Здавалка
Главная | Обратная связь

Психотическое-непсихотическое



Данное альтернативное разделение является традиционным для психиатрии и считается одним из основополагающих принципов, имеющих значение как для теории, так и для практики. Оно определяет тактику и стратегию психиатрического действа, диктует выбор методов терапевтического воздействия, обосновывает применение тех или иных профилактических и реабилитационных мероприятий.

Принцип «Психотическое-непсихотическое» оценивает такой психический параметр как уровень психических расстройств, своеобразную глубину и выраженность психопатологической картины заболевания. В соматической медицине подобный критерий отсутствует, поскольку отсутствует необходимость оценки социально значимых сторон деятельности человека. Присутствует лишь параметр тяжести болезни, вероятности летального исхода или хронификации и инвалидизации. В психиатрии тяжесть расстройств может быть проанализирована двояко. С одной стороны, ее можно оценить с позиции представления о психическом здоровье — состоянии полного физического и душевного комфорта и благополучия, и тогда тяжесть расстройства будет определяться субъективно. С другой стороны, ее можно определять с позиции представления о социально вредном воздействии, к которому может привести психическое заболевание (в крайнем выражении — угроза жизни окружающих и себе), что предопределяет сугубо «объективный» подход.

Реальная клиническая практика основывается на второй платформе. Вследствие этого психотический уровень расстройства психической деятельности во всех случаях оценивается как состояние более «тяжелое», чем непсихотический.

Психоз, по определению фон Фейхтершдебена, это психическое состояние, характеризующееся тяжелым нарушением психических функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики.

Под непсихотическим уровнем понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действительности, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм.

Исходя из дефиниций уровней психических расстройств, к психотическому уровню причисляются такие симптомы и синдромы, как галлюцинации, бредовые идеи, расстройства сознания, ментизм, шперрунг, разорванность и бессвязность мышления, амбивалентность, аутизм и другие. К непсихотическому — астенический, фобический синдромы, расстройства внимания и пр. Однако, и при оценке уровня психического расстройства также, как и в других случаях необходим феноменологический подход, учитывающий принципы «понимания», «эпохе», «контекстуальности», поскольку подавляющее большинство психопатологических симптомов могут трактоваться альтернативно и при определенных условиях могут быть отнесены либо к психотическому, либо к непсихотическому уровню. Даже казалось бы однозначно психотический галлюцинаторный синдром может расцениваться как непсихотический, если будут отсутствовать критерии психотического — некритичность, грубая дезорганизация деятельности и контакта с реальной действительности. В этом отношении показателен пример расстройств восприятия, сходных по клиническим проявлениям, но разнящихся параметром критики. Депрессивный синдром, оценивается как психотический, как правило, на основании присоединения к нему кататимных бредовых идей (самообвинения, самоуничижения) и не поддающихся коррекции суицидальных намерений.

Особые сложности возникают при анализе уровня негативных психических расстройств (аутизма, абулии, деменции, изменениях личности и некоторых иных). Связано это, с одной стороны, с малой теоретической разработанностью характера самосознания и полноты критичной оценки при них, с другой, их негативными психопатологическими свойствами. В связи с этими непреодолимыми на настоящем этапе развития психиатрии препятствиями, нами были предложено, наряду с психотическим и непсихотическим уровнями психических расстройств, выделить третий уровень, условно обозначенный дефицитарным (В.Д.Менделевич). По нашему мнению, в него следует включать многие негативные психические расстройства.

Возрастные кризы (кризисы возрастные)– феномены психического развития; условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому, особые, относительно непродолжительные (до одного года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями; обусловлены разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, более соответствующей новому уровню психологического развития человека.

Возрастные периоды и возрастные кризы в формировании и течении психических заболеванийПри изучении заболеваемости в разные возрастные периоды было обнаружено, что существуют такие периоды, когда риск заболеваний значительно возрастает. Эти периоды получили название «возрастные кризы». Повышенная чувствительность и риск заболеваний в возрастные кризы обусловлены, с одной стороны, биологической перестройкой, формированием и развитием определенных структур жизнедеятельности, а с другой – появлением новых условий жизни и новых требований, предъявляемых к формирующейся личности.

Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество – до 1 года, детство – до 11 лет, отрочество – 12–15 лет, юность – 16–21 год, зрелость – 22–50 лет, обратное развитие – 51–70 лет, старость – 70 лет и старше.

В клинической практике наиболее значимыми являются следующие возрастные кризы: парапубертатный, препубер-татный, пубертатный и климактерический.

Парапубертатный возрастной кризприходится на возраст от 2-х до 3,5 лет. Этот возраст характеризуется формированием фразовой речи, ребенок начинает пользоваться местоимением «я». Это объясняется тем, что происходит формирование самосознания, ребенок начинает выделять себя из окружающих явлений и предметов (аллопсихическое самосознание). Сравнительно быстрое формирование новых психических функций и физическое развитие предъявляют высокие требования ко всему организму, что создает риск для различных заболеваний. В этом возрасте манифестируют эпилепсия, неврозы и другие заболевания.

