Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы анархо-коммунизма

  1. Децентрализация
  2. Свобода
  3. Равенство
  4. Взаимопомощь
  • Децентрализация — то есть замена централизованного государства и управления свободной федерацией самоуправляющихся территориальных коммун (общин) и производственных союзов.
  • Свобода — имеется в виду в первую очередь свобода для полного и всестороннего развития личности без внешнего ограничения в лице государственного правительства, а также финансового. Соответственно речь идет о свободе от политического и экономического давления, когда правители принуждают человека поступать тем или иным образом, с оглядкой на государственные законы, а товарно-денежные отношения вынуждают продавать свою рабочую силу владельцам частной собственности и средств производства. Все люди должны иметь равную возможность свободно, и во взаимном согласии с другими людьми определять условия собственной жизни.
  • Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения индивидуальных потребностей и нужд, а также равный доступ ко всем общественным благам.
  • Взаимопомощь — речь идет о том, чтобы заменить эгоизм, который разделяет людей, солидарностью, призванной восстановить общественную гармонию, когда люди помогают друг другу и заботятся о ближних, исходя из принципа «поможешь ты, помогут тебе»

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем власти; важнейшей категорией, которая объединяет различные направления коммунистической идеологии, является общественная собственность на средства производства, которая полностью заменяет собой частную и групповую собственность.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

  • данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
  • равноправия и равенства перед законом;
  • рыночной экономики;
  • ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда Бёрка (1729-1797) ). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства. В список основателей консерватизма, помимо Бёрка, входят француз, иезуит Жозеф де Местр (1753-1821) и австрийский канцлер Клеменс Меттерних (1773-1859).

Макс Шти́рнер, настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт (1806 - 1856) — немецкий философ, предвосхитивший задолго до их возникновения идеи нигилизма, экзистенциализма, постмодернизма и анархизма, в особенности индивидуалистического анархизма. Основной труд — книга «Единственный и его собственность» (ориг. нем. «Der Einzige und sein Eigentum»).

Главный труд — «Единственный и его собственность». Считается, что это произведение почти на полвека опередило возникновение идей индивидуализма и анархизма.

Абсолютное «Я» Фихте превращается у Штирнера в индивидуальное и отождествляется с эмпирической личностью, которая таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. Исходя из личности, как центра мироздания, Штирнер совершенно логично доходит до отрицания понятия о долге, об обязанности и т. д.; моё дело, говорит он, не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Бог, человечество — всё это мои субъективные понятия; «кроме меня, для меня нет ничего». Я люблю, я ненавижу не потому, что любовь и ненависть — мой долг, а потому, что они черты моей натуры; любя, я только проявляю самого себя. «Так как мне тягостно видеть складку грусти на любимом лице, то я ради самого себя стараюсь изгладить её поцелуем. Любовь не есть долг, но есть моё достояние (mein Eigenthum). Я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставляет мне счастье… Только в качестве одного из моих чувств я культивирую любовь, но я отвергаю её, когда она представляется мне в качестве верховной силы, которой я обязан подчиняться, в качестве нравственного долга». Развивая эту идею в применении к обществу и государству, Штирнер естественно приходит к отрицанию этих последних как явлений, имеющих самостоятельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей. Право человека преследовать свои интересы безгранично. Таким образом, полное отрицание какой бы то ни было нравственности и совершенная анархия — вот главные черты учения Штирнера. Но анархизм бывает двух родов: анархизм, вытекающий из стремления человеческой личности к возможно большей свободе, и анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создаёт неравенство и давит человека. Анархизм Штирнера в значительной степени сближается с анархизмом первого вида; это анархизм сильной и властной личности, а не личности униженной и угнетённой.

Бенджамин Рикетсон Такер (1854 - 1939) — крупнейший идеолог индивидуального анархизма в США XIX века. Один из ранних защитников прав женщин и веротерпимости, пропагандист законодательной защиты труда. Последователь Прудона, в течение жизни частично менял доктрину под влиянием других социальных мыслителей, оставаясь авторитетным идеологом анархизма и критиком отклонений от анархизма сподвижников. Редактор и издатель журнала индивидуального анархизма «Либерти». Наиболее известная книга носит название «Вместо книги».

