Здавалка
Главная | Обратная связь

Постмодернизм как философско-мировоззренческая концепция.



Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Его идеи, взгляды, термины распространены в настоящее время и часто оказываются необходимыми для понимания каких-то разработок в разных сферах современного гуманитарного знания.

Название «постмодернизм» опирается на социально-философскую теорию модернизации, которая трактует развитие человеческого общества в целом следующим образом. Достаточно долго во всех странах существовало и развивалось традиционное общество, т.е. первичная, естественная форма социальной организации, для которой былихарактерны: зависимость общественной жизни от мифологических и религиозных представлений; цикличность всех проявлений индивидуальной и социальной жизни; коллективистский характер общества и невыделенность индивидуального, личностного начала; авторитарный характер власти; направленность производства на удовлетворение насущных потребностей, а не на развитие ради будущего; преобладание людей психического типа пассивной, недеятельной личности. В целом для традиционного общества характерно построение всей жизни в соответствии с существующими, наследуемыми традициями. Например, М. Мид описывает «день на Самоа»: распорядок дня – рыбаки отправляются на промысел, подростки на сбор кореньев, женщины прибираются и чинят сети, потом привозят улов и т.д. – не меняется тысячелетиями.

С 17 века в Европе начинается процесс модернизации. Это формирование общества иного по сравнению с традиционным типа,modernsociety- современного. Для общества эпохи модернахарактернынаправленность на инновации, постоянное изменение всех форм индивидуального бытия и социальной организации. Его отличают светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное, восходящее развитие, выделенная персональность, т.е. развитие и поддержка индивидуального начала; либерально-демократическая система власти, направленность производства на перспективное развитие; преобладание людей активного психологического склада. Т.е. модернизация – это переход к тому типу организации общественной жизни, который мы считаем современным.

Процесс модернизации складывается из двухосновных составляющих. Вматериальном планеэто активное развитие науки, соединение научного и технического прогресса, построение и постоянное переустройство жизни на основе достижений науки и техники. Вдуховном планеэто утверждение и распространениелиберальных ценностей,в основе которых лежит приоритет прав и свобод личности. Согласно идеологии либерализма, человек должен быть прежде всего свободным и самостоятельным, развиваться, добиваться успеха, решать свои проблемы без посторонней помощи. При этом между людьми существует конкуренция во всех сферах, в ней должны побеждать наиболее сильные, предприимчивые, умные, подготовленные, это и есть основной стимул к развитию. Государство должно максимально ограничить вмешательство в частную жизнь граждан, не имея права регламентировать их действия, если только они не угрожают серьезно безопасности других (например, в плане свободы слова, внешнего облика или личной жизни), но при этом не обязано и опекать своих граждан (социальная поддержка, защита неимущих и т.д. либерализмом не особо приветствуются). В экономике либерализм поддерживал свободный рынок, считая его саморегулирующимся механизмом.

Процесс модернизации, т.е. переход на развитие по линии научно-технического прогресса и на либеральную идеологию начался в Западной Европе. Территории Америки и Австралии осваивали уже носители этих новых жизненных принципов. С точки зрения теории модернизации, границы современного общества определяются не хронологически. Не все существующие на данные момент общества могут быть отнесены к современным, в некоторых из них преобладают черты традиционности. Кроме того, существуют такие понятия, как вторичная, догоняющая, частичная модернизация. Поскольку ориентиры общества модерна были обозначены в Европе, для всех остальных стран они были внешними, модернизация в других странах происходила как бы в ответ на вызовы Запада, в силу чего былавторичной. В связи с этим она оказываетсядогоняющей, т.е. эти страны встают на путь, который для западных стран уже пройден. Вторичная модернизация (которую также называют отраженной) может быть не полной, ачастичной, т.е. затрагивающей и меняющей только некоторые сферы общественной жизни.

Например, в Японии после второй мировой войны произошла полная модернизация, в короткие сроки общество изменилось и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане. При этом модернизация Японии была вторичной – установка на преобразование была задана извне, и некоторые первичные преобразования были осуществлены под прямым контролем и при поддержке США. Частичная модернизация произошла в Китае, где была перестроена экономика, но в политической системе осталось много традиционного. Модернизация в России произошла в 20-30-е гг. ХХ века; вторичный характер российской модернизации отражен, в частности, в лозунге первых пятилеток «догнать и перегнать».

Постмодернизм в широком смысле – это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию.Это новый духовный настрой обществ, уже освоивших и этот исторический опыт. Это мировоззрение впервые было отчетливо выражено где-то в 70-х гг. ХХ в.

Отправной точкой постмодернизма считается исчезновение резкого противопоставления общества модерна и традиционных обществ, формирование толерантности по отношению к традиции. Постмодернизм негативно относится к тому, что называет «экстремизмом Просвещения» в критике традиционных форм социальной жизни, и ищет компромиссы. Его ориентации: создание нового, но признание ценности традиций, их целенаправленное сохранение; светская организация социальной жизни, но высокая оценка значимости религии и мифологии, сохранение социальных условий для их развития; стратегии развития индивидуальности, но поддержка проявлений коллективности, развитие ее форм; демократический характер власти, но необходимость высокого авторитета для политика; эффективное развитие производства, но сознательное ограничение его роста (например, на основе экологического сознания); признание психологического разнообразия социальных типов личности, поддержка различных стратегий жизненного пути (например, дауншифтинг – жизненный выбор, когда человек сознательно отказывается от карьеры, чтобы, например, проводить больше времени с семьей – эта жизненная стратегия распространяется в постмодерне как альтернатива предпринимательской мотивации). Можно сказать, что если эпохе модерна свойственно стремление сформировать «новый» «правильный» порядок во всех сферах от внешнего вида людей до глобальных социальных целей – то эпоху постмодерна отличает стремление защищать наряду с магистральной альтернативные, периферийные стратегии, разнообразные меньшинства, национальные особенности и т.д.Одеваться как принято – идея традиционного общества, мода – идея общества модерна, одеваться, как подходит тебе – идея постмодерна. Старое – понятие положительное в традиционном обществе, отрицательное в модерне и снова обретает положительные коннотации в постмодерне: а может быть, это старинное и потому интересное и ценное?

Постмодернизм – не только новое философское течение, это широкое культурное явление. В частности, развит постмодернизм в литературе и искусстве. Там его отличают два принципа: 1) признание невозможности какого-то единого стиля, принципиальное разнообразие используемых выразительных средств, сосуществование разнообразных течений, которые признаются равноправными; 2) признание огромного массива достижений культуры уже созданным и «игра» с этой культурой – аллюзии, реминисценции, пародии, цитаты и т.д. Например, «Ромео+Джульетта», произведение, в котором старая история перенесена в современное общество, и интересно соединение старых событий и нового антуража.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.