Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль окружающей среды (биологической и социальной) в генезе психических заболеваний



Вопрос о соотношении биологического и социального в происхождении психических болезней относится к числу важнейших теоретических проблем современной психиатрии. Данная проблема имеет глубокий методологический смысл и может быть решена лишь на основе использования знаний, накопленных рядом фундаментальных наук. Сюда относятся философские аспекты соотношения материи и сознания, современные данные о деятельности мозга и его связи с психикой, представления о сущности и содержании психической деятельности, наконец, изучение комплекса эндогенных и экзогенных факторов, которые приводят к патологии психической сферы. Эти проблемы в совокупности наиболее полно могут быть решены на основе принципов диалектического материализма. Важнейшим из них является принцип первичности материи и вторичности сознания, сформулированный В. И. Лениным: «Это и есть материализм: материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи. Существование материи не зависит от ощущения. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».

Из данного положения следует, что понимание природы психического невозможно без познания его мозговой основы, изучения мозговых процессов, которые обеспечивают психическую функцию. Однако данный аспект составляет лишь одну сторону проблемы психического. Другим ее аспектом является вопрос о содержании психической деятельности.

Важнейшим положением философии диалектического материализма является вывод о том, что психика, сознание отражают не деятельность мозга как такового, а внешний мир, объективную реальность через его посредство. Именно благодаря этому свойству психики человек получает возможность активно взаимодействовать со средой и изменять эту среду.

Таким образом, психика может рассматриваться в двух аспектах: как продукт деятельности мозга и как отражение объективной реальности. Анализ роли биологических и социальных факторов в генезе психических болезней требует поэтому детального рассмотрения каждой из этих двух сторон психической деятельности.

Изучение мозговых основ психической деятельности с последовательно материалистических позиций традиционно для русской и советской физиологии и восходит к трудам ее основоположника И. М. Сеченова. В трудах И. М. Сеченова (1866) была предпринята попытка объяснить происхождение психической деятельности на основе принципа рефлекса. И. М. Сеченов использовал также идею развития для объяснения того, как на основе элементарных рефлекторных актов, наблюдавшихся у ребенка, возникают все более сложные системы рефлексов, в том числе «рефлексов с задержанным концом», т. е. не сопровождающихся немедленным действием. И. М. Сеченов показал, что, используя идеи рефлекса и развития, возможно в принципе подойти к пониманию мозговой основы весьма сложных проявлений психической деятельности.

Идеи И. М. Сеченова получили развитие в учении о высшей нервной деятельности И. П. Павлова. Его заслугой является создание метода условных рефлексов и объективное экспериментальное изучение на этой основе работы коры больших полушарий. Однако конечной целью своего учения И. П. Павлов считал познание физиологических механизмов психики.

Дальнейшее развитие науки о деятельности головного мозга показало правильность пути, намеченного И. П. Павловым. Значительную роль в изучении закономерностей работы мозга внесли методы электрофизиологии и нейрохимии, давшие возможность провести анализ межцентрального взаимодействия в структурах мозга, принципов кодирования и передачи информации о нервной системе. Тем самым наука о мозге вплотную подошла к описанию той организации высших мозговых функций, которая лежит в основе психики. Общим выводом из проведенных исследований являются представления об интегративном характере мозговых процессов, лежащих в основе высших психических функций. Такая интеграция может быть осуществлена, в частности, на основе уравнивания функциональной лабильности мозговых структур.

Психическая деятельность не просто «отслеживает» физиологические процессы, развивается параллельно им, но требует определенной организации, которая может и должна быть объектом естественнонаучного исследования. Цель такого исследования — понять, как на основе более сложной организации и интеграции мозговых процессов возникает новое качество — психика, которая обеспечивает возможность более совершенного поведения.

Один из главных принципов организации психических функций — это сопоставление и синтез в структурах мозга информации о наличном стимуле и сведений, извлеченных из памяти. Эти два вида информации выступают в психическом отражении в диалектическом единстве: нельзя чувственно познать внешний мир без прошлого опыта и нельзя актуализировать прошлый опыт без внешнего сигнала.

Положение о необходимости приобретенного опыта, процесса научения для возникновения психики является ключевым и для ответа на вопрос о содержательной стороне психического отражения. Можно сказать, что на низших уровнях психического отражения научение происходит преимущественно на основе контакта с природной средой в процессе удовлетворения биологических потребностей организма.

Главное отличие сознания от более элементарных форм психической деятельности животных заключается в том, что в сознании внешний мир предстает как нечто отдельное от своего «Я». Это свойство сознания, значительно расширяющее возможности человека в его взаимоотношениях с природой и другими людьми, возникает в процессе приобретения социального опыта.

Психика человека по своему содержанию преимущественно социальна и отражает в первую очередь отношения между людьми, возникающие в процессе трудовой или иной деятельности.

Психика представляет собой наиболее сложное проявление деятельности мозга, она возникает в результате весьма совершенной организации нервных процессов, благодаря чему мозг как уникальная биологическая структура получает возможность отражать внешний мир в его отдельности от субъекта. Вместе с тем процессы представляют собой лишь материальный субстрат передачи и обработки той информации, которая составляет содержание психического отражения. Само по себе это содержание детерминировано главным образом социальными факторами. Отметим, что такой подход снимает и проблему так называемой двойной детерминации человеческого поведения биологическими и социальными факторами. В действительности эти факторы действуют не независимо, не параллельно друг другу. Они находятся в определенных иерархических отношениях, причем биологические потребности в поведении человека опосредуются и преобразуются факторами социального порядка.

