Методы и приемы формирования эмоционально-нравственного отношения к окр миру.
Методы и приемы формирования экологических знаний и умений у мл. шк. В процессе экологич. знаний играют выжную роль наблюдения самих уч-ся. Главное в наблюдении – восприятие.Для развития восприятия используются различные упр-я: - использование природы с помощью органов чувств: а) посмотрите вокруг. б) закройте глаза и определите где ты с помощью органов чувств. в) найди свое дерево( дети по парам разделяются, у одного закрыты глаза, другой подводит его к дереву и тот с помощью органов чувств изучает его и говорит, что это за дерево, затем, наоборот) г)ящик ощущений; д) диапроектор( Задание: найти красоту осеннего листа) Наблюдения помогают нам изучить многообразие жив. организмов. Можем выделить осн. признаки живого, можем наблюдать взаимосвязи организма со средой обитания.( Например: вспомните про червей, что она нам рассказывала) У детей возникает интерес;изучение червей в условиях класса; в баночке, с землей, живого червяка; наблюдение за ж/д червя(движение, скорость, длина, что ест и т. п.) Наблюдение м.б. организовано под руководством учителя, а м. б. самостоятельно уч-мися по алгоритму.( Например: экскурсия весной, наблюдение за мать-и-мачехой. Зад: найди, подумай в чем причина раннего цветения. Также м.б. организована фиксациярезультатов детьми в экологическом календаре(где устанавливаются взаимосвязи) - М.б. проведена практическая работа. У ребенка формируется оценочное умение(Например: при определении загрязнения водоема) - Определение степени загрязнения воздуха( с помощью липкой ленты) - выявление влагопроницаемости почвы и установление взаимосвязей(Например: взять жестяную банку, вбить ее в почву в лесу, на лугу и на вытоптанной тропинке;налить воды и посмотреть где быстрее вода просочится, а также посмотреть в конце, где есть живые организмы и почему) - Моделирование: а) графические схемы( мелом на доске, в тетради, на презентации) б) монтировочные схемы(изображаются отдельные детали) В схемах, моделях м.б. показаны структура системы объектов; м.б показано функционирование сист. объекта(природное сообщество); м.б. показаны процессы развития сист. объектов.; м.б. показаны природные связи; м.б. показана деят-ть человека. Прием игры: используются игры-загадки, игры-упражнения, игры-предположения, сюжетно-ролевые игры, игры на местности. Используются экологич. задания. По способу мыслительной деят-ти выделяются задания: - на установление причинно-следственных связей; - на сравнение; - на классификацию; - на обобщение. Степень сложности зад., определяются структурой, связями, ходом рассуждений, хар-ром деят-ти детей. Методы и приемы формирования эмоционально-нравственного отношения к окр миру. Формирование эстетических чувств –развитие способности видеть, ценить, понимать и творить прекрасное. Признаки красоты: динамика, симметрия, разнообразие. Направления в развитии эстетич. восприятия: 1)Восприятие красоты природы в процессе наблюдения. Используются зад. на восприятие эстетич. признаков объектов: цвета, контура, величины, симметрии. Оттенков, причуды и т.п. Используются упражнения: диапроектор(показ оттенков зеленого), набор точных слов, образных выражений, сравнение, выбор более точного выражения, выполнение практических работ( составление букета) 2)Познание эстетич. сторон действительности через произведение ис-ва: а) Рассмотрение картин, беседа; б) Сравнение изображенного на картине с наблюдаемым в природе; в) Составление детьми рассказа по картине; г) Сравнение картин разных по настроению; д) Использование худ произведений во время наблюдения; е) Восприятие картины совместно с чтением лит произведений и слушанием музыки. 3)В процессе творч. деят-ти у мл. шк. ( составление рассказов, сочинение, рисунки, стихи-прикосновения(ощущения), эколог. проекты « птичья столовая», Окно радости». Развитие у мл. шк. чувства единства с природой. Для создания родства чел-ка с природой: - сравнение чел-ка и объекта природы; - выявление морфологического сходства, физиологического сходства, поведенческого сходства. Развитие у мл. шк. чувства единства с природой, способствует включению в учеб. материал бионических сведений. Бионика – особенности строения и ж/д организма для создания приборов(механизмов). Развитие эмпатических чувств – развитие способностей другого чувствовать переживания, сопереживать. Используются приемы визуализации, драматизации, написание писем любимому животному, отождествление , просмотр и обсуждение фильмов. Также широко используется беседа, так как она позволяет выявить нравственную позицию ребенка( обсуждение реальной ситуации). С помощью вопросов: как ты думаешь, что чувствует животное? Стимулируется сопереживание, состояние объекта. Для того, чтобы ребенок осознал свое поведение, вопросы: Что бы эти животные могли о тебе подумать? Способность сопереживать развивается при проведении игр. «Сокращение мест обитания». Развитие эколог. ответственности происходит в процессе наблюдений за действиями людей, за последствиями их деят-ти, при прогнозировании ситуации, при анализе своей деят-ти.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|