности и степени разработанности темы, цели работы. Основная часть реферата предполагает последовательное раскрытие материала согласно плану, сопоставление различных точек зрения при определенной своей позиции. Ссылки оформляются в соответствии с правилами библиографических описаний источников. Заключение – это наиболее важная часть реферата, в которой обобщаются результаты исследования, даются конкретные ответы на проблемные вопросы, поставленные во введении. В этой части могут быть сформулированы выводы и практические рекомендации. Написание реферата. Текст не должен быть сокращенным переводом или механическим пересказом реферируемого материала. В нем должно быть выделено все то, что заслуживает особого внимания с точки зрения новизны и возможности использования в будущей практической или научно-исследовательской работе. В реферате не должно быть повторений и общих фраз. Исключается использование прямой речи и диалогов. Целесообразно включить в текст реферата основные выводы автора первоисточника. Подготовка текста доклада (выступления). Поскольку на выступление отводится Представление доклада. Приветствуется свободное владение материалом при изложении доклада, использование разговорного языка, контакт с аудиторией. Рекомендуется потренироваться в чтении доклада. При оценке реферата учитываются следующие критерии: – сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы; – составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам; – удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно; – сумел ли автор проанализировать материал; – отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения; – достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам; – насколько самостоятельно выполнена работа; – правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.
Эссе (от фр. essai или англ. essay, assay – «попытка, проба, очерк»; см. также лат. exagium – «взвешивание») – самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как: – исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт – качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); – аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка. Объем эссе не должен превышать 6 страниц машинописного текста.
Решение задач Решение юридических задач одна из самых распространенных форм, используемых Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Решение задач по праву предполагает знание всех тонкостей, «подводных камней», содержащихся в задаче, умение работать с большой базой взаимосвязанных нормативно-правовых актов. Ведь при решении одной задачи может быть использовано несколько нормативно-правовых актов, а также судебная практика. Решение практических задач должно развивать у курсантов инициативу, аналитические способности, содействовать правильному использованию имеющегося в их распоряжении конкретных норм права, информации и умению аргументировать свои решения. На наш взгляд, алгоритма решения юридической проблемы не существует и не должно существовать. Тем не менее, любая жизненная ситуация может быть преобразована в юридическую задачу с набором установочных условий и желаемым результатом. Как правило, задачи, предлагаемые курсантам для решения, содержат набор вводных условий, необходимых для разрешения ситуации по существу. При этом необходимо учитывать все возможные варианты разрешения ситуации, даже при отсутствии необходимых вводных в условии задачи. Например, «если подарок составляет менее 3 тысяч рублей, т.е. является обычным подарком небольшой стоимости, то в соответствии со ст. 579 ГК не применяется положение об отмене дарения; если же подарок не относится к обычным подаркам небольшой стоимости, то мы можем применить п. 2 ст. 578 ГК и требовать отмены дарения в судебном порядке». Поскольку решение задач по гражданскому праву часто предполагает несколько допустимых и правильных решений, то в таких случаях, чем глубже курсант вникнет в существо юридической ситуации, чем полнее он проследит все связи участвующих в ней лиц, тем всестороннее будет рассмотрена задача, тем больше вариантов правового поведения субъектов он отыщет. В решении задачи по праву должны быть предусмотрены все нюансы.
Предлагаем примерный порядок решения задачи по гражданскому праву. 1. Внимательно прочитайте условие задачи. Еще раз перечитайте задачу. Определите, существует ли в данной ситуации нарушение норм права. Определите, какие гражданские правоотношения возникают из предложенной фабулы задачи. Это очень важный этап, когда необходимо сопоставить условие задачи с изучаемой темой по дисциплине, а также с ранее изученными темами и уяснить для себя круг правоотношений, которые установлены в задаче. 2. Проанализируйте ситуацию. Как правило, решение задач осуществляется от общего 3. Выявите спорное правоотношение. Определите его содержание. Дайте оценку ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующего законодательства. Для этого нужно определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение. Установить круг возможных решений по данной ситуации. Выяснить, какие действия должна предпринять сторона, чье право нарушено, для его защиты. 4. Определите нормативно-правовую базу, регламентирующую спорное правоотношение и ознакомьтесь с его текстом. Сопоставьте требования норм права с фабулой дела. Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права. Иногда, для правильной квалификации достаточно одного абзаца или предложения статьи закона. 5. Сформулируйте решение задачи. Данный этап предполагает формулирование как письменного, так и устного решения задачи в соответствии со сделанными ранее выводами. Начинать текст решения задачи рекомендуется со слов «В соответствии с требованиями...». Далее необходимо привести текст соответствующей нормы права, регламентирующей спорное правоотношение, указать, какие юридические факты соответствуют этой норме либо нарушают ее. При этом указать абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать. В заключении задачи необходимо сформулировать вывод, опирающийся на примененную норму права. Желательно чтобы решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на руководящее постановление Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Письменное решение задачи служит одним из доказательств самостоятельной работы курсанта. Решение задачи не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов. Главная цель получения навыков решения задач – это развить умение анализировать нерафинированные задачи, вырабатывать самостоятельные решения. Процесс выработки решения составляет сущность метода конкретных ситуаций и имеет гораздо большее значение, чем само решение. Курсант должен сам выявить сущность конфликта, сформулировать задачу и уточнить значимые факты и нормы права, помогающие ее решить. Для этого ему необходимо тщательно рассмотреть и взвесить каждый факт, обстоятельства, нормативно-правовые акты, ограничивающие решения, разработать несколько альтернативных способов действия, произвести разбор положительных последствий каждого и, наконец, аргументировано обосновать лучший вариант решения. Таким образом, решение задач дает возможность развивать юридическое мышление, оттачивать аргументацию, владеть мастерством правовой критики.
