Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава тридцать третья



 

Низвержение золотого орла. – Жестокость Ирода в последние минуты жизни. –Его попытка наложить на себя руки. – Он приказывает совершить казнь надАнтипатром. Через пять дней после этого сам умирает.

 

1. Болезнь Ирода все более и более ухудшалась, так как она застигла его встарости и горе. Он был уже близок к семидесятилетнему возрасту, а семейныенесчастья до того омрачили его дух, что и в здоровом состоянии он ни в чем ненаходил для себя отрады. Сознание, что Антипатр еще жив, усугубляло егоболезнь; однако он не хотел разделаться с ним на скорую руку, а решил подождать до своего выздоровления для того, чтобы казнить его самым формальнымобразом.

2. В эти тяжелые дни он должен был еще пережить народное восстание. ВИерусалиме жили два вероучителя, почитавшиеся особенно глубокими знатокамиотечественных законов и пользовавшиеся поэтому высоким авторитетом в глазахвсего народа. Один из них был Иуда, сын Сепфорея, а другой – Матфий, сынМаргала. Много юношей стекалось к ним, чтобы слушать их учение, образовываявокруг них каждый день целые полчища. Когда те узнали, как болезнь и гореснедают царя, они в кругу своих учеников проронили слово о том, что теперьнастало удобное время спасти славу Господню и уничтожить поставленныеизображения, нетерпимые законами предков; ибо закон запрещает внесение в храмстатуй, бюстов и иных изображений, носящих имя живого существа. А между темцарь поставил над главными воротами храма золотого орла. Вот этого орлазаконоучители предлагали сорвать{244} иприбавили, что хотя с этим связана опасность, но что может быть почетнее иславнее, как умереть за заветы отцов; кто так кончает, душа того остаетсябессмертной и вкушает вечное блаженство; только дюжинные люди, чуждые истинноймудрости и не понимающие, как любить свою душу, предпочитают смерть от болезнисмерти подвижнической.

3. Одновременно с этими проповедями распространился слух, что царь лежит присмерти. Тем смелее молодежь принялась за дело. Среди белого дня, когдамножество народа толпилось вокруг храма, юноши спустились на канатах с[133] храмовой кровли и разрубили золотого орла топорами.Немедленно дано было знать об этом царскому начальнику, который быстро прибылна место с сильным отрядом, арестовал до сорока молодых людей и доставил их кцарю. На первый его вопрос: «Они ли это дерзнули разрубить золотого орла?» –они сейчас же сознались. На второй вопрос: «Кто им это внушил?» – они ответили:«Завет отцов!» На третий вопрос: «Почему они так веселы, когда их ждет смерть?»– они ответили: «После смерти их ждет лучшее счастье».

4. Непомерный гнев, овладевший тогда Иродом, вселил в него новые силы ипомог ему побороть болезнь. Он лично отправился в народное собрание{245}, изобразил в пространной речи молодыхлюдей как осквернителей храма, которые под покровом закона преследовали болееотдаленные цели, и потребовал, чтобы судили их как богохульников. Боясь, как быне было привлечено к следствию множество людей, народ просил его наказатьсперва только зачинщиков, затем лишь тех, которые были пойманы на местепреступления, а всех остальных простить. Весьма неохотно царь уступил этимпросьбам. Он приказал тех, которые спустились с храмовой крыши вместе сзаконоучителями, сжечь живыми, остальных арестованных он отдал в руки палачейдля совершения над ними казни{246}.

5. После этого случая болезнь охватила все его тело и в отдельных частях егопричиняла ему самые разнообразные страдания. Лихорадка не была так сильна, нона всей поверхности кожи он испытывал невыносимый зуд, а в заднепроходной кишке– постоянные боли; на ногах у него образовались отеки, как у людей, одержимыхводобоязнью, на животе – воспаление, а в срамной области – гниющая язва,которая плодила червей. Ко всему этому наступали припадки одышки, лишавшие еговозможности лежать, и судороги во всех членах. Мудрецы объясняли его болезньнебесной карой за смерть законоучителей. Он же сам, несмотря на отчаяннуюборьбу с такой массой страданий, цепко держался за жизнь: он надеялся навыздоровление и думал о средствах лечения. Он отправился на ту сторону Иорданадля того, чтобы воспользоваться теплыми купаниями в Каллирое, вода которойтечет в Асфальтовое озеро{247} и до тогопресна, что ее можно также и пить{248}. Врачипредполагали здесь согревать все его тело теплым маслом. Но когда его опустилив наполненную маслом ванну, в глазах у него помутилось и лицо у негоискривилось, как у умирающего. Крик, поднятый слугами, привел его, однако,опять в сознание. [134] Но с тех пор он уже сам больше неверил в свое исцеление и велел раздать солдатам по 50 драхм каждому, а офицерами друзьям его более значительные суммы.

6. Прибыв на обратном пути в Иерихон, он в своем мрачном настроении, желаякак будто бросить угрозу самой смерти, предпринял безбожное дело. Он приказалсобрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемомипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломею и мужа ееАлексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, какюбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур, и блестящуюпогребальную процессию, если только вы пожелаете исполнить мою волю. Как толькоя умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорееизрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы надмоей смертью».

7. Как только отдано было это приказание, получены были письма от послов изРима, которые извещали, что Акма, по приказу императора, казнена, а Антипатросужден им на смерть; однако, гласило письмо, если отец предпочтет изгнаниесмертной казни, то император против этого ничего не имеет. Царь опятьпоправился немного, по крайней мере настолько, что в нем вновь пробудиласьжажда жизни; но вскоре затем страдания его, усилившиеся недостаточным питаниеми мучившим его постоянно судорожным кашлем, до того его одолели, что он решилсяпредупредить свою судьбу. Он взял яблоко и потребовал себе нож, чтобы разрезатьего, по своему обыкновению, на куски, – тогда он оглянулся кругом, не будет лиему кто-нибудь мешать, и поднял свою руку, чтобы заколоть себя. Но племянникего Ахиаб очутился возле него, схватил его руку и не дал ему покончить с собою.Тогда в замке поднялся громкий плач, точно царь уже скончался. И Антипатруслышал этот крик; он опять ободрился; полный радостных надежд, он началупрашивать стражу расковать его и дать ему ускакать, обещав ей за это деньги.Но начальник караула приказал солдатам зорко следить за ним, а сам поспешилдонести царю об этом покушении на побег. Почти со сверхъестественной в егоположении силой голоса он отдал приказание своим телохранителям немедленно жеубить Антипатра{249}. Его тело он велелпохоронить в Гирканионе. После этого он опять изменил завещание и назначилсвоего старшего сына Архелая, брата Антипы, наследником престола, а самогоАнтипу – тетрархом{250}.

8. Казнь своего сына Ирод пережил еще пять дней{251}. [135] С того времени, как он убийствомАнтигона достиг высшей верховной власти, протекли тридцать четыре, а со времениназначения его царем римлянами – тридцать семь лет. Прежде чем войско узнало оего смерти, сестра его Саломея вместе с ее мужем освободили всех пленных,которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперьотпускает каждого на свою родину. А уже после того как те удалились, онаобъявила солдатам о кончине царя и созвала их и остальной народ в амфитеатр вИерихоне. Здесь выступил Птолемей{252},которому царь вверил свой перстень с печатью, прославил имя царя, утешил народи прочел царский рескрипт на имя солдат, заключавший в себе неоднократныенапоминания о верности его преемникам. По прочтении рескрипта он открылзавещание и огласил его содержание. Филипп был в нем назначен наследственнымвладетелем Трахонитиды и пограничных областей; Антипа, как уже выше былоупомянуто, – тетрархом, а Архелай – царем. Последнему вместе с тем былопоручено препроводить императору перстень с печатью Ирода и запечатанные акты,касающиеся государственного правления, ибо императору представлено былоутверждение всех его распоряжений, и он должен был еще санкционироватьзавещание. Все прочее должно было остаться без изменений, согласнопервоначальному завещанию.

