Порядок и условия проведения торгов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
• как комплект тендерной документации, отражающей требования тендерного законодательства страны-импортера; • как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации (проформа тендера — это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации или проформа тендера); • как предложение (оферта) фирмы или организации (оферента), желающих принять участие в торгах; • как закрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым заключается контракт (обычно на технически сложное, уникальное новое оборудование, крупные масштабные объекты). Разработка технических и коммерческих условий торгов осуществляется их организаторами либо самостоятельно, либо с привлечением специализированных инженерно-консультационных или инженерно-строительных фирм. Эти условия издаются в виде сборников тендерной документации. В комплект тендерной документации обычно входят: тендерные условия или проформа тендера; условия проведения торгов как инструкция участникам торгов — оферентам; общие и специальные условия торгов; технико-экономическая документация (спецификация, чертежи, каталоги), перечисление видов работ, наиболее предпочтительных методов выполнения работ; программа и графики выполнения работ, проформа контракта, формы первоначальной и окончательной гарантий, их суммы. В тендерных условиях указываются; • наименование и количество оборудования или другого товара, намечаемого к закупке (или характер объекта, его мощность, производительность, объем услуг); • все основные, технические условия, технико-экономические характеристики этого оборудования и сведения о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться к предложению; • основные коммерческие условия, в том числе сроки поставки, порядок установления цен, базисные условия поставки, условия платежа, а также другая информация, связанная с предоставлением экспортером кредита и внесением гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией), указание, в каких ценах должно даваться предложение оферентом и допускаются ли скользящие цены; • условия арбитража, штрафов, гарантий, требования, связанные с обеспечением технического обслуживания оборудования (включая поставку запасных частей). Общие условия торгов нередко аналогичны для многих видов оборудования, закупаемого через торги в данной стране. Специальные условия содержат все необходимые сведения о данном конкретном виде оборудования (подробные технико-экономические и другие характеристики). Проформа тендера может иметь следующее содержание. 1. Изучив чертежи, условия контракта, спецификации и смету на производство вышеупомянутых Работ, мы, нижеподписавшиеся, предлагаем произвести весь объем упомянутых Работ в соответствии с чертежами, условиями контракта, спецификацией и сметой на сумму ф. ст. или другую сумму, если она утверждена в контракте. 2. Мы обязуемся, при условии принятия нашего Тендера, начать Работы в течение дней. По получении приказа Инженера начать работу, закончить и представить все Работы, указанные в контракте, в срок, в течение которого Работы должны быть выполнены. 3. Если наш Тендер будет принят, мы, если потребуется, получим гарантию Страховой Компании или Банка или представим две достаточные и надежные гарантии (одобренные Вами), вместе и порознь связывающие нас, в сумме, не превышающей 10% вышеуказанной суммы в обеспечение должного исполнения контракта на условиях залога, принятого Вами. 4. Мы согласны быть связанными данным Тендером на период дней с даты его получения и будем им связаны и согласны его принять в любое время до истечения этого периода. 5. Пока не будет подготовлен формальный Договор, этот Тендер вместе с Вашим письменным его акцептом составит контрактные обязательства между нами. 6. Мы признаем, что Вы не обязаны принимать Тендер даже по самой низкой цене или любой тендер, который Вы получите. В тендерную документацию на выполнение контрактов «под ключ» входит обычно приложение, в котором оферент указывает следующие данные: размер гарантийного взноса, минимальный размер страхования ответственности перед третьими лицами, срок выполнения работ, размер неустойки и премии (если таковая предусматривается), продолжительность гарантийного периода, размер гарантийных удержаний из цены, срок производства платежей по сертификату, удостоверяющему выполнение работ, положение о том, что оферент ознакомился со всеми условиями, относящимися к тендеру, и осмотрел строительную площадку до подачи тендера. Тендерные документы могут быть прямо включены в предложение (тендер) оферента, определяя его содержание по многим вопросам, или стать составной частью будущего контракта. Следует иметь в виду, что, хотя расчет цены (стоимости) заказа делает заказчик, оферент может представить свой расчет и определить цену своего предложения, а также указать размер скидки (или надбавки) к цене, расчет которой был сделан заказчиком. Свое обязательство о выполнении тендерных условий оферент обычно подкрепляет взносом гарантийной суммы. В тендерной документации на выполнение контрактов «под ключ» могут содержаться как обязательные для оферента твердо установленные заказчиком требования, так и альтернативные, предпочтительные для оферента или для заказчика решения. Комплект тендерных документов продается предполагаемым участникам торгов, его цена устанавливается обычно исходя из фактических расходов на изготовление тендерной документации. Фирма, получившая информацию об объявлении торгов и желающая принять в них участие в качестве оферента, приобретает комплект тендерных условий (тендерная документация), в которых определены все требования заказчика в отношении содержания ожидаемых предложений. Кроме даты проведения торгов в тендерных условиях иногда указывается ориентировочный срок для принятия решения по