Здавалка
Главная | Обратная связь

Идеология Ярославского восстания

В истории каждого города есть свои звездные часы. Одним из таких решающих, поистине судьбоносных моментов в жизни Ярославля стало ан-тикоммунистическое восстание в июле 1918 года. В нем, как теперь ясно, приняли участие многие ярославцы, поддержавшие почин Союза защиты Родины и свободы .
Эти дни стали моментом духовного, политического самоопределения. И такое самоопределение не могло не принять идеологическую форму. Иными словами, по необходимости самосознание участников восстания от-ливалось в завершенные формулы, было вынесено как тезис, как лозунг, как программное условие деятельности, борьбы.
До последнего времени анализ идеологии Ярославского восстания за-частую подменялся некритичной трансляцией давно сложившихся на сей счет предрассудков. В исследовательской литературе использовался набор стереотипов‚ еще в 1920-е годы введенный в оборот ярославским истпартом. Он был практически воспроизведен позднее в посвященных июльским событиям книгах Л.Б.Генкина и Р.В.Балашова . Скажем, нередко восстание называли «эсеровским мятежом», безуспешно пытаясь нашупать его связь с начавшимся одновременно восстанием левых эсеров в Москве, спровоцированным большевиками. Встречаешь и мнение о намерении восставших в Ярославле реставрировать дофевральский монархический строй. Особого внимания взглядам восставших советские авторы не уделяли. Это и неудивительно, ведь историки советского времени делали акцент на гипотетических связях восстания с планами «интервенции» (т.е. военной помощи союзников антикоммунистическому сопротивлению в России) и на процессе подавления движения.
Были и более точные, хотя совершенно не развернутые, к тому же оформленные в духе эпохи суждения и сведения. В 1924 году очевидцы вос-стания С.Дмитриев и Н.Первухин фиксировали, что «многоцветная платформа «союза защиты», призвавшая под национальный флаг все внебольшевистские группировки, объединила в составе перхуровских вооруженных сил, кроме (...) денежной группы (т.е. купцов и промышленников.- Е.Е.), в большинстве настроенной монархически, и представителей кадетствующей интеллигенции, также преимущественно молодежь из местных гимназий и других учебных заведений, а также Демидовского лицея», учащиеся которого неоднократно и прежде «выносили на своих общестуденченских собраниях протесты против насилий, чинимых большевиками над демократией» .
Лишь в недавнее время появились первые серьезные попытки анали-за ситуации в восставшем городе, полного и объективного осмысления идеологии восставших. Они опираются на освоение полного комплекса дос-тупных документов восстания. Были введены в научный оборот новые мате-риалы и актуализированы давно опубликованные документы, долгое время остававшиеся вне научного осмысления. Важный вклад в решение этой за-дачи внес В.Н.Козляков . В 1992 году он писал о полной неизученности аги-тационной деятельности штаба Добровольческой армии в Ярославле. С тех пор ситуация несколько улучшилась. Однако специально вопрос об идейной платформе восстания так и не был поставлен.
В настоящей работе мы не будем говорить о реальных или гипотети-ческих взглядах участников восстания, воздержимся и от реконструкции идей, которые не получили прямого выражения в дни восстания. Основное внимание будет уделено публичному идеологическому оснащению восстания в течение тех шестнадцати дней, когда центр Ярославля находился в руках восставших. Нас интересует то, как формулировали восставшие свои идеалы, цели и задачи сами для себя и для всех россиян. Поэтому основным источником будут листовки восставших. По подсчетам В.Н.Козлякова с 6 по 19 июля было издано 27 листовок, большинство их приходится на первую неделю событий. Штаб восстания выпускал разножанровые листовки с обращениями к гражданам города, информировал о записи добровольцев, воссоздании городской управы и т.п.. Нами привлекаются также мемуарные свидетельства.
