Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинарское занятие



Целью занятия является формирование целостного представления о праве интеллектуальной собственности: субъектах, объектах, содержании, а так же формирование способности анализировать нормативно-правовые акты и иные источники.

Вопросы для подготовки:

1. Право интеллектуальной собственности.

2. Понятие авторского права.

3. Субъекты авторского права.

4. Объекты авторского права.

5. Понятие и виды имущественных и неимущественных прав авторов.

6. Ответственность за нарушение авторского права.

7. Авторские договоры.

8. Права смежные с авторскими.

9. Понятие и источники патентного права.

10. Объекты и субъекты патентного права.

11. Получение патента как формы охраны объектов промышленной собственности.

12. Права авторов изобретения, полезной модели, промышленного образца и патентообладателей.

13. Способы защиты прав авторов промышленной собственности и патентообладателей.

 

Отвечая на первый вопрос, необходимо дать понятие интеллектуальной собственности, раскрыть значение интеллектуального труда в современном мире. Перечислить основные виды результатов интеллектуальной деятельности. Прокомментировать правовое регулирование данной подотрасли, в том числе нормами международного права. Назвать орган исполнительной власти, которому подведомственны вопросы в сфере интеллектуальной собственности.

Во втором вопросе раскрыть понятие и принципы авторского права, показать его значение и место в системе исключительных прав, а также определить, какими нормативными актами в настоящее время регулируются авторские отношения. Указать основания возникновения авторского права и срок его действия, подчеркнув правовое значение данного срока. Знак правовой охраны.

Отвечая на третий вопрос, необходимо перечислить субъектов авторского права, раскрыть понятие соавторства и указать, в каких случаях возникает соавторство и каких видов оно бывает. Также в ответе следует осветить вопросы охраны произведений иностранных авторов.

При ответе на четвертый вопрос следует дать определение и назвать признаки объекта авторского права. Перечислить виды объектов авторского права и их формы, а также произведения, не являющиеся объектами авторского права.

Ответ на пятый вопрос следует начать с указания на то, что все права автора можно подразделить на две группы: имущественные и неимущественные. Перечислить и раскрыть, приводя примеры, имущественные и неимущественные права автора, отметив, какие из них могут переходить к другим лицам в порядке наследования и по авторским договорам. Также необходимо перечислить права на произведения, созданные при выполнении служебного задания.

Отвечая на шестой вопрос, следует назвать гражданско-правовые и иные способы защиты прав автора. Указать, при каких условиях, в каких формах и размерах наступает ответственность за нарушение авторского права. Проанализировать охрану авторства, имени автора и неприкосновенность произведения после смерти автора.

При ответе на седьмой вопрос следует раскрыть понятие, существенные условия и содержание договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа. Прокомментировать отличительные признаки каждого из договоров.

При ответе на восьмой вопрос необходимо раскрыть понятие прав, смежных с авторскими. Перечислить субъектов и объекты смежных прав, возможность использования объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения.

Отвечая на девятый вопрос, необходимо раскрыть понятие патентного права и патентного правоотношения, показать его значение, а также назвать, какими нормативными актами в настоящее время регулируются патентные отношения. Раскрыть историю становления данного института в России и за рубежом.

При ответе на десятый вопрос следует раскрыть понятие объектов патентного права
и перечислить их виды. Условия патентоспособности изобретения, полезной модели и промышленного образца. Указать отличия объектов патентного права от иных объектов интеллектуальной собственности. Перечислить субъектов патентного права. Отметить, кто может стать автором изобретения, полезной модели и промышленного образца, в каких случаях
и каком порядке возникает соавторство, кто является субъектом прав на служебные разработки. Затем следует определить значение и функции Роспатента, а также иных государственных и негосударственных организаций, осуществляющих свои полномочия в сфере патентных прав.

В одиннадцатом вопросе необходимо рассмотреть порядок оформления патентных прав, подробно, остановившись на порядке составления и подачи заявки, рассмотрения ее
в Роспатенте и выдаче патента. Раскрыть, что понимается под патентом и свидетельством, каково их значение для охраны объектов промышленной собственности и в каких случаях выдается каждое из них. Срок действия патента. Основания и порядок прекращения действие патента и свидетельства.

