Потенциал и значение энергосбережения в народном хозяйстве РоссииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Костромской государственный технологический университет
Учебное пособие по предмету
Энергосбережение и ЭНЕРГОАУДИТ Составил: преподаватель Хохлов Ю.Л. Г. Аннотация Предмет «Энергосбережение и энергоаудит» рассчитан на 80 часов занятий, в том числе 48 часов теоретических и 32 часа лабораторно-практических занятий. Изучение вопросов теории предполагается в специально оборудованном кабинете Костромского технологического университета. Лабораторно-практические занятия будут проводиться в лаборатории ООО «КТЭК», а также в действующих котельных этого предприятия, и предусматривают практическое освоение студентами портативных приборов, используемых для энергообследования и наладки теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей. Программа изучения предмета прилагается. Основные разделы курса: - Значение энергосбережения для народного хозяйства России. - Содержание основных терминов курса. - Нормативные акты Российской Федерации и региона в области энергоресурсосбережения. - Энергосбережение как основа устойчивого развития экономики России. Потенциал энергосбережения, его основные этапы. - Порядок проведения энергетических обследований, требования к энергоаудиторам. - Особенности энергоаудита промышленных предприятий и организаций ЖКХ. - Приборное обеспечение энергоуадиторских работ. - Разработка и оценка экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. - Нормирование потребления и запасов топлива как способ энергоресурсосбережения. - Современные энергосберегающие технологии и оборудование. - Учет потребления топливно-энергетических ресурсов. По итогам изучения предмета в соответствии с учебным планом проводится зачет. Обязательным условием сдачи зачета является выполнение всех лабораторных работ. Форма зачета – письменная работа по основным вопросам программы предмета. По содержанию пропущенных лекционных занятий студенты сдают индивидуальные зачеты. Глава 1 Роль и значение энергосбережения в народном хозяйстве России. Правовые основы энергоаудита.
Потенциал и значение энергосбережения в народном хозяйстве России В настоящее время в России, так как это было в промышленно-развитых странах мира в середине 70-х - первой половине 80-х годов, растет понимание важности эффективного использования энергии для преодоления экономического кризиса и последующего устойчивого развития экономики. В основе этого понимания лежит тот факт, что энергообеспечение общества сопряжено с огромными финансовыми, материальными и трудовыми затратами, что добыча, производство, транспорт и потребление топливно-энергетических услуг оказывает более негативное воздействие на окружающую среду. Затраты энергии на единицу продукции в России в 3-5 раза выше, чем в странах Европейского Союза и почти в 7 раз больше, чем в Японии. Затраты энергии на единицу продукции в Костромской области в 2 раза выше, чем в среднем по стране. В целом по России удельное потребление энергоресурсов на одного человека значительно превышает соответствующие показатели европейских стран: по теплу - в 2 - 3 раза, по воде - в 1,5 - 2 раза. Энергосбережение необходимо рассматривать как самостоятельный и крупный источник энергоснабжения страны. За последние годы затраты энергии на единицу продукции значительно возросли как в абсолютном выражении, так и по отношению к удельному энергопотреблению развитых стран. Слабый интерес к энергосбережению можно объяснить следующим: 1. Монопольным положением производителей, что позволяет включать нерациональные затраты на энергоснабжение и коммерческие потери в цену своей продукции (предприятия электроэнергетики, крупные теплоэнергетические компании). 2. Неправильной политикой государства в области установления регулируемых цен (тарифов) на топливо, электрическую и тепловую энергию. 3. Дискриминационной налоговой политикой государства по отношению к реальному сектору экономики, изымающей у предприятий практически всю прибыль, что привело к отсутствию у предприятий и организаций достаточных финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих проектов, замены устаревших технологий и оборудования. 4. Запретом на приватизацию муниципальных объектов энергетики. 5. Недостаточной требовательностью государственных надзорных органов по исполнению Федеральных законов и других нормативных актов государства в части повышения энергоэффективности работы предприятий и организаций. 6. Отсутствием серьезной ответственности государственных уполномоченных и надзорных органов за неисполнение Федеральных законов и других нормативных актов государства в области энергосбережения. Десятилетия неэффективного использования энергетических ресурсов, обусловленного социалистическим способом производства, создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам, от 30 до 45 % всего современного энергопотребления России и увеличивающийся в условиях спада производства, поскольку сокращение энергопотребления значительно меньше спада ВВП. Таким образом, в условиях неадаптированности внутренних систем энергоснабжения предприятий к колебаниям загрузки производственных мощностей, неотлаженности хозяйственных механизмов, когда старые, присущие советской экономике, стимулы и рычаги уже перестали действовать, а новые, рыночные, еще не заработали, все последние годы в России продолжался процесс роста энергоемкости ВВП, процесс увеличения потенциала энергосбережения. Потенциал энергосбережения по данным [73] в результате полной реализации экономически целесообразных энергосберегающих мероприятий, оценивается в 460 млн. т у.