Здавалка
Главная | Обратная связь

Второстепенные члены предложения и способы их выражения

 

 

В истории русской грамматики вопрос о ВЧ предложения имел и имеет разные решения.

В основном выделяют в учении о ВЧ предложения два:

1) по значению;

2) по виду синтаксической связи с другими словами.

В обоих направлениях в качестве ВЧ выделяются определения, дополнения и обстоятельства, но используются разные основания для такого выделения. Поэтому один и тот же член предложения при разных подходах к классификации ВЧ может быть определен по-разному:

Например, в словосочетаниях

дом отца отца является определением, если оно рассматривается по значению, или по функции, которую оно выполняет по отношению к слову дом, и дом отца дополнением, если учитывается лишь характер синтаксической связи слова со словом дом (управление).

В учении о ВЧ эти два направления получили названия формального(классификация по характеру синтаксической связи), и логического(классификация по значению).

Представителями логического направленияв учении о ВЧ были А. Востоков и Н. Греч. Они и ввели термины “дополнение” и “определение”.

Обстоятельства включались ими в разряд определений (обстоятельства с точки зрения современной грамматики).

А.А. Потебня наметил формальнуюклассификацию (только по виду подчинения), но от терминов “дополнение” и “определение” и “обстоятельство” не отказался.

А.М. Пешковский в своей работе “Русский синтаксис в научном освещении” сохраняет термины “определение”, “дополнение”, “обстоятельство”, но вкладывает в них формальное содержание:

Определение – это согласуемое прилагательное, причастие местоимение;

Дополнение – это управляемое существительное;

Обстоятельство – это примыкающее наречие, деепричастие или примыкающий инфинитив.

1. В последующих изданиях своего труда А.М. Пешковский отказывается от терминов “дополнение”, “определение”, “обстоятельство” и говорит о членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих.

В настоящее время получила распространение логическая классификация ВЧ, она принята во всех школьных и вузовских учебниках и в “Грамматике русского языка”.

Эта классификация имеет преимущество, потому что она пытается определять члены предложения с учетом грамматических и лексических значений слов, учитывает синтаксические связи этих слов с подчиняющими словами и их значение. При такой классификации ВЧ предложения рассматриваются как логико-грамматические разряды, которые выделяются на основе учета грамматических и лексических значений.

Как мы уже отмечали, грамматика очень тесно связана с лексикой, в словосочетаниях и предложениях грамматические значения слов определенным образом связаны с их лексическими значениями, и потому однотипные в грамматическом отношении конструкции могут иметь (выполнять) различные функции.

Пр.: говорить с человеком (словосочетание)

говорить с волнением (словосочетание)

однородные в грамматическом значении, имеют в своем составе слова, которые находятся в различных взаимоотношениях друг с другом, что связано с их лексическим значением.

Следовательно, и функции управляемых слов различны.

По логической классификации это различие следующее:

С человеком в словосочетании

говорить с человеком (дополнение)

С волнением в словосочетании

говорить с волнением (обстоятельство)

Учение о ВЧ предложения ученые все более тесно связывают с учением о словосочетании.

Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и др. грамматические отношения, которые выявляются в подчинительном словосочетании, представляют основу для выделения таких членов предложения (ЧП), как определение, дополнение, различные по значению обстоятельства.

Таким образом, мы можем сказать, что синтаксические признаки ВЧ предложения формируются на базе морфологических категорий и их функционально-синтаксического значения в структуре словосочетания.

Грамматические отношения, которые складываются между пояснительным словом и поясняющим, определяются их внутренним взаимоотношением, а не структурой предложения.

Следует отметить, что не всегда ВЧ предложения входят как компоненты в состав словосочетаний, формирующих предложение. Часто дополнение (объект) и обстоятельство могут относиться ко всему предложению в целом и не входить в группу сказуемого или в группу подлежащего такие члены предложения называются детерминирующими ЧП,или детерминантами.

Пр.: По вечерам он оставался один.

