Здавалка
Главная | Обратная связь

Жизненный цикл автоматизированных информационных систем (ЖЦ АИС)



Введение и история

Блочные методы проектирование

Жизненный цикл

Основные стадии проектирование АИС

Способы построение АИС

Методика выбора АИС

Методология и технология проектирования АИС

Модели как есть и как будет

CASE методы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Пример 1 Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Таблица 1

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

Понятие "система" применяется к набору технических средств и программ или аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Понятие "система" + "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление, поэтому

АИС - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

На этой основе создаются различные автоматические и автоматизированные системы управления технологическими процессами. Типичным примером таких систем может служить в связи - автоматическая коммутационная станция. В этой системе управление осуществляется с помощью технических устройств типа процессоров или других более простых приборов. Человек-оператор не входит в контур управления, замыкающий связи объекта и органа управления, а лишь следит за ходом технологического процесса и по мере необходимости (например, в случае сбоя) вмешивается. Иначе обстоит дело с автоматизированной системой управления производственным процессом. В АС производственными процессами и объект и орган управления представляет собой единую человеко-машинную систему, человек обязательно входит в контур управления. По определению АС - это человеко-машинная система, предназначенная для сбора и обработки информации, необходимой для управления производственным процессом, то есть управления коллективами людей. Иначе говоря, успех функционирования таких систем во многом зависит от свойств и особенностей жизнедеятельности человеческого фактора. Без человека система АС производством самостоятельно не может работать, так как человек формирует задачи, разрабатывает все виды обеспечивающих подсистем, выбирает из выданных ЭВМ вариантов решений наиболее рациональный. И, разумеется, человек, что очень важно, в конечном счете юридически отвечает за результаты реализации принятых им решений. Как видим, роль человека огромна и не заменима. Человек организует программу подготовительных мероприятий перед созданием АС, следовательно, требуется помимо всего прочего специальное организационное и правовое обеспечение.

Этапы развития АИС

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 1.1.2.

Таблица 2. Изменение подхода к использованию информационных систем

Изменение подхода к использованию Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 гг. Бумажный поток расчетных документов Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ин формационные системы для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1990 гг. Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения
2000--- гг. Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы Выживание и процветание фирмы

 

1 этап. Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

2 этап. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

3 этап. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

4 этап. К концу 90-х начала 2000 гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Влияние АИС на эффективность работы организации

АИС оказывают влияние на многие характеристики организации.

Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.

1. Производительность труда (операционная эффективность). Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют системы обработки транзакций. Например, для управления запасами на складе, чтобы сократить расходы, связанные с их содержанием. При этом компьютер определяет оптимальный запас изделий на складе, отслеживает текущее количество. Другой пример - повышение производительности труда работников офиса при помощи редакторов текста. При этом сокращается время подготовки текста, особенно в тех случаях, когда текст пересматривается несколько раз. Также производитель производительность труда в офисе повышается за счет применения систем настольного издательства и систем презентационной графики.

2. Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения СППР. Например, компания American Express, производящая кредитные карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.

3. Качество обслуживания клиентов. Примером может служить применение банковских машин (банкоматов). Нормальный банкомат работает 24 часа в сутки каждый день. Он позволяет снимать со счета наличные в любое время суток.

4. Создание и улучшение продукции. Продукция бывает двух видов: информационно-интенсивная и традиционная. Информационно-интенсивная продукция выпускается в банковской деятельности, страховании, финансовом обслуживании и т. д. Информационно-интенсивная продукция может быть создана и улучшена на основе современных информационных технологий.

5. ИС открывают перед компанией возможность изменения основ конкуренции. Например, в 70-х гг. один крупный дистрибьютор журналов и газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца, затем - сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.

6. Закрепление клиентов и отдаление конкурентов. Информационные системы конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) обслуживают стратегические потребности организации. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Но главное то, что ИСКП производят такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов к своей фирме за счет клиентов конкурента. Например, банковские пластиковые карточки дают более надежную защиту от кражи наличных денег, поэтому клиент нередко выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек.

ИСКП - это фактически комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия требуют от фирм, банков, корпораций постоянно изыскивать новые возможности для повышения конкурентоспособности. В последнее время весомые преимущества создаются за счет использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных, и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы менеджеров в процессе принятия решений за счет скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных

Классифицировать АС можно:

1. По уровню :

a. АСУ Отрасли ;

b. АСУ Производства;

c. АСУ Цеха;

d. АСУ Участка;

e. АСУ Т П ( технологического процесса).