т. при использовании отечественных технологий. Наибольший потенциал экономии электроэнергии находится в сфере ее конечного потребления, теплоэнергии - при ее транспорте и распределении, топлива - при производстве электрической и тепловой энергии и в быту. Приблизительно треть этого потенциала (150 млн. т у.т.) приходится на топливно-энергетический комплекс (ТЭК), еще треть -(160 млн. т у.т.) на долю промышленности, около 75 млн. т у.т. может дать жилищно-коммунальный сектор, 30 млн. т у.т. – сельское хозяйство и 45 млн. т у.т. может быть сэкономлено на транспорте. Потенциал сбережения электроэнергии, в основном для освещения и питания электродвигателей, составляет не менее 19 млрд. кВт∙ч (9 млрд. кВт∙ч - промышленность; 3,5 млрд. кВт∙ч - сфера услуг; 3 млрд. квт∙ч - быт; 2 млрд. кВт∙ч - сельское хозяйство; 1,5 млрд. квт∙ч - транспорт). Особенно велики резервы энергосбережения в городском (районном) теплоснабжении. Это вызвано, прежде всего, самой масштабностью этой сферы (на генерирование тепла для этих целей в России расходуется более 150 млн. условного топлива в год). Рост теплопотребления даже в годы кризисов не прекращается, что связано с новым жилищным строительством, и с тем, что как раз в городском теплоснабжении практически отсутствует исходная база для осуществления энергосбережения, то есть учет и контроль производимого, передаваемого и потребляемого тепла. Кроме того, в системах городского (районного) теплоснабжения, особенно в транспортировке тепла, массово используются технические средства, разработанные 40-50 и более лет назад. В связи с неотлаженностью финансовых рычагов взаимодействия российские производители тепла, как правило, не заинтересованы в экономии энергетических ресурсов у потребителя, во внедрении узлов коммерческого учёта расхода тепловой энергии. Отсутствие учёта потребления тепловой энергии позволяет им, а также предприятиям, ответственным за производство и передачу тепла, списывать на потребителя все его потери, возникающие после выхода теплоносителя в теплотрассу. Тем самым в сфере городского теплоснабжения складывается ситуация, для которой характерны следующие негативные факторы: во-первых, отсутствие у производителей тепла побудительных стимулов внедрять измерительные системы и энергосберегающее оборудование, так как за потери тепла расплачивается потребитель, и, во-вторых, продолжающийся рост стоимости тепла ведет к увеличению неплатежеспособного спроса на него со стороны потребителей. Все это способствует образованию огромной задолженности потребителей за поставленное и использованное тепло и, как следствие, - возникновению трудностей с поддержанием теплофикационных систем в рабочем состоянии, включая проблему закупки необходимого топлива. Реализация этого потенциала должна стать одной из основ энергетической политики России, поскольку 1% экономии энергоресурсов в стране дает 0,35 - 0,4% прироста национального дохода. Реализация этого потенциала равносильна вводу в строй огромных мощностей по выработке электрической и тепловой энергии. При этом затраты на разработку и внедрение энергосберегающих проектов значительно меньше затрат на строительство новых электрических и тепловых станций. Энергозатратная экономика сохранилась от социалистического способа производства, когда целью отраслей было выполнение плана любой ценой, а в стране имелся избыток мощностей электрической и тепловой энергии с одной стороны и кране низкие цены на энергоносители с другой. Крупным потребителем топлива и энергии является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - около 30% потребления энергии России. Вместе с тем, в ЖКХ регионов Российской Федерации имеются значительные резервы экономии электрической и тепловой энергии, а также воды: по теплу от 25% до 60%, по электроэнергии от 15% до 25%, по воде от 20% до 30%. Для реализации сложившегося потенциала нужна активная энергосберегающая политика. Именно поэтому государство продекларировало, что энергосбережение относится к важнейшим приоритетам энергетической политики России, разработка которой завершилась к середине 90-х годов. В мае 1995 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года», а постановлением Правительства № 1006 от 13. 10. 95 г. были одобрены основные положения экономической стратегии России. В этих документах подчеркивается, что «Энергосбережение - высший приоритет энергетической политики на всю обозримую перспективу», что необходимо создать условия «для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития». Особое место среди энергосберегающих мероприятий принадлежит энергетическому обследованию предприятий и организаций – энергоаудиту, как средству выявления мест нерационального использования природных и энергетических ресурсов, установления резервов экономии топлива и энергии и определения первоочередных мер (предложений) по рационализации их использования. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|