Здавалка
Главная | Обратная связь

Акцизы при ввозе товаров



Акцизы – косвенные налоги, выступающие в виде надбавки к цене подакцизного товара[61], влияют на процесс ценообразования и структуру потребления. Взимание акцизов характеризуется следующим:

- данный налог имеет ограниченную область применения, т.е. устанавливается на достаточно узкий перечень товаров отечественного и импортного производства (как правило, высокорентабельные товары для изъятия в бюджет полученной производителями сверхприбыли);

- акцизы не затрагивают сферу работ и услуг;

- имеют индивидуальный характер обложения, т.е. устанавливаются в отношении отдельного вида подакцизного товара;

- взимание акцизов производится только один раз на одной из стадий его продвижения: производителем подакцизного товара при его реализации или передаче или плательщиком при ввозе подакцизного товара;

- уплаченная сумма акциза на всех последующих стадиях продвижения подакцизного товара становится составной частью цены данного товара.

К основным функциям акцизов можно отнести: фискальную (служат одним из источников формирования доходной части федерального бюджета) и регулирующую (являются одним из средств регулирования спроса и предложения, а также ограничения потребления).

Акцизы введены на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года. С 1 января 2001 года порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется главой 22 «Акцизы» НК РФ.

Ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией является самостоятельным объектом обложения. Акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза относятся также к таможенным платежам.

Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС. К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза[62].

Перечень подакцизных товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, а также ввозимых на территорию Российской Федерации, является единым, определяется статьей 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ и Федерального закона от 28.11.2011 № 338-ФЗ):

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (вступает в силу с 01.07.2012);

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в пункте 3 данного перечня.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

- лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение статуса товаров как неподакцизных в отношении спиртосодержащих лекарственных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляется таможенными органами только при представлении декларантом в момент декларирования копии регистрационного удостоверения о государственной регистрации декларируемого товара в качестве лекарственного средства, заверенной согласно установленному порядку[63].

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.

Подтверждение статуса товаров как неподакцизных в отношении препаратов ветеринарного назначения, ввозимых на территорию Российской Федерации, предоставляется таможенными органами только при представлении декларантом в момент декларирования копии регистрационного удостоверения о государственной регистрации декларируемого товара в качестве препарата ветеринарного назначения, заверенной согласно установленному порядку.

- парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

- виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (вступает в силу с 01.07.2012);

3) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки,пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации) – данная редакция действует с 01.07.2012;

4) табачная продукция.

Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции). В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией-производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия-производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции. При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.

5) автомобили легковые;

5.1.) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

6) автомобильный бензин;

7) дизельное топливо;

8) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

9) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции (смесь углеводородов, кипящих в интервале температуры от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке (статья 185 НК РФ):

1) акциз уплачивается в полном объеме при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) акциз не уплачивается при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны[64];

4) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также НК РФ при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации акциз, как правило, не уплачивается, либо возвращается (например, налоговыми органами при экспорте товаров, таможенными органами при реэкспорте товаров).

Для целей исчисления акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налоговая база и налоговые ставки устанавливаются НК РФ. В соответствии со статьей 191 НК РФ налоговая база акцизов определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, как сумма:

- их таможенной стоимости;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок, - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Расчетная стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акциза, определяется в соответствии со статьей 187.1. НК РФ. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров. Общая сумма акциза при ввозе нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по различным ставкам, определяется как сумма, полученная от сложения сумм акциза, исчисленного для каждого вида товаров.

Налоговые ставки акцизов являются едиными на территории Российской Федерации и устанавливаются статьей 193 НК РФ. Налогообложение подакцизных товаров в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года осуществляется по налоговым ставкам, приведенным в табл. 5.1. приложения 5.

Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию (с указанием кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС), доведены до таможенных органов письмом ФТС России от 11.01.2012 № 01- 11/184 «О взимании акцизов»[65].

Ставки акцизов на подакцизные товары ежегодно индексируются в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары, а также с учетом прогнозируемого уровня инфляции. В 2012 году индексация ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию проводится в два этапа: с 1 января 2012 года и 1 июля 2012 года. Увеличение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию происходит в соответствии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г.г. и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Указанными концепциями предусматривается применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной и табачной продукции для населения, особенно для молодежи.

Налоговые ставки акциза в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства не унифицированы, при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации они применяются вне зависимости от страны происхождения товаров.

Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца. В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» ввозимая на территорию Российской Федерации табачная продукция подлежит маркировке акцизными марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Порядок маркировки табачной продукции акцизными марками установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции»[66].

