Общее понятие и назначение анализа безубыточности
Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли является неотъемлемой частью инвестиционного проектирования. Этот тип анализа показывает принципиальную выполнимость проекта и одновременно позволяет выяснить основные узкие места проекта в смысле достижения заданного значения прибыли, которая обеспечивает требуемую эффективность инвестиционного проекта. Как показывает практика, наиболее эффективны те проекты, в соответствии с которыми производство функционируют на уровне близком к уровню полной мощности. Однако несмотря на это некоторые проекты приносят убытки в течение первых нескольких лет после их реализации - с годами ситуация улучшается, в то время, как другие продолжают работать с убытком достаточно долго. Причин для столь плохих результатов может быть очень много, например: задержки в реализации; дефекты в схеме проекта; дефицит основных элементов; плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д. Если проект функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, доходы не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности Анализ безубыточности служит одним из самых важных элементов информации, используемой при оценке эффективности проектов. Инвестору (инициатору) проекта необходимо знать, при каком объеме производства он становится безубыточным, т.е. следует установить такую критическую точку, ниже которой предприятие теряет доходы, а выше - получает их. Для расчета точки безубыточности используют показатели переменных, постоянных и общих издержек. Точка безубыточности (порог рентабельности) - такое значение выручки от реализации, при котором предприятие не имеет убытков, но и не получило прибыли, т. е. это результат от реализации товаров после возмещения переменных издержек. В данном случае маржинального дохода достаточно для покрытия постоянных издержек, а прибыль равна нулю. Безубыточный объем производства (физических единиц) = = Суммарные постоянные издержки / Цена за единицу товара - - Величина переменных издержек. Поступления от продажи товаров в точке безубыточности выражают стоимость бесприбыльных продаж, а цена единицы изделия в данной ситуации выполняет роль безубыточной продажной цены. Если производственная программа включает разнообразные изделия, то для любого безубыточного объема продаж будут существовать различные варианты цен на бесприбыльные продукты, но не будет единой безубыточной цены. Для определения величины безубыточности рекомендуют соблюдать следующие условия: · 1) издержки производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж; · 2) объем производства идентичен объему продаж, т. е. нет переходящих остатков нереализованной продукции; · 3) постоянные текущие издержки одинаковы для любого объема производства в данном релевантном периоде; · 4) переменные издержки изменяются пропорционально объему производства, поэтому аналогично колеблются и полные (общие) издержки; · 5) продажные цены на товар (или группу товаров) для всех уровней выпуска стабильны во времени. Поэтому общая стоимость продаж зависит от уровня продажных цен и количества реализованных товаров; · 6) величина продажных цен на единицу продукции, постоянные и переменные издержки остаются неизменными, т. е. эластичность спроса по цене для исходных ресурсов равна нулю; 7) величина безубыточности определяется для одного изделия, в случае разнообразия номенклатуры товаров ее структура должна оставаться постоянной. Следует отметить, что приведенные выше ограничения не всегда соблюдают на практике. Точка безубыточности - предмет анализа чувствительности при различных значениях постоянных и переменных издержек, а также продажных цен. График безубыточности предприятия представлен на рис. 2. Классификация затрат на постоянные и переменные имеет практическое значение только по отношению к заданному объему производства (продаж) в конкретном релевантном периоде. Рис. 2. Формат линейного графика безубыточности Изприведенного графика можно сделать следующие выводы. 1. Предприятие получит прибыль, если продаст на товарном рынке продукции больше критического количества, что отражается на оси абсцисс. 2. Точку пересечения прямой выручки от реализации и прямой общих издержек принято называть точкой безубыточности (точкой перелома), пройдя которую предприятие станет прибыльным. Нижний левый треугольник характеризует зону убытков, а верхний правый - зону прибыли. 3. Прямая линия, параллельная оси абсцисс, характеризует постоянные издержки, а линия, параллельная прямой общих издержек - переменные издержки. Анализ безубыточности актуален с позиции будущего развития предприятия. Важное значение при изучении безубыточности инвестиционного проекта (предприятия в целом) имеет вычисление коэффициента безубыточности (Кбу): , где ОИ - общие издержки (условно-постоянные и условно-переменные); ПИ - условно-переменные издержки; ВП - выручка от продажи товаров (без косвенных налогов). На практике проект считают устойчивым, если в расчетах по проекту в целом коэффициент безубыточности равен 0,6-0,7 после освоения проектных мощностей. Более высокое значение данного показателя свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса на продукцию на соответствующем шаге расчета. Следует иметь в виду, что удовлетворительные значения уровня безубыточности на каждом шаге не гарантируют эффективности проекта (положительности чистого дисконтированного дохода). В то же время высокие значения уровня безубыточности на отдельных шагах расчета нельзя рассматривать как фактор нереализуемости проекта (например, на этапе освоения вводимых мощностей или в период капитального ремонта крупного технологического оборудования они могут превышать единицу). Анализ безубыточности полезен при внедрении на рынок нового продукта, модернизации производственных мощностей, создании нового предприятия (филиала), изменении профиля его коммерческой деятельности и в иных случаях. Информация о безубыточности содержится в ТЭО и бизнес-плане инвестиционного проекта. Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Минимальный объем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкой безубыточности, в свою очередь, насколько может уменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запас финансовой прочности. Понятие операционного рычага тесно связано со структурой затрат компании. Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат. Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема реализации. Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Зная производственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный ценовой рычаг. Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле: Рц = В/П где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж. Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как: Рц = (П + Зпер + Зпост)/П = 1 + Зпер/П + Зпост/П где, Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты. Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле: Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П где, В – выручка от продаж; П – прибыль от продаж; Зпер – переменные затраты; Зпост – постоянные затраты. Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|