Обстоятельство по вечерам относится ко всему сочетанию группы сказуемого с группой подлежащего – он оставался один.

Более наглядно можно увидеть роль детерминанта в сложном предложении:

Пр.: В ночи шумел ветер, светила луна.

Детерминант относится к двум ПЕ.

Таким образом, в предложении как синтаксической единице формируются отношения между подлежащим, сказуемым и детерминантами. И эти СЕ и именуются членами предложения.

Каждый из этих членов предложения может быть распространенным.

Вопрос о ВЧ еще недостаточно разработан в теоретическом плане. Поэтому чаще всего в учебных целях сохраняется традиционное учение о ВЧ предложения, тем более, что это логично с точки зрения противопоставления их главным членам.

 

Определения
Согласованные Несогласованные
Выражаются теми частями речи, которые, относясь к определяемому слову, способны уподобляться ему в числе, падеже, а в ед. ч. – в роде. Могут быть выражены: · прилагательными Опять растворилась дверь на влажное крыльцо. Глухо раздавались шаги в застывающем воздухе. · Порядковым числительным У второго ребенка волосы были всклоченные · Местоименным прилагательным Сладок был их лаской мой удел · Количественным числительным один: Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть (Лермонтов). Определением нельзя считать прилагательное, входящее в устойчивое фразеологическое сочетание: Черное море, белый гриб, железная дорога Значения согласованных определение очень разнообразны и зависят от лексического значения слова, которым они выражены. Определения, выраженные качественным прилагательным, обозначают качество предмета: Ее терзала жажда славы, и страшная сила самопожертвования, и безумная отвага, и чувство детского позорного, пронзительного счастья (Фадеев). Относительные прилагательные обозначают признак предмета по месту его нахождения и по времени: Вчерашний день мы провели в лесу. Сельская библиотека находилась около школы; Признак предмета по материалу: Сквозь сетку дождя виднелась изба с тесовой крышей; Принадлежность: Над его лицом наклонилось дедово лицо. Не забуду твоей торжественной красы. Определения, выраженные неопределенным местоимением,указывают на неопределенность предмета в отношении качества, свойства, принадлежности: В комнате раздавались чьи-то шаги. Скажите мне какую-нибудь новость. Определения, выраженные отрицательными и определительными местоимениями, обозначают свойства и качества: Ему был известен каждый человек в поселке. Определения, выраженные порядковым числительным, обозначают порядок предмета при счете: В десятом отряде дежурил Иванов. Определения, выраженные причастиями, могут обозначать признак, связанный с действием: В наступающей тишине раздавалось завывание ветра. Связываются с определяемым словом по способу управления или Девушка в косынке; Лодка с парусами; Стихи поэта примыкания: Желание учиться Они могут быть выражены: · именем существительным без предлога (в Р.п. и Т.п.) и с предлогами (во всех косвенных падежах). Легкий порыв ветра разбудил меня. Дело о наследстве задерживает меня. Он сменил усы колечком на усы кисточкой. Рядом с ним шагал Федюшка в отцовском картузе. · личным местоимением в Р.п. в его глазах была тоска. · сравнительной степенью прилагательного: События крупнее и важнее не было в истории человечества. · наречием: Он носил сапоги всмятку. · неопределенной формой глагола Он поехал направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Несогласованные определения, выраженные именем существительным в Р.п. без предлога могут обозначать принадлежность: Лицо Кутузова несколько минут оставалось совершенно неподвижным. Отношение к коллективу, учреждению: Кузнец Путиловского завода Иван Гора чистил винтовку. Может также обозначать производителя действия, признак его носителю, отношение целого к части.   Несогласованные определения, выраженные именем существительным в Т.п. без предлога, обозначают признак, устанавливаемый путем сравнения с предметом, названным определяющим словом: Моисей ходит уже в шляпе котелком. Несогласованные определения, выраженные, именем существительным в косвенных падежах с предлогами,могут обозначать различные признаки: · по материалу: на столе с аккуратностью расставлены предметы письменного прибора из черного мрамора, лежала папка из картона. · признак по наличию у предмета какой-либо внешней черты, детали: Через минуту молодой человек в военной шинели и в белой фуражке вошел к смотрителю. Я подошел к незнакомцу в шубе и разглядел его. Люди с бакенбардами стояли у планшира и курили трубки. · признак по происхождению в широком смысле лова: Под сугробами погребены котлы с военных судов.

