Здавалка
Главная | Обратная связь

Монгольская империя



Римская империя

Была создана за счет почти непрерывных завоевательных походов и присоединения новых территорий. Особенно важным стало установление контроля над всем побережьем Средиземного моря, а также система дорог и морских путей, которые брали начало в Риме и позволяли в любой момент быстро перебросить войска практически куда угодно.

К краху привели три основные причины.

• Чрезмерное разрастание. Закономерное деление на две части и фактический конец централизованной власти.
• Привычка к исключительному положению. Уверенность в своей силе по умолчанию. Культурный гедонизм и расслабление.
• Долгое время нарастающая инфляция.

Китай

Объединение за довольно незначительный срок нескольких государств в одно и контроль над огромными территориями с многомиллионным населением сочетались с намеренной изоляцией от остального мира и чувством культурного превосходства. «Китай — центр вселенной. Любой некитаец — варвар». Это способствовало укреплению мощи империи, но в результате оказалось палкой о двух концах и стало одной из причин краха.

Власть долгое время осуществлялась с помощью сложной и жесткой бюрократической структуры, а также идеологии, ориентированной на строгую иерархию и дисциплину. Как и в Римской империи, существовала продуманная система коммуникаций между регионами и очень хорошо организованная курьерская служба.

Окончательный упадок произошел, когда связи и взаимодействие между разными странами уже не позволяли ни одной из них существовать в изоляции. Это наложилось на все тот же культурный гедонизм и внутреннюю усталость китайцев. Шок от противоречия между привычкой считать себя высшей нацией и действительным положением вещей сломил дух и довершил дело.

Монгольская империя

Была наиболее близка к мировой державе в современном понимании.

Чингисхан и его преемники контролировали территорию большей части Евразии и опирались на военное господство, но при этом монголы не варились в собственном соку, а довольно быстро адаптировались на местах и даже ассимилировались с покоренными народами, часто принимая их религиозные и культурные нормы. И это, опять же, имело для них как плюсы, так и минусы.

Империя стала слишком большой и разнородной, а следовательно — плохо управляемой.

После этого — с XV века — в Европе непрерывно шла борьба за власть между разными странами. В результате можно было говорить о мировом господстве Европы, но не какого-то из европейских государств. Ни одно из них нельзя было с полным правом назвать мировой державой, даже Испанию, Францию и Англию в лучшие для них исторические периоды. Ни одна из них не контролировала Европу, а в лучшем случае поддерживала в ней равновесие сил.

1.2. Современность. Сходство с прошлым и отличия

В XX веке на мировой арене боролись две сверхдержавы — СССР и США.

После распада СССР сложилась новая, совершенно уникальная ситуация.

Уникальность состоит в следующем.

• Сверхдержава в мире одна — впервые за всю историю. Россия и Китай болезненно относятся к гегемонии Америки, но всерьез противостоять ей не могут.
• Территорию Евразии («сердца мира») впервые контролирует не евразийское государство.
• Главенство сверхдержава реализует не через присоединение новых территорий, а через контроль над внешней политикой независимых государств.
• Плюрализм как главная ценность, декларируемая США, вступает в противоречие с необходимостью сохранять мировое господство. Слишком жесткую политику, открыто направленную на ущемление чьих-то национальных интересов, не поддержат сами же граждане Соединенных Штатов.

Тем не менее сходство с империями прошлого во многих ключевых вещах — налицо.

Управление другими странами идет путем поддержания сложной системы союзов и коалиций.

• НАТО, Американо-японский договор о безопасности и т. д. обеспечивают военное сотрудничество и даже общие вооруженные силы.
• АРЕС, NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле), Всемирный банк, МВФ, ВТО создают единое экономическое пространство.
• Международный суд и специальные трибуналы по рассмотрению военных преступлений объединяют государства в конституционной и юридической сфере, по крайней мере в самых глобальных вопросах.

Решения в разных сферах принимаются совместно, но при доминировании Соединенных Штатов.

Также немаловажную роль играет притягательность американской массовой культуры за рубежом — от музыки и кинематографа до идеологии.

