Примерная тематика рефератов и творческих работ
1. Истоки логики: «греческое чудо».
2. Юридическая практика 5-6 вв. до н.э. как источник возникновения логики.
3. Антиномии, софизмы, парадоксы.
4. «Бинарная логика» мифологического мышления.
5. Рассуждали ли герои Гомера?
6. Логика и аргументация в Древней Индии и Китае.
7. Логика и аргументация Средневековья (особенности схоластической логики).
8. Идеи логики в арабоязычном мире Средних веков.
9. Логика и аргументация Нового времени.
10. Идеи Г. Лейбница и их значение для дальнейшего развития логики.
11. Математизация формальной логики в 19-20 веках.
12. Семиотика: возникновение и развитие.
13. Гипотеза «лингвистической относительности» Сепира-Уорфа.
14. Требования к научной классификации и наиболее удачные ее примеры
16. Роль определений в юридических науках.
17. Особенности юридических определений.
18. Модальные логики и семантика «возможных миров».
19. Проблема перевода высказываний естественного языка на язык логики.
20. Проблема «неопределенности перевода» в языке права.
21. Формальное и неформальное в знании (значение теорем Гёделя для науки и культуры).
22. Методологическое значение принципа «из лжи следует всё, что угодно».
23. Третьего не дано? (Проблема закона исключенного третьего в юриспруденции).
24. Неклассические логики и их философские основания.
25. «Парадоксальные миры» Льюиса Кэрролла.
26. Проблема индукции и индуктивных умозаключений в юридических науках.
27. Аналогия и право.
28. Художественные тропы как средство выражения смысла в судебной речи.
29. Роль примеров и иллюстраций в судебной речи.
30. Искусство речи на суде (от античности до наших дней).
31. Аргументация и пропаганда: методы логико-риторических манипуляций.
32. Публичный спор, его специфика и задачи.
33. Уловки в споре.
34. Аргументы ad hominem и их использование в праве и политике.
35. Развитие логики и смена исторических стилей мышления и образцов обучения.
36. Почему астрология, нумерология, хиромантия, парапсихология и т.п. не являются научными теориями?
Рефераты и творческие работы выполняются студентами как инициативная работа и являются формой отчетности по самостоятельной работе. Результаты данной работы оцениваются преподавателем и могут быть представлены для выступления на научной конференции.
5.3. Контрольные вопросы по курсу логики
1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.
57. Структура вопроса, виды вопросов и критерии их правильности.
58. Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов.
59. Проблема и гипотеза как способы представления и развития знания.
60. Гипотеза и судебно-следственная версия, их подтверждение и опровержение.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№
п/п
| Наименование раздела (темы) учебной дисциплины
| Коды формируемых
компетенций
| Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
|
1.
| Раздел 1. Логика как наука
|
|
|
| Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии
| ОК-1, ОК-3, ОК-7
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- истоки и основные этапы развития логики как науки;
- роль логики в системах культур и образования Запада и России, основные особенности развития логики в России;
уметь:
- ориентироваться в системе логического знания;
- понимать характерные особенности современного этапа развития логики;
владеть:
- навыком видеть и устанавливать взаимосвязи логики с философией, социологией, этикой, правом;
- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
|
| Тема 2. Предмет логики, основные понятия и методы
| ОК-2, ОК-8
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- определение предмета логики как науки;
- понятия формы мышления, логической формы, логического закона;
- язык как объект логического анализа;
уметь:
- соотнести понятия: логика теоретическая и практическая, классическая и неклассическая, традиционная и символическая, формальная и неформальная;
- различать истинность и формальную правильность мысли;
владеть:
- навыками применения метода формализации и его значения в логике;
- навыками использования основных принципов логического анализа языка;
- навыками использования основных положений и методов логики при решении социальных и профессиональных задач.
|
2.
| Раздел 2. Понятие
|
|
|
| Тема 3. Понятие как форма мышления
| ОК-1, ОК-3,
ПК-13
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- основные логические характеристики понятия;
- особенности юридических понятий;
- виды понятий;
- отношения между понятиями;
уметь:
- давать логическую характеристику понятия через его виды;
- представлять отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера;
- выполнять операции с классами;
владеть:
- навыками использования логических приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);
- навыками корректного использования понятий, характеризующих область права и правовой деятельности;
- навыками работы с понятиями, быть способным правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации.
