Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок доведения управленческих решений до исполнителей на предприятии.



Процедура принятия управленческого решения при сложной экономической ситуации.

Управленческое решение — продукт или результат деятельности управленческого труда ( органы управления их работников) представляющий собой предписание к деятельности объекту управления с целью выполнения поставленных целей.

Процесс принятия решения- цикличная последовательность шагов, направленных на решение проблемы.

В сложной экономической ситуации процедура принятия управленческих решений будет в несколько этапов:

1. Анализ ситуации

2. Постановка проблемы

3. Определение критериев выбора

4. Разработка альтернатив или решения

5. Выбор наилучшего варианта

6. Согласование решения

7. Реализация или воплощение решения

8. Контроль или оценка результата

Порядок доведения управленческих решений до исполнителей на предприятии.

Управленческое решение — продукт или результат деятельности управленческого труда ( органы управления их работников) представляющий собой предписание к деятельности объекту управления с целью выполнения поставленных целей.

Процесс принятия решения менеджером проходит поэтапно в следующей последовательности (схема):

  • знакомство с проблемой или ситуацией;
  • изучение обстоятельств и формирование цели;
  • сбор информации и определение критериев оценки проекта решения;
  • разработка проекта решения;
  • оценка вариантов решения и выбор оптимального варианта;
  • правовое оформление решения;
  • доведение до исполнителей и разработка мер по исполнению решения;
  • контроль за выполнением решения;
  • подведение итогов выполнения решения.

На первом этапе осуществляется знакомство с проблемой. Проблема — это сложный вопрос, задача, которая требует решения, это недостатки, сдерживающие рабочий процесс, развитие организации. Менеджер должен не только своевременно, но и правильно решать возникающие проблемы, они могут оказаться и в результате анализа итогов работы в прошедшем периоде. На этом этапе менеджер сосредотачивает свое внимание на выявлении основных (узловых) проблем развития, как в текущем, так и в будущем периоде. Его задача — глубоко вникнуть в динамику изменений и оценить возможности трудового коллектива и трудности, возникающие, отобрать действительно кардинальные проблемы, оценить причины их появления, представить возможные последствия того или иного варианта воздействия. Бывает и так, что проблема есть, но она еще не «созрела». Иногда надо опередить события, устранить обострение ситуации.

Последовательность работы с управленческими решениями. На втором этапе изучаются обстоятельства, и формулируется цель для правильного решения проблемы. От этого зависит эффективность всей последующей деятельности. Это очень сложное дело, требующее глубоких знаний, опыта, а также способностей предвидеть будущее.

После формирования точной цели нового решения менеджер осуществляет третий этап — сбор информации и определение критериев оценки проекта решения. Для этого он привлекает при необходимости соответствующих специалистов, которые обосновывают и разрабатывают всю необходимую информацию.

Критериями оценки желаемого варианта решения является эффективность реализации, простота достижения поставленной цели, степень учета всей производственной ситуации, полнота использования ресурсов и выполнения задач в установленные сроки, а также экономичность исполнения решения. Различные решения требуют разную по содержанию информацию: законодательные акты, нормативные документы, опыт работы других организаций-конкурентов, наличие необходимых ресурсов организации, необходимые для нового решения и проч.

Четвертый этап — разработка проекта решения. После получения всей необходимой информации осуществляется разработка вариантов проекта решения с использованием различных методов, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение необходимых работ.

Для обработки количественной формализованной информации используют следующие методы:

  • математической статистики;
  • группировка;
  • корреляционный анализ;
  • математическое моделирование;
  • теория игр.

Пятый этап — оценка вариантов решения и выбор оптимального варианта.

При оценке и выборе лучшего варианта проводится количественный и качественный анализ. Он осуществляется эвристическим методом, опираясь на деловые качества менеджера и специалистов, способности их творческого мышления, интуитивность учета всех производственных обстоятельств.

Производственная оценка утверждения, что предлагается, варианты решения производится по всей совокупности принятых критериев.

Если решение предусматривает не одну, а несколько целей, то отбор варианта осложняется из-за необходимости использования различных критериев. Может так случиться, что не будет решение, которое удовлетворяло бы все цели одновременно.

Тогда сначала отбирают те, которые отвечают важнейшим критериям. И только после этого принимается решение.

Коллективные решения принимаются за всеми важными и стратегическими вопросами деятельности организации.

Таким образом, современная организация работы над разработкой управленческого решения предполагает умение менеджера вести ее коллегиально, коллективно, привлекая в необходимых случаях рядовых специалистов и работников.

Коллективная форма подготовки решения имеет преимущества в том, что закладываются гарантии эффективного его выполнения: реализовывать решения надо многим участникам его подготовки — это повышает ответственность исполнителей за весь процесс решения проблемы. Менеджер должен создавать механизм подготовки и принятия решения, всегда понимать, что решения принимаются или единолично, или коллективно, а ответственность за его результативность несет он лично.

Шестой этап — правовое оформление решения. Это оценка проекта решения на соответствие действующему законодательству, нормативным документам, учредительным документам, регламентирующим деятельность организации во внутренней и внешней среде.

Особенно важно соответствие проекта решения предоставленным полномочиям органа или лица, принимающего управленческое решение. Поэтому проект решения должен рассмотреть и завизировать юрист организации.

Седьмой этап — доведение до исполнителей и разработка мер по исполнению решения. Это конечная фаза в работе с управленческими решениями. Она устанавливает:

  • сроки выполнения отдельных его частей;
  • назначении соответствующих лиц;
  • разъяснении решения исполнителям;
  • инструктирование исполнителей по осуществлению мер, предусмотренных в решении.

В распорядительном документе предусматривается порядок исполнения решения, точно указывается что, кому, когда и как делать.

Определяется: кто, как и когда осуществляет контроль выполнения решения. Здесь указываются конкретные должностные лица, календарные сроки.

В связи с тем, что при принятии решения участвовали не все исполнители, то необходимо разъяснить принятое решение в коллективе, довести до сознания работников смысл и значение этого решения, его возможные результаты и трудности в исполнении.

Таким образом, исполнение решений является составной частью общего процесса работы с решением. Необходимые предпосылки для успешного выполнения решения предусматриваются еще в период его подготовки и принятия.

Исполнители должны иметь необходимые ресурсы для реализации определенной части общей работы.

Так, если было принято инновационное решение, то менеджер должен обеспечить эффективную мотивацию исполнителей. Для этого надо:

  • поддерживать тесную связь с работниками и убедить в необходимости нововведения;
  • привлекать работников к планированию различных изменений;
  • ослабить негативные последствия нововведения.

Для стимулирования работников эффективным является не только размер вознаграждения, но и сложность порученной работы. Если новый проект особенно важен, то мотивирующим механизмом может стать конкурентный отбор исполнителей.

Важное место в процессе исполнения решения занимает координирование усилий исполнителей, создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества в сочетании с высокой дисциплиной и требовательностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.