Концентрация событий в ходе восстания не давала места для идеоло-гических дискуссий. Представители самых разных партий (кадеты, правые эсеры, меньшевики), профсоюзов, сторонники различных взглядов на буду-щее России объединились в эти дни, и произошла стихийно выработка об-щей платформы, платформы общественного согласия. Из этого блока были исключены лишь явные политические маргиналы. Объединение усилий со-вершалось небеспроблемно, но вполне последовательно. В формулирова-нии идеологической платформы восстания участвовало как военное руково-дство (А.П.Перхуров, И.А.Веревкин, П.П.Карпов), так и гражданское управле-ние, составленное в основном из местных земских деятелей разной полити-ческой ориентации (кадеты А.М.Кизнер, В.С.Лопатин, И.П.Горелов, Н.И.Соболев, меньшевики И.Т.Савинов, П.А.Богданов-Хорошев, Б.В.Дюшен, Ф.Д.Мешковский, эсер Н.А.Мамырин,), которые объединились для решения насущных задач. По мнению В.Н.Козлякова, ведущую роль в составлении листовок восставших играло гражданское управление . Можно предполо-жить, что в подготовке этих документов участвовали и другие вовлеченные в восстание лица, скажем преподаватель ярославского Демидовского лицея, известный впоследствии министр в правительстве А.В.Колчака, а потом сме-новеховец Ю.В.Ключников, а также меньшевик Х.И.Иоффе (губернский ко-миссар труда при Временном правительстве) и др..
Красноречив появившийся в первый день восстания программный плакат: «Да здравствует свободная Россия. Долой большевиков. Да здравст-вует Учредительное собрание» . Здесь, по сути, суммированы основные идеи восставших, представлено самое лаконичное их общественно-политическое кредо. Более полное обоснование генеральной цели восстав-ших получили в воззвании штаба Северной Добровольческой армии к жите-лям города Ярославля, появившемся в первый день восстания, в субботу 6 июля 1918 года. Граждане Ярославля призываются к участию в деле спасе-ния «нашей родины и нашего народа от позора, рабства и голода». Здесь идет речь о «установлении форм широкого государственного народоправст-ва»: «Народное собрание, законно и в нормальных условиях избранное, должно создать основы государственного строя, установить политическую и гражданскую свободу и на точном основании закона закрепить за трудовым крестьянством всю землю в его полную собственность» .
Таким образом, восставшие с самого начала отказались от планов реставрации монархического строя, заявив о себе как о непредрешенцах. Такого рода платформа, разумеется, не была изобретением ярославцев. Это на тот момент практически общее кредо антибольшевистского белого дви-жения в стране, определившее как его силу, так и его слабость. С одной сто-роны, непредрешенство означало стремление не к прошлому, а к будущему, к более совершенным формам общественного устройства, к «строительству новой свободной и великой России» (как формулировалось в обращении ярославского отряда Северной Добровольческой армии и городской управы). Это могло служить объединению всех, кто непредубежденно искал для России лучшего будущего. С другой - это стремление не отливалось в предельно конкретную, наглядную и всем понятную программу социального устроения.
Формы новой российской государственности, по этой логике, должно было ввести вновь избранное учредительное (народное) собрание. Речь в ярославском воззвании, отметим, не шла об Учредительном собрании, из-бранном в конце 1917 года и разогнанном большевиками, поскольку условия его формирования были, очевидно, далеки от «нормальных».
В формулировке цели восстания в Ярославле обращают на себя вни-мание два акцента. Первый из них - необходимость политической и граждан-ской свободы. Она была остро осознана и прочувствована на фоне того дес-потического произвола, который с самого начала характеризовал власть большевиков. Второй акцент - передача крестьянам земли в полную собст-венность на основе закона. К тому моменту, как известно, земля была со-циализирована как «общенародное достояние» и передана крестьянам «на началах уравнительного землепользования» (согласно Декрету о земле, принятому Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года, чья правомочность восставшими не признавалась). В ярославской формуле речь идет не об общенародности земельного фонда, а о праве полной соб-ственности крестьянина на землю и о законных гарантиях этой собственно-сти.