Подготовка юридических документов Юридическая работа – это, в большей степени, бумажная работа. Все заявления, требования, документы должны быть оформлены на бумажных носителях или в электронной форме. Поэтому каждый юрист в своей деятельности, сталкивается с оформлением различного рода документов. Невозможно разработать единого алгоритма подготовки юридических документов исходя из их многообразия и разнородности. В настоящее время разработаны типовые документы, которые можно найти в Интернете или в справочных правовых системах. Но может сложиться так, что у вас не будет возможности обратиться за помощью к кому-либо и данные рекомендации вам пригодятся. Сюзан Л. Броди, Джейн Рутерфорд, Лорел А. Виетцена, Джон Л. Дернбах в статье «Процесс подготовки юридических документов» выделяют следующие этапы составления документа: 1. Понять, кому адресован документ. Адресат документа – широкое понятие. Для того чтобы представить себе адресата, вы должны установить, кто будет его читать и в каких целях. Еще один фактор при учете адресата документа – это образовательный уровень и жизненный опыт. Способность правильно прочесть и понять ваш документ, у разных людей совсем не одинакова. 2. Собрать фактический материал. В типичном письменном задании для учащихся обычно сообщаются все факты, относящиеся к делу. Однако на практике факты добываются в ходе опроса клиента, встреч с адвокатами и их клиентами, опроса свидетелей, изучения их показаний и различных других документов. При сборе фактического материала необходимо ответить на вопросы: кто, что, где, когда, почему, как. 3. Знать закон. На всех стадиях работы над документом вы должны знать закон. До начала процесса подготовки документа следует изучить незнакомые вам области права, имеющие отношение к документу. Сбор фактического материала практически невозможен, если вам не известны факты, имеющие юридическое значение. Их вам необходимо установить. Знание закона имеет значение на всех стадиях подготовки документа. Только после того, как вы поняли относящиеся к делу нормы материального и процессуального права, а также нормы, касающиеся толкования и интерпретации, вы сможете наметить общую структуру документа и приступить к его подготовке. 4. Систематизировать, организовать материал и подготовить общую структуру. 5. Тщательно изложить. Даже грамотно подготовленный юридически документ, не всегда достигает своей цели, если он плохо написан. Перед вами стоят три основные задачи: излагайте предмет ясно, соблюдайте надлежащий тон и будьте кратки. 6. Отредактировать и переписать. Вначале следует переписать документ и изменить его внутреннюю структуру, исправив ошибки по существу, порядку изложения и языку документа, обнаруженные в ходе проверки на возможные последствия. Затем следует провести корректуру, исправив грамматические ошибки, проверив пунктуацию и правописание. Неправильно поставленная запятая может в корне изменить смысл предложения или исказить юридическую суть отдельной статьи или положения. Ни один документ, независимо от его формы, стиля и содержания, не будет соответствовать минимальным стандартам качества, если проект документа не переписывался несколько раз. Решение тестов Тест (от англ. test – «испытание, проверка») представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности обучающегося. Тесты позволяют за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателем степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения. Тестирование широко используется для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. Рекомендации при решении тестовых заданий: Не нужно паниковать, видя, сколько вопросов содержит тест. Во время решения одного конкретного вопроса думайте исключительно о нем, Пропускайте. Если не поняли задания или не знаете, как его выполнить, – не задерживайтесь, переходите к следующему вопросу, а к этому вернетесь позже, когда решите все, что знаете наверняка. Читайте задание внимательно и полностью. Бывают случаи, когда, только начав читать задание и заметив какую-то схожесть с предыдущим, человек дает ответ, не дочитав вопрос до конца. Исключайте. Иногда бывает так, что некоторые из предложенных вариантов ответов просто никак не могут быть правильными, и вы это понимаете, даже не зная верного ответа. Смело их исключайте. Возможно так, методом исключения заведомо неправильных ответов, вы и найдете правильный. Угадывайте. Если ответа вы не знаете, и нет никакой надежды на то, что, подумав, вы все-таки осилите это задание, попробуйте довериться своей интуиции и угадать. Просто закройте глаза, мысленно повторите вопрос и поставьте тот ответ, который первым пришел Не стоит менять решения и по нескольку раз перечеркивать выбранные ответы. Однако если интуиция вас подводит, и вы об этом знаете, то подобным методом злоупотреблять Тренируйтесь. Чем больше вы решите типовых тестов, тем больше опыта получите. Решение тестов должно проходить в два этапа. Сначала проходите по первому кругу, решая все то, что наверняка знаете. Потом возвращаетесь к тому, что пропустили.
