Здавалка
Главная | Обратная связь

ПМ Нового времени ( по основным параметрам ПМ и государствам Нового времени)

Лекция по теме «История политической мысли»

Переходный период ХIV – ХVII вв. и Новое время

Краткая характеристика политической мысли Переходного периода (14 – н. 17 в.).

ПМ Нового времени ( по основным параметрам ПМ и государствам Нового времени)

1. Основные исторические вехи Переходного периода ( связь Политической Истории и Политических Идей):

Итоги раннего периода средневековья:

- возникли основные западно-европейские государства;

- господствующей формой правлении является Монархия (АМ):

- сохраняется преобладающая роль христианского учения и католической Церкви (Ц>М) (показать карту стр.26-27).

- в начале 7 в. возникает новая мировая религия – ислам ( арабами завоеваны Сев. Африка, восточные территории Византии, большая часть Пиренейского полуострова, постоянные набеги на все западные и восточные европейские государства. Возникают центры арабской культуры и искусства: Толедо, Кордова (старейший университет мира); нарастает движение «Реконкиста» - процесс отвоевывания городов и территорий у «мавров» (с сер. 8 в. до к.15 в.). (В мире - огромная литература по этому поводу);

- продолжаются набеги варваров (венгры из-за Урала, норманны завоевывают Англию 1066 г. (битва при Гастингсе, победа Вильгельма Нормандского) );

- К 12 – 13 вв. относится возникновение империи и захватнические походы Чингисхана (Темучина) до Пекина на Востоке и Вены на Западе; походы монголов на русские княжества и в западную. Европу.

- Особая история: крестовые походы за «освобождение гроба господня» 11- 13 вв.( 1 – 1096-1099 гг., 8 – 1270 г.) (Возникновение множества духовно-рыцарских орденов (испанские, иоаннитов, тамплиеров, Тевтонский, меченосцев, Ливонский- с 1237 по 1562 гг. и др.)

Восстанавливаются и создаются новые города, они становятся центрами ремесел, торговли, культуры: создаются университеты (Париж – 1150 г.; Оксфорд -1190 г. ; Кембридж – 1209 г.; Саламанка – 1243 г. Но самые ранние университеты созданы на территории Испании арабами еще в 8 веке).

Продолжают свою деятельность многочисленные монастырские школы, изучающие и развивающие учения отцов церкви и учителей церкви раннего средневековья.

Но постепенно на этом чрезвычайно сложном историческом фоне появляются новые явления и тенденции, связанные, во многом с возрастанием интереса к античности в более широких кругах, чем только монастырские кельи. Но даже во времена Т.Мора, т.е.в 16 в., существовал вполне официальный запрет на изучение греческого языка и культуры, рассматривавшиеся как «путь к ереси».

Это было связано, прежде всего, с двумя основными феноменами греческой истории: политеизмом, т.е. признанием множественности богов и политическим плюрализмом, т.е. реальным существованием множества форм государственного правления.

Даже принцип смешанного правления, где бы соединялись лучшие черты трех основных форм: монархии, аристократии и демократии, рассматривался как посягательство на божественную власть монарха. (Напомню, что Фома Аквинский рассматривал смешанное правление в качестве, возможно, лучшей формы правления, однако, считал ее недостижимой, из соображений собственной безопасности, в том числе. «О правлении государей»).

** Выделенный нами Переходный период обозначим тремя основными характеристиками:

Ренессанс (Возрождение),

Реформация (реформа церкви),

«Новый гуманизм».

(См. схему «История политической мысли»).

Эти особенности мы будем более тщательно изучать на семинарских занятиях, обращаясь к сочинениям наиболее авторитетных авторов. (Семинария – букв. лат. – рассадник, питомник; училище для подготовки духовенства).

*Ренессанс: Возрождение (Чего?) – интереса к античной (греческой и римской) истории и культуре, но и к возвращению форм и норм античной жизни, как реакция на крайнюю религиозность и мистицизм раннего средневековья. В разных странах хронологические рамки ренессанса различны. Но ранее других Р. возникает в Италии. Италия хранит воспоминания о прошлом, свои традиции Великого Древнего Рима. Но к этому времени территория Рима поделена между множеством государств.