2. По типу принимаемого решения:

a. Информационно-справочные системы, которые просто сообщают информацию ("экспресс", "сирена", "09");

b. Информационно-советующая (справочная) система, представляет варианты и оценки по различным критериям этих вариантов;

c. Информационно-управляющая система, выходной результат не совет, а управляющее воздействие на объект.

3. По типу производства:

a. АСУ с дискретно-непрерывным производством;

b. АСУс дискретным производством;

c. АСУс непрерывным производством.

4. По назначению:

a. Военные АСУ;

b. Экономические системы (предприятия, конторы, управляющие властные структуры);

c. Информационно-поисковые системы.

5. По областям человеческой деятельности:

a. Медицинские системы;

b. Экологические системы;

c. Системы телефонной связи.

6. По типу применяемых вычислительных машин:

a. Цифровые вычислительные машины (ЦВМ);

b. Средние;

c. Миниэвм, др.

d. Мобильные

e. Персональные

 

Жизненный цикл автоматизированных информационных систем (ЖЦ АИС)

Модели ЖЦ АИС

ЖЦИС- это период создания и использования ИС, начиная с момента возникновения потребности в ИС и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.

Стадии жизненного цикла информационной системы:

1. Предпроектное обследование:

· сбор материалов для проектирования, при этом выделяют формулирование требований, с изучения объекта автоматизации, даются предварительные выводы предпроектного варианта ИС;

· анализ материалов и разработка документации, обязательно дается технико экономическое обоснование с техническим заданием на проектирование ИС.

2. Проектирование:

2.1 предварительное проектирование;

· выбор проектных решений по аспектам разработки ИС;

· описание реальных компонент ИС;

· оформление и утверждение технического проекта (ТП).

2.2 детальное проектирование:

· выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ;

· корректировка структур БД;

· создание документации на доставку и установку программных продуктов;

· выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку.

2.3 разработка техно-рабочего проекта ИС (ТРП).

2.4 разработка методологии реализации функций управления с помощью ИС и описанием регламента действий аппарата управления.

3. Разработка ИС:

· получение и установка технических и программных средств;

· тестирование и доводка программного комплекса;

· разработка инструкций по эксплуатации программно-технических средств.

4. Ввод ИС в эксплуатацию:

· ввод технических средств;

· ввод программных средств;

· обучение и сертификация персонала;

· опытная эксплуатация;

· сдача и подписание актов приемки-сдачи работ.

5. Эксплуатация ИС:

· повседневная эксплуатация;

· общее сопровождение всего проекта.

 

 

Модели жизненного цикла информационной системы:

· каскадная модель - предлагает переход на следующие этапы после полного осуществления работ по предыдущему этапу. Модель демонстрирует классический подход в любых прикладных областях;

· итерационная модель - поэтапная модель с промежуточным контролем и циклами обратной связи. Преимущество данной модели - поэтапные корректировки, которые обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной. Однако время жизни каждого из этапов рассчитывается на весь период разработки;

· спиральная модель - данная модель делает упор на начальные этапы анализа и проектирования. Эта модель представляет собой итерационный процесс разработки, где каждая итерация (цикл), представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску версии изделия (версии проекта ИС), который совершенствуется от итерации к итерации, чтобы стать значимой информационной системой. При этом каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания информационной системы. Т.о. углубляется и последовательно конкретизируется обоснованный вариант ИС, который и доводится впоследствии до реализации.

Основные способы построения ИС:

· разработка системы "под себя";

· использование прототипов - вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей:

- определение основных запросов;

- создание рабочего прототипа;

- использование рабочего прототипа;

- пересмотр и улучшение прототипа;

- работа с окончательной версией прототипа;

· использование готовых решений - рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса;

· использование услуг сторонней организации для передачи функций управления ИС - организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.

Плюсы:

· гарантийное качество обслуживания;

· экономия денежных средств;

· человеческие ресурсы.

Минусы:

· не дешево;

· утечка информации;

· зависимость;

· потеря контроля за ИТ.