Создание проектов Основное предназначение метода проектов состоит в создании благоприятных условий для развития обучающихся как самостоятельной, творческой личности. Создание проекта состоит из следующих этапов: - написание реферата по вопросу, заранее согласованному с преподавателем (7-10 страниц печатного текста); - разработка слайдов с использованием программы MS PowerPoint; - работа над дизайном презентации (подбор фона, шрифтовое оформление); - подбор графических иллюстраций (фотографирование и сканирование необходимых материалов); - подбор или запись звукового оформления; - разработка тестовой части проекта; - создание файлов с дополнительной информацией с использованием программы MS Word, применение технологии гипертекста; - презентация (защита) проекта (не более 10 минут). Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме соответствующего раздела. Презентация проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение отвечать на вопросы, оформление работы. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада.
Подготовка к зачетам, экзаменам Подготовка к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. При изучении Общей части гражданского права предусмотрено две формы контроля: зачет в третьем семестре и экзамен в четвертом. 1. Приступая к подготовке к зачетам, экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. 2. Хорошо начинать с самого трудного, т.е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет, нет настроения. В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам. 3. Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. 4. Готовясь к зачету, экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу. Надо помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях. 5. При подготовке к зачетам, экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже непосредственно при ответе на экзаменах. 6. Ответы на наиболее трудные вопросы подробно изложите другу, одногруппнику. Делайте это так, как требуется на зачете, экзамене. 7. Если в какой-то момент подготовки к зачету, экзамену вам начинает казаться, что выучить материал невозможно, подумайте, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете В ответе на экзамене особенно ценится умение выделить главное, демонстрация связи, места данного вопроса в общей структуре дисциплины, самостоятельность, способность обобщать материал не только из лекций, но и из других источников. Особое значение имеет собственная точка зрения при анализе содержания вопроса, умение приводить собственные примеры для иллюстрации излагаемых положений, умение применять свои знания для ответа на вопросы, лежащие в стороне от основного вопроса. Критерии оценки знаний: «Отлично» – курсант глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. «Хорошо» – курсант твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. «Удовлетворительно» – курсант усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. «Неудовлетворительно» – курсант не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большим затруднением выполняет практические задания.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Раздел VI. Обязательства по передаче имущества в собственность Тема 22: Договор купли-продажи Семинарское занятие Целью занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений Вопросы для подготовки: 1. Общие положения договора купли-продажи. 2. Понятие и основные элементы договора купли-продажи. 3. Содержание договора купли-продажи. 4. Ответственность сторон по договору купли-продажи. 5. Виды договора розничной купли-продажи.
Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть историю становления данного института, его значение в правоприменительной деятельности и в международной практике. Обозначить особенности купли-продажи отдельных товаров и применения специального законодательства. Перечислить источники правового регулирования. Ответ на второй вопрос необходимо начать с определения понятия договора, затем перечислить условия, которые могут включаться в договор купли-продажи, охарактеризовав каждое из них, и отметить, какие из перечисленных условий являются существенными условиями договора, предварительно раскрыв понятие «существенные условия договора». Особое внимание уделить предмету и субъектному составу участников договора. Также необходимо рассмотреть форму и порядок заключения договора, выделив особенности, присущие для отдельных видов договора. При ответе на третий вопрос следует перечислить основные права и обязанности продавца и покупателя по договору купли-продажи. Ответ на четвертый вопрос должен содержать правовые последствия, которые могут наступить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя сторонами по договору обязательств. Отвечая на пятый вопрос, следует указать виды договора купли-продажи и их основные особенности. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовьте доклады на тему: – Особенность заключения и исполнения договора поставки. – Особенность заключения и исполнения договора поставки товаров для органов и учреждений ФСИН России. – Особенность заключения и исполнения договора купли-продажи недвижимости. – Защита прав потребителей по договору розничной купли-продажи.
