Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел II. Президент Республики

Обещания победителя

По словам аналитиков, победа Олланда будет иметь серьезные последствия для всей еврозоны. Лидер социалистов уже призвал пересмотреть европейский договор о бюджетной дисциплине, который отстаивали бывший президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель.

Сторонники Франсуа Олланда собрались для празднования победы на площади Бастилии в Париже - традиционном месте проведения демонстраций во французской столице. По словам корреспондента Би-би-си, собравшиеся пьют шампанское и скандируют "Сарко, все кончено!".

Победу кандидату от социалистов обеспечила не только экономическая программа, но и невысокая популярность президента Саркози.

Олланд в своих первых выступлениях в качестве президента Франции заявил, что он горд тем, что способен вернуть людям надежду.

Олланд обещал повысить налоги для крупных корпораций и частных лиц, зарабатывающих более 1 млн евро в год.

Кроме того, он намерен поднять минимальный уровень оплаты труда, создать дополнительно 60 тысяч рабочих мест для учителей и снизить пенсионных возраст с 62 до 60 лет для некоторых категорий рабочих.

Олланд пообещал, что сделает все возможное, чтобы переориентировать фискальные усилия евросоюза с мер жесткой экономии на рост. "На нас смотрит Европа, затягивание поясов не может быть единственным возможным вариантом действий", - сказал Франсуа Олланд.

Олланд стал первым за 17 лет социалистом, занявшим пост президента Франции - после Франсуа Миттерана, возглавлявшего Францию с 1981 по 1995 год. Его четырнадцатилетнее президентство (два срока по 7 лет), было самым продолжительным в истории Франции.

Политика - в прошлом?

В телеобращении Николя Саркози заявил своим сторонникам, что "берет на себя ответственность" за поражение.

Говоря о своем политическом будущем, уходящий президент сказал: "Мое участие в жизни страны теперь будет другим".

В ходе кампании Саркози говорил, что уйдет из политики, если проиграет президентские выборы.

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 года выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 года (закон изменён в 2000 г.) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики избран Франсуа Олланд, который вступил в должность на пятилетний срок 15 мая 2012 года, став 24-м президентом Французской республики. Полный список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.

 

Инаугурацияпроходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Цепь Великого магистра ордена Почётного легиона

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексеДома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился вБулонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

Президент республики занимает главное место в системе органе! государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). К первой группе полномочий, осуществляемых президентов; самостоятельно, относятся: 1) право роспуска Национального собрания по своему усмотрению (для этого президент должен лишь проконсультироваться с председателями палат парламента и премьер-министром, но такая консультация его ни к чему не обязывает). Роспуск не может быть произведен в течение года после предыдущего роспуска (поэтому президент не может использовать это право чаще, чем раз в год), с также во время чрезвычайного положения; 2) право ввести в стране чрезвычайное положение, во время которого может быть установлена, по существу, президентская диктатура: по конституции президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. До введения чрезвычайного положения он предварительно должен провести такие же консультации, как и при роспуске нижней палаты парламента. Парла­мент во время чрезвычайного положения не может быть распущен, на­против, если он не заседает, то созывается, но он не может отменять акты президента, хотя и может передать дело о его государственной измене в Высокий суд правосудия; 3) право назначать премьер-министра, мини­стров, высших гражданских и военных должностных лиц и смещать их (по заявлениям об отставке). Назначение правительства президентом требует последующего одобрения правительственной программы ниж­ней палатой парламента; 4) право передавать на референдум законопро­екты по перечисленным выше вопросам; 5) право обращаться с послания­ми к палатам на их раздельных заседаниях. Эти послания не подлежат обсуждению; 6) право председательствовать в Совете министров по свое­му усмотрению; 7) право обращаться в Конституционный совет с запро­сами и назначать треть его членов; 8) президент — глава вооруженных сил, он председательствует в различных советах и комитетах обороны;

9) президент ратифицирует международные договоры (обычно это дела­ет сенат, но если ратификацию осуществляет президент, то требуется контрассигнатура правительства); 10) президенту принадлежит право помилования.

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны: созыв парламента на чрезвычайную сессию; подписание декретов и ордонансов, принятых Советом мини­стров; назначение на гражданские и военные должности; назначение дипломатических представителей. Большинство полномочий — это лич­ные полномочия президента, они не требуют контрассигнатуры.

На практике президент расширяет свою власть, и без того очень большую, в частности за счет правительства. В осуществлении полномо­чий президенту помогает его собственный аппарат — несколько сот лич­ных сотрудников. Все они назначаются президентом. Он использует также огромный аппарат правительства.

Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше


 

Раздел II. Президент Республики

Статья 5

Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Статья 6

Президент Республики избирается на пять лет всеобщими прямыми выборами. Никто не может осуществлять более двух президентских мандатов подряд. Условия применения настоящей статьи устанавливаются органическим законом.

Статья 7

Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если это большинство не набрано в первом туре выборов, то на четырнадцатый день после него проводится второй тур. В нем могут участвовать только те два кандидата, которые набрали наибольшее число

голосов в первом туре с учетом возможности снятия кандидатур опережавшихих кандидатов. Выборы проводятся по объявлению Правительства. Избрание нового Президента проводится не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего Президента. Если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или если Конституционный совет по запросу Правительства выносит абсолютным большинством голосов решение о наличии обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять его обязанности, то эти обязанности, за исключением предусмотренных ниже в статьях 11 и 12, 4временно возлагаются на председателя Сената, а если у него в свою очередь возникнут препятствия к их исполнению - на Правительство. В случае вакансии или если препятствие носит по определению Конституционного совета необратимый характер, выборы нового Президента проводятся, за исключением обстоятельств, связанных с действием непреодолимой силы, наличие которых подтверждено Конституционным советом, не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия

вакансии или объявления о необратимости препятствия .Если в течение семи дней до крайнего срока представления кандидатур одно из лиц, публично заявивших менее чем за 30 дней до этой даты о своем намерении быть кандидатом, скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет может принять решение о переносе выборов .Если до начала первого тура один из кандидатов скончается или у него возникнет препятствие, Конституционный совет объявляет о переносе выборов.В случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов в первом туре до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет о повторном проведении всех выборных мероприятий; то же происходит в случае смерти или возникновения препятствия у одного из двух кандидатов, вышедших во второй тур.

