Здавалка
Главная | Обратная связь

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо



Был опубликован папой Пием ХII в 1950 году. Мы, православные, содержим предание о том, что тело Девы Марии вскоре после погребения (по одним сказаниям, на 3-й день, по другим, позже) было чудесно изъято из гроба и вознесено Господом нa небо. Но мы не возводим этого предания в догмат, так как о нем нельзя сказать, что такое учение исповедовалось всегда и везде. Мы не находим следов этого у отцов первых четырёх веков.

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ

Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский идеал аскетического делания и удаления от мира. Пост, молитва, созерцание, мир, размышление о вечном, толкование жизни только как приготовления к вечности - тако­вы признаки высшего христианского идеала на Востоке.

У католиков дух юридизма вторгся и в эту область. Римско-католическая система морали рассматривает добрые дела как зас­луги, дающие человеку право на получение награды от Бога.

Добро рассматривается не как самоцель, а как средство,нравственность - как сумма известных поступков. В этом легко убедиться, познакомившись с римско-католическими руководства­ми по вопросам морали.

Например, в канонах Тридентского Собора (1545-1563) име­ется такая угроза: "Если бы кто сказал... что тот, кто имеет веру без любви, не является христианином, да будет анафема" (VI сессия, 28 канон). Сколько раз в течение пяти лет обязательно надо полюбить Бога? Такие удивительные вопросы можно встретить на страницах этих руководств.

На нравственное поведение в жизни римско-католические мо­ралисты склонны смотреть, скорее, как на тяжкую обязанность че­ловека по отношению к Богу, а роль Церкви видеть в облегчении этой обязанности. Послушание церковному руководству, выпол­нение его предписаний дает человеку, по их понятиям, возмож­ность спастись, то есть избавиться от наказаний относительно бо­лее легким способом. Что требуется от грешника, по римско-ка­толическому учению? Во-первых, покаяние, во-вторых, удовлет­ворение. Но в таинстве Исповеди достаточно покаяния и несо­вершенного, продиктованного не любовью к Богу, но лишь чувством страха, а от необходимости принести удовлетворение католику можно избавиться посредством индульгенций за счет "сокровищницы заслуг".

Римский католицизм проповедует среди своей паствы ряд ме­тодов, позволяющих грешнику прикрыть сомнительную нрав­ственность своего поступка некими уловками, усыпляющими ре­лигиозную совесть.

Еще в XVII столетии возник так называемый метод пробаби­лизма, согласно которому человек может совершать поступки, нравственно сомнительные, против которых возражает и его соб­ственная совесть, и авторитетные моралисты, если в защиту допу­стимости такого поступка он может сослаться на мнение других моралистов, хотя бы даже менее авторитетных.

Второй метод - направления намерения. Делая что-либо запрещенное заповедью Божией, нужно предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что само по себе не греховно. Тогда все совершаемое теряет характер греховности. В качестве примера можно привести слова одного из авторитетнейших католических моралистов XVIII столетия - канонизированного святого Аль­фонса Лигуори: "Кто наслаждается преступной связью с замужней женщиной, но не как с замужней, но как с красави­цей, следовательно, абстрагируясь от обстоятельств замужества, тот грешит не прелюбодеянием, а простым блудом". И это святой Римско-католической Церкви, сам, безусловно, чело­век высокой жизни, считает, тем не менее, возможным предлагать как моральную норму вот такой конкретный пример. Еще один пример: "Позволительным является сыну отвлеченным промыслом желать отцу своему смерти, конечно, не как зла для отца, но как добра для себя, ради отдельного значительного наследства". Это XIX век, немец Бузенбаум, автор сочинения по нравственному богословию. Доктрина эта не отвергнута и поныне. В современ­ных Руководствах по католическому нравственному богословию приводятся примеры тех или иных ситуаций, казусов с рекомендациями, как следует поступать в соответствии с тем или иным правдоподобным учением.

