Здавалка
Главная | Обратная связь

Общий порядок исчисления таможенных платежей



Под исчислением таможенных платежей можно понимать совокупность действий плательщика и (или) таможенного органа по определению суммы таможенного платежа, подлежащего уплате в бюджет. ТК ТС определены основные элементы исчисления таможенных пошлин, налогов (порядок исчисления и уплаты таможенных сборов определяется законодательством государств-членов Таможенного союза). Так, в статье 75 ТК ТС содержатся положения, касающиеся объекта обложения таможенными пошлинами, налогами, а также базы для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок. Сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин, налогов и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено ТК ТС.

При исчислении таможенных платежей в целом могут применяться следующие виды ставок:

- адвалорные (установленные в процентах к базе исчисления таможенных платежей);

- специфические (установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количество, массы, объема или иных характеристик);

- комбинированные, сочетающие в себе оба вышеназванных вида ставок.

- фиксированные (в рублях), применяемые при определении размера таможенных сборов.

В зависимости от применяемых видов ставок базой для исчисления таможенных пошлин может являться таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика)[12].

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. В Российской Федерации налоговая база для исчисления НДС и акцизов при ввозе товаров установлена НК РФ. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налоговая база НДС определяется в основном как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам)[13]. Налоговая база для исчисления акциза по подакцизным товарам определена статьей 191 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов в Российской Федерации определяется главой 14 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Порядок применения ставок таможенных пошлин, налогов регламентирован статьей 77 ТК ТС (день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза).

Порядок установления ставок таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов различен. Так, ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС), за исключением отдельных временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин должны применяться ставки, установленные законодательством государств-членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемых Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК ТС.

Исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. К таким случаям относится исчисление таможенных пошлин, налогов таможенным органом при их взыскании, а также в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 ТК ТС). Плательщики таможенных сборов определены статьей 124 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Основными документами, в которых производится расчет таможенных платежей при декларировании товаров, являются: декларация на товары[14], таможенный приходный ордер (далее – ТПО)[15] – рис.1.1.

В декларации на товары исчисление таможенных платежей производится в графе 47 «Исчисление платежей», сведения об уплаченных таможенных платежах содержатся в графе «В» «Подробности подсчета».

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов Таможенного союза. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей в Российской Федерации производится в валюте Российской Федерации.

Рис.1.1. Исчисление таможенных платежей в Российской Федерации

 

 

Пунктом 6 статьи 76 ТК ТС установлены ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров. В качестве таковых выступает сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов, за исключением, когда:

- сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов;

- к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.

ТК ТС определяется одно из фундаментальных налоговых и таможенных положений – момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Определение момента возникновения обязанности непосредственно связано с таможенными операциями, которые совершаются в отношении перемещаемого товара.

В общем виде обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в следующих случаях:

Ø Прибытие (убытие) товара (статья 161 ТК ТС): у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы (с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров);

Ø Временное хранение (статья 172 ТК ТС): у владельца СВХ – с момента размещения товаров на складе временного хранения; у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся СВХ, – с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение;

Ø При помещении товаров под таможенную процедуру: с момента регистрации таможенной, транзитной декларации.

Случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, а также случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов определены статьей 80 ТК ТС. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается:

1) при уплате или взыскании таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

2) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) при уничтожении (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) при помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) при обращении товаров в собственность государства-члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена Таможенного союза;

7) при обращении взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза;

8) при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов Таможенного союза;

10) при возникновении обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза;

4) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза содержатся в статье 81 ТК ТС.

Таким образом, ТК ТС определены основные элементы исчисления таможенных пошлин, налогов. Однако некоторые положения ТК ТС имеют отсылочный характер к законодательству государств-членов Таможенного союза (в частности, это касается порядка установления ставок налогов при ввозе товаров, а также таможенных сборов; определения основы их исчисления, валюты исчисления).

 

Таможенные сборы

Таможенные сборы занимают особое место в системе таможенных платежей, которое обусловлено объектом обложения, спецификой исчисления, сроками уплаты таможенных сборов.