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» маркировке акцизными марками подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%, ввозимая на территорию Российской Федерации. Маркировка указанной продукции акцизными марками осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками»[67], а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 786 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» (с учетом изменений)[68].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1230[69] с 1 января 2012 года производимая в России и ввозимая на территорию Российской Федерации алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 9% также подлежит обязательной маркировке. Кроме того, с 1 июля 2012 года вводится маркировка алкогольной продукции крепостью более 0,5% (кроме пива и напитков на его основе). С изменением градации алкогольной продукции данным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено введение новых образцов акцизных марок. Так, предусматривается введение новых образцов акцизных марок со следующими надписями: «Спиртные напитки до 9% включительно», «Спиртные напитки свыше 9% до 25%», «Крепкие спиртные напитки», «Водка», «Игристые (шампанские) вина», «Вина виноградные», «Вина ликерные», «Вина фруктовые», «Винные напитки».

Цена акцизной марки на алкогольную продукцию установлена в размере 1300 рублей/1000 шт. без учета НДС, на табачную продукцию – в размере 150 руб./1000 шт.[70] (ранее – 75 руб./1000 шт.) без учета НДС.

Фиксированные размеры обеспечения исполнения обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением установлены приказом ФТС России от 21.02.2012 № 303 (в отношении алкогольной продукции) и приказом ФТС России от 21.02.2012 № 301 (в отношении табачной продукции)[71].

Основными документами, регулирующими вопросы взимания акцизов в рамках Таможенного союза, являются:

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года (в редакции Протокола от 11.12.2009)[72];

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года[73];

- Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года[74].

К основным принципам, применяющимся при исчислении акцизов во взаимной торговле государств-участников Таможенного союза, относятся:

- при экспорте (вывозе) товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;

- при импорте (ввозе) товаров на территорию одного государства-участника Таможенного союза с территории другого государства-участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками;

- при импорте на территорию государства-участника Таможенного союза акцизы не взимаются по товарам, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию;

- ставки акцизов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Взимание акцизов в отношении товаров Таможенного союза, ввозимых в Российскую Федерацию, не подлежащих маркировке и подлежащих маркировке акцизными марками, имеет свои особенности. К особенностям взимания акцизов в отношении подакцизных товаров Таможенного союза, не подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, можно отнести:

- администрирование акцизов в отношении таких товаров осуществляют налоговые органы;

- налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов;

- налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары);

- в срок до 20- го числа месяца, следующего за принятием товаров на учет, налогоплательщик должен представить налоговую декларацию по косвенным налогам (НДС и акцизам) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 № 69н[75], а также перечень документов, установленных пунктом 8 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе. К таким документам относятся:

а) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в 4-х экземплярах) и в электронном виде, форма которого приведена в приложении 1 к вышеуказанному Протоколу. После его проверки налоговый орган возвращает импортеру три экземпляра заявления с отметкой об уплате/освобождении от НДС. Два экземпляра из этих трех импортер пересылает экспортеру для подтверждения вывоза товаров за пределы государства-члена Таможенного союза и обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов (вместо отштампованной экспортной декларации на товары);

б) выписка банка, подтверждающая фактическую уплату акцизов по импортированным товарам или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена Таможенного союза;

в) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза (в соответствии со статьей 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством-членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего декларирование указанного товара);

г) счета-фактуры, договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Российской Федерации с территории государства-члена Таможенного союза и др.

- российские налогоплательщики-производители подакцизных товаров, использующие в качестве сырья импортированные из государств, входящих в Таможенный союз, подакцизные товары, имеют право на вычет суммы акциза, уплаченной при ввозе этих товаров, в порядке, предусмотренном главой 22 НК РФ.

Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства-члена Таможенного союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 НК РФ. К особенностям взимания акцизов в отношении товаров Таможенного союза, подлежащих маркировке акцизными марками в Российской Федерации, относятся:

- обязанность по уплате акцизов по таким товарам возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации;

- налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- сумма акциза исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, действующим на день уплаты акциза;

- акциз перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства-члена Таможенного союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

1) заявление на бумажном носителе и в электронном виде по форме, утвержденной приказом ФТС России от 27.01.2011 № 150[76];

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров с территории государства-члена Таможенного союза на территорию Российской Федерации;

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Таможенного союза;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза при отгрузке маркированных товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено (предусмотрена) законодательством государства-члена Таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства-члена Таможенного союза;

6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства-члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства-члена Таможенного союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, реализующим товары, ввезенные с территории другого государства-члена Таможенного союза, подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации, с указанием установленных сведений;

7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства-члена Таможенного союза.

Таким образом, администрирование акцизов в условиях функционирования Таможенного союза осуществляется:

- таможенными органами при ввозе иностранных подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории государств, не входящих в состав Таможенного союза, а также при ввозе маркируемых подакцизных товаров Таможенного союза с территории государств-членов Таможенного союза.

- налоговыми органами при ввозе на территорию Российской Федерации не маркируемых на ее территории подакцизных товаров Таможенного союза.

Порядок взимания акцизов во всех перечисленных выше случаях различен. Это касается форм документов, в которых рассчитывается акциз при ввозе товаров, порядка его уплаты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.