Здавалка
Главная | Обратная связь

Нравственная психология и педагогика - система православного воспитания.



Семья, включенная в эту систему, в отличие от семей, придерживающихся принципов "Сознательного родительства" и "Педагогики Б.П.Никитина", не преследует цель воспитать и вырастить ребенка, который своими способностями удивил бы мир. Во-вторых, воздействие на ребенка в них не непосредственное, как это было в "Сознательном родительстве" и "Педагогике Б.П. Никитина". В центре внимания воспитательной системы "Нравственная психология и педагогика" и православных семей - личность родителей, иерархия семейных отношений. Самовоспитание родителей, их духовный рост - залог успеха в воспитательном процессе. Такая позиция отцов и матерей, считают здесь, не только будет способствовать нравственному становлению личности ребенка, но и обеспечит ему полноценное физическое и психическое развитие.

Лаборатория под названием "Нравственная психология и педагогика" возникла в Москве примерно 15 лет назад. Возглавляет ее работу Анатолий Циденович Гармаев, неординарный человек. Столь же необычны его взгляды и непривычны категории, которыми он оперирует: "благо", "сокровенный человек", "уклад" и т.д.

Образование, полученное в стенах педагогического института, и богатый опыт работы в школе сформировали взгляды и определили цель деятельности А. Ц. Гармаева. В центре его внимания не психическое развитие ребенка, не развитие его способностей и талантов, не укрепление здоровья и физическое совершенство, а нравственные принципы человеческого общежития; цель его деятельности - возрождение семейных ценностей.

Непосредственное участие в регулярно проводимых семинарах, работа в качестве психолога в детском саду, где должны были воплотиться в жизнь основные идеи А. Ц. Гармаева, непосредственная связь на протяжении ряда лет с семьями, придерживающимися этой системы, позволили нам составить представление о сути данного направления.

Два образа жизни противопоставляет А. Ц. Гармаев: неукладный и ук-ладный.

Неукладный образ жизни - это образ жизни "свободы хотений", когда в жизни семьи реализуются желания и хотения супругов. Желания одного из супругов - святыня. Что он себе представляет, как хочет построить мир в семье, так и будет. Если "сильнее" оказался отец, то жизнь в семье строится по его хотениям. Если "сильнее" мать, то семья живет по ее хотениям. В результате каждая семья отличается от другой в силу того, что "натуральные" характеристики людей различны.

На практике это выглядит примерно так. Глава семьи делает свои представления, ценности и установки центральными и наиболее значимыми, подчиняя им ценностные ориентации других членов семьи. Если второй супруг не подчиняется этому, начинается борьба в семье, которая разрывает семью. Ведь сегодня сила может оказаться на стороне одного, а завтра - на стороне другого. Значит, теперь жизнь семьи будет строиться по-другому.

Аналогично складывается ситуация с ребенком. Его часто спрашивают: "Хочешь ли ты этого?", "Хочешь ли того?" Так слово "хочу" оказывается узаконенным в доме. Такова динамика внутрисемейных отношений в семье неукладной.

Укладный образ жизни требует наличия в доме святыни, которая "выше и больше, чем оба родителя". Такой святыней является уклад семьи. Уклад требует усмирить свои желания, согласовать их с потребностями окружающих. "Сначала должна быть удовлетворена нужда рядом идущего, а потом моя" - девиз укладной семьи. Такой образ жизни семьи формирует совестливое, нравственное поведение ребенка. В семье царит атмосфера послушания: послушания матери отцу, а отца - укладу.

Послушание рождается из любви: чем больше любим человека, тем больше его слушаем. Гневная реакция, по словам А. Ц. Гармаева, в такой семье невозможна. Но если она происходит, то рождает сильное чувство вины, покаяния и смирения.

Феномен проживания - центральный момент в концепции А. Ц. Гармаева. Это основа, фундамент всего процесса обучения и воспитания.

Как передать ребенку ценности человеческого общежития? Словами невозможно. Это усваивается в проживании. Ребенок просто запечатлевает ритуал домашних событий. До 5 лет не имеет смысла что-либо говорить ребенку в процессе воспитания. Главное для формирования его личности - как ведут себя родители. Из жизни родителей ребенок получает либо "благодатные образцы поведения", либо "неблагодатные". Чем больше уклоняются родители в своем поведении от сокровенного (нравственного) человека, тем больше уклоняется от него ребенок. Сколько бы ни говорили ребенку о благородстве, он воспринять это понятие не сможет. Попытка передать смысл жизни через слова, по мнению А. Ц. Гармаева, несостоятельна.

Ребенок усваивает лишь то, что видит в родителях. То, что проживается, не только запоминается, но и хорошо усваивается.

Проживание дает результат, если его опыт осознается. Над процессами проживания и осознания возвышаются процессы просвещения. Все они - составляющие, неотъемлемые элементы единого процесса воспитания и обучения ребенка. Но объем их, представленность в этом процессе различны.

Соотношение между просвещением, осознанием и проживанием легко установить, если сам процесс обучения представить в форме пирамиды. Разделив ее на три части, получим следующую картину: в основе обучения - проживание, которое занимает значительную долю объема данного процесса, объем поменьше - это осознание, самый маленький объем в процессе воспитания должен принадлежать просвещению (см. рис.).

 

Все три элемента - проживание, осознание, просвещение - вплетены в уклад жизни семьи.

