Изобразительное искусство 5 класс по программе Б.М. Неменского
Дата: 03.04.20103. Школа №7 5 «Б» класс Урок проводит: Усачёва Ольга Владимировна Вид урока: тематическое рисование Тема урока: «Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века». Тип урока: комбинированный Цели урока: познакомить учащихся с особенностями средневековой одежду различных слоев общества, сформировать умение придерживаться в работе единства формы и декора Оборудование: а) для учителя: конспект урока, наглядные пособия; Б) для учащихся: художественные материалы. Литература: Изобразительное искусство 5 класс по программе Б.М. Неменского
Ход урока
1.Организация класса.
2.Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы поговорим о одеждах французского двора 17 века.
-Как по вашему представлению выглядела эта одежда?
3.Сообщение нового материала.
Костюм этого времени был необычайно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Французский король Людовик XIV - монарх с неограниченной властью - стремился выставить напоказ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали алмазы, бриллианты, цветные камни, золото и серебро. Роскошь, огромная стоимость королевского костюма должны были говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств. Одежду из парчи, отделанную золотом, носили король и члены его семьи. Обшивать драгоценным позументом швы на рукаве, плече имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины ее снимали. Костюм короля был унизан бантами и кружевами: пышные рукава с кружевными манжетами, туфли с бантами, шелковые чулки с подвязками в виде банта. Когда Людовик XIV начал лысеть, он ввел в моду обязательную принадлежность костюма - пышный парик, и чем более знатен был человек, тем более пышный парик он мог носить. Считается, что мода на высокий каблук тоже связана с особенностями внешности короля - он был мал ростом.
Французские аристократы стремились во всем подражать королю, который был главным законодателем придворной моды. Мода того времени называлась жюстокор, что означает «точно по телу». Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетиками _ обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант. Под него надевали камзол. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали вышивкой, позументом, лентами, пуговицами. Эта одежда считалась одеждой «по привилегии». Надевали ее с позволения короля. Дополняла костюм широкая шляпа-треуголка, украшенная пышными перьями. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Украшение одежды французских дворян строго регламентировалось особым королевским указом. Чем выше было социальное положение дворянина, тем больше было на его одежде позументов и богаче вышивка. 2. Женский придворный костюм. Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жестком каркасе. Торжественные придворные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Чтобы сшить такое платье, требовалось высочайшее портновское искусство. Форма узкого лифа платья вытянутая и заостренная. Пышные рукава украшались оборками, кружевами, бантами. Верхняя юбка разрезалась и поднималась на боках. Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Верхняя юбка была съемной и переходила в шлейф. Длина шлейфа могла достигать нескольких метров и зависела от знатности дамы. Иногда светские дамы надевали на платье фартучек: эта деталь позволяла увеличить число оборок в костюме. Женские платья выглядели настоящей драгоценностью! Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки. Голову украшали прически порой до 50 сантиметров, украшенные кружевами, цветами, драгоценностями. Аксессуарами считались мушки, флаконы с духами, нюхательная соль, часы-луковицы, веера, куриальные трубки, зонтики, маски, перчатки, косметические коробочки. В аристократическом костюме не существовало различия между взрослыми и детьми. Использовали тот же покрой платья, те же ткани.
И женщины, и мужчины пользовались косметикой. Мужчины румянили лицо и чернили брови и обильно пользовались духами. Аристократические особы утверждали свое положение в обществе через костюм, представляющий собой причудливые сооружения, искусно «вылепленные» тканью, чрезмерно обогащенные разнообразным декором. Аристократы всем своим видом подчеркивали свою обособленность от других слоев общества и непричастность к физическому труду. 3. Одежда других слоев общества. Четкие разграничения в одежде существовали и в королевском войске. Мундиры одних родов войск отличались от других по покрою, цвету ткани, опознавательным знакам; разной была и форма головных уборов. Командные должности в армии занимали дворяне, и соответственно их рангу костюм обогащался изящной отделкой; пуговицами, кружевами, лентами, оборками, перьями. Костюм низших чинов был прост: куртка, широкие штаны, сапоги-ботфорты, перевязь с подвешенными к ней патронами. Судьи, ученые-профессора, медики, чиновники и другие должностные лица носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами. Их называли «людьми мантии». Их украшают белоснежные воротнички строгой формы и манжеты. Одежда буржуазии, которая жила за счет наемной рабочей силы, I отличалась от одежды аристократов. Она была более однообразной, * лишенной богатой отделки; шили ее из добротных, дорогих тканей j яркой расцветки. Города, улицы, торговые лавки были заполнены простыми горожанами. Их можно узнать сразу, так как простым людям не разрешали носить одежду ярких цветов, в их облике преобладали темные, коричневые, серые цвета. Женщины носили платья с узким лифом (зашнурованный корсаж с рубахой или жакет), широкую юбку с фартуком, чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи. Крестьяне одевались еще более просто: рубаха, куртка, широкие штаны, войлочная шляпа, чулки-гетры и обувь из толстой кожи. Теперь мы видим, что костюм - это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе. Роль декора важна и сейчас. Люди одеваются по-разному в различные моменты своей жизни: в торжественных случаях, буднях, скорбные моменты.
Практическая работа. Сегодня на уроке вы должны выполнить эскиз костюма придворного аристократа я помощью шаблона фигуры человека. Хорошо продумайте детали костюма, украшения. Анализ выполненных работ.
Итог урока. -Как называлась мода того времени? -Чем украшали костюмы? -Чем отличался женский костюм от мужского? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|