Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы философии права сочетает в себе познавательные средства вместе с философско-правовыми исследовательскими методами.



Философия права (экзамен)

1. Методы философии права – это средства, позволяющие проводить исследования, касающиеся различных областей права с философской точки зрения.

В сущности метод является формой выражения теоретического знания, которое представляется в конкретной правовой философской концепции.

Методы философии права сочетает в себе познавательные средства вместе с философско-правовыми исследовательскими методами.

 

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

 

Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское.

Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.

Религиозное (мифологическое) мировоззрение даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.

 

 

2. Методы юриспруденции представляют собой определенные "кирпичики" или "инструменты" методологических подходов. Метод как средство познания является способом отражения и воспроизведения в мышлении исследуемого предмета. Применение научно обоснованных методов является важным условием получения новых истинных научных знаний. Главными элементами метода есть принципы, правила, приемы, способы и средства. Структура системы методов может быть рассмотрена на горизонтальном и вертикальном уровнях.

 

Горизонтальную структуру составляют виды методов определенного уровня, например, с обще-научных методов относятся: структурный, функциональный, системный, исторический, логический и т.д., а в конкретно-научных - конкретно-социологические, психологические, математические и другие методы этого уровня. Внутреннюю структуру каждого метода составляют: его принципы, правила, приемы, способы, средства.

 

Вертикальную структуру методов образуют:

· общие методы - это высший (философский) уровень, к которому относятся диалектическая и формальная логика, что используются не только в научном познании, но и в практической деятельности (практическом познании);

 

· общенаучные методы - научные методы, используемые всеми науками (в свою очередь делятся на теоретические и эмпирические);

 

· конкретно-научные методы, используемые отдельными группами наук;

 

· специальные методы, используемые отдельной наукой.

 

 

3. Рационализм (разумность) - это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности. Рациональная картина мира - это картина мира естественнонаучная, поскольку именно наука является сферой рационального познания и объективного изучения реальности.

 

Кроме того, рационализм - это мировоззрение отказа от вредных, суеверных, легкомысленных, сомнительных, необоснованных и ложных представлений, ввиду их неуместности, сомнительности и необоснованности. К таким представлениям относятся не только эзотерическо-духовные представления, такие, например, как вера в наличие души, бога или домовых, но и так называемые "вредные привычки", деструктивные хобби (например, убийства животных) и сомнительные стереотипы мышления (мнения-"штампы", основанные на невежестве и предрассудках).

 

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Мыслить рационалистически может и философ-идеалист. Гегель считал, что «скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания», и окружающий мир, следовательно, доступен для научного исследования.

 

Интуитивизм - одно из наиболее влиятельных направлений эстетической мысли XX века. Его сторонников сближает отрицание плодотворной роли разума в творческом процессе, представление о творчестве как об акте подсознательном, интуитивном.

 

 

4. Феноменология — философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

 

Феноменологический метод — это выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряжённости сознания и предмета, поля, горизонты которого не содержат в себе скрытых, непроявленных в качестве значений сущностей. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трёх видов связей: 1) между вещами (предметами и процессами внешнего мира); 2) между психическими актами и состояниями; 3) между значениями. Связь значений — идеальная, а не логическая, она дана только в описании как процесс смысл сформирования.

 

Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

 

Феноменология стремится выделить чистое, то есть допредметное, досимволическое сознание, или "субъективный поток" и определить его особенности. Это делается потому, что сознание — очень сложное образование с различными функциями. Выделив чистое сознание, можно понять сущность сознания вообще. Главной характеристикой сознания вообще является его постоянная направленность на предмет (это и есть его значение), то есть интенционалъностъ (лат. — стремление). Интенционалъностъ рассматривается как проистекающее из самой деятельности сознания свойство, характеризующее его способность создавать свой предметный мир, наполняться содержанием, приобретать смысл и значение. Гуссерлевский лозунг: "Назад, к самим предметам!" — означает высвобождение сознания и предметного мира из причинных и функциональных связей между ними, а также из диалектико-мистического их взаимопревращения. Тем самым чистое сознание как чистое смыслообразование (интенциональность) отъединяется от основывающихся на этих связях научных, идеологических, мифологических и повседневно-обыденных установок и схем. Движение к предметам — это воссоздание непосредственно смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.