Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние отношения взрослого на эмоциональное состояние ребенка в детском саду



Воспитание в системе отношений "ребенок - взрослый". Понятие "отношение" человека к человеку. Структура отношений. Особенности эмоционального отношения воспитателя к дошкольнику. Составляющие этого отношения. Влияние различных компонентов эмоционального отношения на эмоциональное благополучие ребенка на разных возрастных этапах.

Основные понятия: отношения, структура отношения человека к человеку, эмоциональное отношение взрослого к ребенку, значимость отдельных компонентов эмоционального отношения воспитателя для детей разных возрастов.

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Выше мы немного касались вопроса значимости воспитателя в развитии дошкольника (воспитатель как предпочитаемый партнер по общению для детей раннего и отчасти младшего дошкольного возраста, роль воспитателя в адаптации к детскому саду).

Насколько значим для дошкольников воспитатель, мы определили также с помощью методики "Два дома", проверенной нами в старшей и подготовительной группах. Напомним, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме; причем у некоторых детей воспитатели фигурируют на первом месте в распределении жильцов. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Каким же образом отношение взрослого опосредует эмоциональный комфорт ребенка в группе, какие средства опосредования имеются в арсенале воспитателя?

Для ответа на эти вопросы сначала следует разобраться с понятием "отношение".

Отношение в социальной психологии рассматривается как система чувств, поведенческих реакций в общении с человеком, особенностей понимания и восприятия его поступков и действий. Таким образом, всякое отношение человека к человеку характеризуется эмоциональными, поведенческими и когнитивными компонентами:

 в эмоциональном выделяют: симпатии - антипатии, близость - отстраненность, уважение - поощрение;

 в поведенческом - доминирование, кооперацию, потакание и автономию;

 в когнитивном - адекватное и неадекватное восприятие и понимание другого человека.

Исходя из специфики взаимодействия "взрослый - ребенок", отношение воспитателя к ребенку мы рассматриваем как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов,

практикуемых в обращении с ним, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков.

Ориентируясь на исследования авторов, в которых взаимодействие эмоций рассматривается как один из основных механизмов, активизирующих сферу представлений, познавательных процессов, сознания в целом (В. К. Вилюнас, В.П.Зинченко, Д. А. Леонтьев, А. Д. Кош слева), мы можем рассматривать данное определение отношения воспитателя к ребенку как "эмоциональное отношение".

Многочисленные наблюдения, проведенные во всех группах детского сада, дали интересный материал для характеристики отношения воспитателей к детям. Мы попробуем с точки зрения ребенка определить компоненты эмоционального отношения к детям (как значимые, так и менее значимые) и объединить их в следующие группы.

1.Различные действия воспитателя, присущие ему в большейили меньшей степени:

наказывает - не наказывает;

кричит - не кричит;

жалеет - не жалеет;

ласкает - не ласкает.

2.Общий эмоциональный фон в работе воспитателя:

спокойный, флегматичный;

ярко эмоциональный, возбудимый;

неадекватный, непоследовательный; другие разновидности.

3.Особенности принятия ребенка:

адекватно позитивное восприятие и понимание действий и поступков ребенка;

неадекватно отрицательное восприятие ребенка, ожидание от него отрицательных действий и поступков.

4.Наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком:

решает проблемы ребенка, находясь рядом с ним, на одном уровне, относится как к равному партнеру по общению;

решает проблемы ребенка и взаимодействует с ним отстраненно, свысока, чаще всего, когда речь идет о дисциплинарных вопросах.

Чтобы определить значение каждого компонента отношения в обеспечении эмоционального комфорта детей разных возрастов, мы провели серию наблюдений, а также разработанную нами игровую методику "Детский сад". Методика проводится индивидуально с каждым ребенком и представляет серию игровых ситуаций, в которых ребенок берет на себя роль воспитателя и совершает за него все действия и высказывания, а роль ребенка берет на себя экспериментатор. Сведения, полученные с помощью данной методики, мы дополнили анализом анкет, предложенных родителям. Последним надо было определить, как поступит воспитатель их ребенка в различных ситуациях.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что место и значение каждого компонента эмоционального отношения зависят от уровня самосознания дошкольника и особенностей понимания и восприятия им другого человека.

В младшем дошкольном возрасте по влиянию, оказываемому на эмоциональное состояние ребенка, на первое место выходят конкретные действия воспитателя (наказывает - не наказывает; кричит - не кричит; жалеет - не жалеет; ласкает - не ласкает). Во всех этих действиях ребенок видит общее, недифференцированное отношение себе. За каждым отрицательным действием по отношению к ребенку почти всегда следует его бурная, аффективная реакция. Для детей этого возраста также имеет значение общий эмоциональный тон в работе воспитателя. Малыши, для которых характерны высокая подвижность и пластичность нервной системы, благоприятнее воспринимают спокойного, в меру эмоционального воспитателя.

С ростом самосознания дошкольников, изменением отношения к другому значимость каждого компонента эмоционального отношения воспитателя изменяется.

В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним.

Характеристики воспитателя, связанные с особенностями нервной системы и темперамента ребенка (спокойно-флегматичный или возбудимый тип), отходят на второй план. Например, в детском саду в старшей группе дети очень любят обеих воспитательниц. Одна из них спокойная, другая, напротив, ярко эмоциональная и к тому же часто кричит на детей. Дети в этом возрасте уже способны понять подтекст высказываний воспитателя, справедливость или несправедливость наказания.

Значимость действий (кричит - не кричит, наказывает - не наказывает) оценивается ребенком в общем контексте формирующегося отношения к нему. Не оправдывая нежелательные действия воспитателя, наша задача - показать динамику чувствительности детей дошкольного нозраста к компонентам эмоционального отношения к ним воспитателей.