 

I. Блоки построения АИС. Методы и средства проектирования Проектирование- процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния. Современная технология создания АИС - совокупность эффективных средств и методов проектирования, позволяющих упростить данный процесс, уменьшить стоимостные затраты, сократить календарные сроки проектирования системы и, в конечном итоге, за счет возможности более широкого выбора проверенных прогрессивных проектных решений, повысить качество разработки. Основные средства проектирования: -стандартные средства операционных систем, обеспечивающих автоматическое прохождение на ЭВМ определенного класса задач; -процедуры, реализующие типовые процессы обработки данных, например контроль выходной информации и ее сортировку; -инструментальные средства, к которым относится совокупность взаимосвязанных специальных программных средств, предназначенных для инструментальной поддержки отдельных элементов процесса проектирования АИС. Это создание и актуализация словаря данных, документирование проекта, автоматизация контроля проектирования и др.; -типовые компоненты, представленные в виде типовых проектных решений (ТПР) и пакетов прикладных программ (ППП). ТПР - совокупность алгоритмических, программных, инструктивно-методических элементов, обеспечивающих машинную реализацию задач или комплекса с помощью соответствующих технических средств. ТПР - основа создания ППП, к которым относятся комплексы программ, обеспечивающих работу типовых конфигураций вычислительной техники, диалоговых систем при решении типовых функциональных задач; -системы автоматизированного проектирования (САПР), предполагающие использование ЭВМ на всех этапах создания АИС и занимающие высшую ступень в эволюции средств проектирования системы. В методах проектирования различают классы и подклассы: Классы: -оригинальное проектирование. Средства, используемые при этом методе: - стандартные средства операционных систем; - процедуры, реализующие типовые процессы обработки данных. -типовое проектирование. Подклассы: элементы, подсистемы, объектное, групповое. Средства: стандартные средства операционных систем; типовые компоненты (ТПР, ППП); некоторые инструментальные средства. -автоматизированное проектирование. Подклассы: модульное; др. Средства: стандартные средства операционных систем САПР; взаимосвязанный комплекс инструментальных средств. Средства проектирования подразделяются на : -комплексные - это ТПР, ППП, типовые проекты автоматизированных систем, САПР. -локальные - большое разнообразие, в их состав входят системы управления базами данных, телеобработки, инструментальные средства и др. Общие требования к средствам проектирования: -полный охват всего процесса создания АИС; -совместимость, требующая согласованных решений как в процессе создания системы и ее обеспечивающих подсистем, так и в процессе их функционирования; -универсальность в своем классе, допускающем возможность применения одних и тех же средств для различных объектов; -д.б. легко доступными, не требующими особых усилий в освоении и просты в реализации; -возможность организации процесса проектирования в режиме интерактивного взаимодействия разработчика системы, проектировщика и ЭВМ; -д.б. адаптированными и экономически эффективными. Методы оригинального проектирования являются традиционными и ориентированы на одно предприятие. Характерная черта - разработка оригинальных методик обследования объекта, его внедрения, создания необходимой проектной документации в виде индивидуального проекта. Достоинство - отражение в проекте АИС специфических особенностей объекта автоматизации. Недостатки: сравнительно высокая трудоемкость и большие сроки разработки, низкий показатель функциональной надежности и адаптируемости к изменяющимся условиям. Проекты, созданные оригинальным методом, поддаются модернизации, однако в чистом виде этот метод используется редко. При его реализации используются в настоящее время различные средства проектирования и лишь для отдельных частей проекта требуются оригинальные проектные решения. Так, общесистемные проектные решения по разработке информационного обеспечения включают методы сбора, контроля и передачи данных, создание нормативно- справочных массивов информации, по программному обеспечению, определяют версию операционной системы, типовые процедуры обработки информации и т.д. Это несколько сглаживает его недостатки. Этот метод особенно актуален при автоматизации сложных, неординарных объектов. Типовое проектирование- индустриальный метод создания АИС, использующий ТПР и ППП, характеризуется наличием апробированных, типовых организационно-экономических, технических, информационных, математических и программных средств автоматизации управления. Достоинства: уменьшает трудоемкость, снижает стоимость и сокращает сроки проектирования, повышая его качество путем более полного охвата задач функциональных подсистем, строгого соблюдения требований нормативных документов, применения передовых технических решений. Типовое проектирование призвано устранить дублирование проектов, создать основу для расширения обмена готовыми типовыми компонентами, облегчить разработку рекомендаций по изменению организационной структуры и методов управления с