Глава семьи - отец. Он наставник, кормилец и ответчик за здоровье и благополучие семьи. Его слово - закон. Авторитет отца поддерживается матерью. Она - его помощница. Родители в такой семье немногословны. Они не читают детям нотации и не спешат делать замечания. Главный родительский принцип отца и матери - терпение, терпение и терпение. Утром детям даются поручения, а вечером отец спросит сына или дочь: "Чем ты сегодня заработал (а) ужин?" Дети дают отчет, и отец оставляет за собой право лишить ребенка части ужина, если что-либо не сделано.

Итоги дня подводит и мать в вечерней сказке. Никогда она не расскажет сказку просто так. Мать пишет ее, наблюдая за ребенком, в течение всего дня. Она может изменить конец или начало уже известной сказки с учетом того, как был прожит именно этот день. Через сказку ребенок получает возможность увидеть себя и как Бабу Ягу, и как Кощея Бессмертного, чтобы не повторять сделанное сегодня в будущем.

По мнению А. Ц. Гармаева, в начале человеческого рода было очень много блага. Где хранятся традиции, обычаи, там есть и благо (нравственное). Древние племена, считает А. Ц. Гармаев, были более "совестливые". Уклад семьи в прошлом был более гуманен и по отношению к человеку вообще, и к ребенку в частности. А потому совершенство, по А. Ц. Гармаеву, - видеть благо в родителях. Творчество собственного поступка - зло. Все происходит от "примитивного представления о наших предшественниках".

Уважение к старшим пронизывает всю атмосферу семьи. Дети послушны родителям: они не выбирают что им есть, что носить, что читать. Родители не упрашивают детей. Воспитание уважения к старшему брату - необходимое условие нравственного становления личности.

Для обсуждения семейных проблем собирается совет. Глава семьи говорит о том, что необходимо семье приобрести на данный момент. Здесь никто не будет говорить о себе. Чем старше член семьи, тем раньше о нем заговорят. О матери скажет сам отец. Каждый ребенок получает право голоса на совете с 12 лет. Но он говорит о младших или старших членах семьи. Такой ритуал позволяет исключить слово "хочу" из лексикона его участников.

Вся пирамида семейной жизни рухнет, если супруги лишены духовности. Ведь любовь, терпение имеют свойство "истаивать". А дать человеку почувствовать свой эгоизм и греховность в состоянии только церковь с ее таинством покаяния.

Уже в утробе матери ребенок получает заряд духовных и душевных сил, когда она ведет соответствующий образ жизни во время беременности, где главное - отсутствие раздражения, ее мягкое обращение с людьми, ее способность прощать других, ее духовность. Потом она также будет относиться к своему ребенку. Беременная женщина не должна "бегать" на работу, она должна ходить в храм, чтобы обеспечить своей душе равновесие.

В утробе матери ребенок добр. В категориях нравственной психологии он - "сокровенный человек". Свои духовные силы ребенок черпает в духовности матери. Телесно он един с матерью. Но духовно он не может быть слит с ней. Одни добродетели у матери, у ребенка - другие. В этом его уникальность.

Щедрость передает мать своему ребенку во время родов, когда, перенося боль, думает не о себе, а о ребенке. Мысли матери о себе, боязнь боли закрывают родовой канал, приводят к кесареву сечению, тем самым оставляют ребенка вне покровительственной мудрости матери.

Уменьшать муки матери в родах недопустимо. Это верно лишь с позиции матери, с точки зрения ребенка - это неправильно. Ибо, успокаиваясь, мать не помогает ребенку, не дарит ему любви. Лишь терпеливо перенося боль, женщина дает ребенку пример самопожертвования. И в последующем силу духовную и душевную, с точки зрения А. Ц. Гармаева, ребенок черпает в смирении матери, в ее кротости и спокойствии, когда не возникают раздражение и обида на окружающих людей. Мать хранит мир в доме.

Дети бесправны перед родителями, и это несправедливо, считает А. Ц. Гармаев. Ребенок по сути своей уникален. Он имеет свой путь, свой набор талантов. Задача родителей не в том, чтобы склонить ребенка к тому, чего они хотят, а сохранить это своеобразие детской души. Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в детях пороки, зло, жадность.

"Родительских правил всего три", - говорит А. Ц. Гармаев.

Правило первое - это правило десятисекундной паузы: реагируем на то или иное поведение ребенка, которое нам не по нраву, через десять секунд.

Правило второе - это правило трехдневной паузы. Делаем замечание и обсуждаем с ребенком его некорректное поведение по истечении трех дней. Если через три дня такое желание у нас не появится, то мы и не пытаемся затевать разговор на эту тему.

Правило третье - терпение, терпение и терпение.

Не может нравственная психология и педагогика ставить перед собой задачу развития способностей человека, ибо развитие способностей подчинено удовлетворению собственных потребностей и интересов. За последнее столетие человечество в этом достаточно преуспело, говорит А. Ц. Гармаев, но понятия долга и совести уходят из нашего лексикона.

Четыре вида долга выделяет нравственная психология и педагогика: сыновний, родительский, супружеский и гражданский. Исполнению каждого вида долга отводится свое время, и недопустимо исполнять гражданский долг в ущерб всем остальным. Наиболее ценным, с точки зрения нравственной психологии, является долг, связанный с семьей, так как именно он направлен на исполнение нужды другого человека и требует кропотливого каждодневного труда. Гражданский же долг подчинен удовлетворению своих собственных потребностей и интересов.