Для более детального рассмотрения проблемы влияния отношения воспитателя на эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада целесообразно изучение типов, или стилей, эмоционального взаимодействия воспитателя и ребенка. Только целесообразный стиль взаимодействия обеспечивает ребенку чувство защищенности, активность, самостоятельность, творческое развитие его индивидуальности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите структурные и содержательные компоненты взаимодействия "ребенок - взрослый".

2. Каковы методы диагностики характера и форм взаимодействия взрослого с ребенком?

3. Сделайте аннотацию на книгу: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1992.

4. Разработайте схему наблюдений по изучению эмоционального характера взаимодействия воспитателя и ребенка в детском саду.

Рекомендуемая литература

1. Абрамян Л. А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.И.Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

3. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000.

4. Константинова Т. И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от 4 мес. до 3 лет: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1975.

5. Кошелева А, Д. Взаимодействие "взрослый - ребенок" и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1993.

7. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. - М.; Воронеж, 2001.

8. Психологические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей / Г. Ю.Окунева, А.А.Белошеева, В. А. Голышева и др. - Пермь, 1999.

9. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

10. Смирнова Е. О., Калягина Е.Н. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.

11. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. - М., 1999.

12. Цвейг С. Врачевание и психика. - СПб., 1992.

13. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. - М., 1998.

14. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошеле-вой. - М., 1985.

15. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. - М, 1999.

Глава 3
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Материал, изложенный в этой главе, - попытка задать параметры здорового образа жизни маленького ребенка в условиях семейного воспитания.

В научной психологии решение проблемы образа жизни и психического развития ребенка велось до сих пор в двух направлениях, которые практически не соприкасались между собой. Первое - сугубо теоретическое решение проблемы, в пределах которого, в частности, рассматривалось определение категории "образ жизни" (В. И. Толстых). Второе - это огромное число конкретных психологических работ, в которых зачастую без ссылки на категорию "образ жизни" исследуются различные проявления данного феномена: процессы психической депривации, явления гос-питализма, тип воспитания в семье, стиль общения и взаимодействия детей и взрослых, представления супругов о психике ребенка и факторах, ее определяющих. При этом категорию "образ жизни семьи" рассматривают как комплексную характеристику семьи, вбирающую в себя все факторы, детерминирующие детское развитие, как фон, на котором разворачивается социальная ситуация развития ребенка первых лет жизни.

Учебно-тематический план курса
"Эмоциональное развитие ребенка в семье"

Темы Количество часов
Лекции Семинары
1. Категория "образ жизни" в философии, психологии и медицине -
2. Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка -
3. Эмоциональный компонент образа жизни семьи и его значение для детского развития
4. Поведенческий компонент образа жизни семьи и его роль в психическом развитии ребенка
5. Когнитивный компонент образа жизни семьи и его значение для формирования личности ребенка
Итого

Предметом нашего специального рассмотрения являются родительские представления о закономерностях детского развития - об их месте и роли в общей структуре образа жизни семьи, о механизме влияния на психическое и личностное развитие ребенка первых лет жизни.

Следует отметить, что представленный здесь теоретический материал выходит за рамки исключительно семейной тематики. Вниманию читателей будут предложены и материалы ряда исследований, касающихся особенностей воспитания детей в дошкольных учреждениях, в учреждениях закрытого типа, особенностей общения и совместной деятельности ребенка со взрослым.

Курс рассчитан на 16 учебных часов: 10 ч лекций и 6 ч практических занятий.

3.1. Категория "образ жизни" в философии, психологии и медицине

Образ жизни как совокупность устоявшихся форм индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей. Условия и формы жизнедеятельности семьи. Объективные и субъективные условия образа жизни семьи. Социально-экономический и социально-психологический аспекты. Семья как малая социальная группа. Виды деятельности семьи. Образ мыслей и чувств. Общение, его формы и стили. Структура форм жизнедеятельности семьи.

Основные понятия: общение, поведение, склад мышления, интересы, потребности, идеалы.

Категория "образ жизни" не является традиционно психологической. Образ жизни как феномен и категория - предмет изучения философских наук. В сфере медицинского знания используется категория "здоровый образ жизни". В зарубежной философии содержание "образа жизни" раскрывается главным образом через психологические феномены, присущие как отдельному человеку, так и обществу в целом. Счастье, безопасность, комфорт, апатия, безысходность, отчужденность, разочарование - как психологические переживания; удовлетворение потребностей, конфликты, установки, уровень притязаний - как поведение; образ мыслей и образ действий, бессознательное и духовное, смысл жизни, социальное здоровье, устойчивость, организм, биологические законы - как характеристики общества; труд и досуг - как сферы жизнедеятельности; загрязненность территории, дорожно-транспортные происшествия, состояние атмосферы - как экологические показатели среды. Такова совокупность понятий, в которых описываются образ, стиль и "качества" жизни индивида и социальных групп (П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов, М.Я.Корнеев, Л.И.Лукьянов).

В отечественной философской литературе образ жизни определяют как "устоявшиеся типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности общения, поведения, склада мышления в сферах труда, быта, общественно-политической деятельности и досуга" [В.И.Толстых. - 1975. - С. 43].

Носителями образа жизни выступают индивид, социальная группа и общество в целом. Соотношение их между собой таково, что образ жизни общества выступает условием жизнедеятельности социальной группы, образ жизни социальной группы - условием существования и развития отдельной личности. Исходя из этого, можно констатировать, что образ жизни семьи как условие существования и развития личности ребенка в свою очередь есть тесное переплетение условий (объективных и субъективных) и форм ее жизнедеятельности.

