Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СМИ ФРАНЦИИ



ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ

 

¢ Исторический (влияние специфики исторического развития на функционирование национальной медиасистемы);

¢ Культурный (национальные традиции и культура, общественные ценности, религия, грамотность, язык – медиапредпочтения населения);

¢ Политический(взаимосвязь политических институтов и национальных медиасистем, государственное регулирование);

¢ Законодательство (печать, аудиовизуальный сектор, антимонопольное законодательство);

¢ Географический (территориальное распределение СМИ, особенности взаимодействия разных уровней СМИ);

¢ Экономический (специфика функционирования медиасистемы, рыночные и нерыночные механизмы финансирования).

Национальные медиасистемы нестатичны.

ФРАНЦИЯ И ЕЕ ИНСТИТУТЫ

 

¢ Временный режим (1944-1946).

¢ Четвертая республика (1946-1958).

¢ Пятая республика (1958 г. – по наст. время).

¢ Президентская республика. Срок полномочий президента – 5 лет. Парламент (Сенат и Национальное собрание). Конституционный совет (конституционный суд).

• Президент – Елисейский дворец,

• Сенат – Люксембургский дворец,

• Национальное собрание – Бурбонский дворец.

¢ Распад колониальной империи Франции. Французская колониальная империя (территория – 12 млн кв. км, население – 70 млн человек) была второй по масштабам после Британской империи. Более 15 лет – кровавые войны в Индокитае (Вьетнам, Лаос и Камбоджа) и в Северной Африке (Тунис, Марокко, Алжир).

¢ Студенческая революция 1968 г. Забастовка – 10 млн человек. Роль радио.

 

¢ Президент (с 2012 г.) – Франсуа Олланд

¢ Многопартийность

Социалистическая партия

(Parti Socialiste, PS)

Союз за народное движение

(Union pour un mouvement populaire, UMP)

Национальный фронт

(Front National, FN)

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СМИ ФРАНЦИИ

 

¢ Авторитарная концепция печати

«Газетт» и Теофраст Ренодо (1 мая 1631 г.). В разное время эта концепция господствовала в журналистике почти всех стран мира.

¢ Французская концепция печати

 

Национальное собрание 24 августа 1789 г. приняло Декларацию прав человека и гражданина. Статья 11: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; поэтому каждый гражданин может свободно говорить, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом»

• большая роль государства в журналистской деятельности

• журналистика регламентируется законодательством

¢ Закон о печати 29 июля 1881 г.

¢ Власть и СМИ

 

¢ «Золотой век» французской прессы – 1881-1914 гг.

В 1910 г. Франция и США занимали первое место в мире по потреблению ежедневных газет: на одну тысячу жителей приходилось 245 газет, в Европе Франция была признанным лидером (в Великобритании – 210 экз., в Германии – 180 экз.).

Накануне Первой мировой войны - 80 национальных ежедневных газет, которые распространялись тиражом 5 млн 500 тыс. экз. и 242 региональные ежедневные газеты, которые имели тираж 4 млн экз.

Сильная массовая печать. В 1914 г. совокупный тираж превышал 4 млн экз. («Пти паризьен» – 1,45 млн экз., «Журналь» – 1 млн экз., «Пти журналь» – 835 тыс. экз., «Матэн» – 800 тыс. экз.), что составляло почти 75% тиража национальных ежедневных газет.

¢ Межвоенный период (1919-1939 гг.)

В 1939 г. во Франции на тысячу жителей приходилась 261 газета, в США – 320, в Великобритании – 360.

В 1939 г. на газетном рынке была 31 национальная ежедневная газета и 175 региональных, национальная и региональная ежедневная пресса имели равный тираж – по 5 млн 500 тыс. экз.

¢ После Второй мировой войны – с чистого листа

Сегодня Франция находится лишь на 31-м месте в мире и 12-м в Европе по потреблению ежедневных газет – менее 160 экз. на одну тысячу жителей.

Самый высокий показатель распространения ежедневной платной газеты не превышает 800 тыс. экз., это – региональная газета «Уэст-Франс» (Ouest-France).


РЕФОРМА СМИ ФРАНЦИИ ПОСЛЕ
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

¢ Пресса в период нацистской оккупации (1940-1944 гг.).

После подписания в июне 1940 г. перемирия Франция была разделена на две зоны: Северную и Южную. Северная зона составляла две трети территории страны, включая Париж, и была оккупирована гитлеровской Германией. Южная зона оставалась свободной до ноября 1942 г. и находилась под контролем коллаборационистского правительства маршала Петэна (Pétain), обосновавшегося в небольшом курортном городке Виши. Между двумя зонами была проведена демаркационная линия, сообщение между ними было затруднено. Легально выходившие периодические издания как в оккупированной, так и в неоккупированной зоне, подвергались строжайшей цензуре и контролю.

¢ После освобождения Франции от нацистской оккупации пресса была практически полностью обновлена.

 

Из 206 ежедневных газет, выходивших в 1939 г. (31 в Париже и 175 в регионах), лишь 28 получили разрешение на выход (7 в столице и 21 в провинции).

«ЧИСТКА» ПРЕССЫ ФРАНЦИИ

¢ Ордонансы 1944 г.

Были запрещены все газеты и журналы, продолжившие выход через 15 дней после 25 июня 1940 г. (дата подписания перемирия в Северной зоне) и все газеты и журналы, продолжившие выход после 26 ноября 1942 г. в Южной зоне (дата оккупации фашистами всей территории Франции), а также все созданные в период оккупации издания (кроме подпольных). Исключения были сделаны только для нескольких неполитических газет.

¢ Сеть вспомогательных структур, в значительной степени финансируемых государством:

Агентство Франс Пресс, АФП (Agence France Presse, AFP), имело статус государственного (он сохранился вплоть до 1957 г.)

Система распространения прессы Нувель мессажери де ля пресс паризьен, НМПП (Nouvelles messageries de la presse parisienne, NMPP)

Профессиональное общество газетной бумаги, ПОГБ (Société professionnelle des papiers de presse, SPPP)

¢ Система государственной помощи прессе.

¢ Радиовещание и телевидение – под контролем государства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.