Семейный уклад, предлагаемый нравственной психологией и педагогикой, подчинен одной цели - воспитывать у ребенка чувство долга и умение "исполнять нужду другого человека". Именно оно, это умение, рассматривается в качестве непременного условия психического развития ребенка. В связи с этим в системе воспитания данного направления важное место отводится приучению детей к обслуживающему труду. Дети рады взрослым обязанностям, и очень важно поддержать их стремление помочь матери подмести и помыть полы, постирать, помыть посуду. В этом ряду отводится место и рукоделию. Труд - залог нормального психического развития, считают здесь. Ибо он обеспечивает ситуацию проживания, что позволяет более полно развить и реализовать способности.

К физическому развитию ребенка здесь отношение особое. Высоко ценится умение терпеливо переносить телесный дискомфорт. А силы духовные рассматриваются как гарантия сил физических.

К сожалению, современная семья не знает разделения на мужские и женские роли. С точки же зрения нравственной психологии их необходимо сохранить. Жизнь семьи подчинена воспитанию "целомудрия" у ребенка. Поэтому супруги сдержанны в проявлении своих чувств по отношению друг к другу и детям. Женщины не оголяют плечи, а мысль о появлении в нагом виде просто недопустима. Дочь и сын никогда не видят тела своей матери.

Для раннего возраста ярко очерченных различий между мальчиками и девочками не делается.

Принцип старшинства лежит в основе разрешения конфликтов. Мать, говоря с сыном о его долге, приводит в пример отца; отец беседует с дочерью о матери.

Поле деятельности лаборатории нравственной психологии и педагогики, возглавляемой А. Ц. Гармаевым, многогранно. В Подмосковье и Москве проходят педагогические и христианские семинары, во многих городах проводятся выездные конференции, на которые приглашаются педагоги и родители.

В практику работы лаборатории давно вошла организация летних поселений. Их цель - дать семье возможность почувствовать достоинства предлагаемого уклада, "прожить" его, ощутить результат. Женщина получает здесь возможность почувствовать прелесть смирения и покорности, а мужчина - груз ответственности.

Весь день проходит в многообразных трудах: расчистке находящейся неподалеку полуразрушенной церкви, помощи крестьянам в уборке сена, сборе ягод и грибов, работе на собственном картофельном поле: его поселенцы сами возделывали по весне, а теперь с него и кормятся. Есть в распорядке дня артельные часы, когда ребятишки упражняются в разнообразных ремеслах: плетут корзины, выстругивают ложки, шьют, лепят, рисуют.

Жители поселения разбиваются на роды. Во главе каждого - старейшина рода, непременно мужчина, ему в помощь назначается женщина, как раньше было в деревенских семьях. Здесь расправляются плечи у мужчин, получивших в руки бразды правления собственной семьей. Здесь спокойнее становятся женщины, потеряв шанс играть главные партии в этом мире. И все рады наступившим переменам.

С нашей точки зрения, семинары и летние поселения А. Ц. Гармаева производят впечатление "чистилища" в дантовском понимании этого слова. Ежедневный анализ собственного поведения, открытие в себе тех свойств, которые ранее не осознавались, но которые по своей сути являются проявлением родительского эгоизма. После такой "интенсивной терапии" родители и дети возвращаются в привычный для них мир. Каждый из них волен строить свой образ жизни так, как ему хочется. Взгляды не навязываются, и каждый участник семинара имеет возможность покинуть его в любую минуту. Поэтому движение последователей А. Ц. Гармаева достаточно неоднородно. Одни, периодически подключаясь к работе семинаров и поселений, черпая в них определенные силы, безболезненно возвращаются к обычным делам и обязанностям. Другие открывают для себя христианство, его жизненную силу и непреходящую ценность. Третьи, - как правило, люди немолодые, души которых "изранены" неудавшимся браком, серьезными проблемами в отношениях с собственными детьми, - буквально следуют за Гармаевым по пятам. Это их пристанище в столь сложной и противоречивой жизни. Здесь они нашли утешение и поддержку. Души их надломлены, и в одиночку им не справиться с жизненными неурядицами.

В основном А. Ц. Гармаев собирает женскую аудиторию. Поэтому не стоит ждать существенных изменений в позиции отцов. Эти изменения должны произойти, прежде всего, в позиции матери. Именно она должна пересмотреть свои взгляды, свою роль в семье и отдать приоритет отцу в решении ключевых вопросов. Все это следует из логики "Нравственной психологии и педагогики".

Как трансформируются в душах слушателей теоретические построения А. Ц. Гармаева?

Елена, инженер, 30 лет, мать двоих дочерей. "Совершенно случайно я узнала о том, что в Ивантеевке проводится семинар для родителей. Интерес и маленькая надежда на то, что смогу изменить специальность, привели меня сюда. Все мне показалось здесь необычным. И удаленность от городской суеты, и лекции, в которых упорно предлагалось забыть себя как специалиста и предлагалось ничего не записывать, а лишь слушать и внимать сердцем и душой. И продолжительные дискуссии, в которых ты не должен давать оценку мнению собеседника, а говорить только о себе, о своих нравственных или безнравственных поступках.