Группу объективных условий составляют особенности образа жизни общества в целом. Сюда относят всю совокупность общественно-экономических факторов (способ производства, господствующая идеология, форма собственности и т.п.), культурной среды (образованность или мера приобщения людей к духовным ценностям общества и цивилизации вообще, уровень наличных условий для всестороннего развития личности), естественно-географических особенностей.

Влияние данной группы условий на образ жизни семьи, а через него и на психическое развитие личности - предмет исследований не только социологии как отрасли философского знания, но и ряда кросскультурных психологических исследований (Р. Заззо, М.Мид, И.С.Кон, А.В.Сухарев, И.Л.Степанов).

Образ жизни семьи обусловлен и рядом субъективных условий, которые скрыты в ее собственной природе. Особенности личностей супругов, создающих семью, их установки и ценностные ориентации определяют ее образ жизни (А. К. Воднева).

Для того чтобы семья функционировала нормально, необходим определенный набор качеств у людей, составляющих семейный коллектив. По мнению Э. Г. Эйдемиллера и В.В.Юстицкого, такими качествами являются:

- потребности, необходимые для мотивирования индивида к участию в жизни семьи, преодолению в ней трудностей и проблем. Это потребности в отцовстве и материнстве, широкий круг потребностей, удовлетворяемых в ходе супружеских взаимоотношений, - любовь, симпатии, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые;

- способности, навыки и умения. Способности, необходимые для понимания другого человека - члена семьи. Совокупность навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей;

- волевые и эмоциональные качества, в том числе качества, необходимые для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления фрустрации, умение подчинить желания данного момента целям будущего; терпение, настойчивость, так необходимые при формировании как супружеских, так и воспитательных отношений.

Собственно образ жизни семьи представляют как совокупность социально-экономических и социально-психологических аспектов (В. П.Левкович).

Социально-экономический аспект образа жизни семьи составляют ее жилищные условия и денежные доходы, которые тесно увязывают с социальным положением супругов, их уровнем образования, профессиональной квалификацией, а также размером и составом семьи (А.И.Захаров, М.Черноушек, Г.А.Ковалев, Т.А.Думитрашку).

Социально-психологический аспект образа жизни семьи менее структурирован. Однако содержательный анализ работ по данному вопросу (О.И.Зотова, В.В.Новиков, Е.В.Шорохова, Ю.Хя-мяляйнен, А.Адлер, С.Л.Рубинштейн и др.) позволяет задать некоторую систему социально-психологических факторов, определяющих личностное и психическое развитие ребенка первых лет жизни в семье. Обратимся к литературным источникам.

Семья - общественный механизм воспроизводства человека; отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [Энциклопедический социологический словарь. - 1995. - С. 663].

Семья - группа, связанная отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности [С.С.Фролов. - 1996. - С. 351].

Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей [Н. Смелзер. - 1994. - С. 658].

Семья - это малая социальная группа, немногочисленная по составу, "члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения групповых норм и групповых процессов" (с позиции социальной психологии) [Г.М.Андреева. - 1980. - С. 237].

К социально-психологическим характеристикам семьи как малой группы относят ее структуру: размер, состав, а также взаимоотношения между ее членами (Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, М.Такала, В.П.Левкович).

Социально-психологическое понимание образа жизни, по мнению О.И.Зотовой, В.В.Новикова, Е.В.Шороховой, предполагает ответы на вопрос о том, как живут люди, каковы их действия и поступки, какие цели они преследуют, каковы их потребности, интересы, идеалы, умонастроения.

В русле деятельностного подхода образ жизни семьи - это виды ее деятельности, их содержание и способы выполнения (И.В.Бестужев-Лада, Г. М. Борисов, В. И. Толстых). Далее, в структуре деятельности выделяют ее содержание (В.А.Ядов) и способ осуществления (К.А.Альбуханова-Славская, М.Такала). Важнейшими видами деятельности семьи являются ее функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция (Э. Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий).

К сфере деятельности семьи отнесена и внесемейная активность ее членов - профессиональная деятельность супругов, общение детей со сверстниками (М.Такала). Однако исследования интенсивности связей личности с обществом (Н.А. Шульга) показали, что увеличение числа связей является благом лишь до определенного предела, а дальше происходит перенасыщение, приводящее к обратному результату: личность не успевает глубоко вникать в сущность каждого отношения, отношения становятся формальными и поверхностными, вызывают состояние душевного дискомфорта, напряженность.

К способу осуществления того или иного вида деятельности относятся затрачиваемое на нее время (М.Такала), ее качество и интенсивность (активность, продуктивность, субъективная значимость, мера вовлечения субъекта в деятельность), стилевые особенности (ритмика, доминантность различных видов деятельности, пространственно-временная локализация), целевые показатели (мера включенности субъекта в жизненные программы более широких социальных общностей) (В.А.Ядов).

А.Я.Варга и В.А.Смехов определяют родительское отношение как триединство эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания, когнитивного видения ребенка.

С.Л.Рубинштейн включает в категорию "образ жизни" образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей и чувств действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий.

В концепции А.Адлера образ жизни - это сгусток установок, целей, верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность (по Ю. Хямяляйнен).

Общение исследуется с точки зрения его форм, содержания (Г.М.Андреева) и стиля (В.П.Левкович). В качестве формы выступают вербальное и невербальное общение. Под стилем общения понимают стиль дружеский (просьба, совет, добрая шутка, подбадривание) и стиль приказной (безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, резкость, запугивание).

