Всё это цели речевой коммуникации.
Коммуникативная среда и сферы коммуникации.
Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель: организовать действия получателя ((или самого отправителя), в случае размышления о своих действиях). Слово – всегда поступок (идея идущая от философии причастности. Бахтин).
Дискурс = речь + действие. Комплекс коммуникативных актов, объединённых общей задачей и ситуативными условиями – коммуникативное событие. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать презентации, выставки. В политической сфере примером может быть: визит глав государства (запланированное коммуникативное событие), террористический акт (незапланированное коммуникативное событие) и как следствие необходимость кризисной коммуникации.
Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (приемущественно межличностной). В связи с бурным развитием рыночных отношений, из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации, делового общения. Широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве. Научный дискурс – исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества до организации коммуникативных событий (научных конференций, конгрессов). Сфера образовательного дискурса: набор в ВУЗ, встреча с будущими студентами, профессиональная ориентация, консультационные услуги и т.д. Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса. Сегодня появились коммуникативные сферы шоу-бизнеса, спортивного бизнеса, туристического бизнеса. Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной, так и в виде народной дипломатии. Существует медицинский и юридический дискурс. Религиозный дискурс – обслуживание потребностей коммуникации в церкви. Важна проблема понимания и интерпретации. Наука герменевтика (интерпретация) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного Писания.
Функции коммуникации. Цели коммуникации и человеческие потребности. Мы передаём сообщение для того чтобы: 1) предупредить других людей (крикнуть, дорожные знаки); 2) информировать других людей (теле-текст, пресс-релиз); 3) объяснить что-либо (лекция); 4) развлечь (анекдот, художественный фильм); 5) описать что-либо (документальный фильм, рассказ); Убедить кого-либо (плакаты). Всё это цели речевой коммуникации. Исходной причиной, по которой люди вступают в коммуникацию, являются потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности. Часто для описания человеческих потребностей приводят схему пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу: согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые (биологические) и высшие потребности (самореализации личности). В пирамиде Маслоу 5 уровней:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|