Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности французской колонизации



Исторически у Франции были прекрасные условия для того, чтобы стать колониальной империей. Ведь Франция начала исследовать новые земли гораздо раньше своего будущего основного конкурента – Англии. Исследования начались на семьдесят лет раньше. При этом во Франции жило в три раза больше людей, чем в Англии. Это-то и помешало стране стать самой большой колониальной державой Европы. Потому что внутриполитическая нестабильность ослабляла торгово-экономическую инфраструктуру. Модель переселенческого колониализма была провалена. Уже в XVIII веке Франция уходит в тень Англии.

В 1894 было создано министерство колоний, управлявшее всеми французскими владениями. Юридических статут колониальных владений был различным: Алжир включен в состав метрополии, Тунис, Марокко, Камбоджа, Лаос, Аннам считались самостоятельными государствами под французским протекторатом. Формально власть в протекторатах принадлежала местным монархам и племенным вождям, но фактически они управлялись французской администрацией. Во главе колониальной администрации стояли генерал-губернаторы, военные или гражданские губернаторы, генеральные резиденты (в протекторатах), вице-губернаторы (в т. н. территориях). Местный административный аппарат комплектовался из французских чиновников. Границы между колониями устанавливались произвольно, они неоднократно изменялись без учёта этнической принадлежности местного населения. В 1895—1904 западно-африканские владения — Сенегал, Франц. Гвинея, Кости, Дагомея, Франц. Судан и др. — были объединены в генерал-губернаторство Французская Западная Африка; обширные территории Экваториальной Африки — Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад — в 1910 включены в состав генерал-губернаторства Французская Экваториальная Африка

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. Конституция была принята 13 октября 1946 избранным в том же году Учредительным собранием, близка к Конституции Третьей республики, которая характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики.

Франция объявлялась «единой и нераздельной светской демократической и социальной республикой», в которой суверенитет принадлежал народу.

Законодательные орган — Совет Республики, избиравшийся Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, и Национальное Собрание, избиравшееся народом, глава государства — Президент, избираемый Национальным Собранием и Советом Республики, исполнительный орган — Совет Министров, состоящий из Председателя Совета Министров и министры, назначавшийся Президентом и нёсший ответственность перед Национальным Собранием, орган конституционного надзора — Конституционный комитет, назначавшийся Национальным Собранием и Советом Республики, орган для подбора кадров на должности судей — Высший совет магистратуры, назначавшийся Национальным Собранием и судьями.

На сегодняшний день Франция — суверенная унитарная демократическая республика. (5ая республика). Действующая Конституция, принятая 4 октября 1958 года, регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется на половину. Депутаты Национального собрания избираются прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок.

За период четвёртой республики были национализованы угольная, газовая, автомобильная и авиационная промышленность, пять крупнейших банков, сберегательные кассы, часть страховых компаний. На национализированных предприятиях создались административные советы с участием работников. Еще в 1946 г. под руководством Жана Монне был создан Генеральный секретариат по планированию экономики, который занимался составлением среднесрочных планов-программ развития страны. На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 работников, создавались «комитеты предприятий», которые состояли из представителей администрации, рабочих, инженеров и техников. Большую роль в укреплении инвестиционной базы промышленности сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. После национализации ведущих банков основным направлением капиталовложений стала национальная экономика, а не иностранные ссуды и займы. В результате, если в начале XX века экспорт капитала в 10 раз превышал вложения во французскую промышленность, то в конце 50-х гг. капиталов вывозилось почти в шесть раз меньше, чем инвестировалось на внутреннем рынке. Началось строительство дешевого жилья. Правительство предоставляло ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений, а также ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян.

В 1949 году Франция вступила вНАТО.

Для сохранности своих колониальных владений Франция вела кровопролитную, но неудачную войну в Индокитае (1946-1954 гг.). Она была вынуждена была предоставить в 1954 г. независимость Лаосу и Камбоджии, в 1956 г. - Марокко и Тунису. Однако наиболее жестокой войной стала борьба Франции против национально-освободительного движения в Алжире (в 1956-1962гг.). Здесь проживало свыше 1 млн французов, которые владели самыми плодородными землями Средиземноморського побережья Алжира.

1 ноября 1954 года Франция начала колониальную войны – на этот раз против Алжира. Алжирцы неоднократно обращались к французскому правительству с просьбой предоставить Алжиру хотя бы автономию, но неизменно получали отказ под тем предлогом, что Алжир якобы не колония, а органическая часть Франции, ее «заморские департаменты», а поэтому не может претендовать на автономию. Поскольку мирные методы результатов не дали, алжирцы поднялись на вооруженную борьбу.