Действия и поступки, потребности и идеалы, интересы и умонастроения, образ действий и образ мыслей, образ чувств и характер взаимоотношений, особенности общения и установки, цели и верования - все это множество феноменов, раскрывающих социально-психологический аспект образа жизни семьи, по нашему мнению, достаточно легко может быть упорядочено, и тогда речь можно вести об эмоциональном, поведенческом и когнитивном компонентах образа жизни семьи.

Эмоциональный компонент представлен системой внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами.

Поведенческий компонент - совокупность трех составляющих: практики ухода за ребенком, характера дисциплинарных воздействий, стиля общения, принятого в семье.

Когнитивный компонент - взгляды, представления и верования родителей, их ожидания и знания.

Итак, мы предложили рассмотреть некоторые принципы систематизации накопленного в психологии богатого теоретического и эмпирического материала, касающегося роли семьи в психическом и личностном развитии ребенка:

- принимая во внимание важность категории "образ жизни семьи" для возрастной психологии, изучающей закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах;

- исходя из чрезвычайной значимости образа жизни семьи в формировании личности ребенка;

- учитывая неразработанность данной категории в психологии развития;

- опираясь на определение "образа жизни", существующее в русле философии.

Анализ литературных источников показал: семья - уникальный институт. В ее жизни нет мелочей, нет элементов, которые не касались бы тех или иных сторон психической жизни ребенка. Категория "образ жизни семьи" позволяет учесть социально-экономические, социально-психологические и психолого-педагогические аспекты.

Численность и состав семьи, денежные доходы и жилищные условия, уровень образования и профессиональная квалификация родителей; иерархия внутрисемейных отношений и эмоциональные переживания членов семьи; практика ухода за маленькими детьми, включающая в себя тип вскармливания, способ приучения к туалету, формы сотрудничества между взрослыми и детьми, стиль общения, принятый в семье (от чисто формальных характеристик вербальных и невербальных средств коммуникации до их содержания), а также характер дисциплинарных воздействий способны при определенных условиях создать прочный фундамент формирующейся личности.

Такой подход к решению проблемы позволил определить и наименее изученные стороны образа жизни семьи, а значит, и их влияние на психическое развитие ребенка. К ним могут быть отнесены взгляды, представления и верования родителей. Воплощаясь в поведении отцов и матерей, они в конечном счете определяют своеобразие эмоционально-волевой сферы, направленность и уровень психического развития ребенка.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Рассмотрите категорию "образ жизни" как системообразующее понятие при изучении роли семьи в психическом развитии ребенка.

2. Обратитесь к опубликованным за последние пять лет статьям в психологических журналах ("Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Мир психологии" и др.). Составьте картотеку научных работ по кругу проблем, связанных со спецификой семейного воспитания ребенка. Прочтите эти работы и предложите возможные критерии систематизации накопленного в психологии материала по вопросам, связанным с психическим развитием ребенка в семье. Какая психологическая категория, на ваш взгляд, могла бы выполнить роль системообразующего понятия в данном случае?

3. Обратитесь к психологическим, философским и медицинским словарям. Составьте перечень необходимых понятий и определите категорию "здоровый образ жизни".

4. Систематизируйте собранный материал, отразите систему основных понятий, описывающих образ жизни семьи, в виде схемы, рисунка.

3.2. Социально-экономический аспект образа жизни семьи
и его влияние на психическое развитие ребенка

Физические характеристики семейного окружения. Социальное пространство. Денежные доходы семьи и их влияние на детское развитие. Образование родителей и развитие ребенка. Состав семьи. Материнская любовь и доверие к миру. Отец как олицетворение дисциплины и порядка. Братья, сестры. Уверенность ребенка в завтрашнем дне. Бабушки и дедушки. Их роль в детском развитии. Размер семьи и специфика детского развития. Ребенок в учреждении закрытого типа.

Основные понятия: социально-экономический статус семьи, пространство, среда обитания, доверие к миру, доверие к окружающему пространству, состав семьи, психологический и личностный склад ребенка; нуклеарная семья, однодетная семья, многодетная семья.

Психологические исследования в этой области немногочисленны. Среди работ данного направления могут быть названы исследования А.И.Захарова, М.Черноушека, Г.А. Ковалева, Т.А.Думитрашку. В поле зрения исследователей - жилищные условия и денежные доходы, размер и состав семьи, социальное положение, уровень образования родителей и механизм их влияния на психическое развитие ребенка.

Предмет исследования М. Черноушека - роль физической организации внешнего окружения в психическом развитии ребенка. Развитие ребенка, считает он, сопряжено с освоением все расширяющегося пространства. Первой окружающей человека средой служит материнское лоно. Оно позволяет успешно развиваться человеческому зародышу, не только обеспечивая приток питательных веществ и крови, но и являясь первым организованным пространством, в координатах которого реализуется неповторимая генетическая программа человеческой индивидуальности.

Средой обитания ребенка после первого вдоха должны быть руки матери - это самое важное для него в тот момент, считает М.Черноушек.

Покидая свою постель или манеж, ребенок постепенно открывает для себя все новые пространства, в результате чего его окружающая среда все больше расширяется.

Основополагающее доверие к миру - это, в понимании М.Черноушека, и основополагающее доверие к окружающему пространству. Тесное жилье и большая скученность проживающих в нем людей - одна из причин неправильного психического развития ребенка. Дети, живущие в таких условиях, часто более агрессивны, чем их сверстники, воспитывающиеся в благоприятных условиях. При высокой скученности снижаются успеваемость и интеллектуальное развитие ребенка, оказывается обедненным набор слов, которыми пользуются дети в разговоре со взрослыми и между собой, уменьшается способность контролировать и оценивать поступки. У ребенка должна быть своя территория в доме (комната или место для игрушек, учения), считает М.Черноушек. Это способствует духовному формированию детей.