Далее в воззвании речь говорилось о водворении «строгого законного порядка» как «самой первой мере». Можно было бы задаться вопросом об источнике новой законности. В городе приказом А.П.Перхурова 8 июля была восстановлена деятельность городского самоуправления «на основах Закона Вр. Прав. 1917 г.» . 13 июля своим постановлением А.П.Перхуров для «воссоздания законности, порядка и общественного спокойствия», упразднив все органы «Советской власти» и отменив все ее декреты и постановления, восстановил «органы власти и должностных лиц, существовавших по действовавшим законам до октябрьского переворота 1917 года» (с некоторыми коррективами) .
Произведенные коррективы дали повод Р.В.Балашову считать, что это было движение «по пути реставрации старых порядков. Были отменены не только все декреты Советской власти, но и постановления Временного правительства. В губернии и уездах, согласно постановлению. Восстанавли-вались земства, земские и городские управы, в волостях - власть волостных старшин. Восстанавливался также старый суд и полиция (...) программа Пер-хурова - это программа полной реставрации старого строя с помещиками и урядниками, капиталистами и околоточными» . Представляется, что поста-новление не может быть интерпретировано столь прямолинейно. Многие предусмотренные в нем меры, отступавшие от дооктябрьской практики, были вынужденными, они были продиктованы спецификой сложившейся к тому времени ситуации, прежде всего условиями военных действий, а в частности - отсутствием самого Временного правительства как такового, со всеми производными от него институциями. В этой связи и казалось, очевидно, более оправданным возвращение к исторической традиции посредством устранения анархии, ставшей следствием непродуманных реформ. Это влекло за собой сокращение звеньев низовой представительской демократии, оказавшейся неэффективной в экстремальных условиях войны и подступавшей разрухи.
Таковы были достаточно распространенные процессы развития само-сознания в рамках белой парадигмы. Характерно, что собравшийся в дни Ярославского восстания в столице белой Сибири Омске съезд представите-лей торговли, промышленности и домовладения Сибири и Урала гораздо более решительно, чем авторы ярославских документов, констатировал, что «в общественных государственно-ответственных слоях населения намеча-лась глубокая тоска по твердому и властному государственному управлению (...) вылившаяся в итоге в мысль о необходимости диктатуры как временного управления, руководимого в своих действиях соображениями целесообраз-ности, не связанного никакими тормозами общественного контроля, быстрого и решительного в проявлениях правительственной воли и поэтому единственно способного к установлению прочного порядка в стране, к завершению вместе с союзниками мировой войны и к созыву Всероссийского Учредительного собрания, но в условиях уже упорядоченной внутренне и мирной извне жизни России», в «политической мысли русского народа» «обнаруживается, что приемы управления и устройство власти по образцу Временного правительства бесспорно изжиты и ни в коем случае не могут быть воскрешаемы» . (Демократические процедуры и механизмы были энергично редуцированы и в лагере красных.)
Следует учесть, что документ А.П.Перхурова регламентировал лишь временный порядок управления в экстремальных условиях и ничуть не про-тиворечил генеральным целям восставших. Весьма загадочно выглядит по-этому фраза Р.В.Балашова: «Интересно то, что о большинстве нововведе-ний не были сделаны даже оговорки, что они вводятся до Учредительного собрания, от имени которого якобы действовала Северная добровольческая армия со своим перхуровским штабом» . Она заставляет подозревать у А.П.Перхурова чуть ли не бонапартистские замашки, что весьма далеко от истины. Именно те пункты постановления, где А.П.Перхуров устанавливает собственные полномочия и определяет полномочия всех временно вводи-мых органов земского и городского самоуправления, прямо объявлены дей-ствующими лишь «до восстановления общего государственного порядка в пределах государства Российского» . Подобным образом позднее форму-лировал свои задачи и А.В.Колчак, принимая в ноябре 1918 года всю полно-ту власти .
