Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Этническая идентичность и самосознание. Часто термины «этническое самосознание» и национальное самосознание используются как синонимы. Этническая идентичность – ядро этнического самосознания. Кушнер . Его задачей было составление этнических карт. После войны это было очень важно. Он описывал объективность Западных границ СССР. Использовал два признака: язык и этническое самосознание. Подчеркнул особое значение самосознания как «этнического определителя». Козлов выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этнической группы. Бромлей . Этническое самосознание в узком смысле – самоотнесение себя к тому или иному этносу, т. е. этническая идентичность = этническому сомасознанию; в широком – не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, т.е. осмысление человеком культурного окружения. Психологи выделяют следующие аспекты этнического самосознания : · Когнитивный (познавательный)– играет наиболее важную роль в идентичености; · Эмоциональный (чувственный); · Регулятивный (волевой). Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания. В социологии изучаются главным образом социальные идентичности, т.е. отождествления человека с его социальными статусами и ролями (мужчины, отца, представителя профессии, члена этнической группы, гражданина и др.). Каждый человек, по мнению социологов, имеет множество идентичностей, которые образуют в его сознании суммарную идентичность(идентификационную матрицу). В структуре суммарной идентичности существуют ведущие категории — наиболее важные, базисные идентичности(чаще всего это половые, семейные, профессиональные, этнические, гражданские). Они определяют параметры сравнения "себя" с "другими". Место тех или иных идентичностей в этой структуре меняется в зависимости от ситуации, поэтому базисными могут становиться то одни, то другие идентичности. Как правило, социальные идентичности определяются самоидентификациями личности, т.е. выражаются через самоописание. Возможны несоответствия между самоидентификациями и идентификациями, производимыми другими людьми (типизацией). Выработанные в таких условиях идентичности будут противоречивыми и неустойчивыми. Прочная идентичностьвозникает тогда, когда самоидентификация совпадает с типизацией. Самоидентификации делят на: • социальные(общественные, универсальные)- самоидентификации, связаные с социальным статусом, например, самоидентификации с видовым, политико-правовым или этническим статусом: "Я — человек", "Я — россиянин, гражданин России", "Я — русский" и т.п.; • индивидуальные(уникальные)– самоидентификации, возникшие в результате неповторимых личных обстоятельств, например, "Я — работяга", "Я — грешник", "Я — счастливчик" и т.п. Социологам интересны социальные (универсальные) самоидентификации, в которых человек определяет себя как сходного со всеми людьми или некоторыми их группами. Психологам интереснее индивидуальные (уникальные) самоидентификации, раскрывающие индивидуальность того или иного человека. Все социальные идентичности — это результат социализации, инкультурациии индивидуальной истории. Они оформляются последовательно на протяжении всей жизни человека. Идентичности, понимаемые в узком смысле, являются элементами сознания. Идентичности, понимаемые в широком смысле, объединяют в себе как осознаваемые, так и бессознательные составляющие.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|