 

Данте Алигьери:Из ранних произведений: трактаты «О народной речи», «Пир», «Божественная комедия», «Монархия». Политическая биография богата трагическими событиями. Происходя из старинного дворянского рода, активно участвовал в жизни Флоренции, примкнул к партии, представлявшей интересы торгово-промышленных кругов. Заочно был приговорен к сожжению и конфискации имущества (1302). Скитался по Италии. Вторично был приговорен в 1315 г. к казни. Делал ставку на германского императора Генриха VII, в котором видел деятеля, способного возродить Италию. Видел в Древнем Риме – образецвласти, объединяющей народы. На его взгляды несомненно оказал влияние Аристотель: государство создано естественным путем, потребностями человека в общении, а сам человек – существо общественное. У Данте появляются такие понятиякак «человечество», «всемирная монархия», «всемирное правовое государство».

(Многое в текстах Данте указывает на его знакомство с диалогами («Пир») Платона, с«Никомаховой этикой» и др. сочинениями Аристотеля, с трактатами Цицерона).

«Божественная комедия» вся наполнена горестными размышлениями о судьбе разоренной и разорванной Италии (ср. с Петраркой «Республика» и Макиавелли. В конце работы Макиавелли «Государь» он приводит несколько строк из сонета Петрарки: «Доблесть ополчится на неистовство, И краток будет бой, Ибо не умерла еще доблесть В итальянском сердце).

Из Песен кн.«Чистилища» -

«Италия , раба, скорбей очаг,

В великой буре судно без кормила,

Не госпожа народов, а кабак!…

…Ты видишь, что дурное управленье

Виной тому, что мир такой плохой,

А не природы нашей извращенье…

…Рим, давший миру наилучший строй,

Имел два солнца, так что видно было,

Где божий путь лежит и где мирской.

Потом одно другое погасило;

Меч слился с посохом, и вышло так,

Что это их, конечно, развратило.

И там теперь открыты все пути

Для тех, кто раньше к людям честной жизни

Стыдился бы и близко подойти.

…Не видишь ты, что Церковь, взяв обузу

Мирских забот, под бременем двух дел

Упала в грязь, на срам себе и грузу? ".

В этих стихах речь идет о том, что римские папы, соединив в своих руках светскую и религиозную власть, , ведя захватническую политику, участвовали в военных походах, тем самым обрекая себя на бесчестие и потому им отказано в уважении и подчинении. Таких примеров во времена Данте и Петрарки было множество.

Более поздние примеры: папа Александр VI (1492-1503) поддерживал завоевательные планы своего сына Чезаре Борджа, уничтожая своих политических противников с помощью яда или кинжала. Папа Лев Х (1513 -1521), сын Лоренцо Великолепного, способствовал спекуляции индульгенциями, непотизму (кумовство). Он отлучил отцеркви Мартина Лютера в связи с его «95 тезисами» (об индульгенциях).

.

Основные идеи трактата «Монархия»:

Кн. 1 «…Светская монархия, называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями и превыше того, что измеряется временем. По поводу нее возникают –в виде вопросов – три главных сомнения.

1 – необходима ли она для благосостояния мира? 2 – по праву ли стяжал себе исполнение должности монархии народ римский? 3 – зависит ли авторитет монархии непосредственно от Бога или же он зависит от служителя Бога или его наместника?.. (Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968)

 

Реформация:

В 756 г. было образовано теократическое государство пап – Папская или Церковная область во главе с Римским папой, который осуществлял одновременно функции светского и религиозного главы. (Сегодня – Ватикан является также теократическим государством). В 1073 – 1085 гг. существовала Римская республика (!), созданная после антипапского восстания римлян под руководством Арнольда Брешианского. РР. ликвидирована герм. императором Фридрихом Барбароссой и власть пап была восстановлена. Папы стремились установить власть над светскими государями.

(Борьба шла с переменным успехом:

1215г. – IV Латеранский Собор – осуждение еретиков;

1216 - монархи признали себя вассалами папы Иннокентия III;

(«Авиньонское пленение пап» - с 1309 по 1377 гг. фр. rоролем Филиппом IV – с другой стороны).