Но вскоре все породило массу вопросов и сомнений, недоумений по поводу происходящего. Зачем-то образуются небольшие группки, в которых мы общаемся, обсуждаем самые разные проблемы воспитания. При этом приходится выслушивать малознакомых мне людей, мнения которых для меня не представляют никакого значения и интереса. Мне совершенно была непонятна цель этого мероприятия. Но организаторы (или устроители, как они сами себя называли) данного семинара не любят слово "цель". Оказывается, нам самим придется узнать ее в ходе работы, если мы, конечно, впишемся в семинар. Можно ли узнать, вписались ли мы в семинар? Как ни странно - это возможно: если все происходящее не вызывает протеста. Это означает, что мы вписались.

Я поняла, что ничего хорошего меня здесь не ждет. От планов, которые я строила, придется отказаться, и чувство протеста у меня погасло. Я слушала лекции, писала контрольные, участвовала в дискуссиях. И вдруг стала замечать, как что-то во мне изменилось. Как будто пелена упала у меня с глаз, уступив место прозрению. Все, что раньше в своей жизни я видела белым, стало черным... Я убегала утром на работу, убеждая себя в том, что совершаю дело государственной важности. Детей отправляю в детский сад, школу, потом к репетиторам, в кружки. Моих детей воспитывают чужие люди. Мне ведь некогда: у меня работа. Но сама того не замечая, я лишала себя истинного источника радости - общения с детьми. И не понимала, что главное мое дело - мои дети.

Я пыталась старшую дочь устроить в престижную школу, потом ругала ее за ненабранные баллы при поступлении, за ошибки в диктанте или контрольной. Сейчас я поняла: в этом проявлялся мой эгоизм, о котором говорил А. Ц. Гармаев. Не о себе ли я пеклась, нанося раны неокрепшей душе моей дочурки?"

Татьяна, педагог, у нее растет сын. "Оказывается, очень трудно высшушать, не перебивая другого. Ведь испытываешь истинное удовлетворение, высказав свою точку зрения, да еще убедив собеседника в своей правоте. Но с точки зрения нравственной педагогики это состояние души как раз и является безнравственным. Ты не выслушал точку зрения другого, ты не уступил, а поэтому ты не дал состояться другому. Позиция нравственной психологии в данном вопросе такова: уступи собеседнику, выслушай его и задай такие вопросы, которые помогли бы ему понять, что его точка зрения ошибочна. Мне кажется, это - искусство, которому мы учились в течение восьми дней.

Меня всегда мучил один вопрос. Я учитель, работаю в школе. У меня прекрасные отношения с учениками. Но я не могу решить массу проблем в собственной семье: не могу найти общий язык со своим четырехлетним сыном - я его не понимаю. То, что я услышала и поняла здесь, попробую сделать принципом общения в своей семье: и с мужем, и с ребенком".

Ирина К., педагог, имеет сына 4 лет. "Скажите, пожалуйста, чего ради я должна отказаться от красивой одежды, от уютной квартиры, вкусной пищи? Все это доставляет мне удовольствие. Я потрачу уйму времени на походы по магазинам, пока не добуду что хочу. Но оказывается, совершенно не этим я должна заниматься! Никакого значения с точки зрения нравственной педагогики не имеет, красивое ли на мне платье и богатая ли мебель в квартире. Ибо все это "удовлетворение собственной нужды", а не нужды другого. Все это проявление эгоизма и, следовательно, глубоко безнравственно. Конечно, в лохмотьях я ходить не буду и дом не буду содержать в антисанитарных условиях, но я рада, что мне напомнили об истинно человеческих ценностях. Ведь вся наша семейная жизнь соткана из исполнения нужд другого: убрать, приготовить, накормить семью. Исполнение этих обязанностей - источник наших истинных радостей. И очень странно, что раньше я этого не понимала".

Гордый и свободный в своих проявлениях мужчина - неотъемлемый признак семьи по Гармаеву. Мужчина - хозяин положения в доме, всеми признанный глава семьи. Его авторитет поддерживается женой. Каждое его слово будет услышано, исполнено и женой, и детьми. И потому в голосе Алексея С. нет-нет да и проскользнет интонация самодовольства: "Вот как я сумел поставить дело. Все, что я ни делаю, все так, все правильно". Да и с нами он разговаривает чуть свысока. Он знает ответы на все вопросы. Но мы не в обиде.

Беспорядок в доме, видимо, тоже неотъемлемая часть жизни этой семьи. Прямо на полу - швейная машинка, на столе - бисер: мама и дочка очень любят вышивать и мастерить недорогие подарки своим родным и знакомым к праздникам. Среди комнаты - люлька для самого маленького члена семьи - четырехмесячного Миши. Ее сшила мама, а специальные приспособления сделал папа. Пусть не очень уютно стало от этого в маленькой комнате, зато очень удобно маме. А на кухне папа со старшим сыном умудрились понастроить такое количество полок, что приходится только удивляться и завидовать их мастерству.

Примечание: следует подчеркнуть, что с тех пор, как был собран данный материал, взгляды А. Ц. Гармаева претерпели существенные изменения. И потому этот материал может представлять интерес лишь в качестве пособия, где изложена еще одна система взглядов, которая осталась в умах и сердцах родителей, посещавших когда-то эти семинары.

