Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА



ТРУДНОСТИ СВЯЗАННЫЕ С КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРОЙ «ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА»

СУТЬ ТРУДНОСТЕЙ

По мнению психологов, основой общей культуры личности является именно коммуникативная культура. Она помогает создать внутренний мир личности. Таким образом, сформированность коммуникативной культуры должна стать одной из основных задач современного образования.

В.В. Соколова предлагает следующее определение: «Коммуникативная культура – совокупность умений и навыков в области средств общения и применение законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения». Она включает в себя следующие компоненты: эмоциональная культура, культура мышления, культура речи, интегративные коммуникативные умения, организаторские способности, общительность, коммуникативные способности, культура речи.

Исследователь Л.А. Аухадеева выделяет следующие показатели коммуникативной культуры.

1. Интегративные коммуникативные умения;

2. Организаторские способности;

3. Общительность;

4. Коммуникативные способности;

5. Культура речи.

Также Л.А. Аухадеева выделяет следующие группы факторов влияющие на коммуникативную культуру.

Ведущие факторы.

1. Удовлетворенность отношениями;

2. Уровень речевого развития;

3. Интенсивность влияния социума.

Основные факторы.

4. Интенсивность общения в семье, количество друзей, осознанность выбора профессии;

5. Образование родителей, интенсивность общения с друзьями;

6. Успеваемость в школе;

7. Занятия самовоспитанием и самообразованием;

8. Уровень познания самого себя;

9. Наличие домашней библиотеки;

10. Доброжелательность отношений.

Вспомогательные факторы.

11. Успеваемость в школе, темперамент;

12. Состав семьи;

13. Отношение к учебе;

14. Толерантность.

Бесспорно, коммуникативная культура занимает далеко не последнее место в жизни человека. Первые навыки коммуникативной культуры человек осваивает еще с раннего возраста. Особое внимание стоит уделить подростковому возрасту, так как именно этот период является переломным в жизни человека. Коммуникативная культура подростков развивается не сама по себе, а под влиянием различных факторов. Подростковый возраст отличается тем, что находясь на данном этапе развития человек, впитывает в себя все, как губка. Подросток еще недостаточно развит для того, чтобы анализировать те влияния, которые оказывает на него среда, он вбирает в себя все и сразу. Очень важно, чтобы на данном жизненном этапе подростка окружали люди с хорошо развитий коммуникативной культурой, чтобы компания друзей, в которой находится подросток, развивалась, а не деградировала, и рядом находился взрослый человек, который хочет и может помочь. Подростки «группы риска» нуждаются в повышенном внимании, так как мало того что данный возраст характеризуется как переломный, критический период, так они еще и входят в группу риска.

Группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, к биологической гибели.

Дети группы риска – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [3, с. 9-10].

Самой распространенной причиной того, что коммуникативная культура подростков «группы риска» находится на низком уровне, является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается подросток. Развиваясь в социально неблагополучной среде, дети усваивают её нормы и ценности. Для подростков эти нормы и ценности – наиболее правильные, поскольку они не имеют опыта жизни в иной социальной среде.

 

Психологический портрет подростка с низким уровнем развития «коммуникативной культуры»:

- необщительность;

- трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта, сложности в достижении согласия, выработке общей позиции;

- низкий уровень развития культуры речи, подростки «группы риска» склонны употреблять сленг и мат, зачастую имеют бедный словарный запас;

- агрессивность;

- некорректное поведение в общественных местах;

- стремление к решению проблем с позиций давления, силы;

- эгоизм;

- неспособность к сочувствию, отсутствие взаимопомощи;

- низкая ответственность за свои действия;

- нетерпимость к чужому мнению;

- неумение вести диалог;

- неумение четко высказать мысль в письменной и устной формах.

 

ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДА

В данной программе используется гуманистическая парадигма, т.к. программа нацелена на развитие личностного роста, формирование понимания ценности личности своей и другого. А так же поведенческая парадигма, т.к. формируются навыки самоконтроля, умения слушать, умения выражать свои чувства, устанавливать контакт, обучение эффективно выстраивать процесс общения и вести продуктивный диалог.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.