учетом отраслевых и внутрихозяйственных особенностей. Процесс типового проектирования заключается в выборе и привязке указанных средств в соответствии с треб-ми конкретной системы. Типовая часть АИС представляет собой комплекс информационного, программного и технического обеспечения. Типовой характер первого достигается путем строгого соблюдения единства структуры информационной базы, состава массивов, форм входных и выходных документов; второго- на использовании ППП, и последнего в результате применения ЭВМ одного или совместных типов. Основами элементного проектирования являются ТПР - результат выполнения нескольких взаимосвязанных технологических операций проектирования, при разработке проекта используется уже готовое решение с небольшими модификациями, а не разрабатывается новое. Комплекс типовых проектных решений подразделяется на три группы: “Техника”, “ Задача”, “ Персонал”. Первая группа служит для выбора и комплектации всех видов технических средств вычислительных центров или др. организационных форм их применения. Вторая - содержит документацию по организационно-экономической сущности каждой задачи, алгоритмы их решения, описание входной и выходной информации, соответствующие программные модули с их описаниями и инструкциями по применению. Третья - должностные инструкции всех категорий работников, определяющие их права и обязанности. ТПР создаются по модульному принципу, когда каждое проектное решение расчленяется на отдельные составные части- модули, которые реализуют определенную часть ТПР. Это позволяет создать проект новой автоматизированной системы путем сочетания отдельных типовых модулей. При использовании подсистемного метода проектирования предполагается более высокая степень интеграции типовых элементов системы, когда для каждой подсистемы создаются проекты решений и пакеты прикладных программ. Выделение подсистем- в зависимости от объекта хозяйственно-производственного процесса. Для каждой из подсистем разрабатывается свое автоматизированное проектное решение и ППП, которые могут быть общесистемного или функционального назначения. К первой группе относятся ППП управления данными, типовых процедур их обработки, методовматематической статистики и дискретного программирования, решения непрерывных задач, например дифференциальных уравнений. Во вторую группу входят пакеты, ориентированные на промышленные предприятия с дискретным или непрерывным характером производства, на непромышленную сферу, отраслевое управление. Важное требование, предъявляемое к ППП,- совместимость, т.к. при проектировании АИС целесообразно использовать сразу несколько пакетов. Проектирование систем с применением ППП фактически сводится к привязке выбранных по определенным параметрам пакетов к конкретным условиям объекта автоматизации. Достоинства: менее трудоемкий процесс, занимает меньше времени по сравнению с оригинальным проектированием, реализует прогрессивные методы обработки данных, упрощает документирование проекта, т.к. используется документация пакетов, повышается надежность проектируемых систем. Метод объектного проектирования базируется на применении типовых проектов автоматизированных систем управления. Применяется недостаточно широко, т.к. слишком много разнообразных объектов, а модификация типового проекта системы в соответствии с конкретными условиями объекта автоматизации требует больших трудовых и материальных затрат. Отдельной группой выделяется метод группового проектирования. Его сущность: предварительно подбирается группа объектов, однотипных по характеристикам их информационных систем, среди них выбирается базовый объект, для которого и разрабатывается проект, причем могут использоваться различные методы и способы проектирования, главное- это обеспечение его высокой адаптивности. Основная сфера применения этого метода- непромышленные объекты (например склады), т.к. они более устойчивы с позиции экономической информационной системы. Среди автоматизированных методов особое место занимают методы модульного проектирования. Создание и использование САПР обеспечивает достаточно высокий уровень функциональной надежности, комплексный охват всех технологических процессов, снижение трудоемкости проектных работ с максимальным учетом интересов объекта автоматизации. Однако этот метод достаточно дорог и требует высококвалифицированных разработчиков. Ключевое требование, предъявляемое к САПР, - возможность построения и поддержания в системе проектирования в адекватном состоянии некоторой глобальной экономической информационной модели объекта автоматизации. Модель - отображение информационных компонентов объекта автоматизации и отношение между ними, заданные в явном виде. Основная цель построения модели - создание соответствующего этой модели проекта АИС, учитывающего и активно использующего все характеристики объекта. Такая модель должна содержать в формализованном виде описание совокупностей информационных компонентов и отношения между ними, включая информационные связи и алгоритмическое взаимодействие. С помощью модульного метода проектирования применяется системный подход, обусловливающий использование ЭВМ не только на всех стадиях создания системы, но и в процессе анализа результатов ее промышленной