Приложение – это определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже.

Определяя предмет, приложение дает ему другое название. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также субстантивированным числительным.

Пр.: Так и жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый,

с маленькими глазками. (М. Г.).

Это была она, петергофская незнакомка.(П.).

Последнего, Ваню,я сперва было и не заметил.

Приложения обычно характеризуют предмет в отношении возраста, родства, профессии, специальности, национальной и социальной принадлежности:

Пр.: Нам, рабочим, надо учиться. (М. Г.).

В годы войны строитель-бетонщикстал солдатом-сапером.

Вот наша Зоечка, официанткав столовой.

могут являться названием предмета:

А пароход “Тургенев” считался и по тому времени судным,

порядочно устаревшим.

Приложения могут быть выражены существительными, утратившими свое конкретное значение и превратившимися в указательные слова (человек, народ, люди, женщина, дело) при них должны быть поясняющие слова, в которых и заключается характеристика предмета:

Пр.: Через деревню проезжал иногда на дрожках или в коляске

инженер Кучеров – строитель моста, полный, плечистый,

бородатый мужчина в мятой помятой фуражке.

Иногда вместо Наташи являлся в город Николай Иванович,

человек в очках с маленькой светлой бородкой.

Не всегда возможно легко разграничивать определяемое слово и приложение дифференциальным признаком, хотя чаще всего оно постпозитивно, что и является одним из условий его обособления:

Пр.: В Скрипучей деревянной будке – проходной штаба – топилась

печка и было жарко.

Структурными средствами разграничения определяемого слова и приложения являются следующие:

1) сказуемое согласуется с подлежащим, а не с приложением:

Пр.: Озеро Байкал – самое глубокоев мире.

Журнал “Cool” уже продан.

2) При связях с другими словами изменяется определяемое слово, а не приложение:

Пр.: Читаю журнал“ 7 Дней”

Не купила журнала “Women”.

В необособленных приложениях при сочетании нарицательного и собственного имени неодушевленных предметов приложением является собственное имя:

Пр.: река Сейм, газета “Хорошие новости”

При сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное:

Пр.: врач Петрова; брат Иван.

При сочетании нарицательного и собственных имен неодушевленных предметов важнейшая информация заключена чаще в приложении:

Пр.: Станица Вешенская известна миру потому, что тут жил и

работал Шолохов.

Приложения могут присоединяться к определенному слову при помощи пояснительных союзов: то есть, или, как:

Пр.: Степь, т.е. безлесная и волнообразная бесконечная равнина,

окружала нас.

Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор.

При помощи слов: например, по имени, по прозвищу:

Пр.: В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович, по прозвищу

Медвежонок.

Не являются приложением некоторые виды слов:

а) сложных слов, представляющих собой термины:

Пр.: диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира,

изба-читальня.

б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова:

Пр.: жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель,

чудо-рыба.

Дополнение – второстепенный член предложения, который обычно выражается именами существительными (с предлогами и без предлогов) в косвенных падежах, а также словами, употребляемыми в значении существительных (местоименными существительными, субстантивированными прилагательными, причастиями):

Пр.: Воздух был наполнен мигающими синеватыми искрами.

Оба тогда мы болтали пустое!

Забудем бывшеемеж нами.

Володька что-тобормочет.

