Здавалка
Главная | Обратная связь

Отраслевая структура экономики, тенденции ее изменения.



Сельское хозяйство

Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот. Значительно увеличилось количество тракторов (в 16 раз), комбайнов, автомобилей; большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. Широко стали применяться химические удобрения и средства защиты растений. В сельскохозяйственном производстве возросла концентрация. Число крупных хозяйств площадью свыше 50 га в 1956 г. увеличилось по сравнению с довоенным периодом почти в 2 раза. Они составляли 5 % от общего числа, но обрабатывали более 25% земли. Тем не менее эти сдвиги почти не коснулись мелких крестьянских хозяйств. Примерно 80 % их практически не пользовались тракторами, процесс разорения усилился. Парцеллярная система землепользования изживалась крайне медленно и болезненно. В целом сельское хозяйство в своем развитии значительно отставало от промышленности.

К 1980-м годам, в связи с перепроизводством продуктов питания, были предприняты меры по ограничению производства сельскохозяйственной продукции. В 1984 для сокращения производства молока были введены квоты, а в 1992 ЕС снизил уровень гарантированных цен и потребовал сократить площади обрабатываемых земель, что вызвало массовые протесты французских фермеров.

Крупные капиталовложения и повышение производительности труда позволили увеличить за 10 лет производство сельскохозяйственных продуктов на 66 %.

К 80-м гг. Франция стала одним из лидеров по производству пшеницы, занимая по этому показателю второе после США место в мире.

Промышленность

Добывающая промышленность переживает структурный кризис. Почти прекращена добыча угля, железной руды, бокситов. Характерная особенность Франции — рост атомных электростанций. По доле АЭС в обшем производстве электроэнергии Франция находится на первом месте в мире.

Обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу. Первое место принадлежит автомобильной промышленности. Также весьма развита электротехническая отрасль (первое место в мире по производству электрокабеля, развито производство оборудования для атомных станций). Большое значение имеет авиационно-космическое производство.

Развита химическая промышленность, косметика, фармацевтика. Расходы на НИОК.Р во Франции в целом ниже, чем в США и Японии, что обусловило технологическое отставание от этих стран.

 

Торговля

торговый баланс Франции в 70-е гг. был неизменно пассивен, что осложняло как внутреннее, так и международное положение страны. Дефицит внешнеторгового баланса сложился в результате снижения конкурентоспособности французских товаров, а также увеличения пассивного сальдо в торговле энергоносителями. Отмена таможенных тарифов в рамках ЕЭС привела к росту товарооборота между странами "Общего рынка", однако еще более увеличила торговый дефицит Франции. В начале 80-х гг. он составил огромную сумму в 14,1 млрд. дол. против 1,2 млрд. дол. в 1970 г

3.Особенности экономической модели развития Франции. Роль индикативного планирования в государственном регулировании экономики.
Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Именно из-за высокой роли государства в экономике такую экономическую систему довольно часто называют этатисткой моделью. Один из бывших премьер-министров страны, Эдуард Балладюр, дал довольно точную характеристику такой активной роли французского государства в хозяйственной жизни, назвав его государством-планификатором.[1]

 

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет через консолидированный бюджет свыше половины ВВП (52,1% в 1999г.). Количество занятых в государственном секторе составляет около четверти всего экономически активного населения страны. Почти треть всей собственности в экономике приходится на долю государства. Крупнейшие французские транснациональные корпорации (ТНК) – такие как Elf Aquitaine (добыча и переработка нефти), Thomson (электроника и электротехника), France Telecom (связь), Renault (автомобилестроение) – вплоть до начала радикальной приватизации конца 1990-х гг. являлись либо полностью государственными компаниями, либо предприятиями с государственной долей участия. На примере таких государственных или полугосударственных концернов особенно очевидным стало сращивание экономической и политической власти государства.

 

Вместе с тем социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма долгое время способствовало сглаживанию отрицательных черт капитализма во Франции. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. К концу 1990-х гг. на социальные цели расходовалось около трети ВВП (30,8% в 1997 г.). Согласно комплексным оценкам международных институтов Франция занимает первое место в мире по эффективности своей системы здравоохранения. Заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Сильные профсоюзы постоянно угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания. Неуклонно снижается продолжительность рабочей недели.

 

Однако при всех преимуществах своей социальной системы сегодня Франция развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику.

 

Чтобы не отставать от темпов и качественного уровня развития стран-лидеров мировой экономики (прежде всего США) Франции остро необходимо не только развивать свою собственную технологическую базу, но и существенным образом трансформировать структуру национального хозяйства, что предполагает ослабление внутреннего регулирования и снижение бремени социальных расходов государства. Следовательно, в самое ближайшее время качественные перемены должны произойти в системе социальных гарантий, в характере взаимоотношений между государственным и частным секторами экономики, в сфере профессиональной подготовки кадров и занятости, а также в государственных финансах.

 

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень которой, как и пособий по безработице, весьма высок. Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей и наемных работников. Так, если в 1997 г. социальные взносы равнялись 6,1% ВВП в Великобритании, 7,2% ВВП в США, 10,6% в Японии и 15,5% в Германии, то у Франции на социальные платежи приходилось 18,3% ВВП страны. А всего налоговые платежи и социальные взносы граждан и предприятий Французской Республики достигли 45,1% ВВП, что почти на 7% превысило уровень Германии, традиционно считающейся страной с высоким бременем налогов и социальных взносов[2].

 

Вместе с тем высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальные гарантии, свойственные государственному сектору, там не столь велики.

 

Различие между государственным и частным секторами экономики существуют не только в уровне заработной платы и социальных гарантий. Традиционно экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны ориентировались в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. Научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР) государство также оказывает приоритетную поддержку и субсидирует преимущественно общественный сектор, а венчурный бизнес – реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий – поощряется недостаточно.

 

Отсутствие должного внимания государства по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс и предпринимательскую активность в обществе.

 

Состояние государственных финансов во Франции довольно благоприятно. Основные финансовые показатели страны удовлетворяют требованиям Маастрихтских критериев валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП (соответственно, - 2,5% и 58,9% ВВП в 1999г.). Однако при сохранении наметившихся тенденций социальная рыночная система Франции способна через какое-то время вызвать ухудшение этих показателей. Ожидаемое замедление темпов экономического роста в связи с мировым спадом хозяйственной конъюнктуры в самом начале XXI в., рост количества пенсионеров и уровня социальных гарантий населения – все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы станы и давлением на курс евро, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.

 

Сложившаяся система социального рыночного хозяйства Франции, неблагоприятно влияет на конкурентоспособность Франции в мировой, а также европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы нередко делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и боле гибким рынком труда. Даже французские граждане с высокими доходами предпочитают выбирать в качестве налоговых юрисдикций резидентства соседние государства с более низким уровнем подоходных и социальных налогов. Таким образом, и на официальном, и на бытовом уровне французы осознают необходимость перемен в сложившейся системе макроэкономического регулирования, и в конце 1990-х гг. попытка таких преобразований в народном хозяйстве Франции была предпринята







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.