эксплуатации. Развитие и применение САПР предопределило переход к созданию индивидуальных проектов, но на значительно более высоком уровне, по сравнению с оригинальным методом проектирования. Разработкой, внедрением, сопровождением и эксплуатацией корпоративных информационных систем (или сокращенно КИС) занимаются специалисты по информационным технологиям (ИТ). Информационные технологии являются очень широким понятием, поскольку они определяют методы и средства создания, сбора, регистрации, передачи, обработки, хранения и выдачи информации в информационных системах. В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия: · Автоматизированные системы управления (АСУ); · Интегрированные системы управления (ИСУ); · Интегрированные информационные системы (ИИС); · Информационные системы управления предприятием (ИСУП). Основные стадии проектирования автоматизированных информационных систем · Перед началом проектирования АИС необходимо детально обосновать необходимость ее создания, подробно описать цели и задачи проекта, ожидаемую прибыль, временные затраты, доступные ресурсы, ограничения и т. д. Такие работы часто называют стратегическим планированием информационной системы, и для их осуществления назначается менеджер проекта. Необходимость разработки любой АИС может быть обусловлена следующими факторами: • ростом значимости информационной среды предприятия; • комплексностью системы управления предприятием; • необходимостью анализа потенциальных возможностей и опасностей предприятия; • необходимостью систематизации деятельности предприятия; • необходимостью постоянного повышения эффективности использования основных фондов предприятия, улучшения соотношения цены и качества; • повышением роли капиталовложений в сферу информатизации предприятия; • необходимостью кадрового планирования для адекватного обеспечения развития предприятия; • ростом сложности и комплектности существующих ИС, влекущим за собой усложнение функциональных требований к ИС и их развитию. Главная особенность стратегического планирования информационной системы состоит в том, что именно в этот период уточняются потребности организации в информации, что и определяет возможные варианты структуры информационной системы. В зависимости от интенсивности функционирования информационно-технологического комплекса выделяют следующие группы организаций: • организации, развитие которых зависит от использования информационных технологий для ежедневной деятельности (банки, страховые компании и т. д.); • организации, не зависящие от информационных технологий, но способные в будущем широко их использовать для достижения конкурентных преимуществ; • организации, в деятельности которых информационные технологии не могут стать источником конкурентного преимущества; • организации, использующие информационные технологии для поддержки деятельности, не являющейся основной. Для каждой из описанных групп разрабатываются информационные системы, автоматизирующие соответствующие участки деятельности организации [12, 21]. Разработка и внедрение любой АИС осуществляется в определенной последовательности в соответствии с техническим заданием. Содержание первой очереди управленческой системы определяется составом задач учета, анализа, планирования и оперативного управления, наиболее поддающихся автоматизации и имеющих существенное значение для принятия управленческих решений в организации. В процессе разработки последующих очередей системы происходит расширение и интеграция информационного, программного и математического обеспечения, модернизация технических средств. Жизненный цикл АИС позволяет выделить четыре основных периода: предпроектный, проектный, внедрение, эксплуатация и сопровождение [23]. Технология проектирования автоматизированных информационных систем в настоящее время определяется действующим ГОСТ 34.601—90, согласно которому весь процесс разбит на стадии и этапы [2]. 1. Стадия «Формирование требований к АИС»: • определение объема обоснования, необходимого для создания АИС (сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности, оценка качества его функционирования, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации, оценка целесообразности создания АИС); • формирование требований пользователя к АИС; • оформление отчета о выполненных работах и подача заявки на разработку АИС. 2. Стадия «Разработка концепции АИС»: • изучение объекта АИС; • проведение необходимых исследовательских и проектных работ; • разработка вариантной концепции АИС и выбор варианта, который удовлетворяет требованиям пользователя, оценка преимуществ и недостатков альтернативных вариантов; • оформление отчета о выполненной работе. 3. Стадия «Техническое задание»: • разработка и оформление технического задания на создание АИС (общие сведения, назначение и цели создаваемой системы, характеристика объекта автоматизации, требования к системе в целом, ее функциям и задачам, видам обеспечения, планам работ по созданию, вводу в действие и приемке). 4. Стадия «Эскизный проект»: • разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям (функции АИС, ее подсистемы, состав задач, концепция и структура информационной базы, состав и основные характеристики технических средств); • разработка документации на АИС и ее элементы. 