Препубертатный возрастной кризохватывает возраст 7–8 лет. В этом возрасте физическое и психическое развитие связано с формированием общественных обязанностей в связи с началом обучения в школе и адаптацией к этим новым условиям. Этот период характеризуется совершенствованием моторики, мышления, формированием со-матопсихического самосознания. Недостаточная школьная адаптация, чрезмерные требования, предъявляемые к ребенку в этот период, могут привести к возникновению невротических реакций и протестным реакциям с отказом от посещений школы.

Пубертатный возрастной криз приходится на возраст 12–15 лет. В этом возрасте происходят перестройка желез внутренней секреции, типичные изменения, обусловленные половым метаморфозом подростков. Изменяется и социальный статус подростка, к нему предъявляются большие требования в связи с обучением в старших классах или в связи с приобретением специальности

В этом возрасте меняется поведение подростков, возникают конфликты с родителями, учителями, появляются реакции протеста против опеки родителей, самоутверждение в жизни. Моторика становится неуклюжей, движения порывисты, они становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам. В этом периоде могут возникать эндогенные заболевания, невротические и психопатические реакции.

Следующий возрастной криз – климактерический.В этот период наблюдаются увядание половой функции и изменения в нейроэндокринной системе. Менопауза у женщин обычно сопровождается изменением самочувствия, повышенной утомляемостью, головокружением, головными болями, раздражительностью, «приливами», во время которых появляется чувство жара, дурноты, затруднения дыхания, потливости. Эти ощущения обычно преходящи, но в ряде случаев бывают выражены и продолжительны, поэтому помощь врача необходима.

В этом возрасте происходят изменения и в трудовой и общественной деятельности, возникает вопрос о переходе на пенсию, сокращении объема работы, что создает определенную психологическую настроенность, мысли о приближающейся старости, утрате привлекательности.

В этом периоде могут обостряться имевшиеся ранее психические заболевания или возникать впервые, такие, как маниакально-депрессивный психоз.

 

8. Значение наследственности для возникновения психических болезней.

Если необоснованно отрицать значение наследственности для формирования психики, то не менее упрощенно и ошибочно было бы утверждать только наследственную природу её. Нервные клетки, не обогащенные в предшествующих поколениях сложной информацией, лишенные физически и химически закрепленного ансамбля определенных функций, никогда не могли бы привести к формированию качеств, обеспечивающих сложные формы отражения действительности, развитие сознания. Вместе с тем, как бы ни был богат наследственный код нервных клеток, без сложного многогранного развития индивидуума и окружающей его физической и социальной среде формирования психики оказалось бы так же бессмысленным.

Человек – существо незрелорождающееся. Психический облик со всеми специфически человеческими качествами он приобретает лишь в постнатальном периоде развития, В ходе непрерывно усложняющегося отражения им многообразия окружающих влияний. В отношении не только психических, но и физических признаков индивидуума наследственность поставляет лишь сырой материал, над которым работает среда.

Созревание психики представляет собой сложный и длительный процесс, завершающийся в основных чертах лишь к окончанию юношеского периода, к 20-22 годам жизни. Утверждать наследственную обусловленность сложных психических процессов без учета роли многообразных влияний в постнатальном периоде было бы, следовательно, глубоко ошибочно.

Если неоправданно говорить о наследовании психики, то столь же необоснованно и утверждение наследования психических болезней (психозов, неврозов). Это, однако, не отвергает значения наследственности в возникновении и развитии психических болезней. Наследственное закрепление нарушения определенных звеньев обмена веществ либо парциальной недостаточности (дефицитарности) тех или иных систем организма и мозга может привести в определенных условиях как к дефектному и дисгармоничному развитию психики в онтогенезе, так и к возникновению однотипных расстройств психики у членов тоже популяции в разных поколениях.

Болезнь, понимаемая Марксом, как жизнедеятельность в иных условиях, как стесненная в свободе жизнь, не может быть наследственно преформирована. Само понятие болезни не включает не только состояние биологических систем организма, но и условия (в частности, социальные), в которых функционируют эти системы.

В тоже время отдельные симптомы и синдромы всегда преформированы теми или иными нейрометаболическими особенностями систем организма. Особенности эти могут быть как наследственно обусловленными, так и приобретеными в онтогенезе. В целом же можно сказать, что наследственная обусловеленность ансамбля индивидуальных качеств человека выступает более определенно, чем генетическая обусловленность психической болезни.

Из сказанного вытекает необходимость, с одной стороны, признания значения генетики в психиатрии и с другой – отказа от представлений о неизбежности для психически больних возникновения психической болезни в их последующих поколениях. Знание законов медицинсткой генетики и рациональное воспитание ребенка с отягощенной наследственностью позволяет уже в наше время предупредить у него психическую болезнь. Ген – материальный носитель наследственности, имеющий каческтва доминантного на определенном фое и в определенной среде, может не оказаться таковым в других условиях среду и придругом генетическом фоне. Это верно и очень существенно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.