Здавалка
Главная | Обратная связь

По Рабочему определению Гая, «все право, которым мы пользу емся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам» (Инст. 8).



Закон, По определению Модестина, либо предписывает, либо запрещает, либо дозволяет, либо наказывает (Модестин, Д. 1.3,7).

И самое краткое и изящное определение Права В его действии принадлежит Цельсу: «Право есть искусство в оказании пользы и со размерной справедливости» (либо в другом и более распространен ном варианте перевода — наука добра и справедливости).

В характеристике значения римского права в истории обычно преобладают социально-философские либо технико-утилитарные суждения. Р. Иеринг, зачинатель социологической юриспруденции, автор фундаментального (оставшегося, правда, незавершенным) тру да « Д у х римского права на различных ступенях его развития» (1866), специально оговаривает, что его труд не является историей права и что цель «не римское право, но право вообще, исследованное и сделанное наглядным на римском». Римское право для него — пример осуществления «идей всеобщности» права (имеется рус. пер. с 30-го нем. изд. 1 8 7 5 г.).

«Классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность», назвал римское право Ф. Энгельс. Русский правовед С. А. Муромцев, последователь Иеринга, обратил внимание на большие усилия, которые прилагались римлянами к созданию формальных параметров права — созданию одной только формы. Форма права и выражаемая ею идея мыслились нераздельно, отсюда, отмечал Муромцев, «чувственный характер правовых процедур, их жесткость и грубость», причем словесной форме придавалось первостепенное значение («О консерватизме римской юриспруденции», 1883).

Либеральная традиция в истолковании и восприятии значения римского права и юриспруденции обращает внимание на плюрализм способов, с помощью которых они были в состоянии обеспечить осуществление свободы — свободы через знание (благодаря открытости новому знанию в процессе обсуждения природы и назначения прав), через моральную свободу (благодаря Моральному Выбору в ситуации неравенства и подчинения, сопоставимой с общением боль ного и врача либо ученика и учителя) и, наконец, в силу правовой свободы, обеспечиваемой также при содействии или прямой защите со стороны государственной власти. Правовая свобода находит выражение в свободе выбора и установления правовых обязательств, в признании равноправия и равнозакония для участников правового общения, в признании участника правового общения носителем не обходимых гражданских добродетелей (добросовестности, законо послушности и др.)- По мнению Г. Хаусманигера, римское право демонстрирует нам четыре характерных свойства: дифференцированность, подвижность, близость к реалиям и чувство права как справедливости и три полезности: Практическую (поучительную), специальную (правоведческую) и Общесоциальную (гуманистическую, общекультурную).

Наиболее основательный подход к истории (генезису) римского права в его связи с природой и социальным назначением содержит, по всей видимости, высказывание Модестина: «Все право введено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем» — «Omne ius aut consensus fecit aut necessitas constituit aut consuetudo firmovit» (Д. 1.3.40).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.