Итак, по мнению сторонников этого направления, эгоизм родителей лежит в основе целого круга проблем, возникающих в семье. А потому система занятий с матерями и отцами подчинена одной цели - предоставить родителям возможность осознать свой эгоизм и предложить выходы из создавшегося положения. Душа ребенка уникальна и легко ранима. Она сродни невспаханному полю. Процесс же воспитания зачастую напоминает плуг, выворачивающий пласты земли и уродующий это цветущее поле. Воспитать душу ребенка, не изранив ее при этом, можно лишь через "проживание", через личный пример родителей.

В центре внимания "Нравственной психологии и педагогики" - структура семьи, иерархия внутрисемейных отношений, приоритет духовных ценностей над материальными, семейных - над общественными. В этом видят сторонники данного направления залог не только нравственного становления личности, но и гармоничного психического развития ребенка. И здесь чрезвычайную значимость придают периоду беременности, процессу родов. Однако акцент с физической активности матери переносится на ее духовный рост и совершенствование. Смирение матери, ее терпение, кротость и душевное спокойствие - залог нравственного становления личности ребенка.

Судя по самоотчетам родителей и проведенным наблюдениям, можно рассчитывать на положительные сдвиги в процессе семейного воспитания, по крайней мере, в том случае, если идеи "Нравственной психологии и педагогики" используются родителями для самоанализа, для анализа собственного поведения, но не для анализа поведения другого человека (супруга, ребенка и т.д.). В ином случае они могут явиться причиной раздора и непонимания в семье.

Рекомендуемая литература

1. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка: Курс лекций. - М., 1991.

2. Домострой. - М., 1990.

3. Сальникова Л. Житие крестьянской общины с поправкой на конец двадцатого века // Настольная книга молодых родителей. - Минск, 1990.

4. Обухова П.Ф., Шаграева О.А. Знакомьтесь: Народная психология // Наш малыш. - 1996. - № 6.

5. Шаграева О. А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995.

Православная семья

При изучении православных семей источником информации для нас выступили многочисленные встречи с настоятелями храмов и служителями церквей; непосредственное участие в делах и заботах православных семей; беседы с родителями и детьми, для которых жизнь храма - неотъемлемая часть их собственной жизни.

Размеренность, упорядоченность жизни - визитная карточка православной семьи.

Звоним в квартиру Игоря и Галины Л. Дверь открывает молодой мужчина, отец семейства. Входим и встречаем четыре пары детских глаз, устремленных на нас. Раздаем угощения. К большому нашему удивлению, конфеты не съедаются в один миг, а складываются в вазу без какого бы то ни было напоминания матери. Игорь уходит на работу. Он врач. Галина с детьми остается дома. Как здесь уютно и аккуратно. Мы подсаживаемся к столу, накрытому белоснежной скатертью. Вся семья ждала гостей. И теперь внимание приковано к нам. Дети с любопытством слушают, о чем говорят мать и пришедшие гости. А потом начинают с большим азартом говорить о храме, о православной гимназии и о вещах, малопонятных в то время для нас, - причастии, оглашении, исповеди.

Сегодня все новые и новые семьи приходят в православные храмы. И делается это не только для того, чтобы отдать собственное дитя под покровительство Бога, но и для того, чтобы дать ребенку ориентиры в жизни, раскрыть ему суть человеческого существования. Дорога к храму для многих из них прошла через горе, страдания, болезни и потерю близких.

Православный храм имеет давно устоявшиеся традиции. Его атмосфера пропитана духом смирения, терпения и любви к ближнему. Жизнь храма - это не только утренние и вечерние службы. Это и таинства покаяния, причастия, крещения, а также свадебные обряды, отпевание и поминовение усопших.

Крещение - это духовное рождение человека. Существующий институт крестных отцов и матерей призван научить ребенка вере и позаботиться о том, чтобы он стал истинным христианином.

Покаяние - исповедь верующего о своих грехах перед Богом в присутствии священника. В таинстве покаяния он получает прощение. В особых случаях на кающегося может быть наложена епитимья (в пер. с греч. - запрещение). Она состоит из "благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек". Для тех, кто впервые пришел в храм, предназначена брошюра "Таинство покаяния". В ней читаем: "Для того чтобы очистить тело от грязи, мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Для того чтобы очистить душу от греховной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), христианская церковь предлагает таинство покаяния. Это духовная баня нашей духовной нечистоты".

Причастие есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает "самое тело и кровь Иисуса Христа", соединясь тем самым с Христом, и делается "причастником вечной жизни".

Пост - непременный атрибут жизни православной семьи и воспитания детей. Смысл поста заключается в том, что человек воздерживается от некоторых родов пищи (молока, мяса, рыбы). Но это не способ регулирования питания. Это школа души человека в подчинении своих духовных наклонностей и привычек. В дни поста душа человеческая обязана особо воздерживаться от осуждения и клеветы; родители не должны реагировать на капризы ребенка. Пост - это время, когда взрослый и ребенок учатся не быть рабами своих желаний, страстей, своих человеческих потребностей, но владеть ими.

Всех таинств семь. Это священные действия, через которые тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Храм - это и место общения сестер и братьев по вере. Они обсуждают свои личные проблемы, переживания, трудные и светлые моменты жизни, помогая друг другу молитвой.

Семья и дом - это тоже храм. Непременные атрибуты здесь - большие и маленькие иконы с горящими перед ними лампадками в жилой комнате, на кухне. Жизнь православной семьи - это участие в церковных таинствах и обрядах, соблюдение постов, участие в утренних и вечерних богослужениях, ежедневное чтение Евангелия, утренние и вечерние молитвы перед приемом пищи и после него.