9. После этого раздались громкие, ликующие крики, приветствовавшие Архелая.Солдаты вместе с народом проходили мимо него группами, присягая в верности ииспрашивая на него благословение Божие. Затем приступлено было к погребениюцаря. Архелай не остановился ни перед какими затратами; для большего блескапохоронной процессии он выставил перед народом все царские украшения. Параднаякровать была из массивного золота и украшена ценными камнями; покрывало – изчистого пурпура и пестрило узорами; тело, лежавшее на нем, было покрыто алымсукном; голову царя обвивала диадема, а над нею лежала золотая корона; праваярука держала скипетр. Парадную кровать окружали сыновья и многочисленная толпародственников; непосредственно за ними шли телохранители, отряд фракийцев,затем германцы и галлы все в военных доспехах. Впереди шло остальное войско,предводительствуемое полководцами и командирами, в полном вооружении; за нимиследовали пятьсот рабов и вольноотпущенников с благовонными травами в руках.Тело перенесено было на расстояние двухсот стадий в Иродион, где оно, согласнозавещанию, было предано земле. Таков был конец Ирода. [136]

 

 

Вторая книга

 

Глава первая

 

Архелай дает народу траурный пир по поводу смерти Ирода. – Скоро после этогопроисходит восстание, и он отправляет против восставших войско, которое убиваетоколо 3000 человек.

 

1. Поездка в Рим, которую должен был совершить Архелай, дала повод к новымволнениям. Оплакав своего отца семь дней и дав народу богатый траурный пир(обычай иудеев, вследствие которого многие разорялись; наследники бывают почтивынуждены угостить участников в похоронах, в противном случае они рискуютпрослыть неблагодарными к умершему), он в белом одеянии отправился в храм, гдебыл восторженно встречен народом. Он приветствовал народ, сидя на золотом троне,воздвигнутом на высокой трибуне, благодарил его за усердное участие в похоронахего отца и за выражение ему верноподданнических чувств, точно он уже вдействительности был царем; но, прибавил он, он удерживается пока не только отпроявления власти, но и от принятия титула, пока не будет утвержден впрестолонаследии императором, которому завещанием предоставлен решающий голосво всем. Он и в Иерихоне не принял диадемы, которую солдаты хотели возложить нанего. Но когда он высшей властью будет утвержден царем, тогда он отблагодаритнарод и войско за их добрые чувства к нему. Все его стремления будут направленык тому, чтобы быть к ним во всех отношениях милостивее, чем его отец.

2. Обрадованный этим обещанием, народ тут же пожелал испытать его истинноенамерение высокими требованиями. Одни желали облегчения податей, другие –упразднения пошлины{1}, а третьи требовалиосвобождения заключенных. Чтобы снискать расположение народа, он обещал все.Вслед за этим он совершил жертвоприношение [137] и вместе сосвоей свитой предался пиршеству Под вечер же собралась немалочисленная толпадомогавшихся нового порядка, которые по окончании официального траура погосударю открыли свой особенный траур. Они оплакивали тех, которых Ирод казнилза уничтожение висевшего над храмовыми воротами золотого орла. Этот Траур небыл тихий и сдержанный; душу раздирающие стоны, искусственно возбужденные крикии плач и громкие вопли огласили весь город. Таким образом они оплакивали тех,которые, по их словам, пали за веру отцов и святыню. Тут же раздался крик:«Будем мстить за них Иродовым избранникам! Прежде всего должен быть устраненназначенный им первосвященник – долг и обязанность требует избрать болееблагочестивого и непорочного!»

3. Как ни досадовал на это Архелай, но ввиду своей неотложной поездки он напервое время удержался от казней. Он боялся, что если восстановить против себянарод, тогда волнения могут усилиться и сделают его поездку совершенноневозможной. Он пытался поэтому успокаивать недовольных больше добрым словом,нежели силой, и отрядил начальника, который должен был призвать народ кпорядку. Но как только тот явился в храм, мятежники прогнали его каменьями, недавая ему начать говорить, и других, которых Архелай посылал для ихвразумления, они также с негодованием оттолкнули от себя. Было ясно: если ониполучат еще подкрепление, тогда их совсем нельзя будет унять. Так как предстоялтогда праздник опресноков (который именуется у иудеев Пасхой), когдасовершается много жертвоприношений{2}, тосо всей страны стекалась в Иерусалим несметная масса народа. Те, которыеоплакивали законоучителей, оставались сплоченными в храме и здесь раздувалипламя восстания. Все это внушало Архелаю серьезные опасения. Боясь, чтобымятежная горячка не охватила весь народ, он втихомолку послал трибуна во главеодной когорты{3} с приказанием схватитьзачинщиков. Но вся толпа бросилась на нее; большая часть солдат была истребленакаменьями; сам трибун был тяжело ранен и обратился в бегство. Как ни в чем небывало, они вслед за этим приступили к жертвоприношениям. Но Архелай убедился,что без кровопролития толпа не даст обуздать себя. Он приказал поэтомувыдвинуть против нее все свои военные силы; пехота густыми рядами вступила вгород, а всадники высыпали в поле. Эти войска внезапно напали нажертвоприносителей, убили около трех тысяч из них, а остальную массу загнали вближайшие горы. [138] Недолго спустя явились герольды Архелая,возвестившие приказ о том, чтобы каждый возвратился к себе на родину. Так всеразошлись, не продолжая празднования.

 

Глава вторая

 

Архелай едет в Рим в сопровождении своей многочисленной родни. – ОбвиняемыйАнтипатром перед императором, он благодаря защите Николая выходит победителем иззатеянного против него дела.

 

1. Он сам в сопровождении своей матери и друзей – Поплы, Птолемея и Николаяотправился морем, оставив Филиппа в качестве регента и опекуна над его домом.Вместе с ним ехали также Саломея с ее детьми, равно как и братья и зятья царя,с целью, поддержать притязания Архелая на престол, на самом же деле – чтобыобвинять его перед императором за его бесчинства в храме.

2. В Кесарии они встретились с сирийским прокуратором Сабином, собравшимсякак раз в Иудею с целью принять под свою охрану сокровища Ирода. Архелайпоручил Птолемею убедительно просить Вара{4} удержать его от дальнейшей поездки. Из любезности к ВаруСабин действительно отказался от прежнего своего намерения поспешить в крепостьи запереть перед Архелаем казнохранилища его отца; он даже обещал ничего непредпринимать до решения императора и остался один в Кесарии. Но как только изудерживающих его один отправился в Антиохию, а другой, Архелай, отплыл в Рим, онбыстро двинулся в Иерусалим, завладел царским дворцом и потребовал к себекомендантов и казначеев, желая от первых перенять власть над крепостями ивыведать от других о состоянии запасных фондов. Начальники, однако, осталисьверными инструкциям Архелая: они не покидали своих постов, охраняяих, собственно, не именем Архелая, а больше от имени императора.

3. Между тем Антипа также отправился в путь с целью защищать и свои права напрестол. Он полагал, что само завещание, в котором он назначен царем, должноиметь больше силы и значения, чем приложение к нему. Саломея и многие из егородственников, которые отплыли вместе [139] с Архелаем, ещераньше обещали ему содействие; и мать свою, и брата Николая, Птолемея, он взял ссобой. Влияние последнего, думал он, будет иметь большое значение, так как онбыл высоко поставлен у Ирода и пользовался его доверием{5}. Но самые большие надежды он возлагал на хваленоекрасноречие ритора Иринея. В надежде на него он отклонил всякие увещевания отом, что ему следует уступить Архелаю как старшему и назначенному по завещанию.В Риме все родственники окончательно перешли на его сторону, потому что Архелайбыл ненавистен. Собственно говоря, каждому из них хотелось больше всегообладать независимым положением под верховной властью римского наместника. Натот случай, если бы эта цель оказалась недостижимой, они все предпочитали иметьцарем Антипу.

