Здавалка
Главная | Обратная связь

Несколько главных технологических программ французского государства

Программа Содержание программы Формы государственной поддержки Государственный бюджет
Атомная промышленность Атомный реактор третьего поколения: EPR Участие в международной программе по слиянию атомов Государственные исследования и помощь предприятию AREVA 550 млн евро государственных расходов на R&D (2003) 30 млн евро государственного финансирования частных расходов на R& D (в основном AREVA)
Космическая промышленность Земное наблюдение Космическое наблюдение Телекоммуникации: европейский спутник Galileo Космический транспорт: Ariane V и ISS Государственные исследования, частично экстернализированные 1,7 млрд евро государственных расходов на R& D (2003) 150 млн евро государственного финансирования частных расходов на R&D
Авиационная промышленность Развитие новых самолётов для коммерческих целей (A380, А350, А300-0G) Возмещаемые авансы для Airbus Возмещаемые авансы на 1,2 млрд евро для А380 (2004). Запрос на аванс для А350 (1 млрд евро)

 

Такая целенаправленная политика часто критикуется. Возникают вопросы касательно качества информации, используемой для определения приоритетных секторов. Государство может неправильно оценить изменения спроса или дать преимущества отдельным фирмам, которые этого вовсе не заслуживают, тем самым, способствуя искажению конкуренции. В настоящее время в рамках «больших программ» гос. помощь осуществляется в виде прямых субсидий, поддержки региональных органов власти или же в виде подлежащих уплате авансов.

Одной из главных мер налоговой политики в отношении развития промышленности считается налоговый кредит на исследовательские затраты. Идея заключается в том, что предприятие может вычесть определённый процент затрат на исследования из суммы подоходного налога (налога на прибыль). Этот налоговый кредит рассчитается на базе всех затрат на НИОКР (R&D). В основном, такие затраты касаются человеческого капитала, а также материальных затрат на исследование и развитие внутри предприятия, на поиск подрядчиков, а также на получение и защиту патентов47.

Налоговый кредит может доходить до 30% затрат на исследование и развитие, и даже до 60%, если предприятие делегировало исследовательскую работу государственным лабораториям. Статистика показывает положительное влияние этой налоговой льготы. Эта мера была создана ещё в 1983 г. и с тех пор претерпела многочисленные изменения (упрощение процедуры). Она касается всех секторов французской экономики, но по статистике, именно в промышленности эта налоговая льгота используется больше всего.

 

Другое важное направление французской промышленной политики – создание Центров конкурентоспособности.

(В российском экономическом лексиконе уже сформировалось понятие кластера. Обобщенно это звучит так: локализованные на определенной территории межотраслевые образования, включающие в себя всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности от производства до конечного продукта и сферы услуг. Вкладывая тот же самый смысл, во Франции подобные образования определяют как Центр Конкурентоспособности.)

Это программа была создана в 2004 г. и имеет целью стимулирование инноваций и сотрудничества между предприятиями. Определение этих центров следующее (закон о финансах 2004 г.): «группирование на определённой территории предприятий, учреждений высшего образования (государственных или частных), которые призваны работать вместе в целях внедрения проектов экономического развития и инноваций».

Во Франции на сегодняшний день существует 71 Центр Конкурентоспособности. Предоставление финансовой помощи лучшим инновационным проектам происходит чаще всего посредством единого межминистерского фонда. Кроме единого межминистерского фонда, государство привлекает другие учреждения для участия в финансировании интересных проектов, созданных в Центрах. Например, Национальное Исследовательское Агентство, Депозитно-ссудная касса или организация под названием OSEO. OSEO – это государственная организация, выполняющая три миссии: помощь развитию инноваций, гарантирование банковского финансирования и инвестиций и, наконец, партнёрское финансирование. Эта организация чаще всего финансирует малые и средние предприятия.

Финансирование проектов Центров Конкурентоспособности осуществляется на паритетной частно-государственной основе: до 60% бюджета на конкретный проект в виде гранта дает государство, региональные фонды, муниципалитеты, а 40% проект получает от входящих в него промышленных предприятий и от потенциально заинтересованных потребителей.