Во всех случаях делается запрос в Конституционный совет в соответствии с правилами абзаца второго статьи 61 или с правилами выставления кандидатур, которые определены органическим законом, предусмотренным в статье 6.Конституционный совет может продлить сроки, предусмотренные в абзацах третьем и пятом, однако выборы должны состояться не позднее чем через 35 дней после даты принятия решения Конституционным советом. Если применение данного положения приведет к переносу выборов на более 5позднюю дату, чем окончание мандата действующего Президента, последний остается в должности до провозглашения его преемника. Статьи 49 и 50, а также статья 89 Конституции не могут применяться, пока должность Президента является вакантной или в период между заявлением о необратимости препятствия, возникшего у Президента Республики, и избранием его преемника.

Статья 8

Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение им его обязанностей по представлению последним заявления об отставке Правительства. По представлению Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства и прекращает их полномочия.

Статья 9

Президент Республики председательствует в Совете министров.

Статья 10

Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении ему не может быть отказано.

Статья 11

[действующие положения] Президент Республики по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которые публикуются в «Журналь Офисьель», может выносить на референдум любой законопроект об организации органов публичной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики государства и публичных служб, содействующих ей, либо направленный на разрешение ратификации какого-либо договора, который, не 6 вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на деятельностиинститутов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает в каждой палате с заявлением, по которому проводится обсуждение. Если законопроект одобрен на референдуме, Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 11. [Вступает в силу в соответствии с законами и органическими законами, необходимыми для их применения конституционного закона № 2008-724 от 23 июля 2008 г. ] Президент Республики по предложению Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которые публикуются в «Журналь Офисьель», может выносить на референдум любой законопроект об организации органов публичной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики государства или его политики в области защиты окружающей среды и публичных служб, содействующих этой политике, либо направленный на разрешение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на деятельности институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает в каждой палате с заявлением, по которому проводится обсуждение. Референдум по вопросам, предусмотренным в абзаце первом, может проводиться по инициативе, выдвинутой одной пятой членов парламента и получившей поддержку одной десятой избирателей, внесенных в избирательные списки. Эта инициатива оформляется как законодательное предложение и не может быть направлена на отмену законодательного положения, проимульгированного менее чем за один год до этого. Условия выдвижения этой инициативы и условия, в соответствии с которыми Конституционный Совет контролирует соблюдение положений предыдущего абзаца, определяются органическим законом. Если законодательное предложение не было рассмотрено обеими палатами в срок, установленный органическим законом, то Президент республики выносит его на референдум. Если данное законодательное предложение не принимается французским народом, никакое новое предложение о проведении референдума по этому же вопросу не может вноситься до истечения двухлетнего срока с даты голосования. Если законопроект или законодательное предложение одобрены на референдуме, Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент Республики может после консультации с Премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по праву во второй четверг после его избрания. Если это заседание приходится на период между очередными сессиями, то сессия открывается по праву на срок 15 дней. Национальное собрание не может быть вновь распущено в течение года после выборов.

Статья 13

Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые в Совете министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Члены Государственного совета, великий канцлер Почетного легиона, чрезвычайные послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители государства в заморских административно-территориальных образованиях, регулируемых статьей 74, и в Новой Каледонии, генералы, ректоры академий, директора центральных административных ведомств назначаются в Совете министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые производится в Совете министров, а также условия, в соответствии с которыми право назначения, принадлежащее Президенту Республики, может быть им делегировано и осуществляться от его имени. Органический закон определяет иные посты и должности помимо тех, которые перечислены в абзаце третьем и в отношении которых в силу их значимости для гарантирования прав и свобод либо для экономической или социальной жизни Нации право Президента Республики назначать на должности осуществляется после публичного заключения компетентной постоянной комиссии каждой палаты. Президент Республики не может произвести назначение, когда сумма голосов «против» в каждой комиссии составляет по меньшей мере три пятых от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях. Закон определяет, какие постоянные комиссии являются компетентными для соответствующих постов и должностей.

Статья 14

Президент Республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нем.

Статья 15

Президент Республики является главнокомандующим вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16

Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом.Он информирует об этом Нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач. По поводу этих мер проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий. После 30 дней осуществления чрезвычайных полномочий Председатель Национального собрания, Председатель Сената, 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет с просьбой проверить, существуют ли по-прежнему все условия, предусмотренные в абзаце первом. Конституционный совет в кратчайшие сроки объявляет свое решение в виде публичного заключения. Он производит эту проверку по праву и объявляет свое решение в соответствии с этими же условиями по окончании 60-дневного срока осуществления чрезвычайных полномочий и в любой момент после этой даты.

Статья 17

Президент Республики имеет право помилования в индивидуальном порядке.

Статья 18

Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. Он может выступать в Парламенте, который в этом случае проводит совместное заседание обеих палат. По его заявлению в его отсутствие может быть проведено обсуждение без какого бы то ни было голосования. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Статья 19

Акты Президента Республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 18, 54, 56 и 61, контрасигнуются Премьер-министром и, в случае необходимости, ответственными министрами.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.