4. И Сабин способствовал их целям своими письмами, в которых он во многомобвинял перед императором Архелая и высоко хвалил Антипу. Когда Саломея и еепартия изложили в письме свои обвинения и подали их императору, тогда Архелайтакже письменно изложил главные основания своих притязаний и вместе с перстнемотца и его счетами вручил их через Птолемея императору. Император обсудил просебя права обеих партий, величину государства, размеры его доходов имногочисленность семейства Ирода; затем он прочитал также письма Вара и Сабинапо спорному вопросу и после всего собрал совет из знатнейших римлян, в которомон в первый раз предоставил право участия и голоса усыновленному им сынуАгриппы и дочери его Юлии, Гаю. По открытии собрания он предоставил словосоперничающим партиям.

5. Поднялся Антипатр, сын Саломеи, наиболее красноречивый между противникамиАрхелая, и начал читать свою обвинительную речь. «На словах, – сказал он, –Архелай как будто теперь только домогается царства, но в действительности онуже давно состоит царем и только для насмешки утруждает теперь уши императорасвоими просьбами. Он не счел нужным выждать решающего слова императора, но сампосле кончины Ирода тайно подставил людей, которые бы увенчали его диадемой.Он сел на трон, отдавал распоряжения, точно царь, изменил организацию войска,раздавал чины, обещал народу все, чего последний просил у него как у царя,освободил тех, которых его отец за серьезнейшие преступления держал в заточении,и после всего этого он является теперь, чтобы испросить у своего властителятолько тень того царства, которое он, в сущности, давно [140] уже присвоил себе, и делает таким образом императора судьей не над предметами,а лишь над одними именами». Далее он упрекнул его в том, что «и траур его поотцу был только лицемерный: днем, бывало, он собирал угрюмые складки на лице, аночью предавался кутежам и в пьяном виде чинил самые скверные проказы. Уже одноповедение его служило поводом к народному восстанию». Но центр тяжести всей егоречи лежал в кровавой резне, произведенной во дворе храма: «Люди прибыли напраздник и тут же возле их собственных жертв самым жестоким образом былизаколоты. В храме собрана была такая огромная куча трупов, которая не могла быостаться даже после внезапного нападения внешнего неприятеля. Предвидяжестокость Архелая, его отец не думал предоставить ему даже самые отдаленныевиды на престол; лишь только впоследствии, когда он, страдая душевно более, чемтелесно, не был уже способен к здравому обсуждению вещей, он в приложении кзавещанию назначил своим преемником того, которого раньше и знать не хотел, идаже без того, чтобы фигурировавший в первоначальном завещании, которого оннаметил престолонаследником в здравом состоянии и совершенно бодром духе, подалему хотя бы малейший повод к неудовольствию. Но если захотят непременно придатьбольше значения решению человека, лежавшего на смертном одре, то Архелай, вовсяком случае, за его многочисленные преступления против страны должен бытьлишен власти над ней. Каков же будет он царь после утверждения его императором,если он еще до своего утверждения убил такую массу людей?»

6. Сказав еще многое в этом духе и ссылаясь при каждом обвинительном пунктена свидетельства большинства из родственников, Антипатр закончил свою речь.Тогда со стороны Архелая выступил Николай, старавшийся объяснить резню во храменеобходимостью: «Убитые, – сказал он, – были враги не только государства, но иимператора – судьи по настоящему делу». Относительно других пунктов обвиненияон заметил, что сами жалобщики советовали Архелаю действовать так, а не иначе.Прибавлению к завещанию, по его мнению, следует придать особенное значение ввидутого, что именно в этом прибавлении императору предоставлено утверждениепрестолонаследника. «Тот, – сказал он в заключение, который был настолькоразумен, что предал свою власть в руки владыки мира, тот, наверное, и о своемпреемнике не имел ложного мнения. Нет! В здравом уме представил он его кутверждению, – он, [141] который так хорошо знал, от когозависит это утверждение».

7. Когда Николай закончил, Архелай приблизился к императору и безмолвноопустился к его ногам. Император очень благосклонно поднял его и этим далпонять, что он его считает достойным унаследовать трон отца. Окончательнойрезолюции он все-таки еще не объявил, а распустил на тот день собрание иобдумывал про себя все заслушанное, не решаясь – признать ли престолонаследиеза одним из значившихся в завещании, или же разделить государство между всемичленами семьи. Их было столь много, и надо было подумать об обеспечении всехих.

 

Глава третья

 

Ожесточенная борьба иудеев с солдатами Сабина и страшное кровопролитие вИерусалиме.

 

1. Прежде чем император принял определенное решение, заболела мать Архелая,Малтака, и умерла. Одновременно с этим получены были от Вара из Сирии письма,известившие о восстании иудеев. Вар, собственно, это предвидел; чтобыпредупредить могущие произойти волнения (так как было ясно, что народ неостанется в покое), он вслед за отъездом Архелая прибыл в Иерусалим и, оставиводин из взятых им в Сирии трех легионов, возвратился обратно в Антиохию. Новторжение Сабина вызвало взрыв неудовольствия и дало иудеям повод к восстанию.Сабин вынудил гарнизоны цитаделей к сдаче последних и с беспощадной суровостьютребовал выдачи ему царских сокровищ. При этом он опирался не только наоставленных Варом солдат, но и на многочисленную толпу своих собственных рабов,которых он вооружил и превратил в орудие своей алчности. Так как приближалсяпраздник пятидесятницы (так иудеи называют один из своих праздников,совершаемый по истечении семи недель и носящий свое название по числу дней), тоне только обычное богослужение, но еще более всеобщее ожесточение привлекалонарод в Иерусалим. Несметные массы людей устремились в столицу из Галилеи,Идумеи, Иерихона и Переи Заиорданской. В числе и решительности жителисобственно Иудеи превосходили, впрочем, всех других. Они разделились на тричасти и разбили тройной стан: один на северной стороне храма,[142] другой на южной стороне, у ристалища, а третьи назападе, близ царского дворца. Таким образом они оцепили римлян со всех сторон идержали их в осадном положении.

2. Сабин, устрашенный многочисленностью и грозной решимостью неприятеля,посылал к Вару одного гонца за другим с просьбой о скорейшей помощи: если онбудет медлить, говорили послы, то весь легион будет истреблен. Он сам взошел навысочайшую из башен крепости – Башню Фазаелеву, названную по имени погибшего впарфянской войне брата Ирода, и оттуда дал знак легиону к наступлению;испытывая сильный страх, он даже боялся сойти к своим. Солдаты, повинуясь егоприказу, протеснились к храму и дали иудеям жаркое сражение, в котором ониблагодаря своей военной опытности до тех пор имели перевес над неопытнойтолпой, пока никто не затрагивал их сверху. Когда же многие иудеи взобрались нагалереи и направили свои стрелы на головы римлян, то они падали массами; ибозащищаться против сражавшихся сверху они не могли так легко, да и противтех, которые бились в упор, они с трудом могли дальше держаться.

3. Стесненные с двух сторон солдаты подожгли снизу колоннады – этоудивительное произведение по великолепию и величине. Многие из находившихсянаверху были тотчас охвачены огнем и погибли в нем, другие падали от рукнеприятеля, когда соскакивали вниз, некоторые бросались со стены впротивоположную сторону, иные, приведенные в отчаяние, своими собственнымимечами предупреждали смерть от огня; те же, наконец, которые слезали со стены исхватывались с римлянами, находились в таком смущении, что их легко былообессилить. После того как одна часть таким образом погибла, а другая от страхарассеялась, солдаты набросились на неохраняемую храмовую казну и похитилиоттуда около 400 талантов. Все, что не было украдено тайно, собрал для себяСабин.

4. Гибель колоннад и огромной массы людей до такой степени возмутила иудеев,что они противопоставили римлянам еще более многочисленное и более храброевойско. Они оцепили дворец и грозили римлянам поголовным истреблением, если онитотчас не отступят, если Сабин уйдет с легионом, то они обещали емубезопасность. Большинство царских солдат перешло также на сторону восставших;но к римлянам примкнула храбрейшая часть войска в числе 3000 человек, такназываемые себастийцы{6}, и во главе их Руфи Грат, один – предводитель всадников, другой – царской пехоты, оба – люди,которые, независимо от [143] подчиненных им частей войск,личной своей энергией и осмотрительностью должны были иметь большое влияние наисход борьбы. Иудеи усердно продолжали осаду, производя вместе с тем нападенияна стены цитадели и приглашая людей Сабина удалиться и не мешать им, когда онипосле долгого терпения хотят наконец возвратить себе свободу их предков. Охотнобы Сабин отступил втихомолку, но он не верил их обещаниям и боялся, что ихвеликодушие только заманит его в западню; вместе с тем он надеялся на скоруюпомощь Вара. Он решился поэтому выдержать осаду.