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865). Французский публицист, экономист и социолог, один из основоположников анархизма. Сын крестьянина, в молодости был наборщиком. Прудон в своих работах (главным образом, "Что такое собственность?" и "Философия нищеты") подверг очень резкой критике капиталистические отношения. В этом заключается положительное значение его трудов. Но разрешение социального вопроса он искал не в области производства, а в области обмена и распределения, что делает его характерным выразителем мелкобуржуазной идеологии. Отвергая крупную собственность, как источник всех бедствий капиталистической эксплоатации, он стремился не к полному обобществлению средств и орудий производства - к коммунизму, а к увековечению господства мелкой частной собственности. В основу своих мыслей о преобразовании общества Прудон кладет теорию мютюализма (взаимности услуг). Общество должно быть преобразовано не путем социальной революции, а путем постепенного перехода орудий производства в руки отдельных рабочих, правда, объединенных в артели. Для этого, по мысли Прудона, необходимо создание "народного банка" с даровым кредитом. Во время революции 1848 г. Прудон приступил к организации этого банка, но его затея вскоре окончилась крахом. В области политической, анархические теории Прудона также отражают взгляды мелкой буржуазии. Он резко нападает на всякое государство, как на орган, ограничивающий свободу личности. И в этом пункте, в оценке значения и роли государства, он резко расходился с марксистами. Прудонизм получил широкое распространение в странах с преобладанием мелкобуржуазных слоев населения - крестьянства и ремесленников - во Франции, Испании, Италии. Во Франции, родине Прудона, его теории пользовались большим успехом в реакционную эпоху второй империи, главным образом в начале 60-х годов; в I Интернационале прудонизм был также особенно силен до 1868 г., после чего его влияние стало падать. Несмотря на наступивший в 1868 г., в связи с общим политическим оживлением во Франции, упадок влияния идей Прудона, прудонисты все же имели многочисленных представителей в центральном комитете Парижской Коммуны и наложили свой отпечаток на всю ее деятельность. Прудонизм отразился также и на последующем рабочем движении Франции, превратившись в анархо-синдикализм, который является лишь видоизменением прудонизма, его приспособлением к новым условиям экономического и политического развития Франции.

 

Кропоткин Пётр Алексеевич (1842 - 1921) - знаменитый русский революционер-анархист. Родился в Москве в старинной княжеской семье. Учился в пажеском корпусе и в 1861 г. был назначен камер-пажем Александра II. По окончании корпуса Кропоткин поступил в полк и отправился вместе с ним в Восточную Сибирь, где пробыл 5 лет. Все это время Кропоткин серьезно занимался научными исследованиями и решил всецело посвятить себя географической науке. С этой целью он в 1867 г. возвращается в Петербург и поступает на физико-математический факультет. Одновременно работает в географическом обществе. В 1871 г. получает командировку в Финляндию и Швецию для геологических исследований. За границей Кропоткин познакомился с социалистическим движением и вступил в секцию Интернационала. Вернувшись в Россию, он в 1872 г. вошел в кружок "чайковцев", где сразу же стал играть руководящую роль. Зимой 1872 г. организовал несколько рабочих кружков, в которых вел революционную пропаганду. В марте 1873 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Просидев в крепости два с половиной года, совершил свой известный побег и эмигрировал в Англию. С этого времени Кропоткин принимает чрезвычайно деятельное участие в международном анархическом движении. В 1881 г., в бытность его в Швейцарии, швейцарское правительство, по предложению русского правительства, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию, где в 1882 г. был арестован французскими властями; в январе 1883 г. лионский суд приговорил его, за принадлежность к Интернационалу, к 5-летнему тюремному заключению. В тюрьме он пробыл, несмотря на протесты левых депутатов и целого ряда общественных деятелей, до 1886 г. Освобожденный в этом году, он переселился в Англию, где проживал до революции 1917 г. Ведя революционную работу, Кропоткин в то же время не прерывал и своих научных занятий и опубликовал ряд ценных работ по географии и геологии. Наиболее полно свои анархические воззрения Кропоткин изложил в книге "Хлеб и воля", выпущенной им в 1892 г. С наступлением мировой войны Кропоткин занял оборонческую позицию, настаивая на необходимости защищать территорию России от "вражеского нападения". После Февральской революции он вернулся в Россию и в марте 1921 г. умер в г. Дмитрове, Московской губ.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1876) - знаменитый русский революционер, один из основоположников и теоретиков анархизма. Своей революционной деятельностью, протекавшей не только в России, но и в главнейших странах Европы, получил мировую известность. В 1840 г. уехал за границу, изучал философию в Берлине. В 1842 г. в "Deutsche Jahrbucher" Руге появилась его первая публицистическая статья "О реакции в Германии". Отказавшись последовать приказанию царского правительства вернуться в Россию, он заочным приговором сената был лишен всех прав состояния и формально стал эмигрантом. В Париже сближается с Прудоном, принимает живое участие в делах польской эмиграции. Принимает активнейшее участие в революции 1848 года во Франции, затем участвует в Пражском восстании. В 1849 г. принял деятельное участие в саксонском восстании. После его крушения Бакунин просидел два года в различных тюрьмах Саксонии и Австрии и в 1851 г. был выдан России, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, осужден на 20 лет заключения в Шлиссельбурге, которое Александром II было заменено вечной ссылкой в Сибирь, откуда он через Японию и Сан-Франциско бежал в Лондон. Здесь он принял деятельное участие в издании герценовского "Колокола" и вступил в сношения с зарождавшимися внутри России революционными организациями. Лозунг "хождения в народ" и идея организации тайных обществ, выдвинутые Бакуниным, составляли сущность бунтарского движения 70-х годов. В 1868 г. Бакунин основывает союз социальной демократии, который был принят в "Международное общество рабочих" в 1869 году (I Интернационал), но становится во враждебное отношение к господствующему марксистскому направлению. В 1872 году за явно раскольническую политику исключается из Интернационала. Тогда он организует анархический "Федеративный Союз", куда входили, главным образом, французы, итальянцы и испанцы, пытаясь противопоставить его Интернационалу, руководимому Марксом. Вскоре, однако, как и I Интернационал, "Союз" Бакунина распался.