5. Стадия «Технический проект»: • разработка проекта решений по системе и ее элементам, по функциональной, алгоритмической и организационной структуре системы, структуре технических средств, организации и ведения базы данных, по системе классификации и кодирования информации, алгоритму решения задач, используемым языкам программирования и программному обеспечению; • разработка документов АИС; • разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АИС и технических требований на их разработку; • разработка заданий на проектирование. 6. Стадия «Рабочее проектирование»: • разработка рабочей документации на систему и ее части; • разработка или адаптация программ. 7. Стадия «Ввод в действие»: • подготовка АИС к внедрению; • сдача задач и подсистем в опытную эксплуатацию; • составление отчета о вводе в действие. 8. Стадия «Сопровождение АИС»: • анализ функционирования системы; • авторский надзор. Особенность разработки АИС заключается в концентрации сложности и трудоемкости на стадиях предпроектного обследования, так как ошибки, допущенные на этапах обследования, анализа и проектирования, порождают на этапах внедрения и эксплуатации часто неразрешимые проблемы достижения поставленных целей и эффективности использования АИС. Формирование требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, к внешним интерфейсам и т. д. Планирование работ включает предварительную экономическую оценку проекта, построение плана-графика выполнения работ, создание и обучение совместной рабочей группы. На этом этапе осуществляется системный анализ рассматриваемой системы, который включает в себя описание структуры элементов системы и проведение обследования деятельности автоматизируемого объекта; анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам, информационных потоков внутри подразделений и между ними, внешних по отношению к организации объектов и внешних информационных взаимодействий. Fuckyeah. Анализ завершается построением моделей деятельности организации, предусматривающих обработку материалов обследования и построения функциональных и информационных моделей двух видов: • модели «as is» («как есть»), отражающей существующее положение дел в организации; • модели «to be» («как должно быть»), отражающей представление о новых технологиях и бизнес-процессах организации. По результатам обследования определяется перечень задач, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки (рис. 8.2). Рис. Результаты обследования Техническое задание — это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки АИС и определения уровня экономической эффективности ее внедрения. Содержание и оформление технического задания регламентируются требованиями ГОСТ 34.602—89. Стадия эскизного проектирования предполагает предварительный выбор методов проектирования и оценку ожидаемых результатов, однако зачастую эта стадия вводится в состав технического проектирования [32]. Технический проект разрабатывается в целях определения основных проектных решений по созданию системы. На этом этапе осуществляется комплекс исследовательских работ для выбора наилучших вариантов решений, провіодятся эксперименталь ная оценка проектных решений и расчет экономической эффективности системы. Для каждой задачи, включенной в комплекс первоочередных задач, выполняется детальная постановка задачи и разработка алгоритма ее решения. Целью этой стадии является формирование новой структуры системы и логических взаимосвязей ее элементов, которые будут функционировать на выбранной технологической основе. Построение системной архитектуры предполагает выделение элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, определение связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации [26]. Рабочее проектирование включает разработку спецификаций каждого компонента и материалов, обеспечивающих эффективную эксплуатацию АИС, которые содержат уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности АИС. Техническая часть рабочего проекта предусматривает определение технических средств, описание технологического процесса обработки данных, расчет и составление графика загрузки комплекса технических средств, описание режима функционирования АИС [10, 26]. Внедрение разработанного проекта предполагает выполнение следующих этапов [26]: подготовка объекта управления к внедрению АИС, опытное внедрение, т. е. проверка работоспособности элементов и модулей проекта и устранение выявленных ошибок, и промышленное внедрение — этап сдачи в эксплуатацию и проверки на уровне функций, контроль соответствия требованиям, сформулированным на стадии системного анализа (рис. 8.3). На стадии эксплуатации и сопровождения собирается статистика о качестве работы каждого из компонентов системы, исправляются обнаруженные недостатки, в некоторых случаях принимается решение о необходимости расширения функциональности системы (рис. 8.4) [26]. В целом процесс проектирования АИС условно включает в свой состав только основные стадии, а реальный набор этапов и технологических операций в значительной степени зависит от выбранного подхода проектирования. Рис. Основные работы, выполняемые на стадии внедрения АИС Рис. Работы, выполняемые на стадии эксплуатации и сопровождения

