Здавалка
Главная | Обратная связь

Взыскание таможенных платежей



Взыскание таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 14 ТК ТС, а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле (главой 18 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации). ТК ТС определены:

- способы взыскания таможенных пошлин, налогов, причем, предусмотрена возможность установления законодательством государств-членов Таможенного союза иных возможностей взыскания таможенных пошлин, налогов;

- случаи, при которых взыскание таможенных пошлин, налогов не производится;

- необходимость уплаты пени при неуплате или неполной уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ТС срок;

- признание безнадежными к взысканию сумм таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов, взыскание которых окажется невозможным, а также их списание;

- таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов.

Многие вопросы, касающиеся порядка взыскания таможенных платежей, определяются законодательством государств-членов Таможенного союза.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации производится:

1. С плательщиков таможенных пошлин, налогов. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) производится за счет:

- денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

- за счет обеспечения уплаты таможенных платежей;

- за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика;

- а также в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке, за исключением взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежного залога.

2. За счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей (далее – Требование), за исключением следующих случаев:

- в случае обращения взыскания на суммы денежного залога, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом (часть 3 статьи 154 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Взыскание осуществляется в течение 3-х рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога. Если суммы денежного залога будет недостаточно для погашения задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей, пеней выставляется требование об уплате таможенных платежей и применяются меры принудительного взыскания;

- при обращении взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (за исключением денежного залога), если не установлено место нахождения (место жительства) плательщика таможенных пошлин, налогов или плательщиком таможенных пошлин, налогов является иностранное лицо (часть 2 статьи 154 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- при обращении взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС, истекли, либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами[156].

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет:

- со дня истечения срока их уплаты;

- со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;

- со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму эквивалентную 5 (пяти) евро[157].

Содержание, порядок направления Требования установлены статьей 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Требование – это извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Таможенным законодательством предусмотрен порядок направления таможенным органом уточненного Требования плательщику таможенных пошлин, налогов при изменении обязанности по их уплате после направления Требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается ФТС России (приказ ФТС России от 30.12.2010 № 2711[158]) – приложение 10.1.

Требование содержит сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления Требования, сроке уплате таможенных платежей, сроке исполнения Требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения Требования, об основаниях выставления такого Требования.

Порядок начисления пени определен статьей 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Сроки направления Требования различны, в частности:

1. В случае выявления фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров, Требование направляется не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения таких фактов. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей[159] в установленные сроки. В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы КТС, формы КТД.

2. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 3-х месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

3. Уточненное Требование направляется в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Направление Требования (уточненного Требования) после истечения указанных сроков не является основанием для признания Требования незаконным. При направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения установленных сроков, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

Требование об уплате таможенных платежей (уточненное Требование) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Срок исполнения Требования составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня его получения[160]. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного Требования) в установленные сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

При неисполнении плательщиком Требования принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов может осуществляться за счет:

- денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание);

- сумм авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей;

- обращения взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей (банковскую гарантию, договор поручительства или залога имущества), за исключением случаев предусмотренных частью 2 и 3 статьи 154 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Бесспорный порядок взыскания осуществляется в следующем порядке:

- принятие таможенным органом решения о бесспорном взыскании, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2714[161]. Данное решение принимается в течение 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения Требования;

- направление таможенным органом в банк инкассового поручения в течение 1 месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании (если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке). Решение таможенного органа о бесспорном взыскании таможенных платежей, процентов, пеней исполняется банком и иной кредитной организацией в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого решения;

- для исполнения решения о бесспорном взыскании таможенный орган принимает решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика в банке, форма и порядок заполнения которого утверждена приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2635[162]. Данное решение выносится не ранее вынесения решения о бесспорном взыскании. Форма решения об отмене приостановления операций по счета плательщика в банке утверждена также приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2635. В случае нарушения таможенным органом установленного срока отмены решения о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке или срока вручения представителю банка данного решения на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику таможенных пошлин, налогов за каждый календарный день нарушения указанных сроков.

Обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится без принятия решения о бесспорном взыскании в течение 10 календарных дней со дня истечения срока исполнения Требования (уточненного Требования). В случае наличия в таможенном органе сумм авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, достаточных для погашения имеющейся задолженности, взыскание таможенных платежей производится за счет указанных денежных средств. При отсутствии или недостаточности таких денежных средств для погашения задолженности в полном объеме таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.

В случае образования неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей после истечения срока исполнения Требования (уточненного Требования) взыскание осуществляется в течение пяти календарных дней со дня их образования. Таможенный орган вправе произвести взыскание за счет остатков денежных средств, перечисленных на счет Федерального казначейства, даже в случае, когда судебным приставом-исполнителем уже возбуждено производство о взыскании задолженности[163].

Нарушение сроков обращения взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не препятствует таможенному органу применять иные меры принудительного взыскания, при соблюдении общих сроков выставления Требования[164].

Обращение взыскания на суммы авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей производится в течение сроков хранения этих средств на счете Федерального казначейства или на счете, определенном международным договором государств-членов Таможенного союза, по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа. О взыскании сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей таможенный орган сообщает в письменной форме плательщику таможенных пошлин, налогов (его правопреемнику) в течение одного дня после взыскания.

К способам взыскания таможенных платежей «второй очереди» можно отнести:

- взыскание таможенных платежей, пеней, процентов за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств;

- взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (за исключением особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О таможенном регулировании»).

Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика, как было отмечено выше, производится при отсутствии или недостаточности авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, а также денежных средств на счетах плательщика в банках.

Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика осуществляется путем направления в течение трех рабочих дней со дня принятия начальником (заместителем начальника) таможенного органа соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Исполнение постановления таможенного органа производится судебным приставом-исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Образцы решения и постановления о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней за счет имущества плательщика утверждены приказом ФТС России от 05.12.2011 №2437[165].

В случае взыскания таможенных платежей и пеней за счет иного имущества плательщика при перечислении должником денежных средств на счет подразделения Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП) в счет погашения задолженности моментом исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов считается дата списания денежных средств со счета плательщика в банке, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

В качестве способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных платежей за счет иного имущества может применяться арест имущества, т.е. действие таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности плательщика таможенных пошлин, налогов (организации или индивидуального предпринимателя) в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения плательщиком таможенных пошлин, налогов в установленные сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Виды ареста имущества, а также порядок его проведения определены статьей 156 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

При неисполнении требования, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союз.

Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании:

- решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или

- решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, истекли.

Распоряжение суммами, вырученными от реализации товаров, осуществляется в соответствии со статьей 191 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

При взыскании таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых не внесены таможенные пошлины, налоги, и залога имущества плательщика обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется в момент зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства.

Порядок взыскания таможенных платежей представлен на рис.10.1. приложения 10.

Задолженность по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, числящаяся за отдельными плательщиками таможенных пошлин, налогов, признается безнадежной к взысканию в следующих случаях:

1) ликвидации организации-плательщика таможенных пошлин, налогов, которая осталась непогашенной после принятия таможенным органом всех предусмотренных законодательством мер взыскания. Документами, подтверждающими обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов безнадежной к взысканию, являются:

а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о ликвидации юридического лица либо документ, подтверждающий факт государственной регистрации ликвидации юридического лица, выданный регистрирующим органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц[166], если решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении задолженности, числящейся за юридическим лицом, ликвидированным и исключенным из соответствующего реестра до 1 июля 2002 года (данный документ принимается в качестве основания для признания задолженности безнадежной к взысканию при отсутствии сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ);

б) выписка из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в той части задолженности, которая осталась непогашенной после принятия таможенным органом всех предусмотренных законодательством мер взыскания, по причине недостаточности имущества должника. К документам, подтверждающих обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов безнадежной к взысканию, относятся:

а) копия решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

в) выписка из ЕГРЮЛ индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) выписка из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в отношении той части задолженности, которая является непогашенной на дату смерти физического лица или объявления его умершим, на основании следующих документов:

а) копии свидетельства о смерти физического лица либо копии судебного решения об объявлении физического лица умершим и (или) справки о смерти физического лица, выданной органом записи актов гражданского состояния, либо выписки из книги государственной регистрации актов гражданского состояния, выданной органом записи актов гражданского состояния и заверенной им, подтверждающей регистрацию факта смерти физического лица;

б) выписки из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым таможенные органы утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням, процентам. Признание задолженности безнадежной и ее списание осуществляется при наличии следующих документов:

а) копии вступившего в силу судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым установлен факт пропуска таможенным органом предписанных таможенным или налоговым законодательством процессуальных сроков осуществления мер в рамках процедуры принудительного взыскания, что исключает возможность дальнейших принудительных действий со стороны таможни (к указанным судебным актам относятся, в том числе, судебные решения, которыми признаются неправомерными, ненормативные акты таможенного органа по вопросам взыскания задолженности по таможенным платежам и пеням, в которых в мотивировочной части указано на пропуск сроков их принятия и иные документы), заверенные гербовой печатью соответствующего судебного органа;

б) выписки из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов;

5) наличии сумм налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации (применяется в отношении задолженности, возникшей до 01.07.2010), списанных со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списания соответствующие банки ликвидированы. Документами, подтверждающими признание задолженности безнадежной к взысканию, являются:

а) выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации банка или иной кредитной организации либо документ, подтверждающий факт аннулирования в Книге государственной регистрации кредитных организаций записи о регистрации банка или иной кредитной организации, если решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении задолженности, по которой ликвидация банка осуществлена до 1 июля 2002 года;

б) выписка из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов

Порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеням, процентам, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих вышеперечисленные обстоятельства, утверждаются ФТС России (приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1071[167]). Данный порядок предусматривает:

- в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований признания задолженности безнадежной к взысканию, формирование таможенным органом выписки из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов;

- в течение 1 рабочего дня с момента оформления выписки из отчетности об учитываемых суммах задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов принятие таможенным органом решения о признании задолженности безнадежной к взысканию.

Таким образом, принудительное взыскание таможенных платежей, а также их списание является достаточно сложной, регламентированной процедурой. В случаях образования задолженности, не обеспеченной денежными средствами (денежным залогом), а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», взыскание таможенных платежей осуществляется только после неисполнения плательщиком Требования в установленном порядке. Признание задолженности безнадежной к взысканию возможно только после принятия всех предусмотренных законодательством мер и только при наличии необходимых документов. Списание таможенным органом задолженности возможно после признания ее безнадежной к взысканию. Взыскание задолженности по таможенным платежам является одним из резервов выполнения таможенными органами контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет, и, соответственно, одним из основных оценочных показателей эффективности деятельности таможенных органов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.