Дом - это место, где разворачивается душевная и телесная жизнь семьи. А уют в доме, по словам Б. В. Ничипорова, - это мерило возвращения женщины к своей сущности. Здесь можно понять и ощутить, что в православной семье есть еще одно таинство. Это таинство воспитания ребенка, где нет места случайному человеку, а есть место только молитве родителей за спасение души своего чада.

Существует мнение, что именно христианство убедило людей в том, что его ребенок - личность, обладающая душой. Оно положило конец существовавшим в далекие времена избиениям, насилиям и даже убийствам детей. Христианство формирует особое отношение к детям. "Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковые есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствие Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Евангелие от Марка, 10: 13 - 16).

В Библии подчеркивается ценность детей. "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой" (Псалтырь, 126:3 - 5). Христианство определяет шкалу ценностей, их приоритет. Расположены они в следующем порядке: Бог, супруг, дети (Р. Кэмпбелл).

Основной объект воспитания православия - женщина, ее чувства, страсти, желания, ее позиция и роль в семье. О женщине сказано: "немощный сосуд". Эта "немощь" состоит, главным образом, в подвластии женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого несвободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего "хочется" (А. Ельчанинов).

Только во Христе женщина имеет возможность стать равной мужчине, подчинив высшим началам свой темперамент: приобретает мудрость и благоразумие, терпение, способность рассуждать.

Невеста не должна слушать и увлекаться нехристианским учением современных защитников женского пола о незаконности власти мужа над женою. Не должна мечтать о власти над мужем, заниматься изучением слабых сторон его характера, чтобы потом извлечь из них для себя пользу (Виссарион, епископ Дмитровский). "Жены христианские! Если дорого для вас счастье мужей ваших, если желаете, чтобы в семействах ваших обитали мир, любовь и согласие, а с тем вместе успех в домашних делах ваших и особенное ваше благополучие, то помните и исполняйте заповедь апостола, повинуйтесь мужьям своим не с прекословием и бранью, а с полной готовностью и охотой, не с рабской покорностью, а с любовью", - пишет священник Дмитрий Левашов (1992).

В первом послании к Тимофею святого апостола Павла (2:11 - 14) читаем: "Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде был создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление".

Брачный союз мужчины и женщины установлен самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь..." (Бытие, 1:28).

В Новом завете многократно выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое самим Богом. В степень таинства возвел брак Иисус Христос по пришествии на Землю. Первое свое чудо он сотворил, превратив воду в вино, и присутствием своим освятил брачный союз, заключаемый "верными и любящими Бога и друг друга супругами" (Евангелие от Иоанна, 2:1 - 11).

Самое трудное в совместной жизни - решимость занять в браке каждому свое место: жене - смиренно стать на второе место, мужу - взять тяжесть и ответственность быть главой. Если есть эта решимость и желание - Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути.

Брак - воссоединение двух полов. Мужчина и женщина - разные элементы, и каждому из них уготована своя роль в семье. Отец - глава семьи, ее опора, ее защита. В трудные минуты жизни отец дает окончательное, продуманное, выстраданное решение и принимает на себя всю полноту ответственности. Он защищает семью в нужный момент юридически, морально и физически. Он показывает личный пример мужества. Он строгий и мудрый и - высший суд в семье.

Жена всегда рядом с мужем, всегда друг, самый близкий, единственный в своем роде помощник, дополняющий мужа. Жена знает иные стороны жизни, которые недоступны мужу. Она должна уметь с разных сторон рассматривать и оценивать события. Жена всегда знает, понимает, видит насквозь своего мужа, умеет его успокоить в минуты душевной невзгоды; понимает подсознательные мотивы действий мужа лучше, чем он сам. Мужская угловатость и резкость сглаживаются ее лаской, ее словом, одним ее присутствием. Жена смягчает законный и парализует незаконный гнев отца на детей.

Муж должен помнить, что жена помощница его, неизменная спутница во всех обстоятельствах жизни. Муж-христианин должен не только не позволять себе жестокого обращения с женой своей, но и всячески беречься оскорбить ее грубым и неприличным словом. "Пусть каждое слово его к жене будет словом любви, привета и кроткого снисхождения" (Д.Левашов, 1992).

Рождение детей влечет за собой глубокие изменения мужа и жены: они превращаются в отца и мать. В христианском браке дети связывают духовными узами родителей между собой очень крепко. Ведь муж не только муж, но и отец. А детям нужна не только мать, но и отец, которого мать никогда заменить не может. И настоящая мать это чувствует, знает, понимает и становится лучшей женой тем больше, чем она больше мать, т. е. чем больше она любит детей.

Родители в христианской семье не оторваны от детей своими ежедневными занятиями или службой, они живут с ними общей жизнью.

Велика ответственность родителей перед Богом за воспитание детей. "Не поселил ли Я, - скажет Бог, - сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем и начальником? Не отдал ли в твои руки всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я".

"...Нерадящие о детях, хотя бы они во всем другом были исправны и умеренны, за этот грех подвергнутся крайнему наказанию". Все пороки происходят от нашей беспечности, от того, что мы не с самого начала и не с первого возраста "руководим детьми к благочестию". И еще: "Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств". А поэтому подвергаем их "великим бедствиям, и предаем в руки палачей, и часто ввергаем в пропасть" (Слово св. Иоанна Златоуста).