 

Глава четвертая

 

Бунт прежних солдат Ирода. – Разбойничьи набеги Иуды. – Симон и Афронгприсваивают себе царский титул.

 

1. В это же самое время в разных местах страны также произошли беспорядки.Положение дел подстрекало многих протянуть руку к царской короне. В Идумеевзялись за оружие две тысячи ветеранов Ирода и открыли войну с приверженцамицаря. Ахиаб, двоюродный брат царя, боролся с ними, скрываясь за сильнейшимикрепостями, но избегая всякого столкновения с ними в открытом поле. Дальше, вСепфорисе, в Галилее, Иуда – сын того Иезекии, который некогда во главеразбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, – поднял наноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своихлюдей и нападал на тех, которые стремились к господству{7}.

2. В Перее нашелся некто Симон, один из царских рабов, который, надеясь насвою красоту и высокий рост, напялил на себя корону. Собрав вокруг себяразбойников, он рыскал по открытым дорогам, сжег царский дворец в Иерихоне,многие великолепные виллы и легко наживался на этих пожарах. Еще немного – и онбы опустошил огнем все пышные здания, если бы против него не выступил начальникцарской пехоты Грат со стрелками из Трахонеи и самой отборной частьюсебастийцев. В завязавшейся между ними схватке легло значительное число пехоты,но сам Симон был отрезан Гратом в тесной ложбине, через которую он хотелбежать, и, получив удар в затылок, упал мертвым. В другом восстании,вспыхнувшем в Перее, были обращены [144] в пепел царскиедворцы возле Вифарамата{8}, у Иордана.

3. Даже простой пастух, по имени Афронг, дерзал в ту минуту посягать накорону. Его телесная сила, отчаянная храбрость, презрение к смерти и поддержкачетырех ему подобных братьев внушали ему эту надежду. Каждому из этих братьевон дал вооруженную толпу, во главе которых они служили ему как бы полководцамии сатрапами во время его набегов. Он сам, как царь, был занят более важнымиделами. Надев на себя диадему, он затем вместе с братьями еще долго опустошалстрану. Преимущественно они убивали римлян и царских солдат, но не щадили они ииудеев, если последние попадались к ним в руки вместе с добычей. Раз, возлеЭммауса, они даже осмелились оцепить целую когорту римлян, подвозивших легионупровиант и оружие. Центурион Арий и сорок наиболее храбрых солдат пали подстрелами. Та же участь угрожала остальным, как вдруг примчался Грат ссебастийцами и спас их. После многих подобных насилий, совершенных ими втечение всей этой войны над коренными жителями и иноземцами, трое из них были,наконец, схвачены в плен; самый старший – Архелаем, два следующих – Гратом иПтолемеем, четвертый сдался Архелаю после миролюбивого соглашения. Этот конецпостиг их уже впоследствии; но тогда они исполосовали всю Иудею своейхищнической войной.

 

Глава пятая

 

Вар подавляет мятеж иудеев; из восставших он около двух тысяч приказываетраспять.

 

1. Получив письма Сабина и других начальников, Вар, беспокоясь о судьбевсего легиона, решился поспешить ему на помощь. Он поэтому выступил вПтолемаиду с оставшимися у него двумя легионами и принадлежавшими к последнимчетырьмя конными эскадронами; туда же он назначил собраться вспомогательнымотрядам царей и князей. Проходя мимо Берита, он и оттуда взял с собою 1500тяжеловооруженных воинов. Когда в Птолемаиде, кроме других союзных войск,присоединился к нему еще аравийский царь Арета, который из вражды к Иродуприбыл с многочисленными отрядами пехоты и всадников, он одну часть армийнемедленно отправил под начальством своего друга Гая в ближайшую[145] к Птолемаиде часть Галилеи. Гай отбил назад всехвставших против него, покорил город Сепфорис{9}, предал его огню, а жителей продал в рабство. Сам Вар совсем своим войском вторгся в Самарию, не трогая, однако, ее главного города{10}, так как он нашел, что последний непринимал участия в волнении других городов. Он раскинул свой стан у деревни Ар,принадлежавшей Птолемею и разграбленной поэтому арабами, которые свою злобупротив Ирода вымещали и на его друзьях. Затем он двинулся вперед и остановилсяу другой укрепленной деревни Самфон; и ее разгромили арабы точно так же, какони разграбили все попадавшиеся им в руки государственные запасы. Смерть иогонь царили повсюду, и ничто не могло укрыться от хищнической алчности арабов.И Эммаус, жители которого заблаговременно спаслись бегством, Вар также приказалуничтожить огнем в наказание за то, что последние убили Ария и его людей.

2. Отсюда он отправился на Иерусалим. Один только вид римских сил рассеялиудейское войско; оно поспешно отступило и разбрелось внутри страны. Городскиеже жители, приняв римлян, старались отказаться от участия в восстании,объявляя, что они лично ни в чем не нарушали спокойствия; ради праздника онибыли вынуждены впустить в город народную массу, но не только ничего общего неимели с мятежниками, а, напротив, вместе с римлянами были осаждены последними.Еще до них вышли навстречу Вару Иосиф (троюродный брат Архелая), Руф и Грат воглаве царского войска и себастийцев, а также оставшейся части римского легионав обычных воинских доспехах. Сабин же не смел даже показаться ему на глаза изаранее еще ушел из города к приморью. Вар отрядил часть своего войска вовнутрьстраны против мятежников; многие из них были схвачены; менее опасных из них онвелел заключить в тюрьму, а более виновных в числе около двух тысяч человек онвелел распять.

3. Тогда ему было донесено, что около Идумеи десять тысяч воинов стоят ещепод оружием. Так как он на опыте мог убедиться, что арабы не ведут себя каксоюзники, а ведут войну довольно своенравно и из ненависти к Ироду разоряютстрану больше, чем ему самому было желательно, то он распустил их и поспешилнавстречу мятежникам только со своими собственными легионами. По совету Ахиабате сдались добровольно, не доведя дело до сражения. Большей массе из них Вардаровал прощение; предводителей же он отослал к императору для дальнейшегорасследования. [146] Император помиловал всех, за исключениемтолько некоторых родственников царя Ирода, тоже примкнувших к мятежникам,которых он велел казнить, так как они поднимали оружие против родственного имцаря. Потушив таким образом восстание в Иерусалиме, Вар возвратился в Антиохию.Легион, еще раньше находившийся в Иерусалиме, он там же оставил.

 

Глава шестая

 

Иудеи, возводя на Архелая целый ряд обвинений, заявляют, что предпочитали быжить под римским владычеством. – Август их выслушивает, но затеи разделяетцарство Ирода между детьми по собственному желанию.

 

1. Архелаю в Риме предстояло между тем выдержать также борьбу с иудеями,которые еще до начала восстания прибыли с разрешения Вара в Рим в качестведелегатов с целью хлопотать перед Августом о дарования народу автономии.Посольство состояло из пятидесяти иудеев, к которым присоединилось свыше 8000из живших в Риме иудеев. Император назначил собрание знатнейших римлян и своихдрузей в палатинском храме Аполлона – одном из воздвигнутых им самим зданий,блиставшем удивительной роскошью. Здесь стояло множество иудеев с ихделегатами, против них поместился Архелай с его друзьями. Друзья же егородственников занимали нейтральное положение; ненависть и зависть к Архелаю недозволили им стать на его сторону; робость перед императором удерживала их оттого, чтобы пристать к обвинителям Архелая. Явился, кроме того, еще и Филипп,брат Архелая, которого благоволивший к нему Вар послал с двойной целью:во-первых, для того, чтобы он поддерживал интересы Архелая, а во-вторых, –чтобы и он получил свою долю, в случае если император разделит царство Иродамежду всеми его потомками.