Предмет исследования Г.А. Ковалева - физические характеристики семейного окружения ребенка и социальное пространство, которые, по его мнению, сказываются на формировании внутреннего психологического и личностного склада ребенка. Для полноценного психического развития необходимо, чтобы все контакты ребенка с внешним окружением носили преимущественно открытый диалогический характер. Принцип открытости должен не только касаться диалогических форм социальных контактов со значимыми для ребенка людьми, но и распространяться на параметры физической организации внешнего окружения.

В понятие семейной среды Г.А. Ковалев включает широкий спектр явлений: размер жилища, его пространственную аранжировку, количество проживающих в нем людей, специфику организации социального пространства, характеризующую особенности взаимоотношений между членами семьи. Опосредовано все это сказывается на стиле воспитательных воздействий.

Существенное воздействие могут оказывать количество и расположение комнат в доме, где ребенок имеет или не имеет свою личную и контролируемую только им территорию. В связи с этим Г.А. Ковалев упоминает эффект "наученной беспомощности", который был обнаружен при изучении не только людей, но и животных. Суть его состоит в том, что если организм в течение длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится беспомощным и в других ситуациях, проявляя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Однако объективная ситуация, по свидетельству Г.А. Ковалева, складывается таким образом, что пространство жизненной среды современного ребенка сокращается, а это влечет за собой негативные для психического развития последствия.

Не вызывает оптимизма и процесс освоения ребенком пространства социального, который реализуется в ходе межличностных контактов с родителями и воспитателями. Сейчас много говорят и пишут о том, отмечает Г.А. Ковалев, что в современном обществе ребенок с раннего детства постоянно недополучает полноценный по времени опыт положительных и пространственно близких эмоциональных контактов с другими людьми, прежде всего с матерью.

Недостаток близких в пространственном (физическом и психологическом) отношении тактильных и эмоционально насыщенных контактов с родителями, задерживая физическое и психическое развитие ребенка, обусловливает формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов, психологических защит и коммуникативных барьеров, общих деструктивных тенденций и т.п.). Полноценное и здоровое развитие ребенка осуществляется в условиях, когда родителям удается, с одной стороны, реализовать своеобразный пространственно-временной баланс автономии и самостоятельности и, с другой - на долгое время сохранить близость с детьми при относительной физической отдаленности, когда не прекращается диалог с ними.

Часто высказываются сомнения относительно непосредственного влияния денежных доходов семьи на развитие ребенка. Однако выводы ряда исследований свидетельствуют: доходы родителей, их социальное положение определяют уровень получаемого детьми образования. Дети из семей, не испытывающих материальных затруднений, чаще посещают престижные школы, имеют возможность учиться в художественных и музыкальных школах, получать дальнейшее образование. Семьи с низкими доходами проживают в иных условиях: стесненное жилье, шум, беспорядок, отсутствие денег, плохие школы, т. е. в таких условиях, которые не способствуют полноценному психическому и физическому развитию ребенка (В.Я. Титаренко, Т.А.Думитрашку).

Вместе с тем и семья с чрезвычайно высоким социально-экономическим уровнем также таит в себе опасности для детского развития в силу того, что здесь не только отец, но и мать полностью заняты жизнью в обществе, что отвлекает их от внимания к ребенку и ухода за ним (Й. Лангмейер, З. Матейчек).

Не вызывает сомнения у исследователей и тот факт, что образование и квалификация родителей благоприятно сказываются на реализации природного потенциала ребенка (А.-Н.Перре-Клермон). Исследования, проведенные в разных странах, в разное время, в различных слоях общества, подтверждают положительную корреляцию между образованием, профессиональной квалификацией родителей и интеллектуальным развитием детей (Т.А. Думитрашку).

Небезразличен для психического и личностного развития ребенка состав семьи, ибо каждый член семьи выполняет определенную роль и удовлетворяет основные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Общая атмосфера семьи создается совместными усилиями всех ее членов: матери, отца, братьев, сестер. Отсутствие кого-либо из них создает опасность депривации для ребенка (Й.Лангмейер, З. Матейчек). В связи с этим в литературе анализируется роль всех членов семьи в формировании личности ребенка и его психическом развитии.

В работах данного направления отмечается, что по мере роста и психического развития ребенка роль членов семьи меняется.

В первый период жизни исключительное значение придается матери (А.Фрейд, Дж.Боулби). Она ухаживает за ребенком, ласкает, улыбается, играет и разговаривет с ним. Постоянство материнской заботы является предпосылкой возникновения чувства доверия, которое необходимо для нормального психического развития. На особой роли биологических связей матери с ребенком настаивали представители психоаналитической ориентации. С их точки зрения, эти связи возникают уже при вынашивании плода, грудном вскармливании, гигиеническом уходе.

Дж. Боулби одним из первых отметил эмоциональную бесчувственность, неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности у детей, лишенных материнской заботы. Он подчеркивал, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия для умственного и личностного развития. Нарушается физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие ребенка. Некоторые болезненные проявления часто различимы уже в первые недели жизни. Среди симптомов задержек в развитии Дж. Боулби называет неспособность улыбаться при виде человеческого лица, отвечать на "воркование" взрослого, плохие аппетит и сон, отсутствие инициативы. Такие дети в возрасте до шести месяцев всегда менее "разговорчивы", чем их сверстники из полных семей.

