Здавалка
Главная | Обратная связь

Великое наследие Санчин


Данный комплекс, присущий таким направлениям каратэ, как Годзю-рю, Уэти-рю, Тоон-рю, Рюэй-рю, Иссин-рю, Кёкусин-кай и многим другим, считается широкой публикой «дыхательным» или «энергетическим» ката. Действительно, основное внимание при отработке данного формального комплекса является основным аспектом. Движения рук и ног обычно выполняются медленно. В разных школах каратэ скорость технических действий и паузы между ними варьируются, тогда как в Годзю-рю, например, все движения выполняются медленно с заметным напряжением, в Уэти-рю выброс рук в удары являются быстрыми и расслабленными, почти как в обычных ката.


Важные моменты:
1. Необходимо правильно (то есть своевременно) сочетать вдохи и выдохи определенной глубины и силы в соответствии с техническими действиями.
2. Вдох всегда производится через нос, а выдох – через рот.
3. Важно помнить, что легкие никогда не наполняются воздухом на 100%. Это вредно. Точно также нельзя выдыхать совсем. В легких должно остаться немного воздуха.


Существует пять различных вариантов дыхания, о чем, к сожалению, многие забывают, смешивая или вовсе не следя за синхронизацией движений и системы вдохов-выдохов. Эти варианты делят в зависимости от длительности вдоха либо выдоха и отсутствия либо присутствия задержки дыхания после оных:
1. глубокий (длительный) вдох, длинный выдох;
2. глубокий (длительный) вдох, короткий (резкий) выдох;
3. короткий (довольно быстрый) вдох, длинный выдох;
4. короткий вдох, короткий выдох;
5. дыхание с длительной (2–3 секунды) задержкой дыхания, то есть дыхание по следующей схеме: вдох – задержка – выдох – задержка.

Мягкое или жесткое
?
Дышать нужно без напряжения. Распространенной ошибкой является так называемый «рычащий» тип дыхания. Считается, что Мияги Тёдзюн изменил тот тип дыхания в Сантин-ката, который использовал его учитель Хигаонна Канрё. Хигаонна, якобы, все движения выполнял быстрее, да и выдохи делал резче. Верно, Мияги «замедлил» и движения, и скорость дыхания, сохранив общий темп (относительно скорости). Но он не вводил тип дыхания, при котором каратисты бы «рвали глотки». Мияги заботился о терапевтическом аспекте практики Сантин и о сохранении здоровья. И надрывное шипение при выполнении Сантин – глубокое заблуждение, которое по ряду причин остается распространенным явлением среди годзюристов. На самом деле дыхание должно быть мягким. И выдох (возможно, кто-то видел, как исполняют ката годзюристы или кёкусинкайцы) не является выжимаемым из себя «кашлем», а всего-навсего представляет собой установку на пути исходящего из легких воздуха языка. Прижимая его кончик к основанию верхних зубов, мы создаем искусственную преграду,
которая и рождает звук, подобный гулкому эху. Но язык не становится «клапаном», который необходимо «выдавить» силой легких. Нет, он всего лишь дает понять ученику, насколько глубокий вдох и, соответственно, длительный выдох он совершил.
Жесткий тип дыхания ввел Ямагути Гогэн, один из учеников Мияги. Он, как, впрочем, и многие другие ученики основателя Годзю-рю, в годы, когда ему довелось общаться с мастером, только начинал постигать секреты стиля. А уже его последователи создали стереотип мышления, благодаря которому мы «имеем то, что имеем». Иными словами, то, что мы считаем эталоном, – всего лишь вариант, начальная стадия в изучении дыхательных упражнений, вполне приемлемый, но далеко не единственный вид тренинга дыхания.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.