Маркс Карл (1818 - 1883) - мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-41 г. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. редактор демократической "Рейнской газеты". В 1843 г. переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 г. началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс переехал в Брюссель.

В период революционных событий в Европе 1848-49 г.г. активно участвовал в работе международной организации "Союз коммунистов" и вместе с Энгельсом написал ее программу "Манифест Коммунистической партии" (1848). В июне 1848 - мае 1849 гг. Маркс и Энгельс издавали в Кельне "Новую Рейнскую газету" (Маркс - главный редактор). После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 г. переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Теоретическую и общественную деятельность продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76 г.г.) В 1867 г. вышел главный труд Маркса - "Капитал" (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий.

В середине 40-х г.г. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19-20 в.в.

Маркс был организатором и вождем основанного 28 сентября 1864 г. в Лондоне 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 г. был опубликован 1-й том "Капитала" - основного труда Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов. Работу над 2-м и 3-м томами "Капитала" Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В написанной в 1875 "Критике Готской программы" Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах. Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

Соч.: "Экономическо-философские рукописи" (1844); "К критике гегелевской философии права" (1844); "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; "Нищета философии" (1847); "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." (1850); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Гражданская война во Франции" (1871); "Критика Готской программы" (1875).

Экономическо-философские рукописи 1844 года

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820 - 1895), мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Активно участвовал в организации и деятельности "Союза коммунистов", вместе с К. Марксом написал "Манифест Коммунистической партии" (1848). В 1848 - 49 Маркс и Энгельс издавали в Кельне "Новую рейнскую газету"; в 1849 Энгельс участвовал в вооруженном восстании. С 1849 жил в Великобритании; работал в торговой конторе. Энгельс - один из руководителей 1-го Интернационала, после смерти Маркса был советником европейских социалистов. Основные труды: "Положение рабочего класса в Англии" (1845), "Анти-Дюринг" (1878), "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886), "Диалектика природы" (1873 - 82; опубликована в 1925).

Рикардо Давид (1772 - 1823) - англ. экономист, один из создателей англ. классич. бурж. политэкономии. Род. в семье богатого биржевого маклера в Лондоне. Систематич. образования не получил. В молодости занимался коммерч. деятельностью, затем посвятил себя науке. Член палаты общин в 1813-23. Первые науч. работы Р. касались проблем денежного обращения в Англии. Р. указывал на необходимость его оздоровления и предлагал, лишив Англ. банк (хотя он сам был его акционером) функций гос. казначея и связанных с этим прибылей, передать управление гос. финансами пр-ву. В ряде работ Р. защищал идею свободной торговли хлебом. Гл. труд Р.- "Начала политической экономии и налогового обложения" (Principles of political economy and taxation, L., 1817). Развивая теорию трудовой стоимости, Р. в этой книге определял стоимость количеством труда, затраченного на произ-во товара, и рассматривал проблемы зарплаты, прибыли, налогообложения и поземельной ренты. Заслуга Р.- в выявлении противоположности интересов рабочих и предпринимателя. Определив прибыль как остаток после вычета зарплаты, Р. показал, что чем ниже зарплата, тем выше прибыль, вскрыв т. о. экономич. противоположность классов - основу классовой борьбы и ист. развития (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 2, с. 179). Р. не дает науч. объяснения происхождения прибавочной стоимости и "... смешивает прибыль и прибавочную стоимость..." (там же, т. 26, ч. 1, с. 81). В теории позем. ренты Р. отразились противоречия между интересами пром. буржуазии и лендлордов. Р. показал, что рост ренты и доходов лендлордов (к-рый он, однако, ошибочно объяснял не монополией на землю, а "убывающим плодородием почвы") задерживает рост прибылей промышленников, а следовательно, по мнению Р., и рост технич. прогресса и производительности труда. По своим социально-политич. взглядам Р.- бурж. радикал. Он выступал за свободу мнений, союзов и собраний, против религ. деспотизма и антидемократич. законов 1819. Р. считал что путем реформы избират. системы можно избавиться от деспотизма пр-ва. Р. во многом разделял идеи утилитаристов. Он осуждал протекционизм, считая, что лишь свободная конкуренция может привести к гармонии интересов отдельных индивидов и к общему счастью. Сам же капиталистич. строй Р. считал вечным, абсолютизируя бурж. производственные отношения.

