Эмоциональность речи
Эмоциональность речи придают специальные экспрессивные средства, в том числе и риторические тропы (от греч. поворот - оборот речи), а также особые принципы их использования. · что сравнимые объекты должны быть однородны (нельзя рыбу сравнивать со щукой); · что должен быть заявлен главный, сущностный признак объекта; · какую оценку должна нести метафора: улучшать объект оценки или ухудшать. · что метафору лучше развить, "раскрутить" в речи, соблюдая "единство образа". 2. Ирония (греч. - притворство) - игра значений, прямого и переносного, - также создает свежий, незаштампованный речевой эффект. При этом ирония должна быть созидательным, а не разрушительным приемом речи. К примеру, на одной из деловых встреч в США космонавту А.А. Леонову высказали мнение, что исследования космоса слишком дорого обходятся России. Леонов согласился, но обыграл это так: "Наверно, и испанской королеве было жалко денег на экспедицию Колумба, но она их дала. Кто знает, когда бы открыли Америку, если бы королева пожадничала". · информационные (для сбора необходимых сведений); · контрольные (для уверенности в том, что партнеру интересен разговор, и он следит за ним); · для ориентации (чтобы узнать, придерживается ли партнер мнения, высказанного ранее); · подтверждающие (чтобы добиться взаимопонимания, одобрения); · ознакомительные (для ознакомления с целями, мнением собеседника); · однополюсные (повторение вопроса партнера в знак того, что понятно, о чем идет речь, а также чтобы выиграть время на обдумывание ответа); · встречные (ведут при правильной постановке к сужению разговора и к согласию); · альтернативные (предоставляют возможность выбора); · направляющие (в случае отклонения от темы направляют беседу в нужное русло); · провокационные (имеют цель установить, что на самом деле хочет партнер, верно ли он понимает ситуацию); · вступительные (для формирования у партнера заинтересованности, определяющей сценарий разговора); · заключающие (для подведения итогов взаимодействия); · закрытые (наводящие вопросы, на которые можно ответить коротко "да" или "нет"); · открытые (выявляют ключевые моменты в ситуации: "Почему это случилось?"); · зеркальные ("Я никогда не буду иметь дело с этим партнером!" - "Никогда?"). Существуют хрестоматийные примеры, к чему ведет неумение задавать корректные вопросы. Шофер Уинстона Черчилля сбился с дороги. Раздосадованный Черчилль окликнул прохожего: "Извините, сэр, не могли бы вы уделить мне минуту внимания и пояснить, где я нахожусь?" "В автомобиле!" - буркнул недовольный прохожий и зашагал дальше. "Вот ответ, достойный нашей палаты общин! - пылко обратился Черчилль к шоферу. - Во-первых, краткий и хамский. Во-вторых, совершенно ненужный. И, в-третьих, не содержащий ничего такого, чего я сам не знал". Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ. Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: "в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри"; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: "всех чувств взор есть благороднее"; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины…Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше... Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление или даже создать комичный эффект… Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше… Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы. Действенность речи Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникативным лидером и зависело от умения видеть и направлять реакцию аудитории. Действенность речи зависит от трех моментов: - силы убеждения говорящего (оратора, лектора); яркости создаваемых им картин и логики факторов; - правильности и точности (культуры) его речи; - ситуативной оптимальности его речи, то есть обращенности именно к тому, что наиболее остро волнует слушателей, и именно в тех словах, в каких хотели бы они об этом услышать и сказать сами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|