Исследуя роль разлуки ребенка с матерью, А. Фрейд приходит к выводу о том, что связь матери и ребенка не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка.

По Э. Эриксону, основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые годы жизни между ребенком и матерью. Мать предоставляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру.

Дж. Медиус и Э. Куртис в своих наблюдениях показали, что от матерей детям передаются определенные свойства - уверенность, любовь и доверие - и дети имеют с матерью одинаковый уровень самооценки (Р. Берне).

Любовь и забота матери являются тем необходимым источником, который стимулирует психосоциальное и физическое развитие ребенка. Прямым подтверждением такому положению вещей служат многочисленные этнографические (кросскультурные) исследования развития детей. Так, отмечено, что более быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими в первые два года жизни объясняется их особой близостью к матери, которая повсюду носит ребенка с собой в заплечном мешке, до двух лет кормит его грудью. После двух лет материнские контакты с ребенком резко обрываются, и как следствие - отставание в развитии африканских детей от европейских в последующие годы. Эти факты мы находим в работе Р.Заззо.

Долгое время рождение и воспитание ребенка считались исключительно женским занятием. Роль отца сводилась, как правило, к поддержке жены и ограничивалась эпизодической помощью ей в воспитании ребенка. Однако в настоящее время все чаще поднимается вопрос о роли отца в развитии детей. Некоторые полагают, что участие отца в этом процессе оказывает существенное воздействие и на самих супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения (К. Флэйк-Хобсон).

Как отмечает Э. Берн, важна уверенность ребенка в материнской любви. В противном случае он становится беспокойным и пугливым. Однако не менее ценны и теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт" [Э. Берн. - 1992. - С. 118].

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы (Й. Лангмейер, 3. Матейчек).

Братья и сестры - подвижная стихия, создающая стимулы самого различного порядка и в большинстве случаев высокой интенсивности. Они оказывают воздействие сначала в области анализаторной, а позднее в аффективной и социальной областях (Й. Лангмейер, 3. Матейчек). Возможность совместной игры, общие игрушки, сладости, внимание родителей, посвященное им всем, решение мелких каждодневных споров, взаимосоревнование и ревность - все это стимулирует здоровое развитие ребенка, облегчая ему включение в общество. Наличие братьев и сестер делает мироощущение человека более полным, а его уверенным и защищенным (В.Я. Титаренко).

Воздействие старшего поколения (бабушек и дедушек) на воспитательный потенциал семьи неоднозначно. Это сложный и противоречивый процесс. Состояние психологического климата семьи во многом зависит от взаимоотношений бабушки и дедушки с родителями ребенка, от их позиции. Помогая воспитывать детей, родители супругов в одних случаях способствуют укреплению семьи, в других же - их присутствие ухудшает психологический климат семьи и семейные отношения (В.Я. Титаренко, А.И.Захаров).

Численность семьи является столь же существенным фактором для детского развития (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Т. А. Думитрашку). Исследования в этой области охватывают широкий круг проблем: тенденции развития семьи как социального института (от семьи, в которой совместно проживают несколько поколений, к семье нуклеарной); однодетная семья; ситуация развития ребенка в семье многодетной; трудности воспитания ребенка в неполной семье.

В частности, отмечается, что с образованием нуклеарной семьи ослабевает теснейшая связь, которая существовала между старшим поколением и внуками, а вместе с этим и ее огромное позитивное влияние. Однако это не означает, что старшее поколение полностью утратило возможность влиять на воспитательный потенциал семьи. В условиях профессиональной занятости родителей бабушки и дедушки зачастую оказывают неоценимую услугу семье. Любящие и заботливые, они способствуют удовлетворению эмоциональных потребностей маленького человека, тем самым ускоряя формирование его сознания (В.Я. Титаренко).

Ребенок в однодетной семье - объект пристального внимания ряда исследователей (А.И. Антонов). С одной стороны, подчеркивается негативный аспект влияния такой семьи на формирование личности ребенка. Например, согласно данным А.И. Захарова, среди детей, имеющих неврозы, большинство - единственные дети в семье. С другой стороны, исследователи предостерегают от крайних, односторонне отрицательных суждений о воспитательных возможностях однодетной семьи. Не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления семейного коллектива, его социально-психологической целостности. Скорее всего, последнее определяется не столько численностью семьи, сколько характером супружеских отношений и следующими отсюда отношениями родителей и детей, степенью кооперации между ними в решении общих дел (В.Я. Титаренко).

Многодетную семью относят к нетипичным семьям в силу того, что в ней возникают особые, специфические условия, которые небезразличны для развития психики ребенка, формирования его личности. Т.А. Думитрашку исследовала влияние размера семьи, порядкового номера рождения ребенка на его интеллектуальное развитие, особенности личности. В ее работе представлен обзор имеющихся исследований по данной проблематике у нас в стране и за рубежом.

В отечественной литературе всячески подчеркивается преимущество большой семьи. Считается: в такой семье ребенок получает возможность устанавливать отношения с детьми разных возрастов, что увеличивает и обогащает его коммуникативные связи (А.И. Антонов).

В зарубежной психологии внимание акцентировано на негативных моментах большой семьи. Среди них - снижение среднего интеллектуального уровня семьи при увеличении количества детей. Снижается коэффициент интеллектуального развития и у каждого следующего по порядку рождения ребенка. У детей из таких семей формируются специфические, не всегда желательные, личностные характеристики (Т.А. Думитрашку).