2. Получив позволение говорить‚ обвинители прежде всего изобразилибеззаконие Ирода. «Не царя они имели в нем‚ а лютейшего тирана‚ какойкогда-либо сидел на троне. Бесчисленное множество подданных он убил‚ но участьтех‚ которых он оставил в живых‚ была такова‚ что они завидовали погибавшим.Он не только поодиночке пытал своих подданных‚ [147] но мучилцелые города. Иностранные города он украшал‚ а свои собственные – разорял;чужие народы он одарял кровью иудеев. На месте прежнего благосостояния и добрыхстарых нравов наступила‚ таким образом‚ полнейшая нищета и деморализация.Вообще иудеи за немногие годы терпели от Ирода больше гнета‚ чем их предки завесь период времени от выхода из Вавилонии и возвращения на родину вцарствование Ксеркса{11}. Привычка‚ кнесчастью‚ до того подавила дух народа‚ что он даже был готов терпеть жестокоерабство под властью того‚ которого Ирод назначил после сея преемником: сынатирана‚ Архелая‚ он сейчас же после смерти его отца добровольно приветствовалкак царя‚ вместе с ним оплакивал смерть Ирода и молился Богу за благополучноецарствование его. Архелай же для того‚ вероятно‚ чтобы показать себя настоящимсыном Ирода‚ открыл свое царствование закланием трех тысяч граждан. Вот сколькожертв он принес Богу‚ чтобы испрашивать у него благоденствия своемуцарствованию‚ – и вот какой массой трудов он наполнил храм в праздничный день.И поэтому-то те‚ которые уцелели от стольких бедствий‚ задумались‚ наконец‚ освоем печальном положении и хотят стать на военную ногу и открыто выставлятьсвои лица неприятельским ударам. Они просят римлян сжалиться над развалинамиИудеи и не бросить остаток народа на съедение жестокому тирану‚ а соединитьстрану вместе с Сирией и властвовать над нею собственными правителями. Тогдаможно будет видеть‚ что те иудеи‚ о которых прокричали как о неукротимыхмятежниках‚ прекрасно умеют ладить со справедливыми правителями». Этой просьбойиудеи заключили свою жалобу. После них поднялся Николай и старался обессилитьобвинение против обоих царей. С другой стороны‚ он изобразил иудеев народом поприроде своей трудно управляемым и склонным к неповиновению своим царям ивыставил также в невыгодном свете родственников Архелая‚ присоединившихся кобвинителям.

3. Выслушав обе партии‚ император распустил собрание. Несколько дней спустяон предоставил Архелаю половину царства с титулом этнарха и обещанием возвестиего в царский сан‚как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину онразделил на две тетрархии‚ которые предоставил двум другим сыновьям Ирода: однуФилиппу‚ а другую Антипе‚ оспаривавшему престол у Архелая. Антипа получил Переюи Галилею с доходом в двести талантов. Батанея и Трахонея‚ Авран и некоторыечасти владений Зенона‚ возле Ямнии‚ со ста талантами дохода в год достались[148] в удел Филиппу. Этнархию Архелая образовали: Идумея‚ всяИудея и Самария‚ которой отпущена была четвертая часть податей за то‚ что онане принимала участия в восстании остальной страны. Точно так же сделались емуподвластными города: Стратонова Башня (Кесария)‚ Себаста (Самария)‚ Иоппия иИерусалим. Греческие же города – Гадару и Ипп император отрезал от государстваи присоединил к Сирии. Доходы Архелая с его владений достигали 400 талантов.Саломея‚ в прибавление к назначенному ей по завещанию Ирода‚ получила ещегосподство над Ямнией‚ Азотом и Фазаелидой; кроме того‚ император подарил ейтакже дворец в Аскалоне; доходы всех этих владений оценивались 60 талантами ягод; но ее область была подчинена этнархии Архелая. Остальные потомки Иродаполучили то‚ что им оставлено было по завещанию. Двум его незамужним дочерямимператор подарил‚кроме полученного ими от отца наследства‚еще 500 000серебряных монет и обручил их с сыновьями Ферора. Уже после окончания дележаимператор подарил наследникам и ту тысячу талантов‚ которая была ему самомузавещана Иродом‚ и оставил себе лишь некоторые из его вещей небольшой ценностина память об умершем.

 

Глава седьмая

 

История Лжеалександра. – Архелай идет в ссылку, и Глафира умирает. – Обоимпредстоящая им участь предсказывается сновидениями.

 

1. К тому же времени прибыл в Рим иудейский юноша‚ воспитанный в Сидоне уримского вольноотпущенника‚ который‚ обладая внешним сходством с Александром‚убитым Иродом‚ выдавал себя за последнего в надежде‚ что никем не будетизобличен. Соотечественник его‚ посвященный во все новейшие события Иудеи‚помогал ему в исполнении роли; по его наставлению он рассказывал‚ «что палачи‚посланные для умерщвления его и Аристобула‚ скрыли их из жалости в безопасноеместо и подложили похожие трупы». Этим объяснением он ловко обманул критскихиудеев и‚ блестяще снабженный ими всем необходимым‚ отплыл на Мелос. Здесь онтакже приобрел полное доверие‚ собрал еще больше средств и уговорил своихгостеприимных хозяев [149] ехать вместе с ним в Рим. Прибыв вДикеархию‚ он получил от тамошних иудеев массу подарков‚ а друзья его мнимогоотца провожали его‚ как царя. Сходство его наружности было до того обманчиво‚что даже те‚ которые видели Александра и хорошо знали его‚ клялись‚что этоименно он. Все римское иудейство устремилось ему навстречу‚ и бесчисленноемножество людей наполняло улицы‚ по которым должны были его нести. Мелианепришли в такой экстаз‚ что носили его на носилках и на свой собственный счетприобрели ему царское одеяние.

2. Император‚ который хорошо знал черты лица Александра – перед ним же онобвинялся Иродом‚ – распознал весь этот основанный на наружном сходстве обманеще прежде‚ чем увидел перед собою эту личность; но для устранения всякогосомнения он приказал привести юношу к более близкому знакомому Александра‚Келаду. При первом же взгляде последний заметил даже разницу в лице‚ но‚ помимоэтого‚ грубое телосложение заставляло признать в нем раба. Келад убедился вобмане; но его выводили из себя дерзкие уверения обманщика. Когда‚ например‚спрашивали у него об Аристобуле‚ он отвечал: «И этот находится в живых; но изпредосторожности он остался на Кипре‚ чтобы избежать преследования‚ потому что‚если они будут разъединены‚ их труднее будет поймать». Келад отвел его всторону и именем императора обещал ему помилование‚ если он назовет то лицо‚которое натолкнуло его на обман. Он выразил согласие‚ отправился вместе с ним кимператору и выдал того иудея‚который воспользовался его сходством длянадувательства. «Они‚ – сознался он‚ – в каждом отдельном городе получилибольше подарков‚ чем Александр за всю его жизнь». Император рассмеялся‚определил Лжеалександра вследствие его здорового телосложения в гребцы‚ аобольстителя его приказал казнить. Что же касается мелиан‚то они своимибольшими затратами казались ему достаточно наказанными за их глупость.

3. Вступив в свою этнархию‚ Архелай‚ помня прежнюю неприязнь к нему‚ такжестоко обращался с иудеями и даже с самаритянами‚ что на девятом году своегоцарствования‚ вследствие жалобы соединенного посольства обеих наций‚ был сосланимператором в Виенну – город в Галлии{12}.Его имущество перешло в императорскую казну. Прежде чем он был вызванимператором на суд‚ ему‚ как говорят‚ приснился следующий сон. Он видел девятьбольших колосьев‚ которые пожирались волами; он послал за гадателями инекоторыми халдеями{13} и спрашивал у них означении этого [150] сна. Одни толковали его так‚ другиеиначе. Но один ессей‚ Симон‚дал следующее разъяснение: колосья‚ кажется‚означают годы‚ а волы – коловратность судьбы‚ так как они выворачивают плугомпочву. Он поэтому столько лет останется царем‚ сколько колосьев видел во сне‚ азатем‚ после разных превратностей судьбы‚ умрет. Через пять дней Архелай былпотребован к суду.