В процессе самоутверждения новой власти речь могла идти об орга-низации распорядка жизни, основанного на некоторых важнейших принци-пах. В воззвании 6 июля они определены: это предотвращение «покушений на личность и частную собственнность», отмена «препятствий торговле и пе-редвижению», восстановление в правах «частного торгового капитала».
В дни восстания предпринимались немалые усилия для того, чтобы эти принципы утвердить на практике. В одном из приказов А.П.Перхуров ка-тегорически требует не допускать «самовольных стеснений и ограничений в отношении жителей, поставленных и без того в крайне тяжелое положе-ние» . Сразу были предприняты решительные меры для предотвращения самосудов; поэтому количество жертв самосудов оказалось минимальным. В своем объявлении 12 июля А.П.Перхуров и его заместитель, помощник по гражданской части А.М.Кизнер предостерегали от необоснованных арестов и обысков, предупреждая о строгой ответственности виновных. «Приказываю твердо помнить, что мы боремся против насильников за правовой порядок, за принципы свободы и неприкосновенности личности»,- значилось в объявлении .
При возникновении проблем гражданское самоуправление апеллиро-вало к сознательности граждан Ярославля. Так, объявлялся сбор добро-вольных пожертвований для потерявших кров и имущество вследствие ин-тенсивного обстрела Ярославля красными. Запись в Добровольческую ар-мию также применялась, судя по всему, без применения насилия . Каса-тельно лишь офицеров мы находим в одном из приказов А.П.Перхурова сле-дующую формулировку: «Офицеры, уклоняющиеся от честного выполнения долга перед Родиной и не принимающие активного участия в борьбе - под-вергаются лишения офицерского звания» . В то же время с 10 июля ввиду непрекращающегося обстрела Ярославля была создана независимая от Добровольческой армии городская самооборона для охраны своих домов, «защиты своих очагов» «от вторжений противника и мародеров», причем в условиях военного положения устанавливалось, что «членом самообороны должен быть каждый честный правоспособный гражданин независимо от его общественного положения и национальности» . Но и тут не устанавлива-лось жестких мер против тех, кто захотел бы уклониться от участия в само-обороне. Они должны были, согласно инструкции по самообороне, привле-каться «к принудительным общественным работам» , что на практике едва ли было осуществимо.
Важной составляющей идеологии восстания были религиозные моти-вации социальной активности. В обращении ярославского отряда Северной Добровольческой армии и городской управы к гражданам Ярославля 15 июля (когда уже мало оставалось надежд на успех) есть такие фразы: «Перст истории указал на наш город, и нужно верить, что Бог спасет нашу родину в настоящую тяжелую годину (...) Бог да поможет нам и Ярославлю с его святы-нями и от него пойдут здоровье и сила в тело нашей несчастной родины» . Характерно, что ярославское духовенство в первые дни восстания отслужи-ло в Успенском соборе молебен о победе белого воинства и в целом оказы-вало моральную поддержку восставшим (за что потом поплатилось, подверг-нувшись репрессиям).
Помимо манифестальной части в самосознании восставших были и элементы, не требовавшие ответственного публичного выражения, но при-нимавшие характер поступков, рядовых высказываний, суждений и т.п. Фик-сировать их, к сожалению, непросто. Очень немного таких простых подроб-ностей осталось в памяти или в печатных материалах. Укажем на одно сви-детельство. Коммунистка Е.Розанова, которая провела дни восстания в го-роде, была интернирована и вспоминала потом о «георгиевском кавалере» из конвойных, который «бредил об учредительном собрании, об освобожде-нии России от иностранцев, о восстановлении ее и т.д.». Она же передавала слова арестовавшего ее офицера, сказавшего ее матери: «Не беспокойтесь, ничего страшного нет: мы не большевики» .