Мальтус Томас Роберт (1766 – 1834) – англ. экономист, идеолог землевладельч. аристократии и наиболее реакц. слоев буржуазии, священник англиканской церкви. Род. в семье помещика. С 1805 до конца жизни – проф. истории и политич. экономии колледжа в Хейлибери близ Хартфорда.

Осн. работа М. "Опыт о законе народонаселения..." ("An essay on the principle of population, as it affects the future improvement of society", 1798, первое издание – анонимное), выдержавшая при жизни М. шесть изданий, явилась ответом Годвину, к-рый выступал против частной собственности и требовал проведения политич. реформ. Книга М. появилась в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. М. объяснял ее как реакц. идеолог буржуазии, стремившийся оправдать бурж. строй и доказать, что причина бедствий народа заключается не в социальных отношениях, а в вечных, чисто биологич. законах природы. Согласно выдвинутому М. "естественному закону", население якобы возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования – в арифметической, в результате чего неизбежно наступает "абсолютное перенаселение". Причины бедствий трудящихся М. видел в "легкомысленных привычках" рабочего класса, якобы "неразумно" размножающегося. Голод, болезни, войны М. цинично провозглашал "позитивными факторами", оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь "обосновать" тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, М. ссылался на т.н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". М. выступал против правительств. помощи беднякам, к-рая, по его мнению, может лишь обострить проблему "перенаселения". Учение М. оказало значит. влияние на принятие в Англии в 1834 пресловутой поправки к закону о бедных, резко ухудшившей их положение.

Теория М. была с одобрением встречена идеологами буржуазии и в то же время подверглась резкой критике со стороны прогрессивных мыслителей различных стран. В России 19 в. с критикой мальтузианства выступали: В. А. Милютин (см. "Мальтус и его противники", в кн.: Избр. произв., 1946), Чернышевский (см. "Замечания на последние четыре главы первой книги Милля. Разъяснение смысла мальтусовой теории", в кн.: Избр. эконом. произв., т. 3, ч. 1, 1948), Писарев (см. "Очерки из истории труда", в кн.: Избр. филос. и общественно-политич. статьи, 1949, с. 184), Менделеев (см. Соч., т. 20, 1950, с. 562–77), К. Тимирязев (см. "Точно ли человечеству грозит близкая гибель", в кн.: Избр. соч., т. 2, 1948, с. 283–317) и др.

Антинауч. реакц. характер теории М. был разоблачен Марксом, к-рый показал, что абстрактного закона населения не существует, что каждому обществ. строю свойственны особые, имеющие историч. характер, законы населения. Маркс указывал на эпигонский характер теории М. (см. "Теории прибавочной стоимости", ч. 2, 1957, с. 113). Он с презрением говорил о "глубокой низости мысли", о "плагиаторстве" М. и считал, что "ненависть английского рабочего класса к Мальтусу... вполне оправдана; народ верным инстинктом почувствовал, что против него выступает здесь не ч е л о в е к н а у к и, а купленный его врагами адвокат господствующих классов, их бесстыдный сикофант" (там же, с. 110, 113).

Теория М. получила широкое распространение в реакц. бурж. социологии

Сей, Сэй (Say) Жан Батист (1767 - 1832), французский экономист, один из первых представителей вульгарной политической экономии. Идеолог крупной буржуазии, сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Профессор политической экономии (с 1819). Главное произведение С. ‒ «Трактат политической экономии...» (1803, рус. пер. отдельных глав 1896).

С. считал себя комментатором и популяризатором учения А. Смита, но в действительности выступил с вульгаризацией взглядов последнего. С. трактовал законы капиталистического производства как вечные, а целью хозяйственной деятельности считал потребление. По его мнению, в основе стоимости лежат полезность, издержки производства, соотношение спроса и предложения. Опираясь на догму Смита, С. создал вульгарно-апологетическую теорию факторов производства (см. в ст. Производительности теории), которую пронизывает идея о равноправном участии труда, капитала и природы в процессе создания стоимости. В связи с этим С. отрицал эксплуататорскую природу капиталистического производства, проповедовал гармонию классовых интересов. Ошибочность взглядов С. заключается в том, что факторы производства ‒ конкретный труд, средства производства (по терминологии буржуазной политической экономии ‒ капитал) и природа участвуют лишь в создании потребительной стоимости товара; единственный источник стоимости ‒ абстрактный труд; присвоение части её ‒ прибавочной стоимости составляет цель капиталистического производства.