Восстание разрасталось и вскоре охватило всю страну, французское правительство оказалось не в состоянии ее подавить. Бурные митинги и демонстрации, развернувшиеся в Алжире, перекинулись на Корсику, метрополия оказалась под угрозой гражданской войны или военного переворота. 1 июня 1958 года Национальное собрание избрало Шарля де Голля главой правительства и предоставило ему чрезвычайные полномочия.

Во внешней же политике Франция сделала упор на интеграцию западноевропейских стран и сохранение своей колониальной империи.

В 1948 г. она выступила с Великобританией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом соинициатором в создании Западного союза: для сотрудничества в экономической, социальной и военно-политической сферах. В этом же году Франция присоединилась к плану Маршалла, согласно которому получила помощь в размере свыше 3 млрд долл. А в 1949 г. Франция вступает в Североатлантический альянс (известный в наши дни как НАТО).

В 1951 г. Франция подписала с ФРГ, Германией, Бельгией, Люксембургом и Голландией договор о Европейском объединении угля и стали, что стало началом создания Общего рынка, который сложился к 1957 году.

Пятая республика-период французской истории с 1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.

Де Голль начал с того, чего ему не удалось добиться в 1946 году – провозглашения отвечающей его политическим взглядам конституции. Президент республики получил огромную власть за счет сокращения прерогатив парламента. Так, президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, является главнокомандующим вооруженными силами, назначает на все высшие должности, начиная с премьер-министра, может досрочно распустить Национальное собрание и задержать вступление в силу принятых парламентом законов. При чрезвычайных обстоятельствах президент имеет право брать в руки всю полноту власти.

Парламент по-прежнему состоит из двух палат – Национального собрания, избираемого всеобщим голосованием, и Сената, заменившего Совет республики. Роль Национального собрания намного уменьшилась: повестка дня его сессий устанавливается правительством, их продолжительность сокращена, при обсуждении бюджета депутаты не могут вносить предложения, предусматривающие уменьшение доходов или увеличение расходов государства.

Выражение недоверия правительству со стороны Национального собрания затруднено рядом ограничений. Депутатский мандат несовместим с ответственными постами в правительстве, государственном аппарате, профсоюзах и других национальных организациях.

В ходе референдума, состоявшегося 28 сентября 1958 года, эта конституция была принята. На смену Четвертой республике пришла Пятая. Большинство участников референдума голосовало не за конституцию, которую очень многие даже не читали, а за де Голля, надеясь, что он сумеет возродить величие Франции, покончить с войной в Алжире, правительственной чехардой, финансовым кризисом, зависимостью от США и парламентскими интригами.

После того, как в декабре 1958 года члены парламента и специальная коллегия выборщиков избрали президентом Пятой республики генерала де Голля, процесс конституирования Пятой республики завершился.

Профашистские элементы рассчитывали, что де Голль запретит компартию, установит тоталитарный режим и, обрушив военную мощь Франции на алжирских повстанцев, добьется их умиротворения на основе лозунга: «Алжир был и всегда будет французским!»

Однако, обладая качествами политического деятеля крупного масштаба и учитывая сложившуюся расстановку сил, президент избрал другой политический курс и, в частности, не пошел на запрещение компартии. Де Голль надеялся, что ему удастся привлечь на свою сторону всех французов.

Алжирская политика Пятой республики прошла несколько этапов. Сначала новое правительство пыталось добиться решения алжирской проблемы с позиции силы, но вскоре убедилось, что эти попытки ни к чему не ведут. Сопротивление алжирцев только усиливается, французские войска терпят поражение за поражением, в метрополии ширится кампания за предоставление Алжиру независимости, а на международной арене широкое движение солидарности с борьбой алжирского народа влечет за собой изоляцию Франции. Поскольку продолжение войны могло привести лишь к полной утрате Алжира, а вместе с ним и нефти, французские монополии стали выступать за поиски приемлемого компромисса. Отражением этого поворота явилось признание де Голлем права Алжира на самоопределение, что породило целый ряд выступлений, террористических актов со стороны ультраколонистов.

И все же 18 марта 1962 года в городе Эвиане было подписано соглашение о предоставлении независимости Алжиру. Французскому правительству во избежание новых войн пришлось предоставить независимость и ряду государств Экваториальной и Западной Африки.

В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии.

высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. Тем не менее, к традиционно слабым сторонам французской экономики относятся: относительно высокая безработица, особенно среди молодёжи и в заморских департаментах. хронический дефицит бюджета с 1981 года; зависимость экономики от госсектора; большой размер внешнего долга (свыше 90% ВВП в 2013 году); относительно низкий уровень внедрения технологий в промышленность; слабая экспортная база и, как следствие, отрицательное сальдо торгового баланса (с 2001 года). Слабые стороны экономики Франции стало более очевидны после вступления страны в Еврозону, в рамках которой Франция продолжает терять конкурентоспособность из-за дорогого, относительно качества её продукции,евро.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.