Здавалка
Главная | Обратная связь

Синдром ухода и бродяжничество



Данный синдром, весьма разнородный по генезу, но довольно однообразный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома или школы, интерната или другого детского учреждения с последующим бродяжничеством, нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в пре-пубертате, преимущественно у мальчиков. По данным, он встречается у 0,5% школьников 10—11 лет.

Как показывают работы ряда авторов, формирование данного синдрома психопатологически различно и отчетливо зависит от особенностей личности, ситуационных факторов и нозологической принадлежности синдрома. Особое значение имеют личностные особенности. Так, у детей и подростков с преобладанием астенических, эмоционально-лабильных, сенситивных черт характера первые уходы связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия, представляя собой реакцию пассивного протеста, либо со страхом перед наказанием или тревогой по поводу какого-либо проступка . При психическом инфантилизме с эмоционально-волевой незрелостью наблюдаются преимущественно уходы из школы и прогулы, обусловленные боязнью трудностей, связанных с учебой. При преобладании аффективно-возбудимых и гипертимных черт характера у подростков уходы связаны с реакциями эмансипации. У подростков с шизоидными чертами в основе мотивации уходов лежит стремление избежать общения с людьми. Первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами связаны с осознаваемым или неосознанным стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения желаний. Перечисленные варианты начальных уходов и побегов можно отнести к группе реактивных. Начало формы

Другим типом мотивации начальных уходов является «сенсорная жажда», т. е. потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также сочетающееся с ней стремление к развлечениям. Уходы, связанные с такой мотивацией, встречаются в основном у детей и подростков с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости. Непосредственным поводом к уходу могут стать впечатление от приключенческого кинофильма, телепередачи или книги, случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии неподалеку (драка, автомобильная авария, пожар и т. п.).

Дети и подростки чаще убегают вдвоем или небольшой группой, могут уезжать далеко, в другие города, в поисках приключений, для розыска кладов и т. п.

Третьим типом являются «безмотивные», т. е. не имеющие содержательной мотивации, уходы. В их основе лежит либо изменение настроения (дисфория или депрессивный сдвиг с неосознанным стремлением уйти от стесняющего режима, из привычной обстановки), либо нарушение влечений с импульсивным («неодолимым)» стремлением к уходу. Импульсивные уходы, связанные с патологией влечений, называют дромоманией, или пориоманиеи.

В формировании синдрома уходов и бродяжничества немалая роль принадлежит неблагоприятным микросоциальным факторам. Так, 84% детей и подростков с этим синдромом в наблюдениях А. Г. Большакова (1981) росли в неблагополучных, в том числе неполных, семьях. Развернутый синдром уходов и бродяжничества характеризуется более или менее стойким стремлением к бродяжничеству, обычно в одиночку. Дети и подростки во время своих блуждений, нередко многодневных, ездят на транспорте, заходят в магазины и другие общественные места, ночуют в подъездах, подвалах, на чердаках, как правило, домой самостоятельно не возвращаются. Их приводят работники милиции, родственники, посторонние лица. Дети подолгу не испытывают усталости, голода и жажды, что свидетельствует о важной роли патологии влечений в генезе синдрома.

Синдром уходов и бродяжничества, как правило, ведет к микросоциально-педагогической запущенности и различным формам асоциального поведения (хулиганские поступки, мелкое воровство, сексуальные действия, алкоголизация), что связано с негативным влиянием окружения, а также отрывом от семьи и школы. Длительное бродяжничество, кроме того, способствует появлению неискренности, лживости, стремлению к примитивным удовольствиям, отрицательному отношению к труду, оппозиции к любой регламентации поведения. Бродяжничество часто становится источником патологического формирования личности по аффективно-возбудимому, неустойчивому и псевдошизоидному типу.

После 14—15 лет проявления синдрома постепенно сглаживаются, причем у одних подростков личность не меняется, у других обнаруживается микросоциально-педагогическая запущенность с делинквентным поведением, а в части случаев, как указывалось выше, происходит психогенное патологическое формирование личности.

Синдром уходов и бродяжничества в основном встречается при пограничных состояниях, включая ситуационные личностные реакции протеста, депрессивный невроз, психогенные патологические формирования личности, формирующиеся истинные психопатии, резидуально-органические неврозои психопатоподобные состояния. Синдром нередко наблюдается у детей и подростков с пограничной интеллектуальной недостаточностью и дебильностыо. При всех перечисленных формах патологии динамика синдрома может проходить 3 этапа:

1. психогенная реакция ухода (в связи с психотравмирующей ситуацией или «сенсорной жаждой»);

2. 2) этап привычных, фиксированных уходов, в основе которых лежит патологический стереотип поведения и определенное усиление влечений (однако не импульсивных);

3. этап импульсивного непреодолимого стремления к уходам и бродяжничеству (т. е. этап истинной дромомании).

Третий этап синдрома наблюдается относительно редко, в основном у подростков с выраженными патологическими чертами личности неустойчивого, аффективно-возбудимого и особенно эпилептоидного типов при формирующихся психопатиях и резидуально-органических психопатоподобных состояниях

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.