С. идеализировал систему свободного предпринимательства и отрицал неизбежность всеобщих кризисов перепроизводства, допуская лишь возможность перепроизводства отдельных товаров. Он сформулировал т. н. закон рынка, по которому обмен продукта на продукт якобы автоматически ведёт к равновесию между куплей и продажей. С. игнорировал то обстоятельство, что развитие товарного обмена усиливает противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как товара особого рода, возникновению разрыва между актами купли и продажи и т. д.

Концепция С. подвергнута критике К. Марксом. Апологетические взгляды С., особенно теория факторов производства и «закон рынка», были широко использованы в концепциях вульгарной буржуазной политической экономии.

 

Милль Джон Стюарт (1806—1873) — англ. философ-позитивист, экономист и общественный деятель. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865—1868 — член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.
Мировоззрение М. складывалось под влиянием политэкономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бентама, философии Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли и Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона...» (1865, рус. пер. 1869), где М. с позиций феноменалистического позитивизма возражает англ. априористам. Все знание, по М., проистекает из опыта, его предметом являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний. Разделяя ряд филос. и логических установок позитивизма О. Конта, М. отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую человеческую свободу и индивидуальность («Огюст Конт и позитивизм», 1865, рус. пер. 1867).
Основное соч. М. «Система логики» (т. 1—2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, дедуктивном (силлогистическом) умозаключении и индукции.
В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признает не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья».

 

Токвиль Алексис де (1805—1859) — фр. социолог, историк и политический деятель. Происходил из древнего нормандского аристократического рода, в котором преобладали ультрароялистские взгляды. Сам Т., однако, стал теоретиком демократии, хотя и относился к ней достаточно критически.
В своей концепции демократии Т. опирается на традиционную философию истории, согласно которой Провидение направляет исторический процесс в сторону увеличения «равенства условий». Речь идет не о равенстве в обладании материальными благами, но о стирании различий в отношении закона. Упразднение такого рода различий ведет к равенству в социальном представительстве, что, в свою очередь, ускоряет социальную мобильность и циркуляцию общественного богатства. Политическая система, где осуществляется подобный вид равенства, называется демократией. Наиболее законченным ее воплощением является, по мнению Т., амер. демократия. Движущая сила демократии — стремление к материальным благам. В основе ее лежит не добродетель (как считал Ш.Л. Монтескье), но интерес, который так направляет индивидуальный эгоизм, что он обусловливает всеобщее процветание. Соперничество в достижении богатства обеспечивает социальную стабильность, что делает демократическое общество менее уязвимым для социальных катаклизмов. Т., однако, предостерегал против появления нового деспотизма, находящего себе почву в обществе, где резко возрастает сфера частной жизни. В условиях равенства роль гос-ва резко возрастает. Оно монополизирует всякую власть, пользуясь «любовью к порядку», присущей демократии. Мягкое давление нового абсолютизма ведет к деградации человека, протекающей, тем не менее, вполне безболезненно. Особую роль в этом процессе Т. отводит общественному мнению. Будучи защитой против своеволия гос-ва, оно превращается в инструмент принуждения индивида. «Тирания большинства» оказывается более эффективной, чем прошлые формы абсолютизма.
Оценивая специфику Французской революции, Т. отмечает, что подлинная социальная революция началась в 11 в., когда абсолютизм начал подавлять феодальную вольницу. При старом порядке аристократия была оттеснена от управления новой бюрократией, задушившей муниципальную свободу. Централизованная власть подавляла всякую ячейку самостоятельности. В этом заключается парадокс — внешний разрыв с абсолютизмом тех, кто делал революцию, лишь маскировал преемственность тенденции. Революция только ускорила процесс централизации власти. Рецептом против этого победного шествия гос-ва Т. считает создание гражданских и политических объединений, которые должны ограничить представительство центра в местном управлении. Однако одни эти ин-ты недостаточны в борьбе с эксцессами «мажоритарных страстей». Только мораль и религия — последние оплоты демократии — могут еще противостоять «материалистическому головокружению».