Например, в 2009-2011 гг. на финансирование Центров Конкурентоспособности французским государством выделено 1,5 млрд евро. Благодаря этим Центрам улучшается диалог между государственными и частными исследовательскими учреждениями.

«ViaMéca» - это один из 6-ти Центров Конкурентоспособности в области механики. Расположенный в центральной части Франции, он является самым крупным из 6-ти, имея на своей территории около 4000 предприятий - от малых до международных промышленных групп, 235000 работников или 20% всех занятых в машиностроении Франции, 2500 исследователей в государственных и частных организациях. Более 1000 инженеров и исследователей ежегодно получают дипломы в различных учебных заведениях, входящих в партнерство «ViaMéca».

Предприятия
Организации
Исследования Образование
Промышленные группы

КБ
Средние (250-2000)
Малые (50-250)
Крупные (>2000)
Микро (<50)

Представительство различных типов партнеров в «ViaMéca». Представительство в «ViaMéca» предприятий различной величины.

 

Со второй половины 2005 года, когда завершилась организация центров и началась планомерная работа, и до конца 2010-го «ViaMéca» разработал и представил на финансирование 281 проект по профильной тематике - новые технологии, новые материалы и инженерные решения. Технологическую проблему всегда определяют предприятия, то есть инициатива идет от производства. Государство видит задачу Центра Конкурентоспособности в том, чтобы помогать организовывать технологические проекты и отслеживать их реализацию.

Только в 2010-м году «ViaMéca» представил 60 инновационных проектов, 24 из них получили финансирование на общую сумму 59,8 миллионов Евро (М€). 34 М€ в бюджет этих проектов было получено из различных государственных фондов - вот так выглядит конкретная помощь государства решению конкретных задач инновационного развития.

Тем не менее, не все положительно относятся к идее Центров Конкурентоспособности и кластеров в целом. Создание эффективных кластеров – сложная задача. Какой должен быть оптимальный размер кластера? Кроме того, есть опасность чрезмерной секторной специализации регионов, развитие которых становится заложником развития того или иного сектора.

И еще один, новый инструмент государственных инвестиций – Стратегический фонд инвестицийбыл создан французскими властями в 2008 г. Его официальная цель – помощь перспективным французским предприятиям для увеличения их собственных средств. Сам фонд располагает капиталом в 20 млрд евро. Фонд входит в капитал разных предприятий или может выступать как один из инвесторов. Чаще всего речь идёт о предприятиях испытывающих некоторые трудности, но представляющих стратегический интерес.

В заключении расскажу об одних из последних мер, принятых в пользу развития французской промышленности, которые были озвученны Президентом Французской Республики 5 марта 2010 г. Это результат дебатов, которые длились 3 месяца и в которых участвовали более 5 тыс. экспертов.

В документе выделяются четыре цели промышленной политики:

1. Увеличение промышленного производства на 25% в реальном выражении к 2015;

(Промышленные инновации; Улучшение конкурентоспособности французских предприятий; Улучшение компетенций, особенно для развития знаний и навыков в перспективных секторах; Усиление структуризации производственных цепочек.)

2. Сохранение занятости в промышленном секторе в долгосрочной перспективе;

(Значительное увеличение производительности промышленного сектора, этот фактор объясняет 30% уменьшения занятости в промышленности; глобализация и конкуренция со стороны стран с более низкими затратами производства)

3. Достижение позитивного торгового баланса в области промышленности (не включая энергетику) к 2015 г.;

4. Увеличение не менее чем на 2% доли Франции в промышленном производстве ЕС-15.

 

В документе отмечаются также приоритетные стратегические сектора будущего и пять главных механизмов, чтобы достичь вышеописанных целей. К приоритетным промышленным секторам относятся:

– Цифровая промышленность;
– Экопромышленность и энергетическая промышленность;
– Транспорт и транспортные материалы, а именно космическая промышленность, автомобильный, водный и железнодорожный транспорт;
– Химия и инновационные материалы;
– Фармацевтическая промышленность и другие технологии, связанные со здравоохранением;
– Товары роскоши;
– Продовольственная промышленность

 

C'est la vie,

merci pour attention!


[1] Промежуточный отчёт по диагностике и приоритетных целях развития французской промышленности, январь 2010

[2] Отчёт Промышленной и Торговой Палаты Парижа, 2008





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.