Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная ответственность



Параметры социальной ответственности. Многосторонний ха-рактер деятельности человека порождает различные виды ответ-ственности: за техническое состояние какого-либо объекта, за сохранность флоры и фауны на закрепленной территории, за ре-зультаты деятельности подчиненных людей и т.д.

Социальная ответственность возникает при выполнении служебных, семейных, гражданских, общественных и личных обязанностей. Она отражает склонность личности придержи-ваться в своем поведении общепринятых в обществе социаль-ных норм и отвечать за результаты их исполнения. Примером может служить <Клятва Гиппократа> - общепринятая норма социальной ответственности для врачей перед пациентами. Социальная ответственность может быть индивидуальной, групповой и общественной. Она неразрывно связана с реали-зацией социальных инициатив в рамках принятых социальных целей.

К социальным целям компании относятся: достижение соци-альной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, достойное пенсионное обеспе-чение, формирование условий для развития личности.

Социальная ответственность постепенно охватывает руково-дителей и подчиненных в процессе их деятельности. Так, созда-вая компанию, большинство учредителей думает, прежде всего, о реализации своих собственных интересов. Для этого они приоб-ретают оборудование, нанимают персонал, находят поставщиков сырья и потребителей своей продукции. Компания становится частью местного, регионального или международного бизнеса. Многие руководители новых компаний и сами не замечают, как их компания начинает обрастать непроизводственными (инсти-туциональными) связями, или не придают этому большого зна-чения. Так, местные политические лидеры и функционеры ви-дят в работниках компании своих избирателей, служба занятости населения надеется на компанию как на источник снижения безработицы, благотворительные фонды рассчитывают на ком-панию как на потенциального спонсора и т.д. Любую компанию можно представить в виде шишки на живой сосне. Если эта шишка будет думать только о себе и не будет кормить вместе с другими шишками, корнями и листвой все дерево, то может за-сохнуть сук или сучок, на котором висит эта шишка, и она, в конце концов, упадет раньше срока.

Осознание необходимой сопричастности компании с окру-жающей средой является важнейшей составной частью профес-сионального управления. Эта сопричастность трактуется в управ-ленческой литературе как социальная ответственность компании и руководителя. Социальная ответственность хорошо представля-ется известным лозунгом: <Думай о себе и помни о России>.

Социальная ответственность руководителя отражается в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.

Она реализуется в конкретных делах компании и руководи-теля, направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, чле-нов их семей и социально незащищенных групп населения. Эта

помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п.

На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: <Сна-чала преуспевание, а потом благотворительность>.

Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляет-ся в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение по-требностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответ-ственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности являют-ся широта, временной интервал, придаваемое значение и вовле-ченность персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевре-менную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал - это период устойчивого внимания и кон-кретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапа-зоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это важность социальной ответст-венности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реали-зации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство ком-пании решило закупить технологию, в которой не использует-ся асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса ре-шили <заморозить>.

Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

· путем формирования отдельных коллективов в составе компании;

· путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.