Здавалка
Главная | Обратная связь

Ретардация: причины, течение, профилактика.



Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.

В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %.

Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических фунций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

Ретардация в детском, подростковом и юношеском возрасте проявляется в 2 формах: 1) временные задержки в развитии и 2) умственной отсталости. Следует различать эти понятия.

1)Задержка психического развития – явление временное и при своевременном вмешательстве специалистов и грамотно проведенной коррекционной работе вполне может быть преодолена и подросток сможет восстановиться. Причинами ЗПР могут стать либо нарушения в познавательной деятельности (глухонемой, слабовидящий, иноязычный), органическое повреждение головного мозга (гидроцефалы – водянка головного мозга – ученые). Умственная отсталость проявляется в сочетании двух этих признаков.

ЗПР может возникнуть вследствие сочетания инфантилизма с задержкой в развитии познавательной деятельности. Такие дети характеризуются общим недостаточным развитием, им свойственны черты более младшего возраста, что нередко приводит к ошибочному диагнозу «олигофрения». Но задержки нося временный характер. Своевременное вмешательство способно компенсировать задержки.

Причиной задержек в развитии могут стать реактивные состояния, как следствие травмирующей психологической ситуации. Это может быть связано с переживаниями из-за физических недостатком (энурез, заикание). Проблемы в семье. При неправильном обращении у ребенка может возникнуть чувство неполноценности, замкнутость, трудности в общении, снижение успеваемости. Если переживания тяжелы и постоянны, у ребенка может возникнуть внутренний конфликт, который, затягиваясь, превращается в хронический, тормозит умственное развитие.

Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Рассмотрим подробнее.

ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Причиной ретардации может послужить физический инфантилизм (малый рост, вес, позже начинают ходить, говорить);

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.).

ЗПР психогенного происхождения такой ребенок характеризуются инфантильностью поведения, преобладанием непроизвольности, повышенной утомляемостью. Но у них нет первичной интеллектуальной недостаточности (понимают смысл рассказа, картинки). Нуждаются в индивидуальном подходе. Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии развития не исключает ее первоначально патологической структуры. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся, прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Причиной ретардации могут послужить так называемые астенические состояния. Они характеризуются нарушением интеллектуальной деятельности при первично сохраненном интеллекте (быстрая утомляемость, нервное истощение, головные боли, ослабление памяти, внимания). В зависимости от причин они делятся на церебральную и соматогенную астению. Церебральная астения – нарушение циркуляции жидкости в мозгу, сотрясение или воспаление мозга. Соматогенная астения обусловлена различными соматическими заболеваниями (внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детскими инфекционными болезнями. При правильном педагогическом и медицинском подходе – преодолеваются.

У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности у детей, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и др.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Поскольку степень задержки психического развития бывает различной, то в легких случаях помощь детям с ЗПР может быть оказана в условиях школы общего назначения. В случаях тяжелых форм ЗПР детям лучше всего обучаться в специальных учреждениях.

Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются неудачам.

Как отмечают многие авторы, дети с ЗПР эффективно принимают и используют помощь взрослого при выполнении каких-либо заданий. Причем в зависимости от степени задержки психического развития и материала, с которым работает ребенок, помощь по своему характеру может быть разной. Способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от умственно отсталых, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортивные игры, хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному ритму. Со временем в процессе обучения они достигают значительных успехов.

Как правило, дети с ЗПР проявляют исполнительность и аккуратность во время уборки класса, территории, ухаживая за растениями и животными. Но это отмечается только в том случае, если работа не требует от них длительного напряжения и не монотонна.

Школьники с ЗПР, дорожа доверием взрослых, могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Многим детям с ЗПР необходимо обучение в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой — обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их учебной деятельности, которая характеризуется неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся с данным дефектом не достаточно умеют планировать свои действия, их контролировать, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто "перескакивают" с одного задания на другое, не завершив начатое, и т.д. Нарушения деятельности детей с ЗПР — существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие учащихся. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, осуществляемая на всех уроках и во внеурочное время.

Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения, но учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям. Детям с резко выраженной задержкой психического развития, как правило, следует посещать специальные группы при детских садах, учиться в специальных школах. Для них организуются классы выравнивания при школах общего назначения.

У всех перечисленных групп детей коррекция поведения и личности может быть значительной, а иногда и полной.

2) Умственная отсталость.

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического повреждения головного мозга.

Дебилы заканчивают вспомогательную школу, достигают сравнительно высокого уровня психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, несут уголовную ответственность, овладевают профессиями и т.д.

Имбецилы не усваивают общих понятий, математических правил, грамматику. С трудом усваивают элементарные навыки чтения и письма. Трудно, но возможно приспособить их к выполнению некоторых видов труда. Однако самостоятельно жить они не могут.

