Здавалка
Главная | Обратная связь

Выразительность речи



Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Следует иметь ввиду, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Лаконичность речи

Но было бы ошибкой полагать, что большое количество слов в предложении, высказывании - обязательно плеоназм.

Разумеется, если для лектора важно оттенить детали, о которых было сказано так скомканно, он вправе на них остановиться. Однако для этого необходимо расчленить такое предложение, сделав из него несколько самостоятельных фраз и расположив их согласно требованиям логической последовательности, в соответствии с общим контекстом всей лекции или ее раздела.
Принцип лаконичности, краткости при работе над выражением отдельной мысли, тезиса должен быть дополнен принципом последовательного, дифференцированного, расчлененного изложения в целях ясного и максимально доступного для данной, аудитории раскрытия, разъяснения теоретического и иллюстративного материала лекции. При этом чтобы избежать дефицита времени, «разъясняющее» изложение строго соотносят с принципом композиционной соразмерности, обязательным для каждой лекции.
Но было бы ошибкой полагать, что большое количество слов в предложении, высказывании - обязательно плеоназм. Многословие - это неумелая, логически и грамматически нецелесообразная организация языковых элементов внутри предложения, высказывания, порождающая немотивированные повторения смысла, уже выраженного в данной синтаксической структуре или предыдущем тексте.
Лаконичность. Из вариантов высказывания всегда предпочтительнее более краткий, при условии полноты и законченности заключенной в нем мысли. Чем короче фраза и яснее синтаксические связи внутри нее, тем короче и прямее путь высказанной мысли к слушателю. Речь становится яснее оттого, что грамматические отношения здесь четче, чем в длинной фразе. Более краткая легче «схватывается» сознанием слушающих и легче произносится оратором, ее интонационное членение отчетливее, чем в многословной, многокомпонентной синтаксической структуре. Вместе с тем очевидно, что излишняя краткость, необоснованное устранение из фразы конструктивных элементов, без которых мысль становится неясной или неточной, «свернутость» привычных для специалистов (и лекторов) формулировок или словосочетаний терминологического характера, не понятных широкой аудитории, тоже никому не нужны. Это наносит ущерб пониманию излагаемых вопросов, ясности речи, и такое явление называют «ложным лаконизмом».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.