|
| Тема 4. Логические операции с понятиями
| ОК-3, ОК-4,
ПК-13
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- обобщение и ограничение понятий;
- деление понятий, его структура и виды, правила и ошибки;
- понятие классификации, виды классификаций; классификации в правовых науках;
- определение, структура и виды определений, правила и ошибки;
- специфику неявных определений; приемы, заменяющие определения;
- роль определений в правовых науках и кодексах права;
уметь:
- обобщать и ограничивать понятия;
- выполнять деление понятий в соответствии с правилами;
- анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения;
- выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и определения в различного рода рассуждениях и текстах, в особенности – правовых;
владеть:
- навыком корректно вводить и использовать определения в области права, проводить разные виды деления и классификации;
- владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- навыком логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
|
3.
| Раздел 3. Суждение
|
|
|
| Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений
| ОК-3, ОК-4,
ПК-13
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- что такое суждение, суждение и предложение;
- виды простых суждений;
- категорические суждения, их классификацию;
- специфику выделяющих и исключающих суждений;
- распределенность терминов в суждениях;
- логические отношения между простыми категорическими суждениями;
- понятие и виды модальностей;
уметь:
- определять вид простого суждения, категорического суждения;
- изображать отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения;
- определять логические отношения между суждениями на основе «логического квадрата» и делать элементарные выводы;
владеть:
- навыками логического анализа высказываний естественного языка с целью выявления их логической формы;
- навыком логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
|
| Тема 6. Сложное суждение и его виды
| ОК-3, ОК-4, ОК-9
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- суждение и высказывание;
- понятие логической связки, соотношение логических связок с союзами естественного языка;
- способ построения сложных суждений из простых: основы языка логики высказываний;
- табличное определение логических связок;
- виды сложных суждений;
- законы логики как тождественно-истинные суждения;
- логические отношения между сложными суждениями;
уметь:
- четко определять характер логической связки и структуру сложного суждения в высказываниях естественного языка;
- переводить их в символическую запись;
- вычислять значение истинности сложных суждений на основе семантических таблиц истинности;
- определять законы логики, логические противоречия, выполнимые суждения;
- выявлять логические отношения между сложными суждениями;
владеть:
- современными методами логического анализа сложных суждений;
- навыками определения логических отношений между сложными суждениями, умением с ними обращаться, при необходимости отстаивать свою точку зрения, опровергать чужие тезисы и аргументы;
- умением обнаруживать логические противоречия и неопределенности в процессе общения и обмена информацией;
- навыками анализа социально значимых проблем и процессов.
|
4.
| Раздел 4.
Умозаключение
|
|
|
| Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений
| ОК-3, ОК-4,
ПК-16
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- что такое рассуждение, умозаключение, структура умозаключения;
- понятие логического следования;
- типы классификаций умозаключений;
- виды дедуктивных умозаключений;
- специфику непосредственных умозаключений;
- простой категорический силлогизм и его структуру;
- понятия фигуры и модуса простого категорического силлогизма;
- правила простого категорического силлогизма;
- понятие энтимемы, ее роль в аргументации;
- понятие сложного и сложносокращенного силлогизма;
уметь:
- преобразовывать суждения путем превращения, обращения и противопоставления предикату;
- определять термины и посылки силлогизма, изображать отношение между терминами в круговых схемах;
- использовать круговые схемы для проверки правильности силлогизма;
- делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключения с помощью правил силлогизма;
- определять фигуру силлогизма и использовать правила фигур;
- восстанавливать энтимему до полного силлогизма;
- делать выводы из суждений с отношениями;
владеть:
- различными методиками проверки правильности рассуждений, выявлять некорректные выводы;
- быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- на основании владения методами правильного вывода быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
|
| Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений
| ОК-3, ОК-4,
ПК-4
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- чисто условные умозаключения;
- условно-категорическое умозаключение и его модусы;
- разделительно-категорическое умозаключение и его модусы;
- условно-разделительное умозаключение: простая и сложная, конструктивная и деструктивная дилемма;