4. Достопамятен также сон его жены Глафиры дочери каппадокийского царяАрхелая‚ которая прежде была замужем за Александром (братом Архелая‚ о котороммы говорим‚ и сыном Ирода‚ который‚ как выше было рассказано‚ лишил его жизни).После смерти ее мужа она вышла замуж за Юбу‚ ливийского царя‚ а после смертипоследнего возвратилась к себе на родину и жила у отца вдовой. Здесь увидел ееэтнарх Архелай‚ который так полюбил ее‚ что сразу удалил свою жену Мариамму иженился на ней. Незадолго до того как она вторично прибыла в Иудею‚ ейпривиделось‚ будто Александр стоит перед ней и говорит: «Ты бы моглаудовлетвориться замужеством в Ливии. Но‚ не довольствуясь этим‚ ты возвратиласьв мой родительский дом‚ взяла третьего мужа‚ и кого – о дерзкая! – моего брата!Этого позора я тебе не прощу. Хочешь не хочешь‚ а я унесу тебя!» Едва прошлидва дня после того‚ как она рассказала этот сон‚ она была уже мертвая.

 

Глава восьмая

 

Этнархия Архелая обращается в римскую провинцию. – Восстание ИудыГалилеянина. Три иудейские секты.

 

1. Владения Архелая были обращены в провинцию‚ и в качестве правителяпослано было туда лицо из сословия римских всадников. Копоний{14}‚ которому дано было императором даже право жизни и смертинад гражданами. В его правление один известный галилеянин по имени Иуда объявилпозором то‚ что иудеи мирятся с положением римских данников и признают своимивладыками‚ кроме Бога‚ еще и смертных людей. Он побуждал своихсоотечественников к отпадению и основал особую секту‚ которая ничего общего неимела с остальными{15}.

2. Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуютфарисеи‚ другую – саддукеи‚ [151] третью – те‚ которые‚ видно‚преследуют особую святость‚ так называемые ессеи{16}. Последние также рожденные иудеи‚ но еще больше‚ чемдругие‚ связаны между собой любовью. Чувственных наслаждений они избегают какгреха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей.Супружество они презирают‚ зато они принимают к себе чужих детей в томвозрасте‚ когда они еще восприимчивы к учению‚ обходятся с ними‚ как со своимисобственными‚ и внушают им свои нравы. Этим‚ впрочем‚ они отнюдь не хотятположить конец браку и продолжению рода человеческого‚ а желают только оградитьсебя от распутства женщин‚ полагая‚ что ни одна из них не сохраняет верностьодному только мужу своему.

3. Они презирают богатство‚ и достойна удивления у них общность имущества‚ибо среди них нет ни одного‚ который был бы богаче другого. По существующему уних правилу‚ всякий‚присоединяющийся к секте‚ должен уступить свое состояниеобщине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды‚ ни блестящегобогатства – все как братья владеют одним общим состоянием‚ образующимся отсоединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них{17}. Употребление масла они считают недостойным‚ и если ктоиз них‚ помимо своей воли‚бывает помазан‚ то он утирает свое тело‚ потому что вжесткой коже они усматривают честь‚ точно так же и в постоянном ношении белойодежды. Они выбирают лиц для заведования делами общины‚ и каждый без различияобязан посвятить себя служению всех.

4. Они не имеют своего отдельного города‚а живут везде большими общинами.Приезжающие из других мест члены ордена могут располагать всем‚ что находится уих собратьев‚ как своей собственностью‚ и к сочленам‚ которых они раньшеникогда не видели в глаза‚ они входят‚ как к старым знакомым. Они поэтомуничего решительно не берут с собой в дорогу‚ кроме оружия для защиты отразбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально длятого‚ чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами.Костюмом и всем своим внешним видом они производят впечатление мальчиков‚находящихся еще под строгой дисциплиной школьных учителей. Платье и обувь онименяют лишь тогда‚ когда прежнее или совершенно разорвалось‚ или от долгогоношения сделалось негодным к употреблению. Друг другу они ничего не продают идруг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то‚ что томунужно‚ равно как [152] получает у товарища все‚ в чем самнуждается; даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимогоот кого ему угодно.

5. Своеобразен также у них обряд богослужения. До восхода солнца онивоздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу сизвестными древними по происхождению молитвами‚ как будто испрашивают еговосхождения{18}. После этого они отпускаютсясвоими старейшинами‚ каждый к своим занятиям. Проработав напряженно{19} до пятого часа‚ они опять собираются вопределенном месте‚ опоясываются холщовым платком и умывают себе тело холоднойводой. По окончании очищения они отправляются в свое собственное жилище‚ кудалица‚ не принадлежащие к секте‚ не допускаются‚и‚ очищенные‚ словно всвятилище‚ вступают в столовую. Здесь они в строжайшей тишине усаживаютсявокруг стола‚ после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб‚ а повар ставиткаждому посуду с одним-единственным блюдом. Священник открывает трапезумолитвой‚ до которой никто не должен дотронуться к пище; после трапезы он опятьчитает молитву. Как до‚ так и после еды они славят Бога как дарителя пищи.Сложив с себя затем свои одеяния‚ как священные‚ они снова отправляются наработу‚ где остаются до сумерек. Тогда они опять возвращаются и едят тем жепорядком. Если случайно являются чужие‚ то они участвуют в трапезе{20}. Крик и шум никогда не оскверняют местасобрания: каждый предоставляет другому говорить по очереди. Тишина‚ царящаявнутри дома‚ производит на наблюдающего извне впечатление страшной тайны; нопричина этой тишины кроется‚ собственно‚ в их всегдашней воздержанности‚ таккак они едят и пьют только до утоления голода или жажды.

6. Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц‚ стоящих воглаве их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказаниипомощи и в делах милосердия. Каждому предоставляется помогать людям‚заслуживающим помощи‚ во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Нородственникам ничто не может быть подарено без разрешения предстоятелей. Гневони проявляют только там‚ где справедливость этого требует‚ сдерживая‚ однако‚всякие порывы его. Они сохраняют верность и стараются распространять мир.Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса‚ чем клятва‚ которая ими вовсене употребляется‚ так как само произнесение ее они порицают больше‚ чем еенарушение. Они считают потерянным человеком того‚ которому верят только тогда‚когда он [153] призывает имя Бога. Преимущественно онипосвящают себя изучению древней письменности‚ изучая главным образом то‚ чтоцелебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями‚годными для исцеления недугов‚ и изучают свойства минералов.

7. Желающий присоединиться к этой секте не так скоро получает доступ туда:он должен‚ прежде чем быть принятым‚ подвергать себя в течение года тому жеобразу жизни‚ как и члены ее‚ и получает предварительно маленький топорик‚упомянутый выше передник и белое облачение{21}. Если он в этот год выдерживает испытание воздержанности‚то он допускается ближе к общине: он уже участвует в очищающем водоосвящении‚но еще не допускается к общим трапезам‚ После того как он выказал также и силусамообладания‚ испытывается еще два дальнейших года его характер. И лишь тогда‚когда он и в этом отношении оказывается достойным‚ его принимают в братство.Однако‚ прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах‚ он дает своимсобратьям страшную клятву в том‚ что он будет почитать Бога‚ исполнять своиобязанности по отношению к людям‚никому ни по собственному побуждению‚ ни поприказанию не причинит зла‚ будет ненавидеть всегда несправедливых и защищатьправых; затем‚ что он должен хранить верность к каждому человеку‚ и вособенности к правительству‚ так как всякая власть исходит от Бога. Дальше ондолжен клясться‚ что если сам будет пользоваться властью‚ то никогда не будетпревышать ее‚ не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой‚ ниблеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегдаправду‚разоблачать лжецов‚ содержать в чистоте руки от воровства и совесть отнечестной наживы‚ ничего не скрывать перед сочленами; другим же‚ напротив‚ничего не открывать‚ даже если пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец‚догматы братства никому не представлять в другом виде‚чем он их сам изучил‚удерживаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов.Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего в члены.