В христианстве разработаны и приемы воспитания детей. Прежде всего это воспитание страху Божию. Начинать такое воспитание должно с раннего возраста. "Как мягкий воск легко принимает черты, на нем напечатле-ваемыя, так и дети принимают впечатления без больших усилий" (Как учить детей страху Божию, 1993).

Как же надо поступать, чтобы поселить в сердце ребенка страх Божий и приучить его к добру? Очень просто: "Проснулся ребенок, умылся, принарядился во что Бог послал, тотчас ставь его на молитву: не поленись и сам с ним помолись... Хочешь, чтоб детище твое хранило в сердце своем страх Божий? Имей же прежде сам и во всем поступай так, чтоб быть тебе примером сыну своему или дочери". Идя домой из церкви, расспроси своего сына, что он там видел, что слышал, да объясни ему по мере сил твоих и возможности (там же).

"Представляй, что у тебя в доме золотые статуи - дети: каждый день исправляй и осматривай их тщательно и всеми мерами украшай их душу. Необходимо тщательно смотреть за входами и за выходами, и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога" (Слово св. Иоанна Златоуста).

"Детей вразумлять есть долг родителей... И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь" - таковы слова св. Феофана Затворника (Христианская семья и брак, 1992).

Христианство принесло идею особой ценности души ребенка. Получив от отца и матери тело, от Бога ребенок воспринял главное - "единственную и неповторимую личность со своим собственным путем в жизни". А поэтому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинно духовной жизнью и светящимися любовью" (Настольная книга священнослужителя).

Таким образом, элементы образа жизни, которые отстаивает христианство, можно сформулировать так:

- брак - прежде всего это мученический подвиг. Ибо кроме тягот, которые приносят в браке муж и жена друг другу, они получают еще другие тяготы, когда появляются дети;

- брак двух любящих сердец благословен Богом, а поэтому таинством брака церковь увенчивает брачующихся обещанием помощи свыше и обещанием торжества добра;

- мужчине и женщине уготованы разные роли в семье (они - две половинки одного целого, обладающие рядом достоинств, которые чрезвычайно ценны в жизни семьи, в воспитании детей особенно);

- в соответствии с этими особенностями главой семьи признается муж - отец, вторая роль, второе место отводится жене;

- ценность женщины усматривается в ее сердечности, чуткости, гибкости ума, покорности мужу;

- цель существования мужа и жены, семьи в целом - рождение и воспитание детей. За качество этого воспитания они ответственны перед Богом, и никакие успехи профессиональной деятельности не искупят их грехов в деле воспитания собственного ребенка;

- совершенное дитя может дать совершенный брак;

- главные средства воспитания - молитва и собственный пример родителей, их внутренняя духовная жизнь;

- главное в воспитании детей - их состояние души; не роскошь и богатство, но их умение жить добродетельно и скромно;

- человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке массутрудностей, преодолеть которые можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание - любовь. Единственный путь для этого - углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение пред Богом... Начинать эту работу надо с первых дней совместной жизни.

* * *

Как показало проведенное нами исследование, обозначенные группы семей ("Сознательное родительство", "Педагогика Б. П. Никитина", "Нравственная психология и педагогика", православные семьи) не есть некие статичные и изолированные образования. Границы их размыты и весьма подвижны. Более того, достаточно четко выражена тенденция перехода семей из одного объединения в другое, что является своеобразным свидетельством перестройки сознания родителей, изменения их взглядов на условия, гарантирующие благополучное развитие ребенка.

Так, с одной стороны, наблюдается стремление родителей перейти от менее гибких систем воспитания (методы Б.П. Никитина и И. Б. Чарковско-го) с их жесткими временными рамками, к более свободным методам и системам, которые представлены "Нравственной психологией и педагогикой" и православными семьями. Двум последним присущи установки, согласно которым в воспитательном процессе для нормального психического развития ребенка никогда и ничего не поздно: все придет в свое время.

С другой стороны, перечисленные группы семей и их философские построения - это своеобразные ступени роста сознания родителей во взглядах на ребенка и специфику его психического развития. Во всяком случае именно так оценивают изменение собственных взглядов сами родители.

На первой ступени - группы "Сознательное родительство" и "Педагогика Б.П.Никитина" (как правило, это семьи, ожидающие первого ребенка). В качестве приоритетов процесса воспитания в них избрано раннее физическое и психическое развитие ребенка. Порой это делается в ущерб нормам человеческого общежития, когда демонстративно игнорируется мнение окружающих людей. "Существую только я и мой ребенок" - таков девиз этих направлений. Горькие плоды подобных взглядов родители пожинают, когда ребенок становится старше: он проявляет эгоизм по отношению к матери, отцу, братьям и сестрам, подобно тому как это делали в свое время родители в отношении окружающих, возмущенных тем, что "бессердечная мать вывела ребенка в одних трусиках и босиком на снег".

Это одна из причин, заставляющих родителей обратиться к вопросам формирования нравственных основ личности. Второй причиной, на наш взгляд, нередко выступает увеличение размера семьи. С рождением каждого последующего ребенка все острее встает проблема формирования нравственных принципов общежития, заслоняя собой проблему развития отдельных способностей ребенка.