Дополнение может быть выражено:

 

1. любой частью речи, замещающей имя существительное:

Пр.: Он не обратил внимание на ее “но” (союз)

Возвращаю письмо вместе с большим “спасибо

Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому “бу-бу-бу (звукоподражательным словом)

 

2. инфинитивом:

Пр.: Она подала Валько умыться.

Молодой человек дал мне напиться солоноватой воды.

 

3. словосочетанием, синтаксически нечленимым (сочетание числительного с родительным падежом имени существительного):

Пр.: Я взглянул на палаты и увидел черную бороду и двасверкающих

Глаза.

4. сочетанием местоимения (определительного, неопределенного и отрицательного) с предложно-именным сочетанием

 

Пр.: Я не ждал никого из знакомых.

Количественно-именное сочетание (в состав которого входят существительные со значением определенного количества: десяток, тройка, дюжина, сотня) или неопределенного количества (масса, поток, куча, уйма).

Пр.: Он увидел десятка два людей.

Он любовался потоком машин.

в состав, которого входит местоимение или неопределенно-количественное числительное (несколько, немного, немало, много, мало):

Пр.: Много я стран перевидел

Я собрал несколько картонок из-под шляп.

Словосочетание может состоять из собирательного существительного, имеющего количественное значение (большинство, множество, меньшинство), а также существительного количество и Р.п. имени:

Пр.: Он увидел множество людей, собравшихся на остановке.

Художник Репин оставил после себя большое количество картин и этюдов.

Различаются прямые и косвенные дополнения.

Прямое дополнениеобозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову)

Пр.: Создает человека природа, но развивает и образует его

общество.

Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей НЕ

Пр.: Я не люблю зимы

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

 
 


Дополнительная препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранить форму В.п. при переходных глаголах с отрицанием НЕ

Пр.: Ночь не принесла прохлады.

Отцовский дом не мог я распознать.

Косвенное дополнениевыражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу, прилагательному, к словам категориального состояния, к существительному:

Пр.: Я взбежал по маленькой лестнице.

Лукошко, полное росы,

Я из лесу принес (Маршак).

Так забудь же про свою тревогу.

 
 


Обстоятельстваэто структурно-семантический компонент предложения, который является ВЧ, обозначает обстоятельства, выражается наречиями, деепричастиями, падежными и предложно-падежными формами существительных, занимает разные позиции, чаще – постпозицию, связывается с определяемым словом посредством примыкания и слабого управления; обычно подчиняется главному слову.

Традиционно принято выделять следующие виды обстоятельств:

· обстоятельства образа и способа действия;

· обстоятельства сравнения;

· обстоятельства меры (степени);

· обстоятельства места;

· обстоятельства времени;

· обстоятельства причины;

· обстоятельства цели;

· обстоятельства условия;

· обстоятельства уступки;

· обстоятельства обстановки (ситуации)

 

Рассмотрим каждый вид обстоятельств и укажем их наиболее общее значение и способ выражения

Обстоятельства образа и способа действия обозначают образ или способ совершения действия (как? каким образом? каким способом?).

Пр.: Я читал бессистемно, безудержно.

Он стриг волосы под гребенку.

Ярко зеленели озимь и яровые.

Вдруг ветер доносит свист.

Обстоятельства сравнения

Пр.: Тусклым серебром шумели над головой листья ив.

В болотах ожерельем рассыпана румяная клюква.

 
 


Обстоятельства степени (меры) обозначают количественную характеристику действия или признака (в какой мере? степени?)

Пр.: Не очень-то я его боюсь.

Волны сильно плещут на плоты.

День был совершенно ясный.

 

Обстоятельства места обозначают место действия, направления и путь движения (где? куда? откуда?)

Пр.: На опушке леса вырос красивый дом.

Веселые ручьи бежали во все стороны.

Туча уже унеслась на восток.

Вижу высоко над головою сосны, облака, голубизну.

