Оппозиционный либерализм рассматривает свободу с чисто отрицательных сторон.
Вершина благополучия – отмена всяких законов, освобождение от всяких стеснений. Отрицая современность, он отрицает и прошедшее, которое его произвело. Осн. тактические средства: - критика централизации, бюрократии, гос-ва, - ведение "умного" спора ради спора, - борьба с аристократическими предрассудками, - жесткое разграничение общественной жизни на непримиримые противоположности (полюса), - отказ от помощи властных структур (проповедь - ни малейшего соприкосновения с властью). Охранительный либерализм (либеральный консерватизм) исключает крайности того и др. вида либерализма и представляет собой синтез начала свободы с началами власти и закона. Лозунг: "либеральные меры и сильная власть". Либеральное направление, поясняет Чичерин, "должно действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудочных требований, но сохраняя и задерживая, где нужно, и стараясь исследовать истину хладнокровным обсуждением вопросов" Либеральное начало нашло свое конкретное выражение в требованиях: - отмены крепостного права (освобождение крестьян за выкуп с землей и установление индивидуального, а не общинного землевладения); - признания свободы человеческой совести, свободы прав личности; - установления гласности как необходимого условия правильного развития; - признания общественного мнения как выразителя общественных потребностей; - невмешательства гос-ва в эк. сферу и свободное частное предпринимательство; - введения гласного судопроизводства; - перехода в будущем к ограниченной, представительной монархии. В сильном консервативном элементе политической власти Чичерин видел основу крепкого гос. порядка, к-ый в свою очередь, становится важнейшим условием внедрения и развития законной свободы. В этом понимании необходимости единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный смысл либерализма. В "Очерках Англии и Франции", он писал: «Истинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал, цель его должна быть водворение в обществе законной свободы, согласно с условиями народной жизни, и правильное развитие свободы обеспечиваются только сильным развитием власти». Сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, устанавливающий условия, при которых необходимо усиление или ослабление власти: «Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно». Власть должна быть сильной в стране с обширной территорией, где различие сословия и класса разнятся по образованию, положению, интересам, при отсутствии между ними среднего связующего звена, где партии кидаются в крайности, где господствует раздражительность и нетерпимость, бесплодное сознание заменяет практическую деятельность. Общество особенно испытывает необходимость сильной власти в переходные эпохи, в период разгара страстей, коренных преобразований. Соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине «охранительного либерализма», осуществлено впервые в теоретически обоснованной форме Чичериным. Двойственное значение права: - субъективное права (права субъекта, личности) - право объективное (в качестве общей нормы, к-ой определяются права лиц), Чичерин четко разграничивает право и нравственность, выступая против их смешения, хотя они имеют одно основание (требуют уважения к личности). Право определяется отношением внешней свободы, нравственность – касается только внутренних помыслов, в этом заключается требование и уважение к праву как выражению человеческой личности. Признает в человеке 3 элемента: - тело, - разум, - душа (выполняет функцию синтеза тела и разума в единое существо - физическое и духовное).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|