Так совершается переход ко второй ступени, представленной направлением "Нравственная психология и педагогика". Здесь, напротив, имеет место полное игнорирование физического комфорта, а порой и отрицание необходимости интеллектуального развития ребенка и возведение в абсолют нравственных качеств личности. Как правило, на эту ступень поднимаются родители, имеющие троих-четверых детей.

Третья ступень в развитии взглядов на процесс воспитания представлена православными семьями, в которых, по мнению родителей, обеспечивается гармоничное развитие физических, интеллектуальных и нравственных основ личности ребенка, хотя приоритет отдается духовности.

Подобные переходы становятся возможными и в силу ряда общих черт, присущих практически всем изложенным направлениям. Прежде всего, это взгляды, согласно которым именно повседневная жизнь семьи имеет далеко идущие последствия для психического развития ребенка, его личностного становления.

В научной психологии эту позицию сформулировали С.Л. Рубинштейн и Дж.Латрей..

С.Л.Рубинштейн выделяет два способа научения - научение как особая деятельность и научение как компонент другой деятельности, в которую процесс научения включен. Этот второй способ, названный С.Л. Рубинштейном непроизвольным, исторически первичен. Развитие, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, совершается в единстве с научением, которое осуществляется как одним, так и другим путем. Однако в самом раннем возрасте учения в специальном смысле слова вообще не существует. Более того, в годы, когда человек вообще еще только формируется, у ребенка вся деятельность имеет своим результатом научение, овладение новыми знаниями, умениями, формами поведения. При этом чем более жизненный характер имеют те или иные знания и умения, пишет С.Л. Рубинштейн, тем более овладение ими вплетено в жизненно мотивированную деятельность, непосредственно направленную на удовлетворение основных потребностей человека, а не специально на овладение этими знаниями и умениями.

По мнению Дж. Латрея, также уровень интеллектуального развития ребенка зависит от особенностей повседневной жизни его семьи.

Чрезвычайная значимость придается периоду беременности, процессу родов, первым мгновениям и годам жизни ребенка. Окружающая среда оказывает влияние на развитие ребенка и находится под контролем взрослых. Залог успешного физического, умственного и нравственного развития ребенка - самоотверженность и ответственность родителей.

Общие черты присущи поведенческому и эмоциональному аспектам образа жизни данных семей. Среди них - ориентации супругов на внутрисемейные виды деятельности; структура семьи, в которой лидирующие позиции принадлежат мужу; авторитет бабушек и дедушек, неоспоримый для детей и внуков; осознанное чувство ответственности родителей за воспитание ребенка; непосредственное участие отцов и матерей в процессе воспитания детей; отцы, которые много времени проводят с детьми. Мать и ребенок - единое целое на прогулках, в играх и домашних делах; дети не посещают детские дошкольные учреждения, а матери не устают от общения с ними. Своеобразие женских и мужских ролей, глубоко нравственные отношения между взрослыми и детьми, суть которых - в высокой требовательности взрослого к себе, анализе собственного поведения, осознании собственных ошибок; обращение к непосредственно-чувственной сфере ребенка - минимум объяснений, убеждений, запретов. Ребенку предоставляется свобода передвижений по квартире, он сам открывает и познает окружающий мир; очень рано дети приобщаются к работе по дому - так формируются самостоятельность, инициативность, практические навыки, адекватная самооценка, отсутствует излишняя моральная и физическая опека (родителей не пугают совместные с маленьким ребенком далекие переезды и походы). Чаще всего это семьи, имеющие не одного ребенка.

Оставляя позади одни объединения и переходя в новые, родители сохраняют то, что кажется им наиболее ценным. Так, покидая ряды "Сознательного родительства", матери уносят с собой приобретенные навыки самостоятельных родов в домашних условиях. Покидая ряды приверженцев "Педагогики Б. П. Никитина", родители надолго сохраняют стремление к раннему физическому и психическому развитию собственных детей с опорой на элементы повседневной жизни и элементы закаливания. В подобных семьях, давно приобщившихся к православию, привычно видеть детей (правда, дошкольного возраста), бегающих по дому и лазающих по веревочной лестнице в трусиках и с крестиком на груди.

Семьи, проповедующие идеи "Нравственной психологии и педагогики", берут на вооружение предлагаемую здесь структуру семьи: конфликтные ситуации решаются всегда в пользу мужчины или более старшего члена семьи. Уважение родителей друг другу - образец для детей как в отношениях между собой, так и в отношении к каждому из родителей.

Православие для родителей - это кладезь мудрости, исчерпать который практически невозможно. Видимо, поэтому обратного движения (отказа от православия в пользу какого бы то ни было из вышеназванных направлений) нами не отмечено.

Рекомендуемая литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - М., 1990.

2. Виссарион, епископ Дмитровский. Поучение к женихам и невестам // Христианская семья и брак. - М., 1992.

3. Ельчанинов А. Мысли // Христианская семья и брак. - М., 1992.

4. Как учить детей страху Божию? Благословение Обители Преподобного Сергия // Христианская семья и брак. - М., 1992.

5. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1992.

6. Левашов Д. Поучение об обязанностях христианских супругов // Христианская семья и брак. - М., 1992.

7. Ничипоров Б.В. Таинство брака и семьи: Введение в космологию домостроительства // Вопросы психологии. - 1991. - № 6.

8. Слово св. Иоанна о воспитании детей // Христианская семья и брак. - М., 1992.

9. Шаграева О. А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.