- иметь понятие о современной логике, классической и неклассической; модальной логике как логике неклассической; значение деонтической логики и логики оценок для юридических наук;
уметь:
- выделить основание и следствие в условных посылках;
- определить модус умозаключения;
- строить рассуждение по заданному модусу;
- определять вид дилеммы и проверять правильность вывода;
- строить рассуждения в форме дилеммы;
- восстанавливать энтимемы на основе условных и разделительных суждений;
владеть:
- навыками логически корректного, правильного рассуждения;
- корректно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- рационально обосновывать принимаемые решения, быть способным принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
|
| Тема 9. Недедуктивные умозаключения
| ОК-3, ОК-8,
ПК-4, ПК-16
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- индуктивные умозаключения и их виды;
- понятия полной, неполной, популярной, научной индукции;
- типичные логические ошибки в индуктивных умозаключениях;
- методы научной индукции;
- специфику статистических обобщений;
- понятие аналогии, виды аналогии;
- типичные ошибки в умозаключениях по аналогии;
- условия состоятельности выводов по аналогии;
- роль аналогии в науке и правовом процессе;
уметь:
- определять степень вероятности обобщения в неполной индукции;
- избегать логических ошибок в в индуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти ошибки в чужих рассуждениях;
владеть:
- навыками применения методов индуктивного обобщения, научной индукции в правовых исследованиях и правовом познании;
- навыками применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экспертиз;
- быть способным давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
- быть способным использовать основные положения и методы логики при решении социальных и профессиональных задач.
|
5.
| Раздел 5. Логические основы аргументации
|
|
|
| Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации
| ОК-2, ОК-3,
ОК-4, ОК-8
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- понятия доказательства и аргументации;
- структура доказательства;
- виды и способы (формы) доказательства;
- доказательство и опровержение;
- виды и способы опровержения;
- правила и ошибки по отношению к элементам доказательства;
- понятия паралогизма, софизма, парадокса;
уметь:
- анализировать структуру доказательства;
- корректно формулировать тезис;
- правильно подбирать аргументы;
- определять вид и способ (форму) доказательства;
- различать виды опровержения;
- выявлять «логические ловушки» и ошибки в доказательствах;
владеть:
- логической техникой построения доказательств и опровержений;
- быть способным использовать основные положения и методы учения о доказательстве при решении социальных и профессиональных задач.
|
| Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды
| ОК-1, ОК-2,
ОК-5, ПК-18
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- понятие аргументации, характерные черты аргументации как процесса;
- субъекты и структура аргументации;
- модификация правил и ошибок доказательства применительно к аргументации;
- критика, виды критики;
- основные подходы к классификации способов аргументации: универсальная и контекстуальная аргументация;
- спор, виды спора, цели и характерные особенности;
- уловки в споре;
- дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера применения;
уметь:
- четко формулировать собственную точку зрения и отстаивать ее;
- использовать знание правил аргументации;
- различать виды критики, уметь правильно, в зависимости от ситуации, определять ее способы;
- выбирать аргументы, соответствующие конкретной ситуации;
владеть:
- методами и техникой ведения публичных споров, диспутов, дебатов;
- пониманием особенностей различных видов дискуссии, полемики; основными принципами ведения научной дискуссии;
- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся.
|
| Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания
| ОК-7, ПК-17,
ПК-19
| В результате изучения обучающийся должен
знать:
- роль вопросно-ответных техник в процессе общения;
- вопросы и квази-вопросы;
- структура вопроса;
- виды вопросов;
- характеристика ответа, виды ответов;
- вопрос как форма выражения проблемы; проблема и проблемная ситуация;
- гипотеза как форма развития научного знания;
- виды гипотез;
- построение гипотезы;
- проверка гипотез;
- гипотеза и версия, логическое обоснование версий в судебном исследовании;
уметь:
- применять критерии правильности вопросов и ответов в практических рассуждениях;
- различать корректно и некорректно поставленные вопросы; вопросы по существу и не по существу;
- выделить ложную предпосылку вопроса;
- использовать вопросы различных типов;
- использовать ответы различных типов;
владеть:
- вопросно-ответными техниками как методом управления ситуацией общения;
- логическими методами построения и проверки гипотез в научном познании и версий в судебном исследовании;
- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- в педагогической деятельности: способностью преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.