8. Кто уличается в тяжких грехах‚ того исключают из ордена{22}; но исключенный часто погибает самым несчастным образом.Связанный присягой и привычкой‚ такой человек не может принять пищу отнесобрата он принужден поэтому питаться одной зеленью‚ истощается таким образоми умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких‚которые лежали уже при последнем издыхании‚ считая мучения‚ доводившиепровинившегося [154] близко к смерти‚ достаточной карой за егопрегрешения.

9. Очень добросовестно и справедливо они совершают правосудие. Для судебногозаседания требуется по меньшей мере сто членов. Приговор их неотменим. ПослеБога они больше всего благоговеют перед именем законодателя{23}: кто хулит его‚ тот наказывается смертью. Повиноватьсястаршинству и большинству они считают за долг и обязанность‚ так что еслидесять сидят вместе‚ то никто не позволит себе возражать против мнения девяти{24}. Они остерегаются плевать перед лицомдругого или в правую сторону. Строже‚ нежели все другие иудеи‚ они избегаютдотронуться до какой-либо работы в субботу{25}. Они не только заготовляют пищу с кануна для того‚ чтобыне разжигать огни в субботу‚ но не осмеливаются даже трогать посуду с места идаже не отправляют естественных нужд. В другие же дни они киркообразнымтопором‚ который выдается каждому новопоступающему‚ выкапывают яму глубиной вфут‚ окружают ее своим плащом‚ чтобы не оскорбить лучей божьих‚ испражняютсятуда и вырытой землей засыпают опять отверстие; к тому же еще они отыскиваютдля этого процесса отдаленнейшие места. И хотя выделение телесных нечистотсоставляет нечто весьма естественное‚ тем не менее они имеют обыкновениекупаться после этого‚ как будто они осквернились.

10. По времени вступления в братство они делятся на четыре класса{26}; причем младшие члены так далеко отстоятот старших‚ что последние‚при прикосновении к ним первых‚ умывают свое тело‚точно их осквернил чужеземец. Они живут очень долго. Многие переживаютстолетний возраст. Причина‚ как мне кажется‚ заключается в простоте их образажизни и в порядке‚ который они во всем соблюдают. Удары судьбы не производят наних никакого действия‚ так как они всякие мучения побеждают силой духа‚асмерть‚ если только она сопровождается славой‚ они предпочитают бессмертию.Война с римлянами представила их образ мыслей в надлежащем свете. Ихзавинчивали и растягивали‚ члены у них были спалены и раздроблены; над нимипробовали все орудия пытки‚ чтобы заставить их хулить законодателя или отведатьзапретную пишу, но их ничем нельзя было склонить ни к тому‚ ни к другому. Онистойко выдерживали мучения‚ не издавая ни одного звука и не роняя ни единойслезы. Улыбаясь под пытками‚посмеиваясь над теми‚ которые их пытали‚ они веселоотдавали свои души в полной уверенности‚ что снова их получат в будущем‚

11. Они именно твердо веруют‚ что‚ хотя тело тленно и [155] материя невечна‚ душа же всегда остается бессмертной; что‚ происходя изтончайшего эфира и вовлеченная какой-то природной пленительной силой в тело‚душа находится в нем как бы в заключении‚ но как только телесные узы спадают‚она‚ как освобожденная от долгого рабства‚весело уносится в вышину. Подобноэллинам‚ они учат‚ что добродетельным назначена жизнь по ту сторону океана – вместности‚ где нет ни дождя‚ни снега‚ ни зноя‚ а вечный‚ тихо приносящийся сокеана нежный и приятный зефир. Злым же‚ напротив‚ они отводят мрачную ихолодную пещеру‚ полную беспрестанных мук. Эта самая мысль‚как мне кажется‚высказывается также эллинами‚ которые своим богатырям‚ называемым ими героями иполубогами‚ предоставляют острова блаженных{27}‚ а душам злых людей – место в преисподней‚ жилище людейбезбожных‚ где предание знает даже по имени некоторых таких наказанных‚какСизиф и Тантал‚ Иксион и Титий{28}.Бессмертие души‚ прежде всего‚ само по себе составляет у ессеев весьма важноеучение‚ а затем они считают его средством для поощрения к добродетели ипредостережения от порока. Они думают‚ что добрые‚ в надежде на славнуюпосмертную жизнь‚сделаются еще лучшими; злые же будут стараться обуздать себяиз страха перед тем‚ что если даже их грехи останутся скрытыми при жизни‚ то‚поуходе в другой мир‚ они должны будут терпеть вечные муки. Этим своим учением одуше ессеи неотразимым образом привлекают к себе всех‚которые только развкусили их мудрость.

12. Встречаются между ними и такие‚ которые после долгого упражнения всвященных книгах‚разных обрядах очищения и изречениях пророков утверждают‚ чтоумеют предвещать будущее. И‚ действительно‚ редко до сих пор случалось‚чтобыони ошибались в своих предсказаниях.

13. Существует еще другая ветвь ессеев‚ которые в своем образе жизни‚ нравахи обычаях совершенно сходны с остальными‚ но отличаются своими взглядами набрак. Они полагают‚ что те‚которые не вступают в супружество‚ упускают важнуючасть человеческого назначения – насаждение потомства; да и все человечествовымерло бы в самое короткое время‚ если бы все поступали так. Они же испытываютсвоих невест в течение трех лет‚ и‚ если после трехкратного очищения убеждаютсяв их плодородности‚ они женятся на них{29}.В период беременности своих жен они воздерживаются от супружеских сношений‚чтобы доказать‚ что они женились не из похотливости‚ а только с цельюдостижения потомства. Жены их купаются в рубахах‚ [156] амужчины в передниках{30}. Таковы нравы этойсекты.

14. Из двух первенствующих сект фарисеи слывут точнейшимитолкователями закона и считаются основателями первой секты. Они ставят все взависимость от Бога и судьбы и учат‚что хотя человеку предоставлена свободавыбора между честными и бесчестными поступками‚но что и в этом участвуетпредопределение судьбы. Души‚ по их мнению‚ все бессмертны; но только душидобрых переселяются после их смерти в другие тела‚ а души злых обречены навечные муки. Саддукеи – вторая секта – совершенно отрицают судьбу иутверждают‚ что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния‚ ни назлые‚ ни на добрые. Выбор между добром и злом предоставлен вполне свободнойволе человека‚ и каждый по своему собственному усмотрению переходит на ту илидругую сторону. Точно так же они отрицают бессмертие души и всякое загробноевоздаяние. Фарисеи сильно преданы друг другу и‚ действуя соединенными силами‚стремятся к общему благу. Отношения же саддукеев между собой суровые и грубые;и даже со своими единомышленниками они обращаются‚ как с чужими. Этим я закончуописание иудейских философских школ.

 

Глава девятая

 

Смерть Саломеи. – Города, построенные Иродом и Филиппом. Народные волненияпри Пилате. – Агриппа, заключенный Тиберием в оковы, освобождается Гаем ивозводится им в цари. – Ирод-Антипа изгнан.

 

1. Этнархия Архелая была‚ таким образом‚превращена в провинцию. Другие же‚Филипп и Ирод с прозвищем Антипы‚ правили еще в своих тетрархиях. Саломея междутем умерла и завещала жене Августа‚ Юлии‚ свое владение вместе с Ямнией ипальмовыми плантациями близ Фазаелиды. И после смерти Августа‚стоявшего воглаве империи 57 лет 6 месяцев и 2 дня{31}‚когда верховная власть перешла к Тиберию‚ сыну Юлии‚ Ирод и Филипп все ещесохраняли за собой свои тетрархии. Последний построил в Панее‚ у источниковИордана‚ Кесарию и в нижней Гавланитиде – город Юлиаду; Ирод построил в Галилеегород Тивериаду и в Перее – другой город‚ названный по имени Юлии.