В 1233 г. инквизиция была превращена в постоянный орган католической церкви – суд инквизиции, был основным оружием Контрреформации, существовал до 19 в. Наряду с инквизицией действовал католический орден «Общество Иисуса)» (орден иезуитов).Официально признан в 1540 г. Главный принцип: «Любой поступок допустим, если он совершен «во имя Бога». (В России - с нач. ХVIII в., запрещен Петром I в 1719 г.).

 

Марсилий Падуанский (1275-1342) «Защитник мира». (работа издана). Скорее. это политический памфлет, но вполне реалистично отражающий действительность.

По мысли Марсилия, «защитником мира» является отнюдь не католическая церковь, а Монархия во главе с просвещенным государем. Он резко критикует церковь и деятельность пап за то, что они являются крупнейшими собственниками и думают не о спасении душ прихожан, а о своем богатстве и благополучии. При этом он не выбирает выражений, резко и прямо клеймит пороки церкви и церковнослужителей, обвиняя их в обжорстве, пьянстве, разврате, мздоимстве и т.д. М.П. был отлучен от церкви, приговорен к сожжению, но заступничество короля спасло его от гибели. (Это эпизод, но достаточно показательный)

 

Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – сонеты, пасторали, поэмы. Около 1360 г. им написана «Жизнь Данте Алигьери» (опубликована в 1477 г.)

Гл. произв. – «Декамерон» (1350-1353 гг.), было опубликовано в 1470 г. Это серия новелл, изображающая жизнь современной ему Италии, но, при этом он использует сюжеты античных писателей, сатирического и эротического содержания. Например, сочинения римского писателя 2 века н.э. Апулея: «Золотой осел» («Метаморфозы»), повесть об Амуре и Психее (которые также перелагались Сервантесом, Вольтером, Гоголем). Помните у Пушкина об Онегине: «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

 

Стефан Цвейг об атмосфере Реформации:

«В гигантской картине Реформации … (Эразм (Роттердамский) стоит на заднем плане.) судьбы многих исполнены драматизма:Гус задыхается в полыхающем пламени, Савонарола сожжен во Флоренции. Сервет отправлен на костер фанатиком Кальвином. Томаса Мюнцера пытают раскаленными щипцами, Джон Нокс прикован к галере, Мартин Лютер грозит императору и империи своим «Я не могу иначе!». Томас Мор и Джон Фишер склоняют головы на плаху палача. Все это незабываемые фигуры, люди величественной судьбы. А за их спинами во всем мире полыхает роковое пламя религиозного безумства».

В начале 16 в. возникло великое множество религиозных сект, идеи которых представляли собою сплав социальных, политических и религиозных требований.

Политическая задача этих движений может быть сформулирована так: Радикальное разрушение светского и религиозного порядка и возведение заново «светского сообщества».

Лозунг сектантов: «Этот мир – мир Сатаны и реформа должна его уничтожить».

Среди деятелей Реформации значимые фигуры – руководители чешского освободительного движения начала 15 века: Ян Жижка (1360-1424) , Ян Гус (1376 – 1415),

В Германии (Священной Римской империи германской нации)Томас Мюнцер и Мартин Лютер (1483-1546).

( М.Лютер - из семьи рудокопа, но закончил Университет, стал монахом и преподавал в Виттенбергском университете , защитил докторскую по теологии. В 1517 г. «95 тезисов»- против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства и католического духовенства. Сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. Соч. «О светской власти». (Лютер. Избранные произведения. СПб, 1994)

Представители бюргерского направления: Лютер, Кальвин, Цвингли: наиболее умеренное, против господства католической церкви, но без идей социального равенства.

Представители крестьянско-плебейского направления : Т.Мюнцер, анабаптисты: упразднение католической церкви, установление социального равенства, возврат к принципам раннего христианства.

Представители королевско-княжеского направления – отстаивали интересы светской власти.

Под лозунгами Реформации началась Крестьянская война в Германии 1524-1525 гг., революционные события ХVI в. Нидерландах, Английская революция сер. 17 в.

Возникла новая , 3-я ветвь христианства – протестантство– от лат.- «решительное заявление о неприятии чего-либо..»

(Идеи протестантизма очень подробно изложены в работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и в его лекции «Политика как призвание и профессия»)

Одна из главных идей протестантизма:

«Спасение личной верой», т.е. без посредников, будь- то Церковь, священники и т.д. «Божественное предопределение или промысел Божий осуществляется посредством активной человеческой деятельности (в поисках поля реализации своего призвания)».