При ответе на двенадцатый вопрос требуется перечислить и раскрыть права и обязанности авторов и патентообладателей, отметив, могут ли они быть переданы другим лицам.

Отвечая на тринадцатый вопрос, необходимо перечислить и охарактеризовать с точки зрения эффективности как гражданско-правовые, так и иные способы защиты прав авторов промышленной собственности и патентообладателей. Показать, каким образом осуществляется охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом.

 

Практическое занятие:

Цельюзанятия закрепление знаний об обязательствах из неосновательного обогащения посредством формирования навыков работы с текстом, умения логично и последовательно анализировать конкретные ситуации и разрешать их по существу.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады на тему:

– права на селекционные достижения;

– топологии интегральных микросхем;

– секреты производства (ноу-хау);

– фирменные наименования;

– товарные знаки и знаки обслуживания;

– наименования мест происхождения товаров;

– коммерческие обозначения.

 

2. Заполните таблицу: Субъекты и объекты прав, смежных с авторскими

Первичные правообладатели Объекты Ограничения
Артисты-исполнители и дирижеры;    
Режиссеры-постановщики спектаклей    
Изготовители фонограмм    
Организации эфирного или кабельного вещания    
Изготовители баз данных    
Публикаторы    

3. Подготовьте документ о нарушении ваших авторских прав в уполномоченный государственный орган.

Задания на развитие юридического мышления:

1. Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сделал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину и увидел сделанные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить. Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником и как собственник может распоряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведении его картины. Автор обратился за защитой своих прав.

Прокомментируйте ситуацию и дайте квалифицированный ответ?

 

2. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений?

 

3. Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургомистровым договор
об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов, при этом были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии? Какие авторские права переходят по наследству?

 

4. При подготовке оперы «Евгений Онегин» к постановке в исполнении главных ролей новыми артистами, радиостудия обратилась к театру за разрешением одновременно транслировать данное исполнение по радио. К театру обратилась также фирма «Мелодия»
с просьбой создать условия для производства записи исполнения спектакля. Узнав об этом, исполнители заявили администрации театра о своем несогласии, указав, что этим нарушаются их права и что они не будут возражать против передачи в эфир их исполнения лишь начиная со второго спектакля.

Какими правами пользуются исполнители и создатели фонограмм?

 

5. Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании их учебника
по криминалистике. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника
к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан частному юридическому институту. Авторы установили, что рукопись учебника юридическим институтом была утрачена.

Авторы интересуются, вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника юридическому институту? И к кому они могут предъявить требования о защите своих прав?

 

6. Мастер и технолог разработали и внедрили у себя на производстве способ изготовления кистей. После пятимесячного использования предложенного способа была выявлена
его большая эффективность. Авторы разработки предложили администрации запатентовать разработку в качестве изобретения, но, не получив ответа в течение двух месяцев, подали заявку от собственного имени. При этом в целях ускорения приобретения исключительных прав на созданный ими способ они решили запатентовать его не в качестве изобретения,
а как полезную модель.

Патентное ведомство отказало в выдаче свидетельства на полезную модель, сославшись на нарушение заявителями действующего законодательства.

Правильно ли решение, принятое по заявке? Если заявителями допущены нарушения, назовите их и укажите, сохранилась ли возможность их устранения?


Литература к разделу XII

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание
законодательства РФ. 2013. № 44. Ст. 5630.

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных» Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 24.

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание
законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.

4. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание
законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

5. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе
по интеллектуальной собственности» (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности») // Собрание законодательства РФ. 2012. № 14. Ст. 1627.

6. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 51. Ст. 6170.

7. Приказ Роспатента от 04.02.2014 № 18 «Об утверждении Регламента Федеральной службы по интеллектуальной собственности» // Российская газета. № 106 от 14.05.2014.

8. Приказ Роспатента от 25.07.2011 № 87 «О введении в действие Руководства по экспертизе заявок на изобретения» // СПС КонсультантПлюс.

9. Приказ Роспатента от 29.12.2009 № 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» // СПС КонсультантПлюс.

Судебная практика:

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 № 35 «Об открытости
и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 3.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012 № 7.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.

 

Раздел XIV. Наследственное право

Тема 41: Наследственное право







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.