2. В Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора [157] Пилата{32}. Последний приказал однаждыпринести в Иерусалим ночью изображение императора‚ называемое римлянами signa{33}. Когда наступило утро‚ иудеи пришли встрашное волнение; находившиеся вблизи этого зрелища пришли в ужас‚ усматриваяв нем нарушение закона (так как иудеям воспрещена постановка изображений вгороде); ожесточение городских жителей привлекло в Иерусалим многочисленныетолпы сельских обывателей. Все двинулись в путь по направлению к Кесарии кПилату‚ чтобы просить его об удалении изображения из Иерусалима и об оставлениинеприкосновенной веры их отцов. Получив от него отказ‚ они бросились на землю иоставались в этом положении пять дней и столько же ночей‚ не трогаясь с места.

3. На шестой день Пилат сел на судейское кресло в большом ристалище иприказал призвать к себе народ для того будто‚ чтобы объявить ему свое решение;предварительно же он отдал приказание солдатам: по данному сигналу окружитьиудеев с оружием в руках. Увидя себя внезапно замкнутыми тройной линиейвооруженных солдат‚ иудеи остолбенели при виде этого неожиданного зрелища. Нокогда Пилат объявил‚ что он прикажет изрубить их всех‚ если они не примутимператорских изображений‚ и тут же дал знак солдатам обнажить мечи‚ тогдаиудеи‚ как будто по уговору‚ упали все на землю‚ вытянули свои шеи и громковоскликнули: скорее они дадут убить себя‚ чем переступят закон. Пораженныйэтим религиозным подвигом‚ Пилат отдал приказание немедленно удалить статуи изИерусалима.

4. Впоследствии он возбудил новые волнения тем‚ что употребил священныйклад‚ называющийся Корбаном‚ на устройство водопровода‚ по которому водадоставлялась из отдаления четырехсот стадий{34}. Народ был сильно возмущен‚ и‚ когда Пилат прибыл вИерусалим‚он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат‚ уведомленныйзаранее о готовившемся народном стечении‚ вооружил своих солдат‚ переодел их вштатское платье и приказал им‚ смешавшись в толпе‚ бить крикунов кнутами‚ непуская‚ впрочем‚ в ход оружия. По сигналу‚ данному им с трибуны‚ они приступилик экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под их ударами‚ а многие былирастоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника‚наведенная участьюубитых‚ заставила народ усмириться{35}.

5. В это время Агриппа‚ сын Аристобула‚убитого своим отцом Иродом‚отправился к Тиберию‚ чтобы обжаловать перед ним тетрарха Ирода. Когда тототклонил его жалобу‚ Агриппа все-таки остался в Риме и старался снискать себе[158] милость римской знати‚ в особенности сына Германика‚Гая{36}‚ бывшего тогда еще частным лицом.Раз на обеде‚ данном им в его честь‚ он‚ наговорив ему много учтивостей‚ взаключение вознес руки вверх с молитвой о том‚ чтобы Бог сподобил его вскорепосле смерти Тиберия поздравить Гая как властелина мира. Один из его слуг донесоб этом Тиберию; император тогда так рассердился‚ что приказал заключитьАгриппу в оковы и заставил его шесть месяцев томиться в заточении и терпетьжестокое обращение‚ пока он сам‚ процарствовав 22 года шесть месяцев и три дня‚не умер.

6. Едва Гай сделался императором{37}‚ какон освободил Агриппу из тюрьмы и назначил его царем над тетрархией Филиппа‚который тем временем умер. Зависть к царству Агриппы возбудила желание втетрархе Ироде сделаться также царем. Главным образом побуждала его стремитьсяк этому жена его Иродиада{38}‚ котораяупрекала его в бездеятельности и говорила‚ что свидание с императором могло быпослужить ему удобным случаем для расширения его владений; уже если императорАгриппу из простого подданного сделал царем‚то он бы его‚ тетрарха‚ наверное‚возвел в это достоинство. Ирод дал себя уговорить и прибыл к императору‚ но засвою ненасытность был наказан ссылкой в Испанию. Агриппа‚ последовавший по егостопам в Рим‚ получил теперь от Гая и тетрархию Ирода. Жена последнего пошла заним в изгнание‚ в котором он и умер.

 

Глава десятая

 

Гай хочет поставить в храме свою статую. – Отношение Петрония к егоприказу.

 

1. Император Гай до того возгордился своим счастьем‚ что сам себя считалБогом и требовал‚чтобы другие также величали его Богом{39}. Точно так же‚ как он у собственного своего отечествапохищал лучших и благороднейших людей‚ он простирал свои злодейства и на Иудею.Он послал Петрония во главе войска в Иерусалим для того‚ чтобы водворить вхраме его статуи‚ и дал ему инструкцию: в случае какого-либо сопротивления состороны иудеев самих противоборцев убить‚ а весь остальной народ продать врабство. Но Бог принял на себя заботу об этих приказаниях. Петроний выступилиз Антиохии против Иудеи с тремя легионами и многими [159] сирийскими союзниками. Одна часть иудеев не придавала еще значения слухам овойне; другая же часть‚которая верила этим слухам‚ не знала‚ как обороняться‚ инаходилась в большом затруднении. Вскоре‚ однако‚ страх сделался всеобщим‚ ибовойско уже стояло у Птолемаиды.

2. Птолемаида лежит на границе Галилеи‚на большой равнине. Это приморскийгород‚ окруженный горами: с восточной стороны‚ на расстоянии шестидесяти стадийот города‚ возвышается галилейский горный хребет‚ к югу‚ в ста двадцатистадиях‚ – Кармил; на севере‚ через сто стадий‚ – высокая гора‚ прозваннаяместными жителями Тирийской лестницей. В двух стадиях от города протекает оченьмаленькая речка Вилей‚ где находится памятник Мемнона{40} и близ которой открывается весьма замечательноеместо‚величиной в сто локтей. Оно имеет вид котловины‚ и из нее добываютстеклянный песок‚ который‚ как ни исчерпывается массами останавливающимисясудами‚ каждый раз вновь восстанавливается‚ так как ветры‚ как будтонарочно‚пригоняют туда извне сверкающий песок; накопляясь в яме‚ он быстропревращается в стекло. Но еще более удивительным кажется мне то‚ что стекло,которым изобилует эта местность‚ имеет свойство вновь превратиться в песок.Такова природа этой местности.

3. Иудеи между тем собрались с женами и детьми в Птолемаидскую долину итрогательно умоляли Петрония пощадить отечественные обычаи‚ а затем и ихсобственную жизнь. Огромное число просящих и настойчивость их просьб произвелина него такое впечатление‚ что он оставил в Птолемаиде войско и статуи‚ самотправился в Галилею‚ созвал весь народ и влиятельнейших лиц‚ каждого вотдельности‚ в Тивериаду и здесь‚ поставив им на вид могущество римлян и угрозыимператора‚ пытался доказать им‚ насколько несправедливо и неразумно ихжелание. Все подчиненные народы поставили рядом с другими богами также и статуиимператора‚а если одни только они будут сопротивляться такому порядку‚ этобудет равносильно почти бунту‚ связанному вдобавок с оскорблением личностиимператора.

4. Когда же они сослались на их закон и предания отцов‚ которые запрещаютставить не только человеческое изображение‚ но даже и божественную статую‚ и нетолько в храме‚ но и вообще в каком бы то ни было месте страны‚ Петроний имвозразил: «В таком случае и я должен исполнить закон моего повелителя‚ иначе‚если я‚ ради вашего благополучия‚ нарушу его‚ я сам‚ и вполне заслуженно‚[160] погибну. С вами буду бороться не я‚ а тот‚ который меняпослал‚ потому что и я‚ равно как вы‚ нахожусь в его власти». На это весь народвоскликнул: «Мы готовы умереть за закон». После того как Петроний‚восстановивший порядок‚ спросил их: «Так вы в таком случае хотите вести войну симператором?»‚ иудеи возразили: «Дважды в день мы приносим жертвы за императораи римский народ‚ но если он хочет еще поставить свои статуи‚ то он долженпрежде всег







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.