Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы принятия оптимальных управленческих решений на предприятии.



Управленческое решение — продукт или результат деятельности управленческого труда ( органы управления их работников) представляющий собой предписание к деятельности объекту управления с целью выполнения поставленных целей.

Условно выделяют три группы:

I. Неформальные методы (эвристические) – основываются на аналитических способностях менеджеров. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. Базируется в основном на интуиции менеджера, их преимущество – оперативность; недостаток – принятие ошибочного (неэффективного) решения, так как интуиция может подвести.

Для неформальных методов используются источники:

1) Вербальная (устная) информация – наиболее часто используется при анализе внешней среды. Источники: радио и телепередачи, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.
2) Письменная информация – источники: газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы, годовые отчеты.
3) Промышленный шпионаж – получение информации незаконным путем (сбор данных о действиях конкурентов с последующим использованием для переформулирования целей организации).

II. Коллективные методы обсуждения и принятия решений.

Основные моменты:

1) Определяется круг лиц – участников данной процедуры;

2) Главные критерии формирования такой группы:

• Компетентность;

• Способность решать творческие задачи;

• Конструктивность мышления;

• Коммуникабельность.

3) Формы групповой работы: заседание, совещание, работа в комиссии и другое.

Наиболее распространенным методом коллективной подготовки управленческих решений являются: «Мозговая атака» или «Мозговой штурм» (совместное генерирование идей и последующее принятие решений). Применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки ее решения.

Существует два способа проведения «Мозговой атаки» - устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он занимает меньше времени, но письменный способ – более основателен.

Разновидность метода «Мозгового штурма» - мнение жюри. Суть: к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующих между собой (например: к решению о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы). Применение метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.

Метод «Дельфы» (название от греческого города «Дельфа», прославившегося жившими там мудрецами – предсказателями будущего) - это многоуровневая процедура анкетирования. После каждого тура данные дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Методы экспертных оценок – исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческих решений лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в нем фиксируются хозяйственные исследования и его итоги, например, применяется: при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

III. Количественные методы.

В основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки с помощью компьютера больших массивов информации.

1) Анализ временных рядов – основан на допущении, согласно которому, случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Данный метод анализа часто используется для оценки:

• спроса на товары и услуги,

• оценки потребности в товарных запасах,

• прогнозирования структуры сбыта,

• потребности в кадрах.

2) Причинно-следственное моделирование. Наиболее хитроумный и математически сложный количественный метод. Это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Пример: прогнозирование спроса – уровень личных доходов, демографические изменения, появление новых конкурентов и др.

3) Теория игр – метод моделирования, оценки воздействия принятого решения на конкурентов (изначально разработали военные, чтобы в стратегии учесть действия противников).

Пример: если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товар конкуренты не сделают того же, то целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение.

4) Математическое моделирование. Применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации.

Содержание метода номинальной групповой техники при принятии оптимального управленческого решения.

Принятие решения –часть ежедневной работы менеджера, которая, как и коммуникации, отражается на всех направлениях управленческой деятельности. Все управленческие функции связаны с несколькими решениями, определяющими жизнедеятельность организации. Метод «номинальной групповой техники» уместен в любом коллективе, любой формы собственности, так как зачастую у руководящего состава метод принятия решений устарел и не выдерживает критики. Только проговорив проблему вслух, озвучив всевозможные варианты решения данной проблемы, приведет к наилучшему результату, всего этого позволяет достигнуть метод «номинальной групповой техники».

Этап 1 – весе работники, заинтересованные в благоприятном решении проблемы садятся вокруг стола таким образом, чтобы осталось свободное место. На свободном месте размещается стенд-плакат, с однозначно и подробно сформулированным вопросом. На этом плакате позже будут записываться все внесенные предложения. Определяются нормы работы групп.

Этап 2 –самостоятельное придумывание и записывание идей. Участники группы самостоятельно, молча, без консультирования с окружающими записывают предложения, на отдельной карточке.

Этап 3 – по порядку зачитываются предложения и записываются на плакате в поданной формулировке. Участники откладывают в сторону те предложения, которые уже прозвучали, могут дописать новые. На этом этапе не допускается никакой критики.

Этап 4 – дискуссия по смыслу поданных предложений. Задача этого этапа – убедиться, что все одинаково трактуют смысл отдельных формулировок. Смысл формулировок поясняется не автором, а кем-то из группы. Это помогает группе наилучшим образом понять суть каждой идеи. Здесь также следует избегать собственного взгляда на предложения.

Этап 5 –предварительное согласование по предложениям. Участники – каждый самостоятельно– выбирают пять наиболее подходящих предложений, номера которых записываются на карточках. Карточки собираются, обрабатываются, и результаты записываются на плакате. Необходимо с самого начала предупредить участников, что это не голосование большинством, — это способ увидеть предпочтения группы. Предложения получившее наименьшее количество голосов, берутся под контроль, возможно, они неудачно сформулированы.

Этап 6 – дискуссия по предварительным результатам голосования. Участники начинают критически оценивать поданные предложения. На этом этапе можно указывать на слабые и сильные черты каждой идеи и склоняться к выбору конкретной группы предложений.

Этап 7 – окончательное голосование. Здесь можно повторить процедуру 4 этапа, т.к. очень важно, чтобы участники понимали, каким образом будут использованы результаты работы.

В современной экономике очень важна быстрота принятия решений и нестандартный подход к каждой ситуации. Только слаженный коллектив, работающий, как единый организм сможет выжить в достаточно сложной экономической ситуации. Метод «номинальной групповой техники» позволяет снять ненужные барьеры и страхи между начальником и подчиненным и успешно двигаться к поставленной цели.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.