Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные черты права.

Лекция 9. Государство и право Франции в средние века.

 

1. Государственный и общественный строй Франции в период сеньориальной монархии.

2. Государственный и общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии.

Государственный и общественный строй Франции в период абсолютной монархии

Основные черты права.

1. В 843 г. в результате Верденского договора империя франков была разделена на три части: западную, восточную и южную. Западные области составили государство Франция. На данном этапе Франция представляла собой раздробленное государство, состоящее из большого количества феодальных владений. Феодалы именовали себя сеньорами и не признавали власть короля. Процесс сплочения страны развивался не в национальном, а местном масштабе. Короли из династии Каролингов (потомки Карла Лысого) утратили всякое значение и в 987 г. на съезде феодалов королем был избран Гуго Капет, ставший родоначальником династии Капетингов.

К этому периодузавершается захват крестьянских земель, земля становится монопольной собственностью господствующего класса. Во главе феодального общества стоял общий сюзерен – король. Верхнюю ступень в феодальной иерархии занимали герцоги и графы, считавшиеся вассалами короля, хотя фактически были независимыми правителями в своих владениях. На следующей ступени располагались бароны, являвшиеся вассалами герцогов и графов. Низшую ступень занимали рыцари – мелкие дворяне. Во Франции действовал принцип: «вассал моего вассала не является моим вассалом», который существенно ограничивал власть короля и закреплял феодальную раздробленность.

Феодально-зависимое крестьянство делилось на 2 группы: вилланов и сервов. Вилланы могли с разрешения сеньора распоряжаться землей, на которой работали; могли совершать отдельные сделки и круг их обязанностей был строго ограничен. Виллан нес лишь поземельные повинности: выплачивал поземельную ренту (чинш), небольшую часть урожая и десятидневную барщину. Он был освобожден от брачной пошлины и других личных повинностей.

Значительно худшим было положение серва, который выполнял поземельные и личные повинности. Его могли продать как с землей, так и без земли. Он не мог совершать сделок и вступать в брак без согласия господина. Круг его обязанностей не был оговорен, что позволяло господам назначать ему новые повинности. К личным повинностям можно отнести формарьяж – плату господину за согласие на брак. С 11 века сервы начинают переходить в состояние вилланства.

В 12 веке начинается борьба королевской власти с феодальной раздробленностью, которая заканчивается к 16 веку объединением страны. Опорой короля становятся города и церковь. Принимается решения о наследовании королевского титула. Особую роль в деле усиления королевской власти сыграли реформы Людовика 9 (Святого). В ходе судебной реформы были запрещены судебные поединки в королевских владениях, высшей судебной инстанцией признавался королевский суд, в котором можно было обжаловать приговор суда феодала. Были созданы два новых органа: судебная (парламент) и финансовая палаты. Благодаря военной реформе было создано наемное войско и городская стража, ставшие опорой короля в борьбе с феодалами. В результате финансовой реформы вводится единая королевская золотая монета, которая благодаря своему качеству быстро вытесняет местные деньги феодалов.

2.Становление сословно-представительной монархии во Франции связывают со становлением Генеральных Штатов, первый созыв которых состоялся в 1302 году. В его работепринимали участие представители духовенства, дворянства и городской аристократии. Особую роль в становлении генеральных Штатов принадлежит королю Филиппу 4 (Красивому). Генеральные Штаты поддержали короля в его борьбе с римским папой и неоднократно оказывали финансовую поддержку начинаниям короля. Генеральные Штаты собирались по решению короля для обсуждения поставленных им вопросов. Положение меняется в следствии военных неудач в Столетней войне. Наследник престола соглашается на издание Великого мартовского ордонанса. С этот периода Генеральные Штаты должны были созываться не реже двух раз в год. Причем для их созыва не требовалось согласие короля. Генеральные штаты могли назначать королевских советников и вводить новые налоги, контролировать расходование выданных субсидий и т.д. однако такое положение сохраняется не на долго и после завершения Столетней войны роль Генеральных Штатов постепенно падает. Королевская власть напротив усиливается. Особую роль в системе управления играют коннетабль (военачальник) и канцлер - государственный секретарь, ставший в дальнейшем главным должностным лицом. Канцлер стоял во главе королевских чиновников, замещал короля в королевском совете. На местах появляются ревизоры, посылаемые из центра для контроля за местными чиновниками - прево, бальи, сенешалами.

Таким образом, во Франции создаются предпосылки к образованию централизованного государственного аппарата

К XV веку укрепляется положение городов, получают развитие товарно-денежные отношения. Феодалы заставляют крестьян покупать себе свободу. Большинство сервов становятся вилланами. С этого времени устанавливаются экономические связи между городом и деревней.

Население Франции делилось на четыре сословия: духовенство, дворянство, горожане и крестьяне.

Особое место в государстве занимали представители духовенства. Они были освобождены от налоговой и военной повинностей и подлежали юрисдикции церковного суда. Правоспособность духовенства была ограничена. Они не могли вступать в брак, приобретать имущество и завещать его.

