Здавалка
Главная | Обратная связь

Регламентация управленческой деятельности



Управленческая деятельность в компании составляет часть ее системы управления, которую стали изучать сравнительно недавно, хотя практика управления организациями имеет древние корни.

Элементы системы управления имеют различную слож-ность и разработанность:

· наиболее разработаны: цели и задачи, функции, информа-ционное обеспечение, функциональные структуры, орга-низационные структуры, все элементы механизма управ-ления;

· требуют существенных научных и практических доработок законы и принципы, средства и методы, технология и практика управления, коммуникации, схемы организаци-онных отношений;

· требуют нового подхода к разработке схемы и свойства процесса, разработка и реализация решений, профессио-нализм персонала.

Успешная деятельность организации в первую очередь зави-сит от профессионализма руководителей и специалистов в об-ласти управления. Тем не менее, конкретных стандартов на управленческую деятельность мало, а система контроля этой деятельности еще полностью не разработана. В таблице приве-дены данные о текущем состоянии дел со стандартизацией ос-новных видов деятельности в компании. Общая управленческая деятельность в организации включает управление управленче-ской деятельностью, а также управление обслуживающей и про-изводственной деятельностью.

Каждая из этих составляющих включает стратегическое управление, управление персоналом, внешние коммуникации и управленческое консультирование. Моделирование многих управ-ленческих процессов требует применения кластерного анализа, поскольку большинство параметров данных процессов носит размытый характер типа: лучше или хуже, выше или ниже, нра-вится или не нравится и т.д.

Наряду с правомерностью искусства управления можно вы-делить процессы, составляющие управленческую деятельность, которые хорошо изучены и по которым имеется обширная прак-тика. В рамках этой работы создаются проекты стандартов на управленческую деятельность и механизм управления; форми-руются типовые формы отчетов. Работа проводится по методике формирования международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Таким образом, идет естественное расширение наборов стандартов для проведения аудита в управленческой деятельно-сти. Данная работа весьма перспективна как база формирования программных продуктов для управленческой деятельности. Ау-дит предусматривает сравнение стандартов или регламентов, принятых в управленческой деятельности, с реальным процес-сом этой деятельности. Основные параметры реального процес-са управленческой деятельности фиксируются в типовых формах учета. Отклонение проверяемых параметров управленческой деятельности от стандартов или регламентов и составляет пред-мет оценки ее качества.

Оценка качества УР

Качество УР - это степень соответствия УР внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработке и реали-зации УР руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации УР. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего УР. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низ-шему качеству УР присваивается значение 0, а высшему - 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений ка-честв всех составляющих этапов, стадий и операций, выпол-няющихся последовательно. Допустим, при разработке УР было выполнено 10 операций со следующими значениями качеств: 0,8; 0,9; 0,7; 0,8; 0,7; 0,8; 0,8; 0,9; 0,7 и 0,8. Значение качества каждой операции само по себе хорошее, но общее качество УР будет равно 0,091! Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим про-цесса разработки и реализации УР можно обеспечить приемле-мое качество всего УР.

Еще раз перечислим основные элементы, влияющие на каче-ство процесса разработки и реализации УР: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, вхо-дящих в концептуальную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разра-ботки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР. До-полнительно к уже рассмотренным элементам необходимо доба-вить и общесистемные: законы управления и организации и за-коны для организаций. В среде этих законов и осуществляется процесс разработки и реализации УР. Все перечисленные эле-менты должны усиливать действие друг друга, т.е. составлять систему, обладающую свойством эмерджентности.

Эффективность

Общие сведения

Эффективность происходит от слова <эффект>, означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечат-ление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социаль-ную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться. Обычно эффект (результат) сравнивают с затратами в сопоста-вимых понятиях. Например, в 1994 г. в выборах мэра приняло участие 30% населения (120 тыс. чел.) города N при вовлечении в избирательную компанию 1,2 тыс. чел. активистов, а в 1999 г. - соответственно 45% (180 тыс. чел.) населения и 900 чел. активи-стов. Организационный эффект составляет 60 тыс. чел., а орга-низационные затраты уменьшились на 300 чел. активистов.

Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эф-фективность какой-либо деятельности или явления. Эффектив-ность может быть положительной и отрицательной. В приведен-ном примере избирательной кампании в 1999 г. имеется положи-тельный эффект и сокращение организационных затрат. Это возможно в результате улучшения технологии проведения пропа-гандистской кампании, высокого профессионализма активистов.

Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономическую эффективность, можно увели-чить социальную. Если на первое место поставить экономиче-скую эффективность и не уделять внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, ес-тественно, отразится на самой экономической эффективности. Вспомним принцип динозавра: <Пока решение, принятое в го-лове динозавра для хвоста, дойдет до него, оно может быть уже ненужным либо уже не будет хвоста>.

Эффективность компании в целом складывается из эффек-тивности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контр-агентов и клиентов.

Эффективность УР

Эффективность УР - это ресурсная результативность, полу-ченная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финан-сы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.

Аналогично классификации общей эффективности и эффек-тивность УР разделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, эко-логическую, этическую и политическую.

Организационная эффективность УР - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека: в организации жизни и безопасности, в управлении, стабильности, порядке. Организа-ционная эффективность и качество УР неразрывно связаны ме-жду собой и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно.

Экономическая эффективность УР - это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реали-зации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.

Социальная эффективность УР также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количе-ства человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Со-циальные цели реализуют следующие потребности человека: в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, об-щении, отдыхе.

Технологическая эффективность УР - факт достижения опре-деленных результатов (отраслевого, национального или миро-вого технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финан-совыми затратами.

Психологическая эффективность УР - факт достижения пси-хологических целей для большего числа работников или населе-ния за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют следующие потребности человека: в любви, семье, свободном времени.

Правовая эффективность УР оценивается степенью достиже-ния правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансо-выми затратами. Правовые цели реализуют потребности челове-ка в безопасности и порядке.

Экологическая эффективность УР - это факт достижения экологических целей организации и персонала за более корот-кое время, меньшим числом работников или с меньшими фи-нансовыми затратами. Экологические цели реализуют следую-щие потребности человека: в безопасности, здоровье, в органи-зации устойчивого развития жизни, физиологические.

Этическая эффективность УР - факт достижения нравст-венных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми за-тратами. Этические цели реализуют потребности и интересы че-ловека в соблюдении нравственных норм поведения окружаю-щими людьми.

Политическая эффективность УР - это факт достижения по-литических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансо-выми затратами. Политические цели реализуют следующие по-требности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и са-мовыражении, управлении.

Эффективность УР разделяется по уровням ее разработки, охвату людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны.

В деятельности компании необходимым условием эффектив-ного функционирования является баланс интересов всех участ-ников бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контр-агентов, клиентов и др. При общей заинтересованности каждый из них имеет свой интерес, который необходимо уважать и учи-тывать другим его участникам.

Управление эффективностью УР осуществляется через сис-тему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой компании. К таким показате-лям, нормам и стандартам относятся данные в области:

· деятельности компании в целом;

· степени удовлетворения потребностей и интересов персо-нала;

· деятельности компании на конкретном рынке;

· управленческой, обслуживающей и производственной дея-тельности;

· непосредственного производства;

· производства отдельных видов продукции (услуг, инфор-мации и знаний);

· использования материальных и интеллектуальных ресурсов;

· паблик-рилейшнз компании, а также принятый в компании обобщающий показатель эффективности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.