По данным ФТС России в 2011 году сумма таможенных сборов, перечисленных в федеральный бюджет, составила 31,37 млрд. рублей (0,5% от общего объема администрируемых ФТС России денежных средств)[16].

В соответствии со статьей 72 ТК ТС таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза. Таким образом, в отличие от таможенных пошлин и налогов объектом обложения таможенными сборами являются операции, совершаемые таможенными органами, и обусловленные перемещением товаров через таможенную границу.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Виды, порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата таможенных сборов в Российской Федерации установлены главой 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". К таможенным сборам в Российской Федерации относятся:

- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции),

- таможенные сборы за хранение,

- таможенные сборы за таможенное сопровождение.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации. В соответствии с частью 1 статьи 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» размер таможенного сбора за таможенные операции ограничивается приблизительной стоимостью оказанных услуг таможенных органов и не может быть более 100 000 рублей.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. При ввозе товаров, а также при вывозе товаров, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины, ставки таможенного сбора за таможенные операции применяются дифференцировано в зависимости от таможенной стоимости товаров (за исключением отдельных случаев, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863[17]) – табл.2.1. приложения 2.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 595[18] с даты присоединения России к Всемирной торговой организации (далее – ВТО) таможенный сбор за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн. рублей, будет равен 30 тыс. рублей. До этой даты в отношении таких товаров действуют следующие ставки таможенных сборов: 50 тыс. рублей, если таможенная стоимость товаров находится в интервале от 10 млн. рублей до 30 млн. рублей включительно, 100 тыс. рублей в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет более 30 млн. рублей.

При заявлении таможенной процедуры экспорта в отношении товаров, для которых не установлены таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, используется:

- цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары, указанная в счете-фактуре (при сделке купли-продажи);

- стоимость этих товаров, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к этим товарам (при других видах сделок). Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 130 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости товаров в следующих случаях:

1) при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами;

2) при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации.

В перечисленных выше случаях ставки таможенных сборов за таможенные операции применяются в зависимости от товарной группы единой ТН ВЭД ТС согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 № 724[19] – табл.2.2 приложения 2.

Применение ставок таможенных сборов за таможенные операции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2011 № 724, осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) при подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам в зависимости от товарной группы единой ТН ВЭД ТС. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным в зависимости от таможенной стоимости товаров;

2) при помещении под таможенные процедуры экспорта или временного вывоза товаров, классифицируемых в товарных группах 84 - 90 единой ТН ВЭД ТС, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы за таможенные операции в отношении товаров, декларируемых в одной таможенной декларации, уплачиваются в размере 5 тыс. рублей при условии, что в такой таможенной декларации не декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС. Если в одной таможенной декларации, кроме товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90 единой ТН ВЭД, декларируются товары, классифицируемые в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС, таможенные сборы за таможенные операции в отношении товаров уплачиваются:

- в размере 5 тыс. рублей - в отношении товаров, классифицируемых в товарных группах 84-90 единой ТН ВЭД ТС;

- по ставкам, установленным от таможенной стоимости товаров, - в отношении товаров, классифицируемых в иных товарных группах единой ТН ВЭД ТС.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (до начала фактического осуществления таможенного сопровождения). Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение зависят от вида транспортного средства, расстояния перемещения (в случае осуществления таможенного сопровождения автотранспортного средства и железнодорожного подвижного состава) – табл.2.3 приложения 2.

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов Таможенного союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

При хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются таможенные сборы за хранение (до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа). Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются:

- в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день,

- в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день.

Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день – к полному[20].

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции установлены частью 1 статьи 131 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Перечень таких случаев не является исчерпывающим: освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции может предоставляться в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, международными соглашениями Российской Федерации. Перечень льгот по уплате таможенных сборов за таможенные операции, установленный в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 и приведен в табл. 2.4. приложения 2.

Таможенные сборы за хранение не взимаются при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа, а также в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение определяются Правительством Российской Федерации.

Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением следующих случаев:

- если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся;

- при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также при отзыве таможенной декларации таможенные сборы не возвращаются.

Совершенствование администрирования таможенных сборов в Российской Федерации в современных условиях направлено на снижение размера таможенных сборов за таможенные операции, попытки «ухода» от таможенной стоимости декларируемых товаров.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.