Детско-родительские отношения в многодетной семье имеют свою специфику. Частично это обусловлено, по мнению M.Wagner, низким IQ родителей. Замечено, что родители в такой семье могут быть более авторитарными, чаще использовать телесные наказания, требования к дисциплине у них жестче. И хотя члены больших семей внимательнее друг к другу, сплоченнее, более центрированы на семье, тем не менее отношение родителей к разным детям может быть однообразным, не учитывающим их индивидуальных различий и потребностей. Многодетные родители могут быть в меньшей степени заинтересованы в школьных успехах детей, редко помогают им преодолевать трудности в учебе. Часто недостаток материальных ресурсов, ограниченность жилой площади ведут к повышению психического напряжения, нервозности, что также отрицательно сказывается на детях. Считается, что такого рода особенности большой семьи влияют не только на интеллект, но и на личность детей, их самооценку, дифференцированность (Т. А. Думитрашку).

В своих исследованиях Т.А. Думитрашку изучала группу многодетных семей с низким социально-экономическим статусом и их влияние на детское развитие. Согласно полученным данным, факторы размера семьи и очередности рождения отрицательно связаны с показателем когнитивного развития детей: в многодетной семье он ниже, чем в семьях с единственным ребенком. Наиболее чувствительно к влиянию размера семьи вербальное развитие детей. Более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола, интеллектуальные характеристики отца. Положительное влияние на когнитивные характеристики детей оказывает авторитарность отца в семье. Авторитарность матери сказывается на развитии детей крайне отрицательно.

Таким образом, исследования Т.А. Думитрашку показали, что для эффективного функционирования многодетной семьи с низким социально-экономическим статусом необходима перестройка всего сложного семейного организма.

Ребенок, воспитанный в неполной семье, обладает менее выраженным или вовсе отрицательным опытом подготовки к семейной жизни. Вероятность распада брака у таких детей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.п. В качестве решающей причины называется отсутствие одного из родителей. Наличие отца и матери представляет чрезвычайно важную предпосылку нормального эмоционального и нравственного развития ребенка. Отец и мать дополняют друг друга; их ролевые функции и особенности неидентичны (В.Я. Титаренко).

Убедиться в чрезвычайной значимости каждого члена семьи и семейного воспитания в целом для развития ребенка позволяют многочисленные исследования психического развития детей в закрытых учреждениях. Таких малышей характеризуют задержки и аномалии в развитии, которые охватывают все уровни психической организации ребенка: интеллект, эмоциональную сферу, развитие речи, коммуникативные навыки и т.д. Обычно такие дети имеют более низкий интеллектуальный уровень, у них наблюдается эмоциональная незрелость, расторможенность, повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствуют избирательность и постоянство в эмоциональной привязанности к взрослым.

В раннем детстве у детей из закрытых учреждений отмечается апатичность, которая выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности. Они медленнее овладевают речью, что сказывается на развитии мышления и на специфике контактов с окружающими людьми. У этих детей уже кругозор; они не способны произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых. Постоянное пребывание в кругу сверстников, досуг, спланированный и организованный взрослыми, почти полное отсутствие уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость.

В.С. Мухина отмечает поверхностность, поспешность их контактов. Дети одновременно домогаются внимания и отвергают его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви и внимании, они в то же время не умеют вести себя так, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Э. Пиклер обращает внимание на такие особенности воспитанников детских домов, как поверхностные социальные связи, трудности торможения эмоциональных реакций, ограниченность познавательной и перцептивной функций. У детей отсутствуют волевые проявления, инициативная готовность, хотя в целом они могут производить хорошее впечатление.

Р. Шпитц считал синдром недоразвитости разновидностью депрессии, обычно возникающей у детей на первом году жизни в домах младенца. Причину этого он усматривал в обедненности эмоционального мира ребенка, недостаточном внимании со стороны взрослых и слабости побудительных стимулов к развитию различных условных рефлексов.

Однако более поздние данные позволили установить непосредственную связь между синдромом недоразвитости и плохим отношением взрослых, особенно матери, и у домашних детей (М.И. Лисина). Немаловажную роль играют здесь и стрессы, которые переживает кормящая мать (М.В. Колоскова).

С точки зрения И.В.Дубровиной, только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений формируют у детей образцы, эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях.

Однако И.В.Дубровина и М.И.Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным они считают характер контактов ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся. Рядом с ребенком, где бы он ни находился - в полной семье, неполной, в детском учреждении любого типа, должен быть человек (хотя бы один), который мог бы с раннего возраста замечать и оценивать его первые успехи в жизни, подчеркивают эти авторы.

Опираясь на результаты ряда исследований, И.В.Дубровина и М. И. Лисина высказывают предположение, что различные стороны психического развития не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка и в значительной степени определяются его индивидуальными особенностями.

Так, согласно данным, полученным М.Ю. Кистяковской, моторное развитие происходит успешнее у детей, живущих в закрытых детских учреждениях. В домах ребенка дети-воспитанники раньше начинают ходить, быстрее научаются взбираться по ступенькам на лестницу, бегать. Этим успехам детей способствуют удобная одежда, просторные манежи, обилие игрушек, отсутствие излишней опеки старших.

Более глубокое и детальное изучение условий, в которых растут и развиваются дети в приютах, вскрывает множество разнообразных причин, приводящих к отставанию их психического развития. Среди причин - апатичность сестер, ухаживающих за детьми, их безразличие к малышам, равнодушие к знакам интереса и привязанности со стороны подопечных. Зачастую дети находятся во время бодрствования в кроватках со стенками, затянутыми материей, и поэтому не могут видеть друг друга и осматривать помещение. Немаловажно и то, что дети не соприкасаются с нянями: даже во время кормления те не берут их на колени, а просто пристраивают каждому бутылочку с молоком.