Таким образом, мы имеем дело с «консенсуальной гегемонией». Главная задача США на ближайшие годы — сохранить свой статус. Для ее реализации необходимо укрепить геополитический плюрализм в Евразии, снизить возможность появления враждебных коалиций и, разумеется, не дать ни одной из стран усилиться настолько, чтобы превратиться в опасного конкурента.


2. Шахматная доска. Расклад политических сил в Евразии

2.1. Действующие лица и геополитические центры

Особое положение в мире занимает Евразия. Это самый крупный континент, где проживает три четверти мирового населения, где сосредоточена наибольшая часть важнейших природных ресурсов и физического богатства. Государство, которое управляет Евразией, по сути, управляет миром.

В наше время сила и влиятельность государства определяются уже не размером территории, а экономическим фактором и способностью прямо или косвенно диктовать свои условия другим странам. Именно за это идет борьба.

Для сохранения и укрепления господства в Евразии важно:

• выявить государства — действующие лица, которые хотят и могут всерьез влиять на международное распределение сил, и понять внешнеполитические цели их правительств;
• определить геополитические центры, «страны-катализаторы», важные с географической точки зрения и представляющие интерес для стран — действующих лиц;
• продвигать конкретные политические инициативы с учетом этого.

1998 год.

Какие же государства, кроме США, наиболее сильны? Какие у этих государств интересы и как эти интересы пересекаются?

Действующие лица на политической арене — это, как правило, важные и мощные страны. Но не любая важная и мощная страна автоматически входит в число геостратегических действующих лиц.

В рассматриваемый период можно выделить пять действующих лиц и пять геополитических центров. Первая группа — это Франция, Германия, Россия, Китайи Индия. Ко второй относятся Украина, Азербайджан, Южная Корея, Турцияи Иран (при этом Турцию и Иран тоже можно условно отнести к действующим лицам).

Ключевую роль на западе Евразии играют Франция и Германия. Обе страны работают на будущее объединенной Европы, но у них разные представления о том, какими должны быть отношения такой Европы с Америкой.

Другие европейские страны (включая даже Великобританию) являются, скорее, не игроками, а наблюдателями. К объединению Европы они относятся либо нейтрально, либо скептически, не выказывают ни активности, ни выраженного противодействия процессу.

Россия, несмотря на утрату многих ключевых позиций, продолжает заметным образом влиять на государства бывшего СССР и не теряет политических амбиций. Если она восстановит свою мощь, то расширит влияние и на Запад, и на Восток. Но без Украины и без выхода к Черному морю она уже не может быть евразийской империей, а в лучшем случае может бороться за господство в Азии, хотя это стоило бы ей долгих и серьезных конфликтов как со странами Средней Азии, так и с Китаем. Таким образом, само существование Украины как независимого государства оказывает влияние на статус России, что и делает Украину важным геополитическим центром.

Китай сохраняет память об имперском прошлом и довольно быстро развивается в экономическом плане. К тому же с распадом СССР он получил в качестве западных соседей ряд независимых государств, а значит, и новые интересы, и новые территории для борьбы за влияние.

Возможным соперником Китаю может быть Индия, но она для Америки представляет меньшую потенциальную опасность, поскольку евразийские интересы этих стран мало пересекаются.

Япония могла бы стать сильным действующим лицом, но она, как и Великобритания, не стремится к этому, предпочитая следовать за Америкой, а не разыгрывать свою партию.

К тому же Южная Корея (геополитический центр), имея тесные связи с США, не дает Японии превратиться в самостоятельную сильную военную державу без американской помощи.

Турция и Иран борются за установление влияния в каспийско-среднеазиатском регионе, но соперничество этих стран между собой нивелирует влияние каждой из них на общеевразийские дела. К тому же у обеих стран есть серьезные трудности во внутренней политике.

Но в качестве геополитических центров они играют большую роль. Турция не дает России восстановить власть над Кавказом, контролирует сообщение между Черным и Средиземным морями и является «южным якорем НАТО». А Иран контролирует восточное побережье Персидского залива и опять же противодействует усилению влияния России в этом регионе, так что, несмотря на враждебность Америке, играет ей на руку.

Азербайджан — «пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии». Располагает очень большим запасом энергетических ресурсов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.