Здавалка
Главная | Обратная связь

Тест «Корректурная проба»



Цель: исследовать уровень произвольной регуляции поведения, определить, уровень работоспособности.

Стимулъный материал. Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, крути и т.д.); образец, который поможет ориентироваться в задании (схема инструкции).

Инструкция. Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычеркивать некоторые из них по определенному правилу. Запомни его хорошенько. Круг ты вычеркиваешь прямой линией сверху вниз, квадрат - косой линией слева направо, а треугольник перечеркиваешь крест - накрест. (возможен повтор инструкции). Ты запомнил, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать.

Проведение теста. Сначала детям дают лист бумаги с нарисованными фигурами и простой карандаш. После устной инструкции дети повторяют задание, чтобы можно было проверить, правильно ли они его поняли и хорошо ли запомнили. Затем их просят проводить вертикальную черту после каждой минуты работы. Если дети плохо поняли инструкцию, положите перед ними заготовленный образец - схему, сказав, что на этой схеме изображено все, что надо делать, и в случаях затруднения можно смотреть на нее. После того как ребенок начал выполнять задание, взрослый засекает время и через каждую минуту напоминает: проведи черту. Сам ребенок следить за временем не должен. В процессе работы отмечают, через какое время начинает снижаться работоспособность детей. Когда появляется много ошибок и пропущенных фигур, а ребенок больше смотрит в окно, чем на лист, взрослый говорит: «Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен». Фразу можно немного изменить, сказав, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого Вы должны внимательно посмотреть, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Анализ результатов. Прежде всего, анализируют умение детей принять задание, а также форму, в которой это задание принимается.

Низкий уровень произвольности и работоспособности: дети вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии схемы, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная фигура. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть таких детей к работе.

Более высокий уровень: дети 6,5-7 лет в норме должны воспринимать словесную инструкцию. Схема деятельности «выстраивается» в сознании ребенка, и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы.

Дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.