Исходя из этого, М. Раттер отмечает, что печальные последствия воспитания детей в подобных учреждениях возникают не из-за отсутствия материнского ухода, а в силу недостаточных эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослыми, а также недостаточной сенсорной стимуляции.

Эмоциональная окраска голоса воспитателя, которая изменяется в зависимости от реакции ребенка, его интерес к личности и разностороннему развитию детей, сотрудничество между воспитателем и маленьким ребенком - составляющие полноценного развития детей раннего возраста.

С. Ю. Мещерякова придает исключительное значение для личностного развития ребенка его прочным взаимоотношениям со взрослым. Такие взаимоотношения снижают, по ее мнению, отрицательные эмоции и усиливают положительные, приводят к интенсификации познавательной активности детей. Формируются же эти отношения в процессе интенсивного ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения.

М. Айнсворз, пытаясь найти ответ на вопрос, обратим ли эффект депривации, приходит к выводу, что некоторые из нарушений в принципе могут быть полностью исправлены обучением после снятия депривации. Другие нарушения поддаются лишь частичному устранению, а некоторые вообще не поддается исправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла. Особенно чувствительными к депривации считаются первые три года жизни ребенка.

По мнению Н.М. Щелованова, дети в интернатах могут развиваться нормально при условии хорошо организованной педагогической работы. Не разлука с матерью задерживает нормальное развитие ребенка, а дефицит воспитания. Высказывается мнение, что для ребенка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся в первые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье.

Чтобы устранить недостатки общественного воспитания, Э. Пиклер предлагает устанавливать с детьми более глубокие человеческие связи, основанные на сотрудничестве, похожие на те, которые складываются в условиях семейного воспитания.

Исследуя феномен беспризорности, А. Адлер подчеркивает, что очень многие беспризорные дети не страдают умственной неполноценностью. Порой они бывают одаренными, на протяжении определенного времени хорошо развиваются. Но, потерпев однажды крушение на главной линии человеческой жизни, они не могут его преодолеть. Каждый случай показывает закономерные особенности: чрезвычайно сильное честолюбие, чувствительность к любым обидам, отход от жизни и ее общепринятых требований.

А. Адлер формулирует основные принципы воспитания - относиться к ребенку серьезно: смотреть на него как на взрослого - не унижать и не злоупотреблять насмешками, поскольку дети испытывают особенную жажду власти и авторитета, жажду повышенного чувства собственного достоинства.

А. Адлер выделяет две составляющие процесса воспитания: одна из них - сознательное воспитание, другая - общие обстоятельства жизни и окружающего мира, которые родители, как правило, не замечают. Но именно эта часть воспитания воздействует на ребенка и, не ведая об этом, оказывает гораздо большее влияние, чем сознательное воспитание.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о влиянии сверстников на психическое развитие детей. Об этом идет речь и в работе Л.М. Царегородцевой. Она подробным образом исследовала и показала, как при умелом руководстве со стороны взрослого малыши налаживают контакты между собой, что имеет огромное значение для их развития. Взаимодействие младенца со сверстниками способствует развитию их познавательной активности, предметно-манипулятивной деятельности, эмоциональности и инициативности. Однако первый опыт общения со сверстниками ребенок приобретает через общение со взрослыми. Более того, каким бы полноценным ни было взаимодействие детей между собой, оно не может удовлетворить потребность ребенка в общении со взрослым.

О тесной связи двух сфер общения (со сверстниками и со взрослыми) говорят И.А. Залысина и Е.О. Смирнова. Они подчеркивают, что недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов с другими детьми. В соответствии с этим взрослый рассматривается в качестве основного источника психического развития ребенка и носителя человеческих отношений, ценностей и способностей.

Т. М. Землянухина (1991) в своем исследовании установила прочную связь между развитием общения у детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и их познавательной активностью, с другой.

К. Флэйк-Хобсон и его коллеги приводят пример, когда несколько умственно отсталых двухгодовалых детей перевели под присмотр более старшим "товарищам по несчастью", прикрепив к каждому из них по одному подопечному. "Через несколько лет, - пишут они, - эти подопечные оказались более развиты, чем те, которые остались со своими сверстниками".

Итак, возможность учиться, получать хорошее образование благодаря специализированным учебным заведениям, родителям, имеющим высокое образование и профессиональную квалификацию, наличие хорошо организованного физического пространства, в котором дети имеют собственную территорию, - необходимые, хотя и недостаточные, условия полноценного психического развития ребенка.

Представляется очевидным, что влияние социально-экономических характеристик образа жизни семьи (денежных доходов, жилищных условий) на формирование личности ребенка хотя и велико, но не абсолютно. Оно опосредовано факторами сугубо психологического плана, наличием или отсутствием внимания к ребенку, методами воспитания, характером отношений между детьми и родителями. Роль каждого члена семьи в психическом развитии ребенка уникальна и имеет непреходящее значение для формирования его личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выпишите весь набор понятий в предложенном вам материале по теме "Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка". Систематизируйте эти понятия, выделив в их ряду более общие и более частные. Представьте систему данных понятий в виде схемы или рисунка.

2. Какое место и роль в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания, отводят исследователи социально-экономическому аспекту жизни семьи? Найдите ответ на этот вопрос, обратившись к психологической литературе последних лет (к статьям в известных вам психологических журналах).

3. Какое место в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания, отводят родители? Подумайте, пользуясь какими известными вам методами исследования можно было бы получить такого рода информацию. Проведите исследование. Обработайте результаты. Сформулируйте выводы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.