С другой стороны, в городе заявила о себе черносотенная стихия. Трудно сказать, насколько активное участие принимали ярославские черно-сотенцы в восстании. Но, очевидно, именно на их совести - бессудная рас-права над Давидом Закгеймом и, вероятно, над Семеном Нахимсоном - двумя единственными коммунистическими руководителями, казненными в утренней неразберихе первого дня восстания. В то же время те, кто подавил восстание, позднее констатировали, что в городе раздавались призывы к ев-рейским погромам. Однако погромов не случилось . (Следует для полноты картины отметить, что в восстании принимали участие представители раз-ных народов России, в том числе и евреи .)
Обстановка восстания оставляла мало места для формулирования внешнеполитической программы восстания. В целом восставшие придержи-вались здесь традиционной идеи о верности союзническим обязательствам России. Ярославский отряд Добровольческой армии 8 июля объявил себя в состоянии войны с Германией, не признав унизительного Брест-Литовского мира. В тот момент в Ярославле находились 1500 бывших германских воен-нопленных, которых не успели отправить на родину. Для организации их эвакуации была после подписания мира создана германская Комиссия №4 во главе с лейтенантом К.Балком. В июльские дни восставшие реально не вели никаких военных действий с немцами, поскольку те и не предпринимали попыток вступить в борьбу. Немцы были интернированы и все дни восстания провели в городском театре. 21 июля штаб восставших сдался германской Комиссии . В.Н.Козляков полагает, что, пойдя на это, офицеры штаба добровольцев рассчитывали на то, что, став германскими военнопленными, они создадут дипломатический казус для большевиков . Он цитирует обнаружившего донесения Балка из Ярославля историка У.Германиса: «Эта идея могла появиться в голове интеллигентного русского офицера, но она была безнадежно далека от реальных условий гражданской войны. Мы можем сказать, что этот шахматный ход имел определенный шарм, но это ничего более, как худший вариант русской рулетки» . Думается, этот жест в безвыходной ситуации имеет не столь однозначное объяснение. Кроме призрачных юридических резонов его заставил совершить кодекс офицерской чести, в соответствии с которым сдача «официальному» военному противнику достойнее, чем капитуляция перед той властью, которую восставшие не признавали. В этом смысле участники восстания были идеологически последовательны. (Но это был драматический и парадоксальный выбор, который, конечно, не мог довести до добра. После резкого разноса со стороны одного из руководителей подавления восстания Ю.С.Гузарского К.Балк счел за благо выдать красным членов штаба восстания, которые были поголовно расстреляны в 2 часа дня 21 июля 1918 года.)
Ярославское восстание закончилось поражением восставших. Однако оно имеет важный исторический и духовный смысл. Это исключительный пример антикоммунистического самоопределения граждан России (в мас-штабе города). Значение Ярославского восстания связано с утверждением силой общественной гражданской инициативы в обстоятельствах, менее всего к тому располагавших, идеалов народоправства, законности и прав личности - путем уничтожения деспотического режима и преодоления партийных разногласий, достижения разумного консенсуса. Именно на такой основе предполагали участники Ярославского восстания строить новую Россию . Эта транскрипция белой идеи сохраняет значение и по сию пору как завет для современных и будущих реформаторов.

Примечания.
Обоснование этого факта см. в: Козляков В. «Служба эта была для России...» // Волга. 1993. №3. Впрочем, его охотно признавали и раннесоветские авторы, напр.: Королев В. Под властью белых // Ярославский сборник, посвященный годовщине Великой октябрьской революции и июльским событиям в Ярославле. Ярославль, 1918. С.61; Малинин Д. У белых под пятой // Шестнадцать дней. Материалы по истории ярославского белогвардейского мятежа (6-21 июля 1918 г.). Ярославль, 1924. С.60-62.
