Здавалка
Главная | Обратная связь

Собор дома Инвалидов. Арх. Ж.А.Мансар

Собор Св. Петра в Риме. Площади перед ним. Арх.Бернини

1656-63 гг.

Барокко: разработка новых, исключительно действенных композиционных приемов ансамблевой застройки площадей и улиц. Новые типы композиционной связи между зданием и окружающим его пространством. Синтез искусств. Подчеркнутая монументальность и приподнятая импозантность, базирование на классической ордерной системе.

Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную — трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Отдельно стоящие колонны также были новым решением: 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине расходясь в сторону и открывая фасад собора. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение неустойчивости, подвижности, в какой-то мере неопределенности: ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя. Это повышало декоративный эффект. Вместе с тем сами колоннады, созданные путем применения тосканского ордера, чрезвычайно монументальны: огромные стволы поддерживают упруго изгибающуюся ленту антаблемента, выше которой в четком ритме — статуи святых. С помощью приема иллюзорной перспективы собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.

Длина и высота фасада такова, что цоколь колонны равен среднему человеческому росту. В интерьере храма – попытка соединить скульптуру и архитектуру.

Эффект «затягивания»в глубину архитектурного собрания - характерен для барокко

Собор дома Инвалидов. Арх. Ж.А.Мансар

Не барочное понимание

1680-1706 гг.

Собор стал важной высотной точкой Парижа. Общий облик холоден и тяжеловесен.

Конструкция сложная, трехслойная. Нижняя оболочка имеет большое круглое отверстие, через которое виден эллиптический свод с росписью, с подсветкой естественным светом из пазух нижнего свода. Верхний купол несет покрытие. Внутреннее пространство собора построено на четкой соразмерности всех частей, что тоже является чертой, характеризующей классицизм. Борьба светского и церковного начала. За образец брался Иль-Джезу, но по-своему осмыслялся. Основа красоты – пропорции.

Ясность композиции строго центричного объема, спокойная уравновешенность масс тут сочетаются. Мастер взял элементы композиции церквей Сорбонны, Валь-де-Грас и колежжа 4 наций и соподчинил их. Собор имеет в плане квадрат, углы которого между ветвями креста образованы капеллами. Фасадная плоскость стала частью параллелипипедного основания, над которым возвышается барабан с куполом. Внутреннее пространство строится на строгой соразмерности всех частей, в основу которых положен единый модуль. Три уровня колонн, они парные.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.