Здавалка
Главная | Обратная связь

Возврат (зачет) таможенных платежей и иных денежных средств



Правовое регулирование возврата (зачета) различных видов таможенных платежей, а также иных денежных средств имеет свои особенности. В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет):

- излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и в случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание данных видов таможенных платежей и иных платежей, либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

- ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.

Понятие излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов приводится в статье 89 ТК ТС. Это уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза, и (в отличие от авансовых платежей) идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определен порядок возврата следующих видов денежных средств:

- излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов;

- таможенных пошлин, налогов в иных установленных законом случаях;

- таможенных сборов;

- процентов, пеней;

- авансовых платежей и денежного залога.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов включает в себя:

1. Подачу заявления плательщиком (правопреемником) в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Форма заявления утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520[145] - приложение 9.1.

2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов.

Подтверждение образования факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов связано с изменением сведений, заявленных в декларации на товары, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров и документальной фиксацией таких изменений.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров[146] (далее – Инструкция) сведения, заявленные в декларации на товары, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя), в случаях:

1) установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары;

2) рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством государств-членов Таможенного союза;

3) обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа;

4) вступления в законную силу решений судебных органов государств-членов Таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в декларации на товары;

5) выявления несоблюдения условий заявленной таможенной процедуры и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, либо возникновения иных обстоятельств (событий), при которых наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;

6) возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней;

7) продления сроков действия таможенной процедуры.

Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может являться корректировка декларации на товары (далее – КДТ), либо корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей (форма КТС)[147], которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей. Форма КДТ приведена в приложении № 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255.

При предъявлении в таможенный орган исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, вступившего в законную силу, обязывающего таможенный орган возвратить денежные средства, возврат осуществляется без предъявления плательщиком таможенных пошлин, налогов заявления о возврате денежных средств. Если судебным актом решение таможенного органа, в соответствии с которым были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, при этом обязанность по возврату указанных таможенных платежей на таможенный орган таким судебным решением не возложена, таможенным органом принимается решение о внесении изменений в декларацию на товары в общем порядке, установленном Инструкцией [148].

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов[149].

3. При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

4. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Форма решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, а также форма решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов приведены соответственно в приложении № 1 и приложении № 2 к приказу ФТС России от 03.05.2011 № 898[150].

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (часть 6 статьи 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). При возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов проценты на их сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, являющегося составной частью бюджетного законодательства Российской Федерации.
При этом решения о возврате указанных процентов принимаются таможенными органами, наделенными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета[151].

5. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате, в валюте Российской Федерации.

6. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

7. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности, В этом случае по заявлению плательщика может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности, либо таможенный орган вправе обратить взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов;

- если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

- в случае подачи заявления о возврате (зачете) сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин – только в счет исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин[152].

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов представлен на рис. 9.1. приложения 9.

Возврат таможенных пошлин, налогов также возможен при наступлении обстоятельств, влекущих за собой такой возврат. Такие случаи предусмотрены частью 1 статьи 148 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К ним относятся: отзыв таможенной декларации, отказ в выпуске товаров, восстановление РНБ или тарифных преференций, помещение товаров под отдельные таможенные процедуры и т.д. Возврат таможенных пошлин, налогов в указанных случаях производится применительно к порядку возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, за исключением отдельных моментов:

- подача заявления и необходимых документов производится не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;

- суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов не подлежат возврату.

Подтверждением факта отсутствия обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при осуществлении отказа в выпуске товаров или отзыва декларации на товары будет являться: декларация на товары с отметками (записями) таможенного органа об отказе в выпуске товара либо с отметками об отзыве декларации на товары.

При осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением РНБ или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной, предварительной антидемпинговой и предварительной компенсационной пошлин в качестве документа, подтверждающего отсутствие обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, принимается КДТ, оформленная в соответствии с установленным порядком[153].

Возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением следующих случаев:

- если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся;

- при отказе в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также при отзыве таможенной декларации таможенные сборы не возвращаются.

Возврат авансовых платежей осуществляется также по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.

По истечении указанного срока (трех лет) невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Форма заявления о возврате (зачете) авансовых платежей приведена в приложении № 1 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520.

При исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей. Остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога может быть возвращен либо зачтен в счет авансовых платежей. Порядок возврата (зачета) денежного залога (денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей) во многом аналогичен порядку возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов и предусматривает:

- подачу заявления в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства, либо со дня оформления таможенным органом таможенной расписки, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли. Форма заявления о возврате (зачете) денежного залога приведена в приложении №3 к приказу ФТС России от 22.12.2010 № 2520;

- приложение к заявлению необходимых документов, в том числе таможенной расписки и документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом. По истечении указанных сроков невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат;

- установление общего срока рассмотрения заявления о возврате (зачете) денежного залога, принятия решения о возврате (зачете) денежного залога и возврата (зачета) сумм денежного залога, равного одному месяцу со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов (однако, при нарушении данного срока уплата процентов не предусматривается).

- отказ в возврате денежного залога при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности и т.д.

В целях соблюдения срока, установленного для возврата денежного залога, приказом ФТС России от 08.11.2011 № 2283 разработан Порядок взаимодействия структурных подразделений таможни при подтверждении исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежными средствами (деньгами)[154]. Приказ Федеральной таможенной службы от 8 ноября 2011 г. N 2283 "Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при подтверждении исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежными средствами (деньгами)"

 

Текст приказа опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2011 г., N 12 (в извлечении)

 

Данный Порядок предусматривает:

- рассмотрение заявления о возврате (зачете) денежного залога отделом таможенных платежей (далее – ОТП) таможни;

- подготовка ОТП в течение 5 дней со дня поступления в таможню такого заявления запроса в соответствующие структурные подразделения таможни (таможенный пост) для получения заключения об исполнении, прекращении или невозникновении обеспеченного обязательства;

- направление последними в ОТП заключения не позднее чем за десять календарных дней до истечения срока возврата (зачета) денежного залога.

- подготовка ОТП в течение двух рабочих дней письменного ответа.

Таким образом, необходимыми элементами порядка возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств являются: подача плательщиком в предусмотренные таможенным законодательством сроки заявления и необходимых документов; необходимость подтверждения факта, обуславливающего возврат таможенных пошлин, налогов; принятие таможенным органом решения о возврате (зачете) в установленный срок.

При осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов таможенные органы предоставляют в обязательном порядке в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет лица, которому производился возврат, данные о возврате плательщикам денежных средств (по согласованной форме)[155].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.