Лютери его сторонники фактически отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенством. «Священное писание» (включает Ветхий и Новый Завет) провозглашено единственным источником религиозной истины. «Священное предание» католической церкви, т.е. постановления всех Соборов, Обращения пап и др документы Римской католической Церкви, почитаемые католиками, было отвергнуто. Нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон. Число таинств сведено к двум: крещению и причащению.

 

К Реформации и к Английской политической мысли Нового времени:

История Англии

С начала 12 в. тенденциик ограничению королевской власти.Уже в 1100 г. при Генрихе I значительную роль в государственном управлении Англиипо документу «Хартия вольностей» (под давлением баронов) начинает играть постоянный королевский совет. При Генрихе II – к.12 в. – введен суд присяжных.

В 1215 г. Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей» (бароны, рыцари, представители городов).

В 1265 г. создан первый английский парламент.

В правление Эдуарда I (1272-1307 гг.) – сложилась практика созыва парламента.

При Эдуарде III (1327-1377) - Развивалось крупное ремесленное производство (шелковое, сукноделие), в городах: Лондоне, Бостоне, Винчестере проходили крупнейшие ярмарки. Были приняты первые законодательные акты о рабочих (статусы) и ограничении власти папства в Англии.

(Эти факты объясняют, на каком основании Англиюсчитаютродиной парламентаризма).

Таким образом, к началу «переходного периода» (в Англии) наблюдаются две тенденции: с одной стороны, некоторое ограничение королевской власти парламентом, с другой – усиление светскойкоролевской власти в связи с ограничением ею власти папства.

К этому добавляются новые явления: антифеодальные восстания (Уота Тайлера – 1381 г.), способствовавшие ликвидации крепостного права и барщины;мятежи феодалов против неограниченной власти короля (1397 г. против Ричарда II); при сл. короле Генрихе IV права парламента были расширены (1399-1413).

(Междуусобные войны феодальных кланов (1455-1485) – Война двух ветвей королевской династии Плантагенетов: Алой(Ланкастеры) и Белой розы (Йорки), привели к абсолютизму Тюдоров. Первый король новой династии - Генрих VII, отец Генриха VIII (1509-1547).

В правление Генриха VIII Абсолютная Монархия стала реальностью Англии:

- была проведена Реформация (установлена, т.н. англиканская религия);

- секуляризациямонастырских земель(от лат. светский ,т. е. изъятие церковных земель и имущества в собственность государства, короля);

- издан ряд указов против безземельных крестьян;

- В ответ на отказ Папы разрешить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской (для женитьбы на Анне Болейн) Г. издал указ о верховенстве короля над Церковью Англии. (В 1535 г. казнь Т.Мора. О причинах?).

Мария Тюдор ( 1553-1558) – восстановила католицизм, преследовала сторонников реформации, близость к Испании, брак с будущим испанским королем Филиппом II.

Елизавета Тюдор(1558-1603)укреплены позиции абсолютизма, восстановлена англиканская церковь. В 1587 г. – казнь Марии Стюарт (1542 – 1587). Создание английского флота под предводительством Френсиса Дрейка.1600 г – основание Ост-Индской компании.

1640 г. - Карл I Стюартсозвал «Долгий парламент», который фактически стал законодательным органом революционной оппозиции абсолютизму, отстранил от власти короля и стал управлять страной.

1642- 1649 гг. – гражданская война между сторонниками парламентами и короля – «роялистами». Казнь короля…

19 мая 1649 г. Англия провозглашена Республикой. (Майн Рид).

1649 – 1652 гг.-Ирландия завоевана Англией;

1653 – 1658 гг. – протекторат (военная диктатура) Кромвеля. Титул К. – лорд-протектор, глава государства. В 1653 г. принята 1 Конституция Английской Республики. Страна находится фактически в военном положении, разделена на 11 военных округов во главе с генерал- лейтенантами (исполнительная власть). Парламент был распущен за попытки пересмотра государственного устройства. В 1657 г. титул Кромвеля был провозглашен наследственным.

1660 – военный переворот, Реставрация Стюартов и королем становится Карл II.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.