Характерным для детей, страдающих идиотией, является резкое снижение реакции на окружающее. Больные либо совершенно не реагируют 'на все, что происходит вокруг них, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на любой раздражитель, ни на одном из них не задерживаются. Ощущения, как биологический древний механизм, у них сохранены, но восприятия неполноценны из-за отсутствия внимания и необходимых умственных операций. Речь либо отсутствует и заменяется нечленораздельными звуками, либо ограничивается отдельными словами, смысл которых они плохо понимают. В обращенной к ним речи они воспринимают интонацию, но смысла не понимают. Сознание собственной личности у этих больных отсутствует или очень смутное. Осмысленная деятельность, даже игровая, им недоступна, у них нет интереса к игрушкам. Их действия—либо инстинктивные или автоматические акты, либо элементарные двигательные реакции на внешние раздражения. Предоставленные самим себе, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном бесцельном движении, ползают, кувыркаются. Эмоции этих больных элементарны и связаны главным образом с общим самочувствием, с удовлетворением органических потребностей. Психическое недоразвитие здесь носит тотальный характер.

Наряду с такими тяжелыми отмечаются и более легкие формы идиотии. Больные научаются ходить и говорить, приобретают навыки самообслуживания. Эмоциональное развитие достигает более высокого уровня. У некоторых из них можно отметить элементы привязанности к людям, которые за ними ухаживают. Они больше любят тех, кто их кормит, бьют тех, кто с ними строг. Эти привязанности нестойки (они любят человека, пока видят его, и быстро забывают о нем), но все же в этих эмоциях симпатии есть зерно тех чувств, которые можно отнести к социальным. Однако не способны к самостоятельному проживанию и не являются дееспособными.

 

13.Сенестопатии и их особенности у детей.

 

Сенестопатиинеопределенные, нередко трудно локализуемые, часто мигрирующие, диффузные, неприятные, беспредметные, крайне тягостные ощущения, проецируемые внутрь телесного «Я»

Сенестопатиям свойственны следующие клинические признаки:

• полиморфизм - разнообразные боли, ощущения жжения, холода, тяжести, наполнения, электризации, движения;

• необычный, нередко весьма вычурный характер, в связи с чем пациенты с трудом формулируют свои жалобы;

• неприятный, тягостный, порой необычайно мучительный аффективный тон ощущений, созвучный тревожно-депрессивному настроению (сенестопатии крайне редки в маниакальных состояниях); «боли дикие, невыносимые, животные, сумасшедшие»; иногда, по сообщениям больных, интенсивная физическая боль переносится легче, чем сенестопатии;

• не свойственная симптоматике соматических заболеваний локализация - неопределенная, разлитая, часто меняющаяся, мигрирующая, или ограниченная причудливыми топографическими зонами;

• упорный, назойливый, неотступный характер появления, прикованность внимания к патологическим ощущениям; пациенты указывают, что болезненные ощущения «преследуют», «не дают покоя», «не дают возможности отвлечься на что-то другое»;

• не типичная проекция сенестопатических ощущений, если иметь в виду их сенсорную модальность; так, ощущения жжения, холода или движения могут восприниматься «внутри головы»; мнимые экстероцептивные ощущения проецируются в данном случае в зону интероцептивной чувствительности. Как видно, структура сенестопатий включает помимо прочих также элементы нарушения самосознания.

По содержанию сенестопатии делятся на:

• патологические термические ощущения – «жжет», «печет», «леденит»;

• патологические ощущения движения жидкостей - «пульсация», «перелевание», «откупоривание и закупоривание сосудов» и т.п.;

• циркумскриптивные ощущения – сверлящее-разрывающие, жгуче-болевые;

• ощущения передвижения, перемещения тканей – «сливание», «переворачивание», «расслоение» и т.п.;

• патологическое ощущение натяжения.

Развитие сенестопатий идет в соответствии со следующей закономерностью от относительно простых, напоминающих соматические, патологические ощущения, по пути ко все более сложным, полиморфным, причудливым, обретающим предметные очертания и имеющим необычную локализацию. В начале статичные, простые сенестопатии в последующем становятся подвижными, мигрирующими: «Жжение расплывается по сторонам, появляется в разных местах… Боли ходячие, плавающие, бродячие… Мурашки поднимаются от крестца к затылку…». Проекция их все еще не нарушается. Постепенно выявляется тенденция ко все более точной и дифференцированной локализации сенестопатии: «Боль по участкам на голове… Болит кожа… Боль внутри головы… Боли в костях… Болит позвоночник… Поверхностное жжение в предплечье… Пощипывает вокруг глаз…».

Сенестопатии выявляются не ранее 3-4 лет, что бывает редко, вследствие ограниченных возможностей осмысления и передачи информации, сложности вербализации сенестопатии. У детей младших возрастных групп (раннего, дошкольного, младшего школьного, препубертатного возраста) характерны упрощенность и скудость жалоб («в животе бурчит», «что-то переливается»), трудности в описании патологически ощущений, преимущественно сенестоалгическая форма сенестопатий, рудиментарность ипохондрических и субдепрессивных опасений, отсутствие отчетливых ипохондрических версий. С увеличением возраста у детей усложняются сенестопатические жалобы, увеличивается удельный вес аффективных и ипохондрических объяснений, страхов, которые могут достигать уровня отрывочного ипохондрического бреда. В препубертатном возрасте сенестопатии иногда приближаются к патологическим ощущениям у взрослых.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.