ДИЗРАЭЛИ Бенжамин, впоследствии лорд Биконсфильд (1804—1881) — английский романист и крупный политический деятель Англии, один из представителей «социального романа». Предки его — испанские евреи, бежавшие в Англию от инквизиции. Отец — Исаак Дизраэли — писатель и библиофил. Д. учился под руководством отца. В 1821 поступил практикантом к адвокату и сразу обнаружил блестящие дарования. Рано увлекся литературой. Вслед за неизданным романом «Ayemes Papillon» написал «Vivian Grey» (1828). Это — история светских и политических похождений молодого честолюбца. Литературный успех открыл перед Д. двери великосветских салонов, где он учился политической интриге и находил материал для романов. Ясный практический ум, находчивость, остроумие, неотразимая личная привлекательность, честолюбие и железная настойчивость помогают Д. завязать связи в высших сферах; путешествия на Восток (Турция, Малая Азия, Палестина) обогащают его воображение, расширяют кругозор, а выгодная женитьба навсегда освобождает от денежных затруднений. После четырех неудачных попыток пройти в парламент (сначала как либерал, опираясь на О’Коннеля) Д. меняет программу и в 1837, наконец, избирается от партии тори. В парламенте произносит нашумевшие в свое время речи за чартистов, группирует вокруг себя земельную аристократию, являясь душой партии «Молодая Англия»; затем — лидер оппозиции, в 1852 — министр, в 1868 — премьер. Дизраэли — характерная фигура карьериста-империалиста прошлого века. В своих лит-ых произведениях, отмеченных байронизмом, он развил теорию «героя», к-рому «все позволено». Неслучайным является совпадение имен персонажей у Д. и О. Уайльда (ср. «Вивиан Грей» и «Дориан Грей» и т. п.). Часто романы Д. портретны: он изображал в них самого себя и других политических деятелей, что вызывало сенсацию.
Свою литературную работу в ее лучшей части Д. сделал средством пропаганды своих социально-политических взглядов. Первый его социальный роман «Coningsby or the New Generations» (1844) провозглашает идеалы «Молодой Англии» — объединение всех социальных слоев нации в лоне эстетизированной государственной церкви под отеческим попечением земельной аристократии, омоложенной слиянием с новым классом промышленников, и под высшим протекторатом природного отца нации — монарха. Второй социальный роман Д. — «Sybil, or the two Nations» (1845) — пытается разрешить проблемы, заостренные чартистским движением. Автор предлагает религиозно-моральный и социально-политический союз между «двумя нациями» — между классами — правящими и производящими.
Следующий роман Д. — «Tancred, or the new Crusade» (1847, русск. перев. в «Неделе», 1878, № 8—10), полный экзотики, является пропагандой английского империализма, шествующего под знаменем креста и полумесяца.
Исторический роман «Alroy» посвящен еврейскому вопросу. Изображая лжемессию XII века, автор выступает своеобразным палестинофилом. Это произведение было впоследствии использовано сионистами в целях пропаганды.

ШАТОБРИАН Франсуа Рене де (1768 - 1848) — французский писатель-романтик, политический деятель эпохи Реставрации. Пэр Франции и государственный министр (1815); министр иностранных дел Франции (1823—24). Автор ряда исторических этюдов, романов и новелл, воспоминаний (“Замогильные записки” — Les Mйmoires d'outre-tombe, опубликованы в 1848—50; и др.).

Идеи Шатобриана, изложенные в его книгах “Исторический, политический и нравственный опыт о древних и новых революциях” (Essai historique, politique et moral sur les rйvolutions anciennes et modernes... 1797), “Гений христианства” (Gйnie du christianisme, 1802), “Монархия в соответствии с хартией” (1816), оценивались как консервативный бунт против рационализма Просвещения. Выражая свое негативное отношение к Французской революции, Шатобриан усматривает одну из ее главных причин в пренебрежении к религии со стороны философии 18 в. По его мнению, французская церковь сыграла выдающуюся роль в истории французской цивилизации. Католицизм для него — это “религия свободы”, “двигатель просвещения”, если оно свободно от догм. Подчеркивая связь религии со свободой, он считает, что свободна религия только в том случае, если она отделена от государства. Восстановлению принципа свободы должна способствовать и реставрация монархической власти во Франции. Идеалом Шатобриана была конституционная монархия, опирающаяся на представительную систему и демократические свободы.

Философские и политические взгляды Шатобриана оказали большое влияние на развитие традиционалистского и консервативного течения во французской политической мысли.

Гобино Жозеф Артюр де (1816—1882) — фр. философ, писатель-ориенталист, дипломат, один из теоретиков расизма. Концепция Г. пропитана аристократическим романтизмом, выражением которого стала идея неравенства рас и «естественного» превосходства «кавказской» расы, выдвинутая в его основной историософской работе — «Опыт о неравенстве человеческих рас». Г., с одной стороны, видит в истории демонстрацию превосходства одних рас над другими, которое обусловлено сохранением первыми «чистоты крови», а с др. стороны, представляет ее как процесс смешения рас. При этом основной вывод Г. состоит в том, что проигрыш «высших» рас в результате такого смешения не компенсируется выигрышем «низших» рас. В целом человечество в генетическом плане вырождается, а значит, деградирует и в культурном, и в социальном отношениях. Отсюда призыв Г. прекратить межрасовое смешение. Г. пытается подкрепить свою философию истории соответствующей спиритуалистической онтологией, согласно которой бытие рассматривается как иерархия все более утонченных и «спорадических» сущностей, венчаемая индивидуальной «Идеей». Теория Г. повлияла на социал-дарвинизм. Использовали ее отдельные положения и идеологи национал-социализма.

Местр Жозеф Мари де (1753—1821) — фр. мыслитель, политический деятель. Воспитывался в иезуитской школе. Окончил Туринский ун-т (1774). В молодости придерживался либеральных идей. Увлекался масонским иллюминизмом, мечтая преобразовать религиозное сознание в Европе. В дальнейшем, наряду с Э. Бёрком и Л. Бональдом, стал выразителем клерикально-монархической реакции на просветительскую идеологию. В 1802—1817 занимал пост посланника сардинского короля в Петербурге, где написал свои основные соч.; «О папе» (1819), «Петербургские вечера...» (1821) и др. Одна из руководящих идей зрелого М. — неспособность человека своими силами установить стабильный социальный порядок. История, или, в терминах М., «экспериментальная политика», показывает, что человек, предоставленный самому себе, склонен к разрушению, а не к созиданию. По своей природе он раб и способен только имитировать внешние характеристики заданных свыше социальных ин-тов. Кроме того, человек естественно зол. М. сознательно противопоставляет эту свою т.зр. руссоистскому идеалу естественной добродетельности человека. Зло, присущее человеку, — прямое следствие первородного греха, который играет фундаментальную роль в историософии М. Этот грех образует фон истории и одновременно ее тайну. М. выступает против теории прогресса. Историю скорее следует понимать как непрекращающуюся деградацию. Естественное состояние человека, к которому апеллирует Ж.Ж. Руссо, — иллюзия. Естественный человек — это человек «поврежденный». Он никак не может служить образцом для подражания. Эдем окончательно утрачен. Порядок в обществе может быть обеспечен только «из-под палки». Отсюда скандально известная апология палача как гаранта социального мира. Эмансипация человека, совершившаяся в эпоху Просвещения, закономерно привела к «сатанинской» Французской революции, когда сувереном стал народ, разрушивший основные общественные устои — гос-во, церковь, веру. Социум, по мнению М., может плодотворно существовать, только основываясь на религии. Абсолютный суверенитет монарха обусловлен данной ему божественной санкцией. Оптимальной формой правления М. считает теократию, воплотившуюся в средневековой Европе в духовной власти пап.

 

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760— 1825) — фр. мыслитель, теоретик социализма. В работах «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) С.-С. выступил с проектом преобразования общественного устройства. Согласно С.-С., в обществе будущего труд станет обязателен для всех; люди должны работать в той сфере, в которой способны принести наибольшую пользу обществу. Дворянство и духовенство («праздные») должны уступить ведущую роль в социальной жизни ученым и промышленникам (к ним С.-С. относил рабочих, крестьян и предпринимателей). Правительство, выражая интересы всего народа, будет руководствоваться научными теориями, выработанными учеными. Развитие производства будет носить плановый характер. С.-С. признавал теорию общественного прогресса и считал, что новая социальная система установится путем мирных реформ. Эти реформы он мыслил как результат просвещения, устной и письменной «проповеди», обращенной учеными к народам и, гл.обр., — к королям. В соч. «Новое христианство» (1825) С.-С. объявил еретическими все христианские конфессии. В основе истинного христианства, по С-С. лежат не догматы, а моральное учение (которое предписывает относиться ко всем людям как к братьям и, следовательно, требует от христианина сделать своей основной целью содействие улучшению жизни беднейшего и наиболее многочисленного класса людей). Идеи С.-С. оказали большое влияние на взгляды последующих теоретиков социализма.

 

ФурьеФрансуа Мари Шарль (1772 —1837), франц. утопич. социалист. Род. в купеч. семье, почти всю жизнь служил в торг. домах. На мировоззрении Ф. отразилось его глубокое разочарование в результате Великой франц. революции.

Свои историч. и социальные взгляды Ф. впервые из- -ложил в ст. «Всемирная гармония» («L'harmonie universelle», 1803), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» («Sur les charlataneries commerciales», 1807) и кн. «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808, рус. пер. 1938). Подробный план организации общества будущего Ф. разработал в «Трактате о домовод-ческоземледельч. ассоциации» (т. 1—2, 1822), переизданном посмертно в 1-м франц. собр. соч., т. 2—5,1841— 1843, под заглавием «Теория всемирного единства» и в кн. «Новый хоз. социетарный мир» (1829, рус. пер. 1939).