 

Способы построения автоматизированных информационных систем Фазы проектирования и разработки информационной системы в рамках ее жизненного цикла могут быть сведены к четырем возможным путям построения информационной системы: разработка АИС собственными силами, использование прототипов для разработки АИС, применение готовых решений, использование услуг сторонних организаций для обработки информации. Эти подходы подразумевают различную организацию работ на протяжении всего жизненного цикла ИС или его части, кроме того, эти способы ориентированы на разработку всей АИС в целом или модификацию АИС и разработку отдельных ее компонентов. Рассмотрим каждый из способов более подробно. 1. Разработка собственной АИС [7, 22]. Этот способ предполагает создание информационной системы для собственных нужд силами собственных разработчиков или сторонними специалистами. Перед созданием АИС собственными силами предприятие в обязательном порядке проводит изучение существующего документооборота, интервьюирует и анкетирует сотрудников, деятельность которых подлежит автоматизации, составляет подробные обзоры. Процесс разработки АИС в этом случае проходит все основные стадии проектирования, начиная от инициирования проекта, анализа потребностей и собственно разработки и заканчивая внедрением и эксплуатацией АИС. На заключительных этапах проводится обучение сотрудников, которым предстоит эксплуатировать АИС, а также набор новых кадров, что зачастую влечет за собой реорганизацию некоторых подразделений или предприятия в целом. Сложности самостоятельной разработки информационной системы обычно связывают с крупным масштабом организации, соответственно, с многочисленностью и разнообразием пользователей, с большим числом и разнообразием данных, с территориально распределенной организацией и т. д., что требует высокого профессионализма разработчиков АИС, которые при данном подходе могут являться сотрудниками автоматизируемого предприятия. Такой подход к созданию информационной системы обычно влечет значительные затраты ресурсов и времени, а результат плохо адаптируется к изменениям в организации. Кроме того, перед началом разработки трудно прогнозировать конкретные сроки ее завершения, необходимые затраты, ожидаемые результаты и эффект от внедрения АИС, несмотря на детальное изучение предметной области и перспектив автоматизации. Все это связано с тем, что при разработке собственной АИС предприятие зачастую не привлекает специализированных организаций, а опирается на собственные подразделения информационных технологий и автоматизации, сотрудники которых зачастую уступают по навыкам и знаниям профессиональным разработчикам информационных систем. 2. Использование прототипов для разработки АИС [26].Основной трудностью при создании интегрированных АИС является длительность разработки — большая протяженность этапов проектирования зачастую приводит к тому, что к завершению создания АИС уже не удовлетворяет изменившимся требованиям пользователей. Для обеспечения высокого качества создаваемых АИС зачастую в процесс разработки вовлекают будущих пользователей. При этом на начальных этапах реализации проекта создается система-прототип, т. е. интерактивная модель будущей системы, с помощью которой пользователю демонстрируют возможности будущей системы. В процессе работы с прототипом пользователь знакомится с функциями будущей системы, оценивает ее состав и структуру, эксплуатационные характеристики. На основании прототипа пользователь может уточнять и дополнять свои требования, что служит своеобразной спецификацией для дальнейшей разработки ИС и позволяет разработчикам оперативно реализовывать уточнения в создаваемой системе, модифицируя состав реализуемых функций, элементы интерфейса, формы итоговых отчетов и т. д. Проектирование АИС при использовании прототипов включает следующие основные этапы: 1) определение основных требований; 2) создание рабочего прототипа; 3) использование рабочего прототипа (оценка прототипа и уточнение требований); 4) пересмотр и улучшение прототипа; 5) разработка окончательной версии системы. Отметим, что перечисленные этапы могут многократно повторяться, реализуя тем самым спиральную модель жизненного цикла. Такой способ создания АИС является достаточно эффективным и для разработчика, и для пользователя, поскольку позволяет не только контролировать процесс разработки и выявлять возможные ошибки в постановке задач проектирования на ранних его этапах, но и существенно ускорить процесс разработки, а также учесть большинство требований пользователя. 3. Использование готовых решений [26]. Возможность применения готовых типовых систем связана с тем, что многие организации обладают набором общих и уникальных черт и задач. Наличие общности позволяет использовать готовые решения (модели и программы) в условиях конкретного пользователя и его задач. Например, большинство организаций решает типовые задачи в бухгалтерском учете, финансах, организации управленческого труда, автоматизации документооборота, создании информационно-справочных систем, управлении кадрами и т. п. В рамках таких задач выбор типовых решений будет оправданным и эффективным, особенно в малом бизнесе. Для того чтобы АИС могла быть скомпонована из типовых решений, необходимо, чтобы в каждой информационной системе в максимальной степени использовались стандартные технологии автоматизации бизнеса: • ИТ «клиент—сервер» в корпоративном документообороте и деловых операциях; • ИТ управления электронными документами; • ИТ проектирования, моделирования и анализа сложных информационных систем; • ИТ финансово-экономического анализа деятельности; • системы поддержки принятия решений и др. При создании АИС на базе готовых решений организация выбирает одну или несколько существующих на рынке готовых информационных систем, созданных специализированными фирмами-разработчиками, и внедряет их в собственные подразделения, автоматизируя их деятельность. В настоящее время на рынке ИТ представлены готовые системы, предназначенные для автоматизации отдельных функций управления и других сфер деятельности (например, пакеты прикладных программ, ориентированные на малый бизнес), а также средние и крупные интегрированные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность всей компании в целом. Для примера приведем названия возможных сегментов такого рынка [22]: • структурированные кабельные системы; • активное оборудование; • телекоммуникационный рынок; • серверы, персональные компьютеры, сетевые компьютеры, кластеры, распределенные вычисления; • гибкие производственные системы; • операционные системы; • базы данных; • системы групповой работы; • почтовые системы; • системы подготовки документов; • системы поддержки продаж; • системы автоматизации деятельности по управлению проектами; • специализированные системы; • консалтинг в области информационных технологий; • автоматизация деятельности предприятий; • методы и средства разработки систем программного обеспечения; • обучение информационным технологиям; • предоставление услуг по выполнению функций информационной системы (аутсорсинг). Основное преимущество использования готовых решений заключается в исключении временных затрат на разработку системы, а кроме того, такой подход имеет следующие достоинства: • наличие сопровождения системы разработчиком; • тщательное тестирование предлагаемой системы разработчиком, быстрое выявление ошибок с помощью большого круга пользователей; • качественное документирование системы; • периодические улучшения или усовершенствования системы разработчиком; • возможность сосредоточить ресурсы организации на поддержке работы системы, а не на разработке, и др. Несмотря на весьма весомые достоинства, зачастую применение готовых систем ведет к излишним финансовым затратам на сопровождение АИС, а также к невозможности наращивания ее функций, что затрудняет дальнейшее развитие системы и расширение ее функциональности. Поэтому часто на практике этот метод используют совместно с разработкой собственных систем, что позволяет объединить отдельные АИС в единое информационное пространство и достичь комплексной автоматизации предприятия. Новым направлением в области готовых решений является создание программных систем-«конструкторов» или настраиваемых систем со встроенными средствами разработки, дающими возможность управлять структурой баз данных, создавать процедуры ввода, обработки и анализа информации, проектировать пользовательский интерфейс и т. п. Такие системы представляют собой универсальное решение, адаптируемое для целого спектра задач и предметных областей. Однако создание систем данного класса требует дополнительных усилий разработчика и существенного резервирования. Для применения таких систем необходима очень высокая квалификация пользователей, которые должны владеть инструментами настройки, предоставляемыми системой, практически на уровне разработчика. 4. Использование услуг сторонней организации для передачи ей функций информационной системы [22]. Этот способ фактически не предполагает создания или применения АИС на предприятии, создания информационных подразделений и установки соответствующих аппаратно-программных средств. Предприятие в этом случае привлекает специализированную фирму, с помощью собственных ресурсов выполняющую действия, которые должна была бы осуществлять информационная система. Это означает, что все компоненты АИС и подразделения, работающие с ней, находятся в собственности специализированной фирмы, которая обрабатывает всю предоставленную ей информацию, а предприятие-заказчик получает итоговые отчеты с заданной периодичностью.Преимущества использования внешних ресурсов: • экономия и освобождение денежных средств; • гарантия определенного качества обслуживания; • предсказуемость результатов; • гибкость системы информационного обеспечения; • освобождение человеческих ресурсов для других проектов. Недостатки такого информационного обеспечения: • потеря контроля над информационными технологиями; • зависимость от специализированной фирмы; • необходимость делиться конфиденциальной информацией; • возможность задержек обработки информации и др. Таким образом, при данном способе выполнение проектов информационной системы и услуг по поддержке аппаратно-программных средств, а также дальнейшую модернизацию системы берет на себя специализированная организация. Заметим, что зачастую на практике перечисленные подходы к созданию АИС применяются совместно, что позволяет усилить достоинства каждого из методов, снизить издержки от их недостатков, организовать работу информационных подразделений наилучшим образом и получить интегрированное решение, автоматизирующее решение отдельных задач или деятельность предприятия в целом.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.