В 13 веке формируется замкнутость дворянского сословия. Дворянство было связано военной обязанностью в пользу сюзерена, за которую получали во владение земельный надел – лен. Дворянское звание было наследственным, но могло быть пожаловано королем за военные заслуги или в связи с занимаемой должностью. Дворяне пользовались налоговыми привилегиями, исключительным правом охоты, подлежали особому суду равных. Дворянство было представлено титулованной аристократией и низшим дворянством.

Во Франции существовали две категории городов: основанные на самоуправлении и частновладельческие. Жители первых городов были лично свободны и обладали как имущественными, так и политическими правами. Они были освобождены от ряда повинностей и подлежали особому городскому суду. В остальных городах жители пользовались личной свободой и собственностью и несли повинности в пользу сеньора. Население городов было неоднородно от городской аристократии до нищеты.

Крестьяне, освобожденные от личной крепостной зависимости, обязаны были нести в пользу господина многочисленные повинности: барщину, денежные и натуральные оброки. С усилением королевской власти добавились налоги в пользу государства, самым тяжелым из которых был налог на соль (габель).

3. К 16 веку во Франции создаются все предпосылки к созданию абсолютной монархии. Управление страной сосредотачивается в руках короля и его приближенных. Власть французских королей распространилась на всю территорию страны. Территориальное объединение способствовало национальному сплочению. Религиозные войны закончились компромиссом: гугеноты были уравнены в правах с католиками. Зарождаются новые производственные отношения. Складывается мануфактурное производство. Укрепляются экономические связи между отдельными регионами страны. Формируется новый класс - буржуазии. Его основу составляют горожане, купцы, верхушка цеховых организаций.

Становление абсолютной монархии связывается с именем короля Генриха IV, которому удалось восстановить экономику страны, ослабленную постоянными войнами, и ликвидировать независимость феодалов от центрального правительства. Была создана правительственная опека над народным хозяйством и созданы королевские мануфактуры

Важную роль в развитии абсолютизма сыграл кардинал Ришелье, ставший первым министром при короле Людовике 13. Он завершил объединение страны, добившись ликвидации гугенотской республики, и окончательно подчинил феодалов королевской власти, сохранив за ними привилегии (за исключением права дуэли и укрепленных крепостей). Ришелье провел административную реформу, разделив страну на 34 интендантских округа. Во главе каждого округа стоял интендант по делам полиции, суда и финансов, который был независим от местных властей и подчинялся первому министру. Ришелье удалось ограничить роль парламента.

Своего расцвета абсолютизм достиг при Людовике 14, на первые годы правления которого приходится последнее выступление феодальной оппозиции. Король закрепил в своих руках все полномочия государственной власти. Пост первого министра был упразднен. Роль парламента сводилась к регистрации королевских указов. Важную роль играл Государственный Совет. Кроме того, действовали другие советы (тайный, депеш, финансов) и палаты (вооружения, счетная, акцизных сборов). Чиновничьи должности продавались. Однако строгого разграничения функций между органами власти не существовало. Усиливается роль полиции, под надзором которой находились все сферы жизни в государстве. Оказывается государственная поддержка развитию отечественной промышленности. Стимулируется вывоз готовой продукции, а не сырья. Сокращается ввоз готовой продукции. Устанавливаются высокие таможенные пошлины. Эта политика получила название кольбертизма (французский вариант меркантилизма от имени министра финансов).

4. Во Франции длительное время сохраняется территориальный характер права. В области права страна была условно разделена на две части. Юг страны считался страной писанного права, север – страной обычного права. На юге сохраняется действие римского права, которое играло роль общего обычая. Дополняли римское право местные обычаи На севере долгое время не было общих источников права. К качестве основного источника в каждом регионе действовали обычаи (кутюмы), основанные на местных традициях. С 13 века делаются попытки создания единых сборников кутюмов. Наиболее известными сборниками считаются «Большой сборник обычаев Нормандии» и «Кутюмы Бовези». Однако эти сборники не имели официального характера. Официальные сборники появились лишь в конце 15 века. Такие сборники действовали в каждой провинции. Наиболее известными считаются кутюмы Парижа.

Наряду с обычаями действовали распоряжения крупных феодалов – ассизы. С усилением королевской власти особое значение приобретают указы королей – ордонансы., которые общеобязательными источниками права на всей территории страны. Усиливается роль римского права, которое стало использоваться для обучения юриста. Влияние на формирование правовой системы имело и каноничское право, которое наряду с церковными вопросами, регулировало отдельные положения гражданского и семейного права.Кроме того, существовали сборники феодального права, составленные за пределами Франции, но оказавших влияние на становление правовой системы страны. К их числу относятся Иерусалимские ассизы и Письма Гроба Господня, которые были составлены крестоносцами и регламентировали основы судопроизводства в высшем и низшем судах.

С усилением королевской власти и становлением абсолютизма в стране устанавливается единая система права. Этот период связан с усилением влияния римского права

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.