Ф. отвергал социальную философию и экономич. учения Просвещения, считая, что они противоречат опыту и оправдывают негодный обществ. строй. Вместе с тем Ф. воспринял и развил ряд идей материалистов 18 в. Задачу своей жизни Ф. видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к к.-л. виду коллективного труда. Общество, согласно Ф., последовательно проходит периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Ф. считал, что на смену строю цивилизации, переживающему глубокий кризис, должен прийти высший обществ. строй — строй гармонии, который не только соответствует предначертаниям бога-природы, но предстаёт как историч. необходимость.

В системе Ф. сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Он считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех. Строй ассоциации создаст, по Ф., крупное коллективизированное и механизированное с. хозяйство, соединённое с пром. производством. Это соединение призойдёт в первичных ячейках общества — «фалангах», располагающихся в огромных дворцах — «фаланстерах». Такая организация общества приведёт к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеч. деятельности.

Согласно Ф., естеств. страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творч. труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразуют лик Земли. В новых условиях обществ. жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность.

По определению К. Маркса и Ф. Энгельса, «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов» (Соч., т. 2, с. 146) и «... так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). Однако ему свойственны идеалистич. понимание истории, методологич. непоследовательность, беспочвенные мечтания. Мировоззрение Ф. несёт на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный «строи гармонии» был далёк от экономич. требований крупного обществ. производства.

Указывая, что Ф. блестяще разработал ряд проблем будущего общества, Маркс и Энгельс вместе с тем критиковали его за отказ от классовой, революц. и всякой вообще политич. борьбы, за сохранение в строе ассоциации основных элементов капиталистич. обществ. отношений.

Учение Ф. оказало значит. влияние на социальную и филос. мысль ряда стран Европы и Америки.

Оуэн Роберт (1771 - 1858), англ. утопич. социалист. На взгляды О. оказали влияние экономисты А. Смит, Д. Рикардо, франц. просветители Руссо, Гельвеций, а также Локк.

Свою социально-утопич. систему О. стремился обосновать с помощью материалистич. философии 17— 18 вв. Вслед за франц. материалистами О. считал, что человек есть продукт обстоятельств, «...зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» (Избр. соч., т. 1, М., 1950, с. 87). Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от франц. просветителей, О. подвергал критике уже не феод. порядки, а бурж. строй и бурж. производство. Эта критика была обусловлена наблюдением обществ. противоречий и бедствий трудящихся, порождённых пром. переворотом, господством частной собственности, капиталистич. разделением труда, которые привели к поляризации социальных слоев, чрезмерному обогащению единиц и нищете масс. Машинное производство в условиях капиталистич. общества, но О., также оказывается «величайшим проклятием» (см. там же, с. 161). На фабрике в Ныо-Ленарке, которой О. управлял в течение 30 лет, он добился известных успехов в улучшении положения рабочих, однако не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие всё же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производств. и обществ. условий. О. разделял убеждения англ. политич. экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им самим. Существующий обществ. строй должен быть заменён более справедливым обществ. порядком, путь к которому лежит через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. О. основал ряд коммунистич. колоний в США и Великобритании. Он осознавал позитивную роль пром. революции, машинного производства и использования науч. достижений для нового общества, в котором технич. прогресс обеспечит изобилие благ и сделает бессмысленными накопление, эксплуатацию и пр.

В целом проект преобразования общества с помощью трудовых колоний и их федерации был утопическим, а взгляды О. на общество и историю не выходили за рамки идеализма. Новое общество представлялось реализацией идей справедливости, которые у О. выступают двигателем прогресса. О. не понимал подлинной роли рабочего класса, считал классовую борьбу бедствием, порождённым несправедливым обществ. устройством и тормозящим развитие общества. Всю прошлую историю он оценивал как неразумный период человеч. существования, обусловленный невежеством людей; подчёркивал доминирующую роль воспитания и просвещения в решении социальных проблем. О. обращался с призывом к бурж. государству, к отд. представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Основоположники марксизма высоко оценивали теоретич. идеи и практич. деятельность О., считали его «родоначальником английского социализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. ? Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 459), отмечали, что О. связывал свой проект преобразования общества с рабочим движением. Утопич. социализм О. оказал влияние на последующее развитие социалистич. идей в Великобритании и др. странах, просветит. и организац. деятельность О. стимулировала развитие проф. и кооп. движения в Великобритании. В России влияние О. испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. революц. демократы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.