См.: Ярославский сборник‚ посвященный годовщине Великой октябрьской революции и июльским событиям в Ярославле. Ярославль‚ 1918; Из истории ярославского белогвардейского мятежа. (6-22 июля 1918 года). Сборник 2. Ярославль‚ 1922; Шестнадцать дней. Материалы по истории ярославского белогвардейского мятежа (6-21 июля 1918 г.). Ярославль, 1924; Генкин Л. Б. Ярославские рабочие в годы гражданской войны и интервенции. Ярославль, 1958; Балашов Р. В. Пламя над Волгой (Ликвидация белогвардейского мятежа в Ярославле летом 1918 года). Ярославль,1984.
Дмитриев С., Первухин Н. Шестнадцать дней // Октябрь. Историко-революционные экскурсии. М.; Л., 1924. С.44.
Козляков В. Н. 1) «Граждане! Теперь вам всем ясно, кто такие большевики...» (Листовки Ярославского восстания 1918 года) // Ярославская старина. Из архива русской провинции. Ярославль, 1992; 2) «Служба эта была для России...» // Волга. 1993. №3; 3) Новые источники по истории гражданской войны в России (Документы Ярославского восстания 1918 года) // Ярославская старина. 1997. №4. См. также: Ермолин Е., Козляков В. Русская Герника // Золотое кольцо (Ярославль), 4 июля 1992; Ермолин Е. Они хотели спасти Россию // Золотое кольцо (Ярославль), 15 июля 1994.
Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.42.
Малинин Д. У белых под пятой... С.65, 67.
Здесь и далее цит. по: Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.43.
К населению гор. Ярославля // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.50.
Цит. по: Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.44.
Постановление Главнокомандующего Ярославской губернии, командующего вооруженными силами Северной Добровольческой армии ярославского района // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.49-50.
Балашов Р.В. Пламя над Волгой... С.51-52.
Цит. по: История России, 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993. С.101-102.
Балашов Р.В. Пламя над Волгой... С.51.
Постановление Главнокомандующего Ярославской губернии, командующего вооруженными силами Северной Добровольческой армии ярославского района // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.50.
В обращении Верховного Правителя к населению мы находим следующую про-грамму деятельности: «Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и становление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру» (цит. по: История России, 1917-1940... С.106).
Приказ №12. По ярославскому району Северной Добровольческой армии // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.48.
Листовки Ярославского восстания 1918 года (новые поступления в Ярославский музей-заповедник из архива КГБ). Публикация Е.А.Ершова // Ярославская старина. 1994. №1. С.57.
См.: Приказ №9 о сборе войск Добровольческой армии. Приказ №10 по ярославскому району Северной Добровольческой армии // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.45-46.
Цит. по: Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.46.
Городская самооборона. Приказ квартальным Комитетам по г.Ярославлю №7 // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С.47.
Листовки Ярославского восстания 1918 года (новые поступления в Ярославский музей-заповедник из архива КГБ) // Ярославская старина. 1994. №1. С.55.
К населению гор. Ярославля // Козляков В.Н. «Граждане! Теперь вам всем ясно...» С..50.
Розанова Е. Воспоминания коммунистки // Из истории ярославского белогвардейского мятежа... Сб.2. Ярославль, 1922. С.44, 42.
Красная книга ВЧК. Т.1. М., 1989. С.163.
Архив ЯФСБ. Историческая коллекция. Ф.22. Оп.1. Д.1-8; Д.10. Л.2, 2 об.; Д.11; Д.12. Л.268-293, 308-331; Д.13. Л.261-276.
См. обращение К.Балка к гражданскому населению Ярославля: Архив ЯФСБ. Историческая коллекция. Ф.22. Оп.1. Д.15. Л.111.
Козляков В.Н. Новые документы по истории Ярославского восстания 1918 года (в печати).
Germanis U. Some observations on the Yaroslavl Revolt in July 1918 // Journal of Baltic Studies. 1973. Vol.4. №3. Р. 241.
Об актуальности подобных идей в более позднее время см.: Каграманов Ю. Белая идея на пороге ХХ1 века // Континент, №78. С.191-205.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.