торгам, который бывает весьма длительным и доходит до трех-четырех месяцев. От оферента (участника торгов) требуется строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов (общих и технических), а также составление предложений в строго определенной форме. Организаторы торгов имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать предложения, не соответствующие оговоренным условиям. Условие о том, что оферент до подачи тендера должен тщательно ознакомиться с тендерной документацией, уточнить у организаторов торгов все неясные вопросы или условия, имеет важное значение, поскольку в случае акцепта тендера по результатам конкурсного отбора на оферента возлагается обязанность выполнения всех условий поставки (работы) в срок и за цену, указанную в его предложении. Он должен быть готов принять на себя все возможные риски и обязательства. Представление предложений участниками торгов — второй этап проведения торгов. Предложения, поступающие на торги, носят название «тендер» (tender) или «бид» (bid). Порядок и способ представления предложений регулируются организаторами торгов. В международной практике используются различные способы представления предложений для участия в торгах. Первый способ предполагает, что оферент заполняет и подписывает все страницы проформы тендера, указывая в ней свою цену (цифрами и прописью) и другие конкурсные условия. Заполненная и подписанная оферентом проформа тендера имеет силу тендера и представляется организаторам торгов для участия в процедуре торгов — конкурсном отборе. Второй способ предполагает представление оферентом тендера, составленного им самим и полностью соответствующего тендерным условиям или тендерной документации. В тендере оферент указывает название своей фирмы, ее адрес и, если фирма имеет представителя в стране, проводящей торги, адрес этого представителя. Если оферент сочтет необходимым внести свои изменения или уточнения в технико-экономическую часть тендерных условий, он может изложить их отдельно в качестве приложения к своему тендеру. Внесение изменений и исправлений в уже представленный тендер не допускается. Организаторы торгов, если того требует тендерное законодательство их страны, могут обязать оферента представить в форме приложения к тендеру сведения о его фирме: уставе, финансовых и технических возможностях, ранее выполненных заказах (так называемое административное и техническое досье), о лицах, которым поручено принимать участие в торгах (если они открытые), вести переговоры по условиям контракта и подписывать контракт в случае выигрыша в конкурсном отборе. Как правило, при открытых торгах тендеры подаются в письменном виде, хотя устная форма не исключается. Предложения (заполненная форма тендера с подписью и печатью оферента) представляются в закрытых и запечатанных конвертах (часто двойных). На внутреннем конверте указываются номер торгов, наименование товаров или работ, на которые объявлены торги, и дата, установленная для приема предложений. На внешнем конверте указывается адрес организатора торгов или другой установленный адрес для приема предложений. Текст подписей и их место на конвертах содержатся в условиях торгов. Иностранные оференты обычно представляют тендеры заказным письмом. Если предложения даются через местную агентскую фирму или представителя, находящегося в стране, проводящей торги, то они передаются под расписку непосредственно в организацию, объявившую торги. Крайне важное значение имеет представление тендерной документации в обусловленный срок. Предложения, полученные после указанного срока, согласно условиям торгов во всех странах из участия в торгах исключаются. Как указывалось выше, обычно считается, что сам факт подачи оферентом тендера означает его полное согласие со всеми условиями торгов. Участники торгов в представляемых тендерах указывают свои цены. При торгах на подрядно-строительные работы условия содержат смету расходов, т.е. максимальную стоимость, которая будет оплачена. В этом случае цены в тендерах указываются как определенный процент скидки с обусловленной суммы, которую может представить участник торга. По требованию организатора торгов фирма, приславшая тендер, обязана представить, кроме указанных выше сведений о фирме, следующие документы: свидетельство торговой палаты, банка или другого авторитетного учреждения о том, что данное предприятие по своим техническим и экономическим возможностям в состоянии выполнить заказ, а также справку банка страны, где организуются торги, о внесении залога. Выбор поставщика — это третий этап проведения торгов. В назначенный день и час организация, объявившая торги, вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура конкурсного отбора может быть гласной или закрытой — в зависимости от вида объявленных торгов. Она предполагает в том и в другом случае: ознакомление со всеми представленными предложениями с целью выявления их соответствия тендерным условиям; сравнение полученных предложений по коммерческим условиям; изучение административного и делового досье фирм-оферентов. Конкурсный выбор выигравшего торги оферента всегда проводится в закрытом порядке (независимо от вида торгов). Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самыми низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений. Однако чаще всего, особенно при поставках оборудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и присуждении заказа производятся вышестоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев). Это объясняется прежде всего тем, что сравнение тендеров и определение выгодности каждого из них требуют известного времени. Необходимо сравнить большое число технических показателей, учесть и разнообразные коммерческие условия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительность кредита, форму расчета, условия поставки и приемки товаров. Практика торгов, кроме того, допускает отдельные уточнения тендеров после вскрытия конвертов и их соглашения, а в некоторых случаях — уторговывание некоторых условий тендеров, что также задерживает выбор поставщика. В день открытия торгов все тендеры лишь заносятся в официальный протокол, причем представители фирм-оферентов имеют право ознакомиться с копией этого протокола в специально отведенном помещении и в определенное время и узнать цены и другие условия своих конкурентов. После тщательной проверки тендерной документации в отношении ее соответствия условиям торгов, после сопоставления всех предложений (для сложного оборудования и при закупках его на большие суммы — после наведения необходимых справок о кредитоспособности фирм-оферентов и их производственных возможностях) производится выбор поставщика. По самой сути торгов выбор поставщика должен определяться предложением более выгодных условий в отношении цен, качества, сроков. На практике дело обстоит иначе. В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие условия, но и высокое качество производимых оферентами изделий, наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок выполнения работ, возможности привлечения в случае необходимости квалифицированных субпоставщиков или субподрядчиков. Кроме того, при выборе поставщика очень часто принимаются во внимание отдельные законодательные положения или просто административные указы или предписания. В общих условиях торгов ряда развивающихся стран (например, Индии, Ирана, Пакистана, Шри-Ланки) прямо записано, что организаторы торгов не обязаны связывать себя обязательствами принимать предложения на поставку товаров, и в частности оборудования, с самыми низкими ценами. Это объясняется, во-первых, наличием у многих развивающихся стран давно установившихся связей с крупными иностранными фирмами, которым на торгах очень часто предоставляется определенный приоритет, а во-вторых, проведением дискриминационной политики по отношению к отдельным третьим странам. Отступление от принципа «самого дешевого предложения» позволяет организаторам торгов отклонять предложения оферентов из третьих стран без указания причин. Нередко организаторы торгов передают заказ местной фирме, даже если ее предложение оказывается менее выгодным, чем предложение иностранной фирмы. Допускаемое на торгах превышение цен местных фирм по сравнению с иностранными в разных странах колеблется от 5 до 20%, хотя на практике бывают и более значительные отклонения. В наиболее открытой форме преференции местным фирмам предоставляются на торгах в США. В силу действия закона «покупай американское» государственные организации, проводящие торги, обязаны отдавать предпочтение американским фирмам даже в тех случаях, когда их цены выше, чем иностранных поставщиков, — в пределах до 6%. Для многих развивающихся стран иногда решающим условием при выборе поставщика является размер, длительность, сроки погашения, стоимость кредитов, предлагаемых участником торгов. В раде случаев заказы выдаются фирмам, предложившим более высокие цены, но имеющим положительный опыт работы с организаторами торгов. Нередки случаи, когда выбор поставщика определяется не коммерческими, а политическими соображениями. Решение о выборе поставщика должно последовать до срока, установленного условиями торгов. При этом оференты, представившие свои тендеры, связаны ими до срока присуждения, и их предложения в течение этого периода не могут быть отозваны. Срок действительности тендеров обычно указан: он составляет от одного до трех-четырех месяцев, считая от даты рассмотрения предложений. Оферент, предложение которого принято, получает об этом соответствующее извещение, а остальные оференты обычно не оповещаются, хотя в случае запроса результаты по их предложениям сообщаются. В некоторых странах результаты торгов публикуются в специально выпускаемых бюллетенях или в газетах. В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан внести второй гарантийный залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается поставщику, причем способ этого возврата также может быть различным: либо целиком после поставки оборудования, либо частями по мере выполнения заказа (пропорционально поставкам). Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, опоздания с началом поставки и т.п.). Четвертый этап проведения торгов — подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Условия этих контрактов мало отличаются или совсем не отличаются от условий обычных контрактов купли-продажи. Однако иногда они содержат некоторые специфические условия, касающиеся способов перевозки или использования торгового флота своей страны и др. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия (акцепта) предложения оферента, без последующего подписания обеими сторонами контракта. Использовать прямые контакты импортера с предполагаемым поставщиком путем направления ему коммерческого письма с предложением провести переговоры и заключить контракт представляется возможным и целесообразным в тех случаях, когда: • необходимо срочное исполнение поставки на небольшую сумму; • поставка товара может быть осуществлена на должном технико-экономическом уровне именно этим поставщиком, обладающим соответствующими патентами или выступающим монополистом на мировом рынке; • поставка предусмотрена в межправительственном соглашении. Залогом успешного участия в торгах является: точное соблюдение условий торгов; представление тендеров в сроки, указанные в условиях торгов; хорошее знание требований рынка, т.е. требований, предъявляемых организаторами торгов к товарам и подрядным работам; высокое качество товаров (при поставках оборудования также и хорошее техническое обслуживание его после продажи); конкурентоспособные цены, сроки поставки товаров, сроки выполнения подрядных работ.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|