Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава двадцать третья



 

Оклеветание сыновей Мариаммы. – Предпочтение, оказанное Антипатру. – Иродобвиняет их перед Цезарем, но затем опять примиряется с ними.

 

1. Сыновья унаследовали ненависть своей матери. Злодейство отца заставилосмотреть на него, как на врага. Так они смотрели на него еще будучи в Риме, гдеони оканчивали свое образование; по возвращении же в Иерусалим они еще большеукрепились в этом мнении. Неприязнь их росла с годами и проявилась, наконец,наружу в откровенных речах и беседах, когда они достигли брачного возраста иженились: один – на дочери своей тетки, Саломеи, оклеветавшей его мать, адругой – на дочери каппадокийского царя, Архелая{194}. Их смелостью воспользовались интриганы, и вскоре царюдонесено было в довольно ясной форме, что оба его сына затевают против негонедоброе; что один из них, зять Архелая, полагаясь на содействие тестя,готовится бежать с целью обвинить его (Ирода) перед Цезарем. Под влиянием этихболее чем достаточных науськивании Ирод возвратил к себе своего сына от ДоридыАнтипатра, которого он избрал как защиту против других своих сыновей, и сталвсячески отличать его перед этими последними.

2. Эта перемена была для них невыносима. Видя, как сын, рожденный от материпростого происхождения, все больше возвышается над ними – потомкамиблагородного и славного дома, они не могли скрывать свое неудовольствие и прикаждой новой нанесенной им обиде давали волю своему гневу. Так они с каждымднем все больше проникались злобой; Антипатр же между тем старался скореедостигнуть своей цели: льстя с большим умением своему отцу, он в то же времяизобретал всевозможные интриги против братьев, клеветал на них лично ипосредством других, пока, наконец, не лишил их всяких надежд на престол. Он нетолько значился уже в завещании и в общественном мнении престолонаследником, нобыл даже послан к Цезарю как будущий царь, со всей свитой и пышностью царя;только короны ему недоставало. Мало-помалу его влияние возросло до того, что онввел свою мать в покои Мариаммы. Двумя орудиями, которыми он действовал противбратьев, – лестью и клеветой он довел отца до того, что он даже задумал казнитьих. [101]

3. Одного из них, Александра, он поволок в Рим и обвинил его перед Цезарем втом, что он хотел отравить его ядом. Сначала Александр едва мог выразитьсловами свое возмущение. Но, увидев перед собой судью более опытного, чемАнтипатр, и более разумного, чем Ирод, он опомнился и, умалчивая, из почтения котцу, о поступках последнего, он тем решительнее отвергал его обвинения.Доказав также невинность своего брата, находившегося в одинаковой с нимопасности, он начал горько жаловаться императору на коварство Антипатра и наиспытываемые ими обиды и унижения. Кроме чистоты совести ему в этом случаепомогла еще сила красноречия, ибо он был выдающийся оратор. Когда он взаключение прибавил еще: «Пусть отец, если он желает, умертвит своих детей, нопусть не возводит на них такого тяжкого обвинения», тогда все присутствующиебыли тронуты до слез, а на самого императора это произвело такое глубокоевпечатление, что он отверг обвинение и тут же помирил с ним Ирода. Условия мирабыли таковы, что они должны во всем повиноваться отцу, а последний можетзавещать корону кому пожелает.

4. После этого царь возвратился из Рима к себе домой. Хотя с виду онотказался от обвинения, но внутренне он еще не был свободен от подозрения.Провожал его Антипатр – виновник раздора. Открыто он, конечно, из боязни передпосредником мира, не осмеливался обнаружить свою вражду. Плывя мимо Киликии,они высадились на Элеузу{195}, где Архелай ихочень радушно принял, благодарил за спасение зятя и от всей души приветствовалсостоявшийся мир, тем более что он сам обращался раньше к своим друзьям в Римес письменными просьбами содействовать Александру в его процессе с отцом. Онпровожал их до Зефириона и дал им подарки, стоимость которых оцениваласьтридцатью талантами.

5. По прибытии в Иерусалим Ирод собрал народ, представил ему своих трехсыновей, отдал отчет о своей поездке, вознес благодарность Богу, а такжеимператору, положившему конец раздорам в его семье и восстановившему междусыновьями согласие, имеющее большее значения, чем власть.

«Это согласие, – продолжал он, – я желаю укрепить еще больше. Императорпредоставил мне полную власть в государстве и выбор преемника. Стремясь теперьбез ущерба для моих интересов действовать в духе его начертаний, я назначаюцарями этих трех сыновей и молю прежде Бога, а затем вас присоединиться к этомурешению. Одному старшинство, [102] другим высокоепроисхождение дают право на престолонаследие, а обширность государства могла быдать место еще для некоторых. Император помирил их, отец вводит их во власть.Примите же этих моих сыновей, даруйте каждому из них, как повелевает долг иобычай, должное уважение по старшинству; ибо торжество того, который почитаетсявыше своих лет, не может быть так велико, как скорбь другого, возрастомкоторого пренебрегают. Кто бы из родственников и друзей ни состоял в свитекаждого из них, я всех утвержу, но эти должны ручаться мне за сохранениесолидарности между ними; ибо я слишком хорошо знаю, что ссоры и дрязгипроисходят от злонамеренности окружающих; когда же последние действуют честно,тогда они сохранят любовь. При этом я объявляю мою волю, чтобы не только моисыновья, но и начальники моего войска пока еще повиновались исключительно мне,потому что не царство, а только честь царства я передаю моим сыновьям: онибудут наслаждаться положением царей, но тяжесть государственных дел будетлежать на мне, хотя я и неохотно ношу ее. Пусть каждый подумает о моих годах,моем образе жизни и благочестии. Я еще не так стар, чтобы на меня уже можнобыло махнуть рукой, не предаюсь я роскоши, которая губит и молодых людей, абожество я всегда так чтил, что могу надеяться на самую долговечную жизнь. Ктос мыслью о моей смерти будет льстить моим сыновьям, тот в интересах же последнихбудет наказан мною. Ведь не из зависти к ним, выхоленным мною, я урезываю у нихизлишние почести, а потому, что я знаю, что лесть делает молодых людейнадменными и самоуверенными. Если поэтому каждый из их окружающих будет знать,что за честное служение он получит мою личную благодарность, а за сеяниераздора он не будет вознагражден даже тем, к кому будет отнесена его лесть,тогда, я надеюсь, все будут стремиться к одной цели со мною, которая вместе стем и есть цель моих сыновей. И для этих последних полезно, чтобы я остался ихвладыкой и в добром согласии с ними. Вы же, мои добрые дети, помните преждевсего священный союз природы, сохраняющий любовь даже у животных; помните затемимператора, зиждителя нашего мира, и, наконец, меня, вашего родителя, которыйпросит вас там, где он может приказывать, – оставайтесь братьями! Я даю вамцарские порфиры и царское содержание и взываю к Богу, чтобы он охранял моерешение до тех пор, пока вы сохраните согласие между собою». После этих слов оннежно обнял каждого из своих сыновей и распустил собрание. Одни искренноприсоединились [103] к выраженным Иродом пожеланиям, другиеже, падкие к переворотам, не обратили на них ни малейшего внимания.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.