На базе положения о психике как продукте мозга и психике как отражении объективной реальности может быть определен подход к решению проблемы соотношения биологического и социального в генезе психических болезней. Оба эти фактора принимают участие и тесно взаимодействуют в развитии патологии психической сферы, однако их роль может быть неодинакова при разных заболеваниях. С этой точки зрения, психические нарушения могут быть подразделены на две группы, в одной из которых пусковым звеном является преимущественно биологическое начало, а в другой — социальное.

К первой группе прежде всего могут быть отнесены врожденные заболевания или болезни, в этиологии которых значительную роль играют генетические факторы. К их числу относится, например, олигофрения. Более сложны взаимоотношения между биологическими и социальными закономерностями при таком заболевании, как шизофрения. В настоящее время причины этого заболевания полностью еще не изучены. Тем не менее, имеющиеся данные достаточно убедительно свидетельствуют о том, что в развитии шизофрении важную роль играют некоторые закономерности биологического порядка, в частности наследственная предрасположенность. Тесная связь биологического и социального проявляется при шизофрении в том, что психические нарушения выступают при этом заболевании в значительной степени в виде нарушения взаимоотношений с другими людьми, и таким образом факторы социального характера с самого начала заболевания включаются в его патогенез. Известно также, что начало заболевания шизофренией в некоторых случаях может совпадать с определенными жизненными конфликтами. Диалектическая взаимосвязь биологических и социальных детерминант в развитии болезни проявляется при этом весьма отчетливо.

Итак, значение социальных факторов при психической патологии, даже если пусковым толчком в развитии болезни являются определенные биологические нарушения, достаточно велико. Это определяется тем, что любое заболевание, нарушая взаимодействие человека со средой, представляет собой явление не только биологического, но и социального характера. При психической патологии, даже если она первично обусловлена факторами биологического порядка, во всех случаях страдает

Психика правильно отражает объективную реальность только при совершенной организации мозговых процессов, точном соотношении деятельности различных мозговых систем, в необходимый момент сопоставляющих наличную информацию с памятью. При психической патологии эти процессы значительно изменены.

Можно сделать вывод, что при выраженной психической патологии психика отражает объективную реальность с существенными искажениями, степень которых зависит от тяжести психической патологии.

Нарушения отражения реальной ситуации при психической патологии собственно и составляют самую суть этой патологии. При относительно более легких формах, например, при пограничных состояниях, это может быть неправильная оценка определенных факторов внешней среды, межличностных отношений. Психотические состояния характеризуются уже значительными искажениями психического отражения, отрывом психики от реальности, как это имеет место, например, при бредовых расстройствах.

В отдельных случаях, связанных с нарушением сознания, можно, очевидно, говорить о том, что психика отражает не внешнюю ситуацию, а патологию мозговой деятельности.

К другой группе заболеваний могут быть отнесены психические нарушения, в происхождении которых главная роль принадлежит не биологическим, а социальным факторам. К ним относятся, например, психогении и алкоголизм, при которых общие закономерности соотношения биологического и социального в генезе заболевания проявляются, как правило, достаточно отчетливо.

Анализ причинно-следственных связей показывает, что в возникновении реактивных психозов, неврозов, психогенных реакций и патологических развитии личности факторы социального порядка имеют ведущее значение. Однако и в данном случае психогения, т. е. социально-психологическое воздействие, опосредуется через определенные мозговые системы. Таким образом, и в данном случае действие социального фактора с самого начала включает определенное звено биологического порядка. Причинная связь между психотравмирующей ситуацией и психогенным расстройством не является однозначной.

Необходимо иметь в виду еще следующее обстоятельство. При всем многообразии психотравмирующих факторов число клинических форм психогенных расстройств, возникающих у человека, ограничено. Эти расстройства характеризуются конкретными типичными проявлениями, что указывает на общность механизмов психогенного реагирования, сформировавшегося у человека в процессе эволюции. Соотношение социального и биологического в развитии психогенных расстройств проявляется и в том, что патогенная значимость психотравмирующего фактора во многом определяется психологическими особенностями, общей системой ценностей личности, ее социальными и моральными установками. С другой стороны, особенности реагирования личности зависят и от биологической почвы, реактивности систем организма и их способности противостоять психическому стрессу.Следовательно, несмотря на наличие общего для всех реактивных состояний этиологического фактора в виде психогении, существует целый ряд условий, преформирующих и усложняющих действие основной причины. Особенности патогенеза реактивных состояний определяются, поэтому тем, какие дополнительные звенья вовлекаются в болезненный процесс. В зависимости от сочетания этих звеньев формируются различные клинические варианты психических нарушений.

Соотношение социальных и биологических факторов в генезе психических заболеваний носит сложный характер и подчиняется диалектическим закономерностям развития, единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество. Сущность психики как продукта мозга и отражения объективной реальности проявляется в том, что патологические изменения деятельности мозга, вызванные действием биологического фактора, неизбежно приводят к социальной дезаптации больного. И напротив, при заболеваниях, в генезе которых важная роль принадлежит социальным факторам, в процесс неизбежно вовлекаются патогенетические звенья биологического порядка.

Проблема заболеваемости психическими болезнями имеет поэтому не только биологическое, медицинское, но и в не меньшей степени социальное значение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.