Предложно-падежные словоформы часто совмещают значения места и объекта, образуя таким образом, ВЧ (обстоятельственные дополнения):

Пр.: У окна на столике в стакане

С чистою холодною водой

Тихо ландыш сребристый вянет,

Наполняя комнату весной (В. Рождественский)

 

Обстоятельства времени обозначают время действия, его продолжительность и меру (когда? как долго? с каких пор? до каких пор? сколько времени?)

Пр.: До рассвета мы шепотом беседуем про орлов.

Наутро, перед зарей, назначено общее наступление.

Береги платье снову, а честь смолоду.

В начале июня часто шли необычные для лета дожди.

Ближе к вечеру заморосил дождь.

 
 


Обстоятельства причины обозначают причины действия (почему? отчего?)

Пр.: Она вся вспыхнула от стыда

Ваши сомнения от молодого нетерпения.

Из-за чего мы ссоримся?

Сенокос запоздал из-за дождей.

У него от испуга сжалось и похолодело сердце.

 
 


Обстоятельства причины могут употребляться с предлогами, подчеркивающими их значение: по причине, ввиду, по случаю, в силу, благодаря. О значении причины сигнализируют словоформы предлогом из-за.

Пр.: К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были

измучены.

 

Обстоятельства цели обозначают цель действия (зачем? для чего? с какой целью?)

Пр.: По улицам слона водили, как видно, напоказ.

Зачем вы пришли? – услышала я.

Он обнял их с восторгом и поехал домой приготовляться.

Она пошла в кладовку за рюкзаком.

Мересьев был направлен в Москву на излечение.

Обстоятельства условия обозначают условия, при котором совершиться действие (при каком условии?)

Пр.: Чуден Днепр при некой погоде.

Они понимали, что без пулемета им не отбить атаки.

О значении условия в предложении сигнализируют словоформы с предлогами при, бези частицы только, лишь.

Обычно значение условия сочетается со значениями времени, объекта, места, ситуации, образуя синкретичные ВЧ.

Пр.: Человек не мыслим вне общества.

Без тебя я – звезда без света,

Без тебя я творец без мира. (Брюсов)

Значение условия могут выражать причастные и деепричастные обороты:

Пр.: Только сделав невероятное усилие, больной сможет

перевернуться на другой бок.

Обстоятельства уступки обозначают факт, вопреки которому совершаться действие (несмотря на что?)

Пр.: В домах, несмотря на ранний час, горел свет.

 
 


Могут быть выражены существительное с предлогами: вопреки, при, против, а также предложными сочетаниями: несмотря на, невзирая на

Пр.: В Петербурге, вопреки его собственным ожиданиям, ему

повезло.

Несмотря на усталость, артель находила время для задушевных бесед.

Могут быть выражены деепричастными оборотами:

Пр.: Имея все данные к тому, чтобы хорошо учиться, он часто

получал двойки.

Обстоятельства обстановки (ситуации) они обозначают состояние погоды, природы, атмосферы. Их обычно включают в обстоятельства места, времени, условия. Для них характерны словоформы: в обстановке, в атмосфере, в тишине, во мгле, на солнышке, в дыму, в тумане, на ветру, при шуме и т.д. Если этих словоформ в предложении нет, их можно поставить

Ср.: В морозной тишине звонко раздавались голоса.

Голоса раздавались звонко в обстановке морозной тишины.

Этот прием, конечно, не универсален, вопрос о квалификации таких обстоятельств решается на основе лексической семантики.

Пр.: Черные в темноте лиственницы бегут навстречу, расступаясь

по сторонам лесной тропы.

Выделенные виды обстоятельств не позволяют однозначно квалифицировать все оттенки обстоятельственных значений, которые могут быть выражены разнообразными средствами русского языка.

Контрольные вопросы

1. Какие два направления в учении о ВЧ предложения вы знаете?

2. Какие определения называются согласованными?

3. Какие определения называются несогласованными?

4. Назовите виды дополнений?

5. Какие виды обстоятельств выделяются в русском языке?

http://kursk-kgpu.narod.ru/sintaks.htm#_Toc48383794

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.