И, наконец, третий прием, который называется ментальной, или умственной, резервацией. Она означает сознательное введе­ние ближнего в заблуждение тем, что часть мысли договаривается про себя, а не вслух. Таким образом, лжи как будто бы и нет. Тем не менее, ближнему внушается убеждение, прямо противопо­ложное истинному. Проиллюстрировать этот прием можно следу­ющим историческим примером из новейшей истории. Когда вXX столетиик власти в Италии пришли фаши­сты во главе с Муссолини, тогдашний римский папа разрешил итальянской молодежи вступать в фашистские молодежные орга­низации и принимать клятву, но делая про себя мысленную ого­ворку - вот эту самую ментальную резервацию: "Принимаю эту клятву, кроме всего того, что относится к закону Католической Церкви", - то есть "де-факто" это было разрешено при условии такого рода внутренней оговорки. Это одна из немногих офици­альных общих резерваций, которые были разрешены папой.

Когда главное внимание обращено не на внутреннее состояние человека, а на строгое соблюдение внешних правил, рождается система мелочных предписаний. Целые тома моральных руководств, вырабатывавшихся в Католической церкви на протяжении веков, заполнены такими мелочными законническими указаниями. Вот, например, одна из деталей регламентации требования обязательного выслушивания мессы в воскресные и праздничные дни. Слушание мессы в домашней церкви считается отвечающим этому требованию только в отношении хозяев и их родственников до четвертого рода. Из слуг удовлетворяют этому требованию, слушая мессу в домашней церкви, только те, присутствие коих необходимо для того, чтобы помогать хозяевам становиться на колени, садиться, читать и т.п. Ещё пример: если я нахожусь в храме во время совершения одной мессы, я получаю благодатных даров меньше, чем тогда, когда присутствую при двух мессах, хотя бы они совершались одновременно на двух алтарях.

 

100. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЛАСТИ ПАПЫ НАД ЦЕРКОВЬЮ.

Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно расцениваться как основное от­ступление римо-католиков от Православия. В окончательном виде оно сформировалось во 2-ой пол. XIX в.

Для католиков из всех догматических разногласий признание примата Римского епископа является условием, без ко­торого не может быть римского католицизма.

Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства, пра­во управления культом, высшее управление всеми прочими дела­ми, право надзора за Церковью всего мира.

Папа не подлежит церковному суду, следовательно, он независим в своих действиях и опре­делениях ни от епископата, ни от Вселенского Собора, ни от Церкви в целом. Папа - выше Вселенского Собора. Церковь должна безоговорочно подчиняться определениям папы. Такую власть называют абсолютной. Естественным выво­дом из всего этого был догмат о папской непогрешимости в во­просах веры и нравственности, провозглашенный в 1870г.

Юридический земной монархизм подменяет учение о Церкви как о благодатном Теле Христовом. Причины такой подмены были вскрыты с особой глубиной А.С. Хомяковым, известным русским религиозным философом и критиком XIX в. Главную причину он объяснил ра­ционалистическим маловерием, стремящимся невидимую главу - Христа - заменить Его видимым наместником.

Совокупности верующих остается толь­ко послушание. Это очень просто и в каком-то смысле очень удобно (один решает за всех), но совершенно несогласно с духом Нового Завета, так как при этом мысль и совесть церковная об­рекаются на молчание. Римско-католическая Церковь не могла поэтому возражать, а должна была повиноваться папе, например, когда он учреждал продажу индульгенций, благословлял органам инквизиции применение пыток и предписывал верующим многое другое, несогласное с Евангелием.

Римско-католическое учение о власти палы с православной точки зрения

Для нас, православных, высшей святыней на земле является Церковь. Римско-католическое учение о власти папы ставит Церковь в приниженное положение, т.к. обрекает всех членов Церкви на безоговорочное и слепое послушание папе, совесть церковную - на молчание. Все это находится в противоречии с духом христианской свободы, с духом Нового Завета. По слову Божию, Церковь есть "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,15), она - тело Христово, "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Римско-католическое учение столпом и утверждением истины делает самого папу, а Церковь лишает её главной функции. В римском католицизме вера в святость кафолической (соборной), т.е. всеобщей, Церкви подменена верой в непогрешимость папы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.