2. Составьте документы. Договор купли-продажи и акт приема-передачи квартиры (для курсантов с фамилиями, начинающимися на «А»–«К»). Голубцова Светлана Сергеевна (паспорт серии II-ОД № 547329, выдан 3 августа 1994 года ОМ № 1 УВД г. Вологды) договорилась с Павловым Степаном Игнатьевичем (паспорт серии V-СК № 710294, выдан 23 ноября 1986 года ОВД Вологодской области) о продаже принадлежащей ей на праве собственности (что подтверждается договором дарения от 11 июля 1997 года № 561, зарегистрированным частным нотариусом Светловой Е.Л.) двухкомнатной квартиры № 15 общей площадью 58.4 кв.м., жилой площадью 29,8 кв.м., расположенной на четвертом этаже кирпичного девятиэтажного дома № 120 по ул. К. Маркса
Договор купли-продажи и акт приема-передачи мебели (для курсантов с фамилиями, начинающимися на «Л»–«Я»). Гражданин Петров Иван Федорович, проживающий по адресу: г. Вологда, ул. Северная, Практическое занятие Целью занятия является закрепление знаний о договоре купли-продажи, источниках его нормативно-правового регулирования посредством выполнения творческих заданий, Задания для самостоятельной работы: 1. Приведите примеры государственных органов и общественных организаций, в том числе, находящиеся в городе Вологде в которые могут обратиться потребители в случае нарушения их прав. 2. Оформите претензию.Все исходные данные по вашему усмотрению. - покупателя при покупке товара ненадлежащего качества; - о нарушении срока поставки по договору контрактации; - о доукомплектовании товара по договору поставки. Задания на развитие юридического мышления: 1. Туманов купил в магазине холодильник «Атлант» с обязательством доставки его Обоснованно ли отказано Туманову в удовлетворении его требований? Каким образом распределяется риск случайной гибели или повреждения имущества между продавцом и покупателем? Какими правами наделяется покупатель, получивший товар ненадлежащего качества?
2. Соколов 16 апреля 201(…) года купил в магазине рубашку и костюм. Придя домой, он примерил костюм, однако жена сказала, что костюм ему короток и вообще этот фасон Правомерен ли отказ магазина в удовлетворении требований Соколова? Какие права имеет Соколов в данной ситуации как потребитель? В каком порядке и в какой срок можно обменять непродовольственные товары, не подошедшие по фасону, цвету, размеру и другим подобным параметрам?
3. 27 ноября Одинцова приобрела в магазине торт «Сказка», придя домой, она обнаружила, что торт испорчен. Поскольку Одинцова проживала далеко от магазина, в котором покупала торт, то решила обменять его, когда у нее будет на это свободное время. 1 декабря она пришла в магазин с целью обменять торт, и, предъявив его совместно с кассовым чеком потребовала замены на доброкачественный. Однако ее требование удовлетворено не было, поскольку в день продажи торта еще не вышел срок его реализации – 29 ноября, а на момент предъявления требования он уже истек, в результате чего торт и мог испортиться. Правомерно ли требование Одинцовой? Каков порядок обмена товаров ненадлежащего качества?
4. Хромов в августе купил дом. 8 апреля он продал дом Паничевой за 720 тыс. рублей. Через 1 год и 6 месяцев после получения ответа Паничева обратилась в суд с иском Разрешите ситуацию по существу.
5. Семенов купил дом у Муровой. Весной, через два года после покупки, подпочвенные воды затопили погреб, находившийся под домом, подмыли столбы, и дом дал осадку. Семенов предъявил иск, требуя расторжения договора и возврата денег либо взыскания суммы, необходимой для устранения недостатков. Мурова утверждала, что в данном случае речь Подлежит ли иск Семенова удовлетворению?
6. Вступило в силу решение суда об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения, однако договор стороны не подписали. Вправе ли будущий покупатель обратиться в суд с требованием к третьим лицам об устранении препятствий в пользовании имуществом?
7. Заключен договор купли-продажи квартиры. После того как покупатель вступил во владение, выяснилось, что в квартире не работает воздуховод, наблюдается слабый напор воды, теплоснабжение осуществляется не в соответствии с нормативами. В договоре была сделана ссылка на то, что покупатель не имеет претензий к техническому состоянию объекта. Может ли он отказаться от договора купли-продажи?
8. По договору поставки передан товар, однако он не соответствует ГОСТу. Каких-либо требований к качеству товара стороны не устанавливали. Может ли покупатель потребовать замены товара?
9. Заключен договор, по которому покупается новый автомобиль и одновременно покупатель обязуется продать автомобиль (указаны такие же номера и характеристики) продавцу спустя какое-то время. При "обратной" продаже автомобиля первоначальный продавец заявил требования, связанные с поставкой товара ненадлежащего качества. Он указал, что автомобиль был в эксплуатации, отсутствует руководство пользователя, поэтому цена должна быть снижена. Подлежит ли требование удовлетворению?
10. Сторонами заключен договор купли-продажи с условием предоплаты. Продавец
Тема 23: Договор мены, дарения ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|