Здавалка
Главная | Обратная связь

Изобразительное искусство 5 класс по программе Б.М. Неменского

Дата: 03.04.20103.

Школа №7 5 «Б» класс

Урок проводит: Усачёва Ольга Владимировна

Вид урока: тематическое рисование

Тема урока: «Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

познакомить учащихся с особенностями средневековой одежду различных слоев общества, сформировать умение придержи­ваться в работе единства формы и декора

Оборудование:

а) для учителя: конспект урока, наглядные пособия;

Б) для учащихся: художественные материалы.

Литература:

Изобразительное искусство 5 класс по программе Б.М. Неменского

 

 

Ход урока

 

1.Организация класса.

 

2.Сообщение темы.

 

Сегодня на уроке мы поговорим о одеждах французского двора 17 века.

 

-Как по вашему представлению выглядела эта одежда?

 

3.Сообщение нового материала.

 

Костюм этого времени был необычайно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному обра­зу жизни и вкусам аристократии. Французский король Людовик XIV - монарх с неограниченной властью - стремился выставить напоказ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали алмазы, бриллианты, цветные камни, золото и серебро.

Роскошь, огромная стоимость королевского костюма должны были говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств.

Одежду из парчи, отделанную золотом, носили король и члены его семьи. Обшивать драгоценным позументом швы на рукаве, плече имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог нахо­диться в помещении в шляпе, остальные мужчины ее снимали. Костюм короля был унизан бантами и кружевами: пышные рукава с кружевны­ми манжетами, туфли с бантами, шелковые чулки с подвязками в виде банта.

Когда Людовик XIV начал лысеть, он ввел в моду обязательную принадлежность костюма - пышный парик, и чем более знатен был человек, тем более пышный парик он мог носить. Считается, что мода на высокий каблук тоже связана с особенностями внешности короля - он был мал ростом.

 

Французские аристократы стремились во всем подражать коро­лю, который был главным законодателем придворной моды. Мода того времени называлась жюстокор, что означает «точно по телу». Длин­ный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетиками _ обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант. Под него на­девали камзол. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали вышив­кой, позументом, лентами, пуговицами. Эта одежда считалась одеждой «по привилегии». Надевали ее с позволения короля. Дополняла костюм широкая шляпа-треуголка, украшенная пышными перьями. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Украшение одежды французских дворян строго регламен­тировалось особым королевским указом. Чем выше было социальное положение дворянина, тем больше было на его одежде позументов и богаче вышивка.

2. Женский придворный костюм.

Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жестком каркасе. Торжественные придворные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Чтобы сшить такое платье, требовалось высочайшее портновское искусство. Форма узкого лифа платья вытя­нутая и заостренная. Пышные рукава украшались оборками, кружева­ми, бантами.

Верхняя юбка разрезалась и поднималась на боках. Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Верхняя юбка была съемной и переходила в шлейф. Длина шлейфа могла достигать нескольких мет­ров и зависела от знатности дамы.

Иногда светские дамы надевали на платье фартучек: эта деталь позволяла увеличить число оборок в костюме. Женские платья выгля­дели настоящей драгоценностью!

Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки. Голову украшали прически порой до 50 сантиметров, украшенные кружевами, цветами, драгоценностями. Аксессуарами считались мушки, флаконы с духами, нюхательная соль, часы-луковицы, веера, кури­альные трубки, зонтики, маски, перчатки, косметические коробочки.

В аристократическом костюме не существовало различия между взрослыми и детьми. Использовали тот же покрой платья, те же ткани.

 

И женщины, и мужчины пользовались косметикой. Мужчины румянили лицо и чернили брови и обильно пользовались духами.

Аристократические особы утверждали свое положение в общест­ве через костюм, представляющий собой причудливые сооружения, ис­кусно «вылепленные» тканью, чрезмерно обогащенные разнообразным декором. Аристократы всем своим видом подчеркивали свою обособлен­ность от других слоев общества и непричастность к физическому труду.

3. Одежда других слоев общества.

Четкие разграничения в одежде существовали и в королевском войске. Мундиры одних родов войск отличались от других по покрою, цвету ткани, опознавательным знакам; разной была и форма головных уборов. Командные должности в армии занимали дворяне, и соответст­венно их рангу костюм обогащался изящной отделкой; пуговицами, кружевами, лентами, оборками, перьями.

Костюм низших чинов был прост: куртка, широкие штаны, са­поги-ботфорты, перевязь с подвешенными к ней патронами.

Судьи, ученые-профессора, медики, чиновники и другие долж­ностные лица носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами. Их называли «людьми мантии». Их украшают белоснежные воротнички строгой формы и манжеты.

Одежда буржуазии, которая жила за счет наемной рабочей силы, I отличалась от одежды аристократов. Она была более однообразной, * лишенной богатой отделки; шили ее из добротных, дорогих тканей j яркой расцветки.

Города, улицы, торговые лавки были заполнены простыми го­рожанами. Их можно узнать сразу, так как простым людям не разреша­ли носить одежду ярких цветов, в их облике преобладали темные, ко­ричневые, серые цвета. Женщины носили платья с узким лифом (заш­нурованный корсаж с рубахой или жакет), широкую юбку с фартуком, чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи.

Крестьяне одевались еще более просто: рубаха, куртка, широкие штаны, войлочная шляпа, чулки-гетры и обувь из толстой кожи.

Теперь мы видим, что костюм - это знак, символ, указываю­щий на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе.

Роль декора важна и сейчас. Люди одеваются по-разному в раз­личные моменты своей жизни: в торжественных случаях, буднях, скорбные моменты.

 

 

Практическая работа.

Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз костюма придворного аристократа я помощью шаблона фигуры человека.

Хорошо продумайте детали костюма, украшения.

Анализ выполненных работ.

 

Итог урока.

-Как называлась мода того времени